Не завидная доля

Воронина З.А.
                Не завидная доля.
История эта началась давно, в то время, когда ещё светская власть была, когда все пятнадцать республик входили в одну страну и когда люди могли свободно переезжать в одну республику или в другую свободно, жить там, где им больше нравится.
Молодой человек по имени Виктор отдыхал у приятелей в Казахстане. Тут жили два его товарища Вадим и Артём. Учились они в горном техникуме. У одного из приятелей в Прокопьевске жили родственники, потому они и попали сюда, приехали поступать в горный техникум.
Летние каникулы друзья решили провести вместе. В Прокопьевске они учились и часто бывали у Виктора, поэтому решили пригласить друга к себе на лето. Виктор отказываться не стал, приглашение принял. Тем более о Казахстане он много слышал, но там не был. Да и интересно посмотреть, как там люди живут. Друзья рассказывали много интересного об этой стране.
 Из окна вагона он первый раз видел казахские степи, верблюдов и даже настоящего ишака. Поезд шёл до Алма-Аты, и всё это время Виктора от окна трудно было оторвать. Ему интересно было буквально всё до самой мелочи. Ведь природа совсем не такая, как в Сибири. Даже небо и то казалось другим, отличным от сибирского, не говоря уже о деревьях, травах, животных. Его товарищи жили в самом городе Алма-Ата, а там разве увидишь верблюда или ишака? Друзья его утешали:
-Да брось ты рассматривать этих животных, приедем, мы тебя свозим к родственникам в деревню, там и увидишь всё своими глазами. Давай лучше пивка попьём.
Виктор отмахивался от приятелей и продолжал разглядывать в окно всё, что проплывало мимо:
-Куда денется ваше пиво? Успею ещё, а тут могу что-то интересное пропустить.
Столица Казахстана довольно большой город. От вокзала  шли пешком. Виктору так хотелось. По дороге он вертел головой во все стороны, всё старался рассмотреть, ничего не пропускал. Дом, в котором друзья жили, был не далеко от вокзала. Сначала Виктор поживёт у Вадима, а потом у Артёма, что бы не обидно было ни кому. Друзья жили в одном доме, даже в одном подъезде. И дружили они с детства, вместе пошли в школу, поступили в один техникум, на один факультет.
 Сначала Виктор пошёл к Вадиму. Он жил с родителями и кроме него никого не было. Трёхкомнатная квартира находилась на втором этаже. В ней было чисто и уютно. Родители обрадовались приезду сына и его друга. В одну минуту накрыли на стол, стали угощать сына с приятелем, да расспрашивать о Сибири. Мать Вадима родом из Прокопьевска, поэтому ей всё было интересно. Отец потомственный казах, но и ему интересно было послушать, как живут его родственники в далёком краю. Через некоторое время забежал Артём:
-Ну, как встретили родичи? Виктор, как тебе нравится у нас? Пошли к нам, я тебя с моими родителями познакомлю. А ещё у меня есть сестра. Красавица. В этом году поступила в медицинское училище. Акушеркой станет, когда учиться закончит. Вдруг, вы понравитесь друг другу. А может, я ещё твоим родственником стану, как знать.
-Артем, ты, что тарахтишь как заведённый. Устал Виктор. Отдохнуть ему надо немного. А по гостям успеем ещё.
-Погоди, Вадим, если девушка хорошая, почему же не познакомиться. Сходим на немного, познакомимся и назад. Пошли.
Друзья втроём побежали к Артёму. У него дома была только сестра. Родителей не было. Она и впрямь была хороша. Тёмные глаза, тёмные волосы, с круглыми пухлыми щёчками, с яркими губками, с белыми жемчужными зубками, а сама тонкая, гибкая, словно молодое деревце. Виктор увидел такую красавицу, обомлел, лишился дара речи, только всё смотрел на неё и смотрел:
-Ну, что ты меня смущаешь? Не видел такую девушку? Лучше давай знакомиться. Мне Артём много о тебе рассказывал. Ты ведь Виктор, не так ли?
-А мне ничего не говорил о тебе. Ещё друг называется.
-Не суди его строго. Это он специально, что бы тебе приятное сделать. Они договорились с Вадимом, вот и пригласили тебя специально в гости. Ну, что не так. Подтвердите мои догадки.
-Да брось ты на нас наговаривать. Сама говорила, что не прочь с сибиряком познакомиться. Вадим, подтверди.
-Да ладно тайны выдавать, ну и что из того, что говорила. Слово не воробей, выскочит, не удержишь. Знакомьтесь лучше.
-И то, правда, что мы из пустого в порожнее переливаем. Давайте лучше познакомимся. Меня зовут Валентина, я родная сестра Артёма. А ты всё время живёшь в Сибири? Там, говорят, холодно, это правда?
-Правда. Но не сильно холодно. Зима вот только долго длится, но это ничего. Ведь мы сибиряки народ привычный ко всему.
Виктору девушка очень понравилась. Он с ней болтал всё время, пока были в гостях у Артёма:
-Слушай, Валя, расскажи мне про себя. Интересно узнать о тебе как можно больше.
-Что же тебе рассказать…Слушай. Однажды я с подругой поехала в гости к своей тёте. Она живёт в деревни. Купили билет. Сидим на автовокзале, ждём автобус. С нами на одной скамейке сидела женщина лет сорока. Она всё на меня поглядывала. Я не выдержала и спрашиваю:
-Что вы всё время смотрите на меня? - а она мне спокойно так заявляет:
-Деточка, у тебя интересная судьба. Давай я тебе по твоей руке скажу коротко о ней. - Я посмотрела на неё, думаю, вот пристала. А саму взяло любопытство, а вдруг она что-то интересное скажет. А она говорит:
-Ты не бойся, я не цыганка, я хиромант.
Тогда я не знала, кто такой хиромант, а спрашивать неудобно. Но она сама мне сказала, что это значит.
-Давай твою правую руку я по ней твою судьбу прочитаю.
Я ей руку подала, она внимательно рассматривала, а потом говорит:
- Ты связана с медициной всю жизнь будешь. Окончишь учиться, выйдешь замуж и уедешь далеко. Детей у тебя будет двое, но рожать один раз будешь. Мальчик проживёт короткую жизнь. Девочка будет долго жить с детьми, а потом одна. Рано останешься вдовой. Жизнь у тебя долгая будет.
-Ну, и что тут интересного? - Спрашиваю у неё. А она говорит:
-Я бы тебе подробно всё рассказала, но не могу этого сделать. Сама потом увидишь, как всё произойдёт. Только скажу ещё, что замуж ты за сибиряка выйдешь.
А сегодня я познакомилась с сибиряком. Может, ты моя судьба?
-Не знаю. Но я бы не возражал, от такой судьбы.
-Артем на меня косится, но ты мне понравился очень, что тут скрывать. Давай, мы с тобой дружить будем. Сейчас вы отдыхать с дороги будете, а завтра мы пойдём с городом знакомиться. У нас очень красивый город.
Вадим и Виктор посидели ещё немного в гостях, а затем пошли отдыхать. На утро, как и обещала Валя, пошли бродить по городу. Виктору нравилось всё, но больше всего ему рынок понравился. Народ был в разной одежде, особенно женщины. Он удивлялся тому, как одеты они, некоторые в нормальной одежде, а некоторые в красивых длинных платьях, в длинных штанишках видных из-под платья, а на голове платок. Это в июле – то, на улице стоит жара, а тут платок.
-Почему у вас некоторые женщины так упакованы? Неужели им не жарко?
-Чудак человек. Здесь же живут люди разных национальностей. Многие женщины мусульманки. У них так принято. Не положено показывать голое тело. Хорошо, что паранджу сняли. Молодые ходят как мы русские, а женщины постарше все укутанные с ног до головы. У них строгие законы. Девушки не болтаются везде как у русских, всё больше сидят дома. Парень надумает жениться, должен калым отдать. Тогда только он может брать в жены девушку. А если ему нечем платить, то так и ходит холостым до конца дней своих.
-Интересно. Неужели без калыма нельзя жениться?
-Нельзя. Это ведётся издавна. Может, со временем и этот закон у них отпадёт, но пока он в силе. Так что, хочешь меня в жёны брать, собирай деньги на калым.
 -Ну, я же не мусульманин. У русских, слава Богу, нет таких дурных правил. Правда, невеста должна была приданное собрать. До сих пор такое правило ещё действует. Так что, готовь приданное, а то в жёны не возьму.
-Слушайте вы, влюблённые, но не женатые, вам лучше одним гулять, а то только и слышно вас одних. Нам с Вадимом слово вставить не возможно. Да и ощущение такое, словно мы подглядываем за вами, даже неудобно. Может, нам уйти от вас? Сходим к товарищу, а вы погуляете. Пошли, Артём, к Денису! Пусть молодёжь поболтает без нас.
-Ты, Валентина, сильно голову парню не забивай, а то он и так ходит как чумной.
Артем и Вадим пошли к своему школьному товарищу, а Валентина долго бродила вместе с Виктором по городу, всё рассказывала и рассказывала. Виктор больше слушал. Только под вечер вернулись они домой. Валентина пошла к себе, а Виктор к другу. Он был уже дома и поджидал Виктора.
-Долго же вы гуляли. И где вас нелёгкая носила? Наверное, весь город обошли?
Девчонка-то тебя сильно зацепила?
-Понравилась мне она, я почти влюбился. Ты веришь в любовь с первого взгляда?
-Знаешь, как вылечиться от такой любви?
-Нет. А как, подскажи.
-Нужно хорошенько посмотреть на человека второй раз.
-Правильно! Значит, я звоню ей по телефону или лучше сам сбегаю к Артему и назначу ей встречу на завтра.
-Да погоди ты, не спеши. Спешка нужна при ловле блох. Утром пойдём вместе. А то родители у них строгие. У Валентины неприятности только будут от твоего визита. До утра потерпишь.
-Уговорил. Слушай, Валентина стоящая девчонка? Расскажи ты о ней немного. Со стороны виднее лучше.
-Валентина, действительно стоящая девчонка. Она только поговорить уж очень любит, особенно на тему морали. Это её конёк, как заведётся, не остановишь. Артему она всю плешь переела своими проповедями. Иной раз, он ко мне бежит от её проповедей.
-Это хорошо или плохо?
-Кому как. Может, кому-то нравится слушать всякую хрень. Мне, например, это не очень по нраву. Я хотел одно время с ней подружить, но как представил, что она мне каждый рез лапшу на уши вешать станет, отпала охота.
-А мне по барабану, пусть вешает, сколько влезет. А матери – то она помогает? А то, может, она работать по дому не умеет.
-Об этом можешь не волноваться. Она и стряпнёй вместе с матерью занимается, сам видел, и приготовить может. Мать её всему обучает. Хозяйка из неё стоящая получится.
-Это хорошо. Такая жена, мечта любого мужчины. Я поесть люблю. Да ещё если приготовлено со вкусом, это что-то! Ну, а вы как сходили?
-Нормально. Денис наш одноклассник. Он работает. Учиться не пошёл. Вернее, он поступал, но не набрал нужное количество баллов и не прошёл по конкурсу. Тут ведь внимание отдают в первую очередь азиатам. Он лишь бы на троечку с натяжкой сдал, поступит точно. Тебя отшвырнут, а его возьмут. Так и с Денисом вышло. Он ведь русский, а живёт тут с рождения. Больше он не пытался поступать, пошёл работать. А мы сразу это предвидели, поэтому и поехали в Сибирь. В Прокопьевске тётка моя живёт, поэтому мы и поступили без проблем в горный техникум. А вообще, Сибирь нам понравилась. Окончу учиться, останусь там. Но, загадывать, не будим, в жизни бывает всякое. Загадаешь, может и не сбыться. Так что, поживём, увидим.
-Я тоже не обменяю наши края ни на один другой. Пусть даже там рай земной, всё равно, лучше нашего края нет.
-Не говори так, я бы хотел в раю земном побывать.
-А что ты подразумеваешь под этим?
-Ты знаешь, есть у меня мечта, побывать в Индии или в Австралии. Вот где, точно, райские места. Но это только мечты, вряд ли они сбудутся. А с тобой всё понятно. Женишься если на Валентине, переедешь к ней сюда жить.
-Нет. Я её заберу в Сибирь.
-Она замёрзнет ещё там.
-Не замёрзнет, я её согрею. Вот осенью я вас поведу с Артемом в лес на охоту или рыбалку.
-На рыбалку и здесь можно сходить. Мы с Денисом об этом как раз и говорили. У меня и у Артема тоже живут родичи в селе. А село на реке, Чу стоит. Интересная речка. Течение быстрое, вода выше колен, но волны до груди достают. По одну сторону Казахстан, по другую – Киргизия. Что интересно, река никуда не впадает.
-А разве так бывает? Куда же тогда вода девается?
-В том-то и дело, никуда. Она в песках теряется. Завтра Денис ещё работает, а потом у него два выходных дня. Вот с утра мы и рванём в деревню. Поедим чисто мужской компанией. Валентина пусть матери помогает, руку набивает, а то сама скоро хозяйничать будет, пригодится.
Долго друзья ещё разговаривали. Виктор с нетерпением ждал утра. Он хотел быстрее увидеть девушку, так понравившуюся ему. Утром Виктор, не успели, как следует подкрепиться, засобирался к Артему в гости:
-Пошли к Артему, что ты возишься!
-Да погоди ты, куда торопишься, спит, поди, твоя ненаглядная. Брат проснулся, - это точно. Он всегда рано просыпается, а она дрыхнет наверняка.
-А может, уже проснулась. Ты ведь не знаешь.
-Ладно, пошли, сам увидишь, что я прав.
Брат и сестра были уже на ногах. Они даже позавтракать успели. Вновь сегодня они решили посвятить день на прогулку по городу. Валентина не была бы против того, если бы их с Виктором оставили одних. Они и одни нашли бы тему для разговоров. Но сегодня решили немного походить, а затем отправиться в кино. На углу они купили по пачке мороженого, ели и болтали. День стоял жаркий, разговор не клеился, хотелось нырнуть в тень куда – то:
-А вот интересно, почему у вас тополя пирамидальной формы, а у нас обычные?
-На этот вопрос у нас нет ответа. Я даже не знаю, как они у нас появились. Сколько себя помню, они такими и были. Артем, Вадим, а вы знаете что-нибудь про это?
-Не интересовались даже. А что, красивые тополя. В Сибири таких нет.
-Это точно. У нас таких не найдёшь, даже если захочешь.
-Ой, да что мы про всякие глупости болтаем. Пошли лучше в кино. Немного осталось времени до начала фильма.
После фильма они немного поговорили, поделились впечатлением и разошлись. Артем и Вадим пошли в одну сторону, к великой радости Валентины, а Виктор со своей подругой в другую. Они присели на скамеечку в тенёчек:
-Валя, а вот интересно, я заметил, у вас тут темнеет быстро и раньше, чем у нас в это время. Почему, не знаешь?
-Вот этого я тебе объяснить не могу. Никогда не задумывалась над этим вопросом. Может, потому, что у нас место гористое. Солнце спряталось за гору, вот и темно. А вообще, не знаю, так ли это.
-А давай немного помолчим, хорошо так посидим и помолчим. С тобой мне хорошо и молча сидеть.
Они провели время до самого вечера. Им было хорошо вместе. Расставались они в подъезде дома:
-Валя, а почему тебя мальчишки не берут с собой в деревню?
-Они не любят, когда я с ними увяжусь. Говорят, женщины приносят несчастье на рыбной ловле. Может, они правы. Я действительно не люблю рыбалку. Для меня просто мука поездка в деревню. Они прекрасно об этом знают. Я бы могла поехать, но не на рыбалку, а так просто, полюбоваться природой. Но раз решили, пусть едут, я не возражаю. Ладно, до завтра.
-Почему до завтра? Ведь мы уезжаем завтра на два дня в деревню.
-А я вас провожу до автобуса. Пока!
Вадим уже ждал товарища:
-Не надоела тебе эта трещотка? Вот у тебя терпение! Точно тебе быть её мужем. У меня не хватило бы терпения, чтобы переслушать её. Я бы не вынес такого счастья, сбежал бы.
-Глупый, много ты понимаешь в женщинах.
-Зато ты понимаешь в них всё.
-Давай, не будим спорить, хорошо.
 Утром друзья отправились в деревню, порыбачить, отдохнуть от городской суеты. Остановились у тётки Артема. Тётя у него была казашка, отец русский. Встретили их как дорогих гостей. Расспрашивали всё о родителях, о том, как они поживают в городе, как мальчики учатся в Сибири, понравилось ли им там. А когда узнали, что Виктор сибиряк, обрадовались очень. Тётя пообещала настоящим кумысом угостить. Сама она его не делала, но сходит к знакомым, у них то он есть. Виктор поинтересовался:
-Я слышал, что его из лошадиного молока делают, а разве лошадь доят?
-Конечно. Правда молока она даёт намного меньше, чем корова, зато пользы от него много. И кумыс очень полезен для здоровья. Попробуешь, сразу заметишь, как сила прибавится. Ладно, вы пока располагайтесь, а я к соседке сбегаю.
Тётя убежала к соседке, пробыла там немного и вернулась с банкой наполненной не то простоквашей, не то ещё чем-то:
-Это кумыс. Я его у соседки беру иногда. Садитесь за стол, я вас кормить буду, а то проголодались, поди.
Мальчишки отказываться не стали, они и в самом деле проголодались. Подкрепившись, решили сходить на реку, если не рыбачить, то просто посмотреть. Удочки захватили с собой. По дороге Виктор спросил у Артема:
-Почему ты свою тётю называешь Аней, ведь она казашка, а имя русское?
-Это ей так хотелось, а на самом деле её Айгуль зовут, но она не любит, когда её так называют.
-А, по-моему, у неё красивое имя, зря она не любит его.
Первый раз Виктор видел реку, которая была на границе двух республик. Ему не верилось, что, перейдя на другой берег, он окажется уже в Киргизии. А река как река, только течение быстрое. Он для интереса перешёл туда и обратно реку. А мальчишки посмеиваются над ним:
-Ну, как, вода теплая?
-Вода почему-то холодная, горная она что ли?
-А ты не один реку переходил.
-Кто же ещё?
-Посмотри хорошенько на воду в том месте, где ты шёл. Ну, видишь, с кем ты шёл?
Виктор присмотрелся, по воде плыла змея. Она голову держала над водой, а её туловище изящно извивалось. По коже Виктора пробежал холодок. Он страшно боялся всех тварей, а змей особенно. Они все ему казались на одно лицо, он не мог ужа от гадюки отличить. Это зрелище отбило охоту лезть в воду ещё раз. А мальчишки только смеются над ним:
-Сибиряк, а змей боится. А зря. Вот в деревни, где мы сейчас находимся, у одной женщины змея живёт прямо в доме, вместо кошки и сторожа. Когда она уходит в магазин, дверей не запирает, знает, никто к ней в дом не зайдёт, змеи побоится.
-А у другой на окраине села змея корову доила. Придёт корова из стада, и если её сразу не подоить, змея выдоит.
-Ну, вы сказки-то рассказывать мастера, это я знаю.
-Не веришь? У тётки моей спроси.
-Ладно, давайте лучше рыбу попробуем ловить. А вдруг, нам повезёт. Все ничего, но пить страшно хочется. А воду мы не взяли.
-А зачем? Здесь родник недалеко имеется, сходим и напьёмся.
Они пошли на родник пить. Вода в нём чистая, прозрачная, дно как на ладони видно. Виктор наклонился к воде, что бы напиться, а там плыла лягушка. Она выпучила свои лупатые глазищи на парня, а того, как ветром сдуло от родника. Друзья покатились со смеху:
-Ой, не могу! Сибиряк лягушки испугался!
-Да не испугался я лягушки. Просто, как представил, что стану пить эту воду, меня замутило даже. Фу, какая гадость эти лягушки. Её противно в руки брать, а не то что бы пить воду, где она свою жопу вымыла.
-Люди в некоторых странах едят лягушек. Говорят, у них очень вкусное мясо, чем-то куриное напоминает.
-Ну и пусть едят, если им это нравится. У нас тоже некоторые собак едят, говорят, туберкулёз вылечивает их мясо. Но я бы лучше от болезни помер, чем жрать собачатину стал.
-Это ты так говоришь, что ещё тебе не приходилось болеть, а как плохо стало бы, то и ел бы. Куда бы ты делся.
-Всё равно, не стал бы есть!
-А некоторые лягушку специально в молоко опускают, что бы оно не скисло.
-Ну, ты скажешь. Кто же её опустит в молоко? Как же пить после этого, фу, какая гадость!
Ладно, философы, рыбу ловить будим, или уже передумали?
-Эх, хорошо бы с ночёвкой порыбачить!
-С ночёвкой? Так ты же боишься змей!
-А при чём тут змеи? Я же не их ловить предлагаю, а рыбу.
-А ночевать, ты, где собираешься?
-Здесь.
-Ночью змеи лезут в тепло или туда, где тепло. А у, тебя, где тёплое место? Они к тебе залезут даже под фуфайку, лишь бы им было тепло.
-Правда, что ли? Нет, тогда с ночёвкой не пойдёт. И вообще я вам скажу, парни, лучше нет рыбалки у нас в Сибири. Уж там точно, никто не залезет к тебе в фуфайку.
А вечером друзья слушали лягушачий концерт. Они сидели на крылечке дома. Было тихо. Виктор услышал какие –то странные звуки, на пение птиц не похоже.   
-Что это?               
-Да, это твоя знакомая поёт.               
-Какая знакомая? Что ты несёшь!               
-Лягушки про любовь поют.               
-Разве они умеют петь?               
-Умеют, слышишь же сам.               
-Не думал я, что они ещё и поют. Получается неплохо. Молодцы!                На следующий день друзья сводили Виктора в колхозный сад. Сторож был свой человек. Он знал ребят, что они ничего не сделают. Да и при том, это был родной дядя Вадима. Мальчишки встретились с дядей Колей. Тот долго расспрашивал их про житьё в городе, а потом, узнав, что Виктор из Сибири, стал у него выспрашивать про житьё в тех краях.
-Дядя Коля, ты бы лучше показал нашему другу сад. Он в Сибири не видел такого. Ему будет очень интересно.                Дядя Коля повёл мальчиков по саду. Сад был огромный. Виктор впервые попробовал урюк, черешню, сорвал яблочко. Мальчики ему объяснили, что рвать надо скороспелые плоды, другие ещё не поспели. Пока ходили по саду, наелись фруктов до отвала. После обеда друзья отправились на остановку автобуса. Им надо возвращаться в город. Виктор остался доволен поездкой. Он был просто переполнен впечатлениями.
 Это лето для него вообще было незабываемым. Жаль, что пролетело оно слишком быстро. Не успели оглянуться, а уже надо ехать в Сибирь, сентябрь подходил. Хорошо отдыхать, но и учиться надо.
 С Валентиной они расстались, но обещали переписываться. Виктор писал своей подруге часто, она отвечала на его письма. У них завязалась дружба. Послав одно письмо, он с нетерпением ждал ответ. В нем росло всё больше и больше чувство к ней. Он уже не мыслил жизни без неё. То же самое творилось и с Валентиной. Она ждала не только писем от него, но и того момента, когда же, наконец, она увидит его.
 На следующее лето Виктор не смог поехать в Казахстан. У него заболел отец. А был он шахтёром. У них на участке случился обвал. Шахтёров спасти удалось, но некоторые после этого обвала стали инвалидами. Был среди них и отец Виктора. Проболел он пол года. К осени его не стало. Виктор остался жить с матерью. Мать у него нигде не работала, была домохозяйкой. Похоронив мужа, она стала выращивать овощи в огороде и продавать их на базаре. На вырученные деньги жили. Поэтому, ещё при жизни отца денег не было, чтобы тратить их на поездки. Все деньги уходили на лечение, отец последнее время всё больше в нем нуждался. Приходилось мириться с тем, что он не увидит свою возлюбленную летом. Он проводил друзей в дорогу и наказал им, что бы Валентина его не забывала, а через год он приедет за ней. Через год как раз он окончит техникум, а она своё училище.
 Ровно через год он привез Валентину в Сибирь. К осени они стали мужем и женой. Работать Валя пошла в роддом акушеркой. Виктор пошёл по стопам своего отца. Он устроился на шахту Калинина мастером. Первое время Валентине было непривычно жить в сибирском городе. Её особенно пугала надвигающаяся зима. Жить стали с матерью. Виктор боялся её оставить одну, ведь она уже старенькая, ей помощь нужна. В своём доме не обойдёшься без мужских рук, иначе всё хозяйство развалится постепенно. Валя всё понимала, поэтому не возражала. Со свекровью они жили дружно. А зачем куда-то уходить, если на тебя возлагают большие надежды. Свекровь – хорошая женщина, один у неё всё же был недостаток: она пристрастилась к торговле. На базаре готова просидеть целый день, было бы с чем. А у неё всегда находилось что продать. Летом торговала разной зеленью, осенью овощи шли на «ура», зимой делилась соленьями. Какая ни есть, а всё же помощь в семью шла. Так они и жили.
 Всё было хорошо, но детей у них не было. Валя сходила в женскую консультацию, обследовалась, сдала кучу анализов. Врачи пришли к выводу, что необходимо провести курс лечения. Она полежала в больнице, но лечение ничего не дало. Врачи ей нарекли бесплодие. Вернувшись домой из больницы, Валентина стала думать, как же ей дальше жить с таким грузом. Виктор видел, что она сильно переживает из-за своей болезни, но не мог ничем ей помочь. И тогда он предложил хороший вариант:
-Валя, ты же сама работаешь в роддоме, тебе и карты в руки. Это плохо, что мы не можем иметь своих детей, но помочь этой ситуации можно.
-Как ты поможешь?
-Очень просто. Возьмём ребёнка прямо из роддома. Ведь у вас бывают отказные дети? Подождём, как появится подходящий малыш, сразу и возьмём. Вырастим его как своего, он и знать не будит, что приёмный сын. Ему хорошо и нам в радость. Ну, как моя идея?
-А я всё думаю про то, что мне нагадала женщина, предсказывая судьбу. Неужели она меня обманула? Враки, вся эта хиромантия. Видно матерью не суждено мне стать…
-Не горюй, любимая, всё будет хорошо. Но ты не ответила на моё предложение по поводу малыша. Как ты, за или против?
-И кого ты хочешь взять?
-Кого? Конечно же, мальчика. Но и от девочки не откажусь. Какая разница, кого воспитывать. Я тоже так хочу малыша!
-Идея не плохая, но что ты станешь делать, если свои дети всё же пойдут?
-Ну, и пусть пойдут. Этот тоже наш станет. Выбрасывать на улицу не стану, всё равно, выращу как своего ребёнка, да, он и знать не будит, что не родной нам.
-Хорошо. Давай возьмём прямо из роддома.
Теперь она повеселела немного, а в роддоме стала внимательней приглядываться к детям. Долгое время не было отказных детей, но однажды появились два ребёнка. Один был тёмненький, волоса ёжиком торчали, другая – девочка. Валентина посмотрела на малышей и пошла, выяснить всё, что известно о детях. Мать мальчика не имела мужа, жила в общежитие. Она очень боялась, что не сможет вырастить ребёнка. Ей работать надо, а куда она малыша денет. Родителей у неё не было, помочь не кому, вот и решила отказаться от малыша.
Мать девочки жила с мужем в частном доме, но вела разгульный образ, любила к рюмочке припасть и с мужиками хвостом покрутить. Залетела случайно и не известно от кого.
Дома Валентина рассказала всё Виктору. Он долго думал и только потом ответил:
-Девочка сразу отпадает. Неизвестно, какое у неё наследие, может, вырастит какой-нибудь алкоголичкой. Берём мальчика. Пусть он полежит положенное время, тогда и заберём домой. А мы подготовимся к его приходу.
Они обегали магазины, купили кроватку, ванночку, игрушки, пелёнки, распашонки. Мать Виктора видит, что молодёжь суетятся:
-Что-то я не пойму. Вы что, меня никак бабушкой решили сделать? А живота, вроде, не видно у мамы.
-Понимаешь, мать, мы ребёнка берём из роддома. На днях привезём. Своих нам Бог не даёт, вот и решили взять приёмного. Только прошу, никому ни слова. Договорились?
-Хорошо. Но ведь это не ваш ребёнок! Сможете ли вы стать ему родными?
-Не волнуйся, мы всё взвесили, всё обдумали, а потом приняли такое решение.
Мальчика привезли домой в субботу. Валентина оформила после родовой отпуск и стала ухаживать за малышом. Назвали его так же, как и отца приёмного. Маленький Витя рас подвижным ребёнком, крепеньким, здоровым. Отец его очень любил, вернётся с работы, носит на руках, играет с ним, а вечером сам купает, укладывает спать, а потом пелёнки стирает. Мать ворчала:
-Мы, что не в состоянии и пелёнки постирать? Или ты этот процесс нам не доверяешь?
-Ничего ты, мать, не понимаешь. Просто мне составляет удовольствие, заниматься малышом.
А дело было ещё и в том, что через полгода Валентина забеременела. Виктор боялся, что ей в тягость этот труд и старался всю заботу и работу взвалить на свои плечи. Матери пока ничего не говорили, боялись сглазить. Но мать сама заметила, что невестка как-то неестественно себя ведёт, то ей солёных огурчиков захотелось, а прошедший день вдруг потянуло её на ливерную колбасу. Понятное дело, что захотелось просто колбаски поесть. В холодильнике бери и ешь, а то именно ливерную подавай, которую они никогда не покупали. Свекровь сама сходила в магазин, долго там выбирала лучшую ливерную колбасу, наконец, выбрала. Она догадывалась, что не спроста Валентина просит то одно, то другое. Ей очень хотелось иметь родного внука, а ради этого она готова купить всё, лишь бы свершилось предполагаемое.
 Через некоторое время Анна, так звали мать Виктора, убедилась в своей правоте. Живот у Валентины стал расти, а значит не загорами долгожданный внук. Валентина встала на учёт в женской консультации. Когда она пришла на приём с животом, гинеколог очень удивилась:
-Вас же признали бесплодной? Как же могло такое случиться?
-Случилось же. Может, меня пожалел Бог и дал возможность стать мамой.
Несколько раз Валентину клали в больницу на сохранение, но несмотря ни на что, она ребёнка выносила. У неё родилась девочка. Она лежала в палате и думала: «Не ужели это происходит со мной? И всё же я стала мамой! Значит, не обманула меня женщина, что судьбу мою мне рассказывала». Девочка была крупненькой, здоровенькой, полненькой, да и весила целых четыре килограмма. Она тоже родилась с тёмными волосами, как и у мальчика, хотя не была ему родной сестрой. Назвали её Аней в честь бабушки. Теперь у Валентины и Виктора было двое детей. Сыну исполнилось год  и три месяца, дочку только что из больницы выписали. Бабушка не знала, как угодить молодым, лишь бы дали ей поводиться с внучкой. Она не позволяла Валентине ничего по дому делать, пока та не окрепнет. Виктор целый день на шахте пропадал, так она взяла инициативу в свои руки. Валентина только подумает что-то сделать, свекровь летит ей на помощь. Валя с детьми посидела ещё год, а потом вышла на работу.
 Свекровь осталась вместо няни. Детей она помогала растить и воспитывать. А дети росли шумными озорниками. Витя и Аня внешне похожи, словно родные были. Подросли, в школу учиться пошли. Витя на год раньше сестры пошёл. После школы его родители записали шахматный клуб посещать. Играть в шахматы он любил, поэтому и в клуб ходил с превеликим удовольствием. Но была у него, кроме всего прочего, великая тяга к конструированию. Дома он из любой детали собирал игрушки или ещё что-нибудь. Он мечтал вырасти и стать конструктором. А пока записался сам в конструкторский кружок, который был при доме пионеров.
 Анечка стала ходить в музыкальную школу, а через год пошла в первый класс. Родители купили ей пианино. Целый вечер Анютка изводила свою бабулю гаммами, играя на пианино. Спустя некоторое время, она играла и не плохо играла. Учились дети хорошо. Поэтому, когда, окончив школу, Виктор поступил в Новосибирский институт, никто не удивился. Жил и учился Виктор в Академгородке.
 Аня после школы пошла в педагогический институт. Она училась в Кемерово, жила там же в общежитие.
 Отец их в это время на шахте попал под обвал. С ним было несколько шахтёров. Их откопали. Несколько человек отвезли в травмбольницу, среди них был и Виктор. Трое погибли. После больницы на работу Виктор не пошёл, ему дали инвалидность. Ему было трудно ходить, болела спина, руки, ноги. Валя вертелась как белка в колесе, везде успевала, лишь бы любимый человек пожил бы подольше. Свекровь продолжала торговать овощами на базаре, которые сама выращивала в огороде.
А Виктору становилось всё хуже и хуже. И он в очередной раз попал в больницу. Через некоторое время детям, которые находились в разных городах на учёбе, сообщили о трагедии, но сказали, что бы они сильно не волновались, всё обошлось, отец в данный момент поправляется. Но отцу становилось всё хуже и хуже. В марте его не стало. Умер он как раз в день восьмого марта. Детям отбили телеграмму, что бы приехали на похороны. Они примчались моментом. Аня обняла мать и зарыдала:
-Что же ты, мама, нам не сказала правду?
-Не хотела вас беспокоить, думала, что всё обойдётся.
-А вот видишь, не обошлось. Мы бы приехали на живого отца взглянуть. Он, бедный, про нас перед смертью вспоминал, наверное.
-Конечно, ведь вы его дети.
-Как он умирал, расскажи, если тебе это не трудно.
-Я потом вам расскажу, сейчас не могу.
Она безутешно плакала. Вспомнила и на этот раз слова хироманта. Права была всё же женщина, когда предсказала раннее вдовство. Теперь ещё больше работать придётся, что бы дети не бросили учёбу. «Да, не завидная доля у меня» - думала она. Мужа похоронили, справили поминки. Только тогда дети поехали, один в Кемерово, другой в Новосибирск, продолжать учиться. За годы учёбы Виктор познакомился с Юлей. Она жила там же в Новосибирске. Училась в педагогическом институте. Младше Виктора была на три года. А когда Виктор окончил институт и предложил ей выйти за него замуж, согласилась сразу же. Они зарегистрировались в Новосибирске. Свадьбы у них не было, да и какая свадьба у студентов. Вечер собрали, пригласили всех друзей, повеселились от души. А через день его призвали в армию. Служил он год на дальнем востоке. После службы вернулся в Прокопьевск. Юля вместе с ним приехала в тот же город. Жили все вместе дружной семьёй.
 К тому времени, и Аня окончила свой институт. Она так же вернулась домой, одна, правда, хотя жених у неё был, а вернее, не жених, а законный муж. Он окончил Кемеровский медицинский институт и проходил службу в рядах Советской армии в данный момент. Она, так же как и брат, зарегистрировала свой брак, только в Кемерово, но жить собиралась вместе с мужем в родном городе.
 Мать мечтала свадьбу детям сыграть, но они отказались от неё, сославшись на то, что денег нет, а жить и без свадьбы вполне можно.
Их дом попал под снос. Открывали новый разрез, где уголь добывать будут открытом методом. Многие дома попали под снос. Людям, живущим в районе разреза, предложили на выбор квартиры или деньги для приобретения нового жилья в другом месте. Семья Ивановых согласна была на первый вариант.   И администрация города выделила им квартиры. Дом снесли, а семья Ивановых получила три двухкомнатных квартиры. В первой квартире поселились Виктор с Юлей. Виктор занялся бизнесом. Время как раз было трудное. Это было в середине девяностых годов. В городе, да и во всей стране закрывались предприятия, людям не платили месяцами зарплату, росла безработица. Поэтому Виктор и пошёл в бизнес. Семью кормить чем-то надо. Юля учила детей в школе.
Вторую заняли Аня с Николаем (так звали её мужа). Аня пошла работать в горный техникум. Она преподавала студентам иностранный язык и довольно успешно. Студенты очень её любили. Николай, вернувшись из армии, пошёл работать в центральную городскую больницу. Он был педиатром.
А в третью переехали Валентина со свекровью. Аня сменила фамилию Ивановых на Степанову. Валентина продолжала работать в больнице. Ей нравилось стоять у начала человеческой жизни. Долгие годы она проработала в этой больнице, и бросать не собиралась. Правда, ездить теперь ей было далеко до места работы, но ничего, добиралась на трамвае. Теперь она не только чужих детей принимала на свои руки, но и ждала, что доведётся принять и своих внуков.
Первый ребёнок появился у Виктора. Он пришёл на свет в первый весенний день. Валентина приняла его в свои дрожавшие от волнения руки. У неё из глаз катились слёзы радости. А малыш сжал кулачки и так жалобно кричал, что Юля не выдержала:
-Мама, почему он так плачет? Ему больно?
-Не переживай, дочка. Дети все плачут, когда появляются на свет. Всё нормально. Мальчик хороший. Сейчас мы его замерим, взвесим, завернём в пелёночку и отнесём в детскую, пусть отдыхает.
На следующий год появился мальчик у Анны. Ещё через год пришла в этот мир девочка у Виктора. И, наконец, появился второй мальчик у Анны. Итак, у Валентины появились друг за другом три внука и одна внучка. Их звали: Женя и Вика – это Виктора дети, Саша и Юра – это Анины дети.
Бабушка Анна снова стала няней, только теперь она нянчила своих правнуков. Валентина и её дети работали. Малыши подрастали, и уже старшие пошли в школу.
Жена Виктора Юля родилась и выросла под Новосибирском. У неё был старший брат Антон, который женился и переехал жить в Бийск. Мать Юли осталась одна под Новосибирском. Жизнь у Антона не сложилась, и он запил, а потом подсел на иглу. Чтобы купить дозу наркотика, он тащил вещи из дома, продавал их и покупал зелье. Так он жил уже несколько лет. Жена от него ушла, на работе он ещё держался, но в любую минуту мог вылететь. Однажды он купил больше обычного наркотика, и принял больше обычного внутрь. Организм не выдержал, он скончался от передозировки. Ивановым прислали телеграмму, в которой сообщили, что брат умер. Юля решила ехать немедленно на похороны. Виктор вызвался ей помочь. Он пошёл к другу, который купил только что машину и договорился с ним, что тот отвезёт их в Бийск.
Выехали они в тот же день, только вечером часов в десять. Было начало сентября, погода стояла тёплая и сухая. Ехали они быстро, спешили на похороны. Из-за тёплой погоды нельзя долго дома держать труп. Проехали два часа без всяких происшествий. Вдруг на дорогу выехала запряжённая лошадь в телегу с двумя пьяными мужчинами. Пассажиры машины знали, что в двенадцать часов ночи на дороге редко встретишь кого, поэтому ехали без всяких забот и тревог. А те, кто ехал в телеге тоже, наверное, рассчитывали на это. Пьяными голосами они выводили «шумел камыш, деревья гнулись». Лошадь выехала откуда-то сбоку, развернулась и поехала навстречу машине. Водитель нажал на педаль тормоза, но машина по инерции продолжала движение. Лошадь со всего размаха врезалась в лобовое стекло. Рядом с водителем находился Виктор. Удар был такой сильный, что Виктору и его другу лошадь копытами разнесла голову. Юля дремала на заднем сиденье. От удара она слетела вниз, стукнулась головой о переднее сидение и потеряла сознание. Пьяные ездоки погибли на месте, лошадь тоже.
По этой же дороге двигалась легковая машина. Она подъехала через несколько минут после трагедии. В машине ехали двое, водитель и его пассажир. Машина остановилась, двое мужчин вышли, что бы лучше разглядеть место трагедии. А когда они увидели, что все погибли, кроме молодой женщины, вызвали скорую и наряд милиции. Юлю увезли в больницу, а остальных людей в морг. По имеющим документам определили место жительства погибших и сообщили о трагедии родным.
Валентина и родственники погибшего друга поехали и привезли тела погибших. Юлю увезли  в ближайшую больницу. У неё сильная травма головы была и трогать с места её не рекомендовали. И родственники решили, забрать её тогда, когда она подлечится немного.
Фирма, где работал Виктор, приняла активное участие в похоронах. Они заказали шикарные гробы для друзей и всё остальное необходимое для похорон. На похоронах было столько много народу, что все желающие проститься с погибшими не помещались в квартире. Люди стояли на улице. Виктор прожил недолгую жизнь и успел сделать много хорошего людям, теперь они прощались с ним. Валентина со своей свекровью сильно убивалась в безутешном горе. С Валей было так плохо, что она теряла несколько раз сознание. Мать Юли приехала чуть позже, к выносу тела. Она хоронила сына, и прямо с одних похорон приехала на другие. Женщина ещё как-то держалась. Зато после всей церемонии дала волю слезам. Она оплакивала сына и зятя. Плакала и по дочери, ведь неизвестно ещё, как будет с ней, травма очень серьёзная. Но с Юлей всё обошлось хорошо. Через месяц её перевезли в Прокопьевск. Долечивалась она уже в ЦГБ ещё месяц, только тогда её выписали из больницы. Через неделю она вышла на работу. Жизнь продолжалась.
Анна сильно переживала смерть брата. Ведь они жили с ним дружно. Брат всегда помогал сестре в трудную минуту, где деньгами, а где и силой, если это требовалось. А теперь его не стало. Муж её был не столько предан и любящий человек, как брат. Хотя он видел, в каком состоянии находится его жена, это ему не помешало заиметь любовницу. Обнаружила это Аня случайно.
Пришла она к мужу в больницу. Сын младший у них внезапно заболел. Николай был как раз на смене, не в детском отделении, правда. Анна и зашла к нему, что бы он навестил сына, узнал, что с ним и как он себя чувствует. Она не раз была у него в отделении, поэтому знала, куда идти. В комнату, где находился Николай, она вошла уверенно и без стука. Анна часто к мужу забегала и знала тут всё, потому так уверенно себя чувствовала. Здесь она застала неприглядную картину. Её муж разложил на диване медсестру, и упражнялся с ней. Стук входной двери застал его врасплох. Он соскочил с медсестры и вытянулся без штанов перед Аней:
-Ну, спасибо, дорогой. В этом случае закрываться надо. - произнесла она.
Он не успел ответить, как она подошла и отвесила звонкую оплеуху ему, потом повернулась и вышла. А его подруга от неожиданности потеряла способность двигаться на некоторое время, лежала на диване и только хлопала испуганно глазами.
Анна напрочь забыла, зачем заходила к Николаю. Домой шла как пьяная. Мысли в голове путались. Всего она ожидала от своего мужа, но откровенного предательства - нет. К такому предательству она не была подготовлена. Дома она собрала все вещи Николая в чемодан и рюкзак и выставила их за дверь. Вечером муж пришёл домой, увидев свои вещи у двери квартиры, понял сразу всё. Он забрал чемодан и рюкзак и пошёл ночевать к товарищу.
Спустя некоторое время, их развели. Николай рассчитался с работы и поехал жить к родителям в Тяжин. Анна с детьми осталась в квартире.
 Такого удара следующих один за другим, Анна старшая не перенесла. Она умерла ночью, тихо: уснула и не проснулась. Валентина осталась одна в квартире. Вообще-то, она числилась только одна, а на самом деле дом её всегда был полон. Это её посещали внуки, не забывали свою любимую бабушку. Горе обрушившее на её хрупкие плечи, пошатнуло и её здоровье. Она вышла на заслуженный отдых, то есть, на пенсию. Скучать ей было некогда: то одному внуку помощь её нужна, то другому. Ещё, кроме этого, помочь она старалась и Ане с Юлей. Ни Аня, ни Юля второй раз замуж не пошли. Аня не верила всем мужчинам, считала, что они не умеют ценить женскую преданность и любовь. А Юля слишком любила своего мужа и не представляла, что кто-то ещё сможет заменить её ненаглядного и дорогого. Так и жили женщины одинокими, воспитывали детей. Они были их радостью, их надеждой и опорой.
Валентина была всё такой же привлекательной, даже красивой. Голову посеребрила седина, лицо избороздили морщины, но глаза оставались все такими же молодыми, годы не властны над ними! Всё же права была хиромант, когда рассказывала её короткую судьбу, «интересная у неё доля», а я бы сказала точнее: «не завидная доля».


Рецензии