Колдовство сознания - из реальности в мир иллюзий

Продолжение.
Начало здесь: Дихотомия сознания как психический меч-кладенец http://proza.ru/2024/01/27/244

Философия философией, но есть ли какие-либо естественнонаучные подтверждения её? Уж очень всё это необычно выглядит: сознание — не всемогущий Творец, как в идеализме Запада, а колдовская призма или кривое зеркало, искажающее истинную реальность!? Субъект-объектная дихотомия сознания — психический меч-кладенец, искусно рассекающий неделимую реальность — Единое — на части?! Как всё это понимать?

Понимать это надо так, что именно работа сознания искусным образом вырезает, вычленяет субъекта (любое живое существо, обладающее сознанием) из единой неделимой и недифференцированной реальности (индуистский Брахман, буддийская Таковость). В результате появляется множество живых субъектов познания и огромное множество объектов познания: от элементарных частиц до звёзд и галактик.

Если людей (субъектов познания) на Земле насчитывается в настоящее время свыше 8 миллиардов, то галактик во Вселенной учёные насчитали от 100 до 200 миллиардов, в каждой из которых — от 100 до 200 млрд звёзд. Итого, плюс-минус… очень много. Точное количество звёзд на небе учёные подсчитать не могут, в отличие от одного влюблённого, которому в этом благородном деле помогли информационные технологии.  (Так выпьем за кибернетику!)

Зато с элементарными частицами всё обстоит гораздо точнее. Глава 11 («Физическая Вселенная») книги «Философия физической науки» члена Лондонского королевского общества сэра Артура Эддингтона (1882–1944) начинается такими словами:

«Я считаю, что во вселенной находятся 15 747 724 136 275 002 577 605 653 961 181 555 468 044 717 914 527 116 709 366 231 425 076 185 631 031 296 протонов и такое же число электронов».

Как говорится, с точностью до копейки!

Согласно буддийской философии сознания, все эти материальные феномены — от посчитанных «с точностью до копейки» протонов, электронов и иже с ними до весьма и весьма примерного, но тем не менее несметного количества звёзд, состоящих из тех самых протонов, электронов и примкнувших к ним нейтронов, а также галактик, состоящих из звёзд, — являются ничем иным, как проекцией истинной единой и неделимой реальности — Таковости.  Как такое может быть? Так и хочется возопить: этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!

В современной научной картине мира никаких научных моделей, подтверждающих такой распад единой неделимой реальности —  Единого —  на многое, не наблюдается. Редукционизму, на чём основана современная научная мысль, даже в голову такое прийти не может. Современная редукционистская наука воспринимает раздельное существование частиц, предметов, живых существ, звёзд и планет как данность «от Бога» или от «Большого Бабаца» (Big Bang).

А в холизме, который исходит из примата Целого (греч. — Холос), всё наоборот. Помните Аристотеля? — Целое больше суммы составных частей! Части вырастают из Целого и служат его неотъемлемыми творениями. Без Целого не существует частей.

Простейший пример — голограмма, в которой незримое оком и непонятное умом Целое закодировано лучом света на двумерной поверхности, а отдельные части становятся различимы только в трёхмерной проекции. Пролился луч света на голографическое Целое — вмиг возникла его детальная трёхмерная проекция в пространстве. Сколь детальная, столь и иллюзорная, потому что ничто, ни одна деталь в этой оптической иллюзии не имеет самосуществования. Существует только единое и неделимое Целое. Разбей эту фотопластинку с закодированным изображением Целого на тысячу осколков — каждый из них будет хранить всё изображение.

Нечто подобное, только на Вселенском уровне бытия, просматривается и в Hi-Tech модели Бесконечно Организованной Голодинамики (БОГ) и в Hi-Tech модели HIT-мироздания (HIT = Hologram, Information, Time = Голограмма, Информация, Время).

Что имеется в виду?

Представим, что весь мир существует в потоке физического времени, Времени с большой буквы. В этом дискретном, скачкообразном потоке Времени из прошлого в будущее (КВАНТинуум) движется некое незримое оком и недоступное разуму квантово-информационное Целое, Холос. Если статичное, неподвижное голографическое изображение Холоса, Целого носит названием «голограмма», то движение Целого, Холоса носит название «Голодинамика» (англ. — “Holomovement”).

Всё истинно сущее, истинная реальность существует в нелокальном и нематериальном виде (Единое, Целое, Холос) внутри элементарного кванта времени, равного Планковскому времени (5,4•10^-44 секунды). Внутри элементарного Мига скрыт целый Мир, необъятный для дихотомического сознания.

Движение Времени происходит скачкообразно — из прошлого в будущее — с частотой примерно 1,85•10^43. В процессе этого скачкообразного движения Времени (КВАНТинуума) истинная нелокальная внепространственная реальность Единого, Холоса мгновенно развёртывается во множество локальных физических тел и явлений в пространстве, а затем снова мгновенно свёртывается в Целое, чтобы тут же вновь развернуться и повторить цикл заново, подобно переменному току. Процесс свертывания-развёртывания с неимоверной частотой и создаёт все материальные тела — от элементарных частиц до галактик — и иллюзию их движения. На самом же деле движется скрытое от глаз квантово-информационное Целое в дискретном потоке Времени с большой буквы. Именно этот высокочастотный процесс свертывания-развёртывания квантово-когерентного Целого в дискретном потоке Времени и является причиной всех парадоксов квантовой механики: корпускулярно-волнового дуализма, неопределённости, нелокальности и квантовой запутанности и т.д.

По большому счёту, это напоминает некий голографический кинофильм, блокбастер бытия, где кинопроектором служит Время с большой буквы, условной киноплёнкой — квантовая информация Единого, Холоса, а экраном — пространство, которое возникает в потоке Времени так же, как магнитное поле возникает вокруг проводника, по которому течёт электрический ток.

Как изображение на широком экране кинотеатра иллюзорно, так и изображение на широком трёхмерном экране Вселенной диаметром в 93 млрд световых лет тоже иллюзорно. Оно не имеет собственного существования. Иллюзион обычного кинотеатра и кинофильма имеет своим истоком истинную реальность в виде статичной киноплёнки, которую движет кинопроектор с частотой 24 кадра в секунду, создавая на экране иллюзию движения. Космический Иллюзион имеет своим истоком некую скрытую, свёрнутую информационную реальность, которая закодирована на некой квантово-информационной киноплёнке истинной реальности. Эту условную «киноплёнку» движет голографический «кинопроектор» Времени с частотой 1,85•10^43 кадров в секунду.

Именно в потоке Времени с большой буквы возникают все материальные объекты, начиная от элементарных частиц и заканчивая звёздами и галактиками. Именно в потоке Времени с большой буквы возникают все живые существа во Вселенной. Причём жизнь во Вселенной Бесконечно Организованной Голодинамики не случайна, как считает современная «безжизненная» наука, а закономерна. Именно в потоке Времени с большой буквы возникают все феномены психики и сознания.

Как все физические тела состоят из элементарных частиц (кварки, протоны, нейтроны, электроны и т.д.), так и все феномены психики состоят из элементарных частиц, «раздельных мимолётных элементов», которые буддисты называют «дхармы». Элементарные частицы психики — дхармы — подвержены законам психической механики, открытым Буддой Шакьямуни: закону мгновенности бытия (кшаникавада) и закону взаимозависимого возникновения (пратитья-самутпада).

Именно они и формируют сознание живых существ, которое по принципу действия подобно некоему голографическому калейдоскопу психики внутри мозга. Каждый новый миг времени порождает новые комбинации «узоров» сознания внутри мозга во взаимодействии с окружающим миром.

Именно они наделяют психику качествами (квалиа), преобразуя оптические и звуковые волны в цвет и звук в нашем сознании. Квалиа существуют только в психике, но не в физике.  Нечто подобное происходит со вкусом, запахом, тактильными ощущениями, появляющимися в сознании в результате взаимодействия с внешним миром физики, миром иллюзорной и преходящей материальной множественности. Психологи называют наличие квалиа «трудной проблемой сознания». А в буддийской философии сознания эта «трудная проблема» разрешается элементарно просто.

Именно дискретно-континуальный поток психофизических дхарм (САНТАНА) создаёт то, что эмпирически обнаруживается как «живое существо», которое является одновременно зрителем и участником вселенского блокбастера бытия.

           Извечный HIT, блокбастер бытия САНТАНА
           Идёт с широкого Вселенского экрана.
           В нём каждый Миг содержит Мир и Мысль,
           Мгновения настоящего в ход времени сплелись.

           Мгновения блокбастера – что кадры киноплёнки,
           Чтоб их вращать, у Времени достаточно силёнки.
           Поток стремительных мгновений – суть движения,
           В потоке кадров на экране возникают все творения.

           Экран – пространство в геометрии трёх измерений,
           В потоке кадров в нём творится масса изменений.
           Вот вспыхнула звезда, вот пронеслась комета,
           На кадрах киноплёнки бытия записано всё это.

           В движении плёнки – Млечного пути рассыпалась капель,
           И Солнце своим светом озарило Землю – жизни колыбель.
           Вот человек разумный в муках эволюции родился,
           Тут в кинозале бытия актёр и зритель появился.

           Актёр разумный – сам внутри кино,
           САНТАНА на Востоке называется оно.
           Играет роль по жизни зритель кинофильма бытия,
           Внутри себя и внешне познаёт перипетии жития.

           Сансара – это жизни бесконечный сериал,
           Его подмостки – весь Вселенский ареал.
           На кадрах плёнки закодирован весь мир.
           В них жизнь и смерть, бессмертия эликсир.

           Тут каждый новый кадр живёт одно мгновение,
           За кадром кадр – вот жизни представление.
           Поток мгновенных комбинаций элементов
           Рождает на экране жизнь из серии моментов.            .

           На кадрах плёнки Мир Един в одном Мгновении,
           А на экране зритель видит 3D-представленье.
           И зритель сам рождён из хода киноплёнки,
           Сценарий жизни и судьбы вращают кармы шестерёнки.

           Сюжет судьбы порой закручен очень лихо:
           Кому-то – счастье, а кому-то – хлебнуть лиха.
           Но всё равно – страдание в жизни неотступно,
           Страна Утопия для зрителя-актёра недоступна.

           Из жизни – в смерть, от смерти – к новой жизни,
           От счастия – к несчастию, а от пира – к тризне.
           Поток сознания и бытия – таков сюжет Сантаны, 
           Конец известен – называется «покой нирваны».

Именно искусная работа дхарм «вырезает», вычленяет любое локальное живое существо из нелокального Единого, Целого, Холоса. Именно они и создают иллюзию «я», «эго». На языке буддизма это звучит примерно так: 

«Психолог Джек Корнфилд, рассказывая о своей первой встрече с покойным ныне учителем тибетского буддизма Калу Ринпоче, вспоминает, что между ними состоялся такой диалог: “Не могли бы вы мне изложить в нескольких фразах самую суть буддийских учений?” — “Я бы мог это сделать, но вы не поверите мне, и, чтоб понять, о чём я говорю, Вам потребуется много лет”. — “Всё равно, объясните, пожалуйста, так хочется знать…” Ответ Ринпоче был предельно краток: “Вас реально не существует”» [1].

Такая изощрённая философия сознания, где причиной всех бед служит субъект-объектная дихотомия, порождаемая сознанием и порождающая нас с вами, кажется ни более ни менее, чем просто игрой ума (или игрой слов – «майя», «авидья»). Однако за ней скрывается некая иная естественнонаучная картина мира, неведомая современной науке.

В этой картине мира нелокальное, неделимое и недифференцированное Единое, Целое, Холос есть истинная реальность, незримая оком и неподвластная разуму. Как сказал в середине прошлого века Дэвид Бом, основатель голографической парадигмы: «реальность — это нераздельная цельность».

Эта реальность, которая является «нераздельной целостностью», есть буддийская Таковость, Татхата, Мир Такой, каков он есть на самом деле, мир незримый оком, неописуемый словами, недоступный ограниченному человеческому разуму и ограниченной человеческой логике. Этот мир служит истоком и физики, и жизни, и психики, в котором они пребывают в скрытой, свёрнутой, потенциальной информационной форме. 

А весь материальный локальный дифференцированный мир множественности есть не более чем пространственные проекции нелокального Единого, возникающие в потоке Времени. Сознание также проистекает из мира Единого, мира Бесконечной Организации, мерой которой служит информация.  И именно сознание в виде потока элементарных частиц психики — дхарм — искусно вычленяет нас из истинной реальности недифференцированного психофизического Единого. Тем самым оно ввергает нас из мира незримой истинной реальности, мира Духа, в мир грёз и иллюзий сонного царства сознания.

В психологических опытах Станислава Грофа, направленных на восстановление памяти человека в утробе матери, всплывали схожие картины: «Чувство космического единства, называемого “океаническим” экстазом», «Состояние отождествления себя с физической вселенной с её галактиками, солнечными системами и мириадами отдельных звезд» [2], наконец, изгнание из рая... (С днём рождения!)

А на смертном одре, как показал опыт людей, переживших клиническую смерть, картина вращается в обратном порядке: в направлении слияния с Океаном психики, в направлении внутриутробного чувства космического единства, в направлении “океанического” экстаза и состояния отождествления себя со всей Вселенной, в направления слияния с неким светоносным существом... Короче, назад в потерянный рай!

Если подобная череда рождений и смертей во Вселенной Бесконечно Организованной Голодинамики (БОГ) происходит периодически, то такая картина мира стопроцентно соответствует буддийским представлениям о циклическом существовании или чередовании жизни-смерти, известном под названием «сансара». Движущей силой творения живых существ в ней выступает неумолимое космическое действие — «карма»:

«Здесь уместны два примера, которые иногда приводят современные проповедники буддизма. Первый пример с бильярдными шарами: кий (кармический импульс санскар) бьёт по шару (условная личность — пудгала), получающему, таким образом, определённое ускорение и траекторию. Этот шар ударяет по другому шару, которому передаёт ускорение и определяет его траекторию, и т. д. Здесь передаётся, так сказать, только энергия, которая и связывает данное существование с существованием его “кармического преемника” (подобная “передача заряда” происходит, по существу, и в каждое мгновение одной и той же жизни).

Второй пример связан с образом калейдоскопа: определённая комбинация цветных стёклышек (набор дхарм, выражающийся эмпирически как “данная личность”) после поворота калейдоскопа (кармический эффект, обусловливающий характер последующей жизни) меняется на иную (стёклышки перегруппировываются), причинно обусловленную их исходным положением и кармическим импульсом и выражающуюся в непосредственном опыте в виде иного живого существа, причинно связанного с первым» [3].

В данной картине мира законы сансары и кармы являются вполне рациональными и объективными законами физики и психики, давно известными древней холистической философии Востока. Вспомним патриарха буддизма Нагарджуну (Серебряного Змея):

         «Вещи черпают своё существование и природу во взаимозависимости, и не являются ничем сами по себе».

Вспомним голографическую жемчужную цепь индийского бога Индры, каждая жемчужина (элементарная частица) которой содержит в себе все остальные жемчужины (элементарные частицы). Вот он, Холос!

Вспомним, как «объясняя учение Хуаянь своим ученикам, Фацзан взял десять зеркал и расположил их вокруг статуи Будды таким образом, что статуя стала до бесконечности отражаться в этих зеркалах. Этот наглядный пример иллюстрировал одно из четырёх базовых положений Хуаянь: "Всё в одном и одно во всём" — в каждом элементе весь мир и этот элемент — в каждом другом элементе» [3].

Для современной науки, зацикленной на частностях и неспособной видеть Целое,  это пустое место. Однако в буддизме Махаяны есть понятие  Шуньята (Пустота). Она  пуста для дихотомического сознания людей вообще и учёных в частности, но не пуста сама по себе. (Как и любая информация, имеющая самосуществование.) В этой информационной Пустоте, недоступной дихотомическому сознанию, но доступной недвойственному Знанию-Видению, скрывается всё. К новым физическим и психическим принципам информационной всеобъемлющей Пустоты (Шуньяты) современной науке ещё предстоит прийти после коренной ломки современной научной парадигмы.

Такова колдовская работа сознания по десантированию живых существ из мира незримого духовного Единого, скрытого под пеленой Майи, в мир зримых иллюзий, в мир множественности и материи, в мир неизбежного страдания. Мир психического Целого принципиально недоступен сознанию. Сознание основано на субъект-объектной дихотомии и нацелено только на познание иллюзорного мирка материальной множественности.

Однако есть и путь, который ведёт к Пробуждению из этого сонного царства сознания. Этот благородный срединный восьмеричный путь ведёт к трансформации двойственного со-знания (виджняна), погружающего нас в мир иллюзий, в недвойственное чистое Знание-Видение (Джняна-Видья), дающее возможность узреть истинную реальность Целого, Единого. Это и есть путь в нирвану.


Продолжение следует:


Примечания:

1. Станислав Гроф «Космическая игра»
2. Е.А. Торчинов «Религии мира: опыт запредельного»
3. Е.А. Торчинов «Введение в буддологию»


           26 апреля 2024 года


Рецензии
На мой взгляд, ВЕЛИКОЛЕПНО ИЗЛОЖЕНО,Сергей!
Огромное спасибо за ваш труд.

С уважением.

Марина Тигра   26.04.2024 14:22     Заявить о нарушении
Огромное спасибо, Марина! Значит, не зря старался, ночь не спал!

С уважением,

Сергей Горский Москва   26.04.2024 17:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.