25. Антикварные часы. Кража века

      Глава 25. Мастер-ювелир как новый экспорт

      В Службу государственной безопасности Гномов-Сада был приглашен мастер ювелирных дел. Этот Гном,  неопределённого среднего возраста, роста невысокого, худощавый, сутулый, явно демонстрировал своё недовольство, как будто его оторвали от весьма важного и интересного дела для какого-то непонятного время провождения. И выглядел он несколько испуганным, постоянно озирался по сторонам, возможно ему было неловко находится в таком большом помещении, или он ожидал какой-то неожиданной неприятности. Лицо его, с одним прищуренным глазом и сдвинутыми бровями, выдавало его профессию, говорило, что на мир он смотрит через увеличительное стекло.

      Заходя в кабинет, ювелир так разволновался, что у него «затряслись поджилки». Сыч, как многоопытный следователь. сразу обратил на это внимание, и попытался отвлечь его радушной улыбкой и лживыми, но внешне выглядящими, дружественными, и располагающими словами:
      - Как мы рады познакомиться с самым известным, можно сказать, великим художником! О Вашем высоком ювелирном мастерстве и безупречном художественном вкусе знают многие Ваши коллеги, заказчики не только в нашей стране Гномов-Сад, но и за рубежом. Поверьте, это я говорю не для «красного словца», нам хорошо известно про Вас, как о профессиональном специалисте!
      - Вы, присаживайтесь. Расскажите немного о себе, о своей работе, нам это очень интересно.

      Ювелир вдруг выпрямился, приподнял подбородок кверху и махнул головой с остатками седых волос, которых давно не касалась рука парикмахер. Он подумал:
     - Ну, надо же, меня знают, ценят мой труд, и даже не только здесь, но и за забором, может быть и за озером, действительно, у меня много зарубежных заказчиков. Может быть, мне хотят какую-нибудь медаль дать как ветерану труда и я буду платить меньше за свою мастерскую, которая итак совсем крошечных размеров, а может быть Грамоту дадут как высокопрофессиональному художнику, способствующему развитию культуры в стране… 

      Итак, приглашённый ювелир размечтался, несколько успокоившись, стал рассказывать:
     - Моя фамилия Масхер. Я, потомственный ювелир, мой отец, и мой дед, и все прадеды занимались изготовлением дорогих украшений. Наши изделия известны, мы гордимся тем, что у нас есть своё фамильное клеймо, которое мы, все Масхеры, на протяжении веков, ставили и сейчас ставим на свои изделия. Мы, все Майхеры, никогда не делали плохую работу, чтобы стыдно не было детям, внукам, которые продолжают дело Майхеров. Да, наша работа, сразу скажу, стоит дорого, но ювелирные произведения с нашим фамильным клеймом Майхеров, представлены в коллекциях многих музеев мира. А почему Вы меня пригласили? Может быть, нашли у кого-то наше фамильное изделие? А, может быть, Вам лично нужно выполнить какую-то работу?  Масхер всегда может исполнить ремонт или сделать копию, конечно, по оплате мы всегда договоримся…

     Сыщ, приподняв брови от удивления, ответил: 
     - Что? Вас пригласили, учитывая Ваш профессиональный опыт, для экспертизы, то есть сделать заключение об одном ювелирном украшении. Но вначале Вы подпишите документ о неразглашении тайны следствия.

     Ювелирных дел мастер затряс руками, и быстро заговорил:
     - Нет, нет! Какой же я эксперт, я только мастер в своей работе. Нет, я не могу взять на себя такой груз ответственности, я мало разбираюсь в других украшениях. Я бы посоветовал Вам пригласить мадам Юварт-Крыскину, она прекрасный специалист, так интересно рассказывает, так много знает.

     Сыщ поинтересовался у ювелира Масхера?
     - А Вы знакомы с мадам Юварт-Крыскиной?

     Мсхер с радостью подтвердил:
     - Да, знаком, она иногда заходит в гости ко мне в мастерскую, несколько раз заказывала сделать ей колечки, браслет по её рисункам. Но я сразу скажу, что на такие работы я своё клеймо не ставлю, потому что это не мой замысел. А Вы считаете, мне нужно было ставить?

     Сыщ продолжал общение с Масхером:
     - Я не знаю правил в ювелирном искусстве, поэтому не смогу Вам дать какой-либо правильный совет. Но меня заинтересовала сама мадам Юварт- Крыскина, что Вы можете рассказать о ней?
И ювелирных дел мастер стал нахваливать мадам:
     - О, Юварточка – это моя хорошая знакомая, она так много знает, с ней так интересно! У меня есть коллекция ювелирных изделий, кое-что собирали мой предки, там не только изделия Масхеров, но и разных мастеров, разных времён и стран. Так, представляете, она привела её в порядок, классифицировала по ременным показателям, странам, и даже определила авторство отдельных изделий, внесла в мировой каталог антиквариата несколько старинных украшений, присвоив им номера. За её работу я подарил ей одно украшение, конечно, со своим фамильным клеймом.
     - Если бы видели, с какой любовью она относится к ювелирным работам, как она любит искусство! Я много встречал увлеченных людей, которые любят себя украшать драгоценностями, но Юварт – не такая как все, она особенная. Ой, наверное, я что-то наговорил лишнее.
 
     Следователь попросил Масхера не говорить мадам Юварт-Крыскиной о нашей встрече и об украшении, которое Вы здесь увидите, иначе она может обидеться. 
Перед Масхейром поставили коробку со словами:
     - Что Вы можете сказать об этом произведении ювелирного искусства? 

     Мастер, увидев в коробке старинные карманные часы с шартане, не мог сдержать чувства одновременного удивления и радости от красивого, мастерски исполненного изделия:
    - Ого!!! Я первый раз так близко вижу такую древнюю красоту, разве как-то в Лувре несколько дней подобные часы рассматривал. Где же нашли? В нашей Гномов стране не было таких мастеров.  И сейчас нет мастеров, которые смогут даже повторить, это я Вам точно скажу, я знаю всех хороших ювелиров в нашем Саду.

     Сыщ переспросил:
     - Вы считаете, что данное изделие мог сделать мастер только из другой страны?

      Масхер, взяв в руки эти часы, с удивлением заметил:
     - А, где клеймо мастера? Нет, это недействительно. Разрешите взглянуть моей лупой? Нет, здесь имеются вдавления, какое-то подобие клейма, но здесь очень неточно, поэтому я подозреваю, что это подделка, кто-то пытался повторить, скопировать старинное изделие, но очень хорошие мастера.
 
     Следователь так обрадовался такому заключению, что данное изделие не является оригинальным подлинником, а значит это подделка или копия! Интересно, зачем и кому это нужно? Он поблагодарил Масхера и попросил сделать письменное заключение, как экспорта.
 
      Но, неожиданно к мастеру опять явилось волнение, и он произнес:
     - Я не могу взять на себя ответственность, это моё предположение, я – не уверен, единственное, что я подтверждаю, что в Гномов-Саду нет такого уровня мастеров, и тем более, чтобы выполнить точную копию, потому что нужен оригинал, а где его взять?

     Сыщ еще раз выразил благодарность, и согласился получить заключение только в этой части.

     Ювелир Масхер, покидая кабинет правоохранительной организации, очень был расстроен, что не получил ветеранскую медаль, ни Грамоту, «на худой конец», ни хорошего заказа. Но интересно, а где же эти сыщики нашли антикварные часы в нашем Саду? А почему они не позвали Юварточку, и предупредили, чтобы я с ней не общался? Ну их, буду я об этом думать, денег от этих мыслей Масхер не заработает.

     (Продолжение следует)


Рецензии