Полезный анализ либретто оперы Евгений Онегин
Если совсем кратко, содержание оперы может быть определено как бестолковая, а местами и преступная суета живущих размеренной жизнью биологически мыслящих людей. Действие бессмертного произведения Петра Ильича Чайковского происходит в семействе небогатых помещиков Лариных. Сама Ларина в молодости влюбилась, судя по описанию, в какого-то щёголя и игрока в чине сержанта. Обратите внимание на набор качеств, которые должны были любую адекватную девушку оттолкнуть, однако Ларину привлекли «умом и сердцем»:
«Ведь он был славный франт,
Игрок и гвардии сержант!».
Её родители от греха подальше срочно выдали дочку, как написано в самой поэме, за «бригадира». В Вооружённых силах Российской империи чин бригадира относился к числу военных чинов пятого класса. Получается, отец Татьяны Лариной был генералом. Наслушавшись пересказов романов Ричардсона, будущая помещица, как нетрудно предсказать, запечатлела в своей голове сбойные социальные установки, в том числе, на отношения с противоположным полом. Об этом нам известно из бесхитростных откровений самой героини:
«Как я любила Ричардсона!
Не потому, чтобы прочла.
Но в старину княжна Алина,
Моя московская кузина,
Твердила часто мне о нем».
Сэмюэл Ричардсон был английским писателем, родоначальником «чувствительной» женской литературы XVIII и начала XIX вв., к сожалению, пользовался широкой популярностью в России того времени. Уж не знаем, каким образом Ларину удалось дослужиться до генеральского чина, но судя по черновикам Пушкина, это был совершенно непримечательный человек:
«Но он любил ее сердечно
В ее затеи не входил
Во всем ей веровал беспечно
А сам в халате ел и пил
И тихо жизнь его катилась
Под вечер у него сходилась
Соседей милая семья
Исправник, поп и попадья
И потужить и позлословить
И посмеяться кой о чем
Проходит [время] — между тем
Прикажут Ольге чай готовить
Потом — [прощайте] — спать <пора>
И гости едут со двора»
Как видим, генерал Дмитрий был полным антиподом игроку и франту, в которого была влюблена Ларина. Неудивительно, что это внезапная женитьба на богатом тюфяке вначале вызвала у девушки бурный протест, но со временем в провинциальной обстановке она смирилась и даже внушила себе, что:
«Привычка свыше нам дана,
Замена счастию она».
Вместе с урожаем пшеницы в поместье созрели и две дочери помещицы: старшая Татьяна и младшая Ольга. Судя по контексту поэмы им было приблизительно лет 16 и 13 соответственно. Никто из персонажей поэмы Пушкина не был занят выдающимся умственным трудом или каким-либо творчеством. Татьяна Дмитриевна Ларина, судя по тексту оперы, чрезмерно увлеклась «чувствительной» сентиментальной художественной литературой:
«Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;».
В поместье Татьяна, ни с кем не общаясь, по примеру своей мамы жила в волшебном мире романических иллюзий:
«Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо».
Для понимания дальнейших поступков юной Лариной стоит, наконец, погрузиться в популярную литературу того времени. Интересно, что в первом же попавшемся романе Ричардсона «Кларисса…» с «основательным правдоподобием» рассказано как 16-летняя Кларисса напишет письмо кавалеру Роберту Ловеласу, отвергнет богатого Солмса и убежит от него с Ловеласом. Да, с тем самым развратным искусителем женщин, чьё имя позже станет нарицательным. Важный нюанс, о котором мечтают все женщины, состоит в том, что злодей в конце концов понял свой грех и раскаялся. Забегая вперёд, стоит ли теперь удивляться тому, что неопытная и наивная Татьяна, повторяя ошибки маминой молодости, с первого взгляда влюбится в столичного щёголя, нигилиста и бездельника, сама напишет ему письмо, а после вынужденной разлуки вновь признается ему в любви, вероятно, в надежде исправить этого безнадёжного бездельника? Ведь рядом с ней не было никого, кто мог бы научить девушку грамотным гендерным отношениям. Об этом прямо написано в романе:
«Отец ее был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый;
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой
И не заботился о том,
Какой у дочки тайный том
Дремал до утра под подушкой».
Тут необходимо сделать некоторое пояснение. Как известно, опера всегда по объективным причинам несколько оглупляет сюжетную линию. Кроме того, нужно помнить, что у романа «Евгений Онегин» и одноимённой оперы разные авторы. Да и вообще, перед нами не опера, а «лирические сцены», придуманные для студенческих упражнений. Правда, придуманные просто гениально! В итоге тексты романа и либретто «Евгений Онегин» настолько различны, что если бы не совпадение имён персонажей, их связь была бы просто неочевидна. И если главным героем романа фактически является сам Александр Сергеевич Пушкин, то, как ни покажется странным, истинным героем оперы, на наш взгляд, является именно мёртвый Дмитрий Ларин. Просто как собирательный образ активно деградирующего дворянского сословия. Такая очевидная трактовка позволит не только в полной мере насладиться плодом творчества гения Чайковского, но и, освящённая им, научит разбираться в нюансах человеческих отношений.
Её сестра Ольга свою неуемную энергию молодости сублимировала в танцы и песни. За ней ухаживал соседский помещик Ленский, с которым они выросли вместе. Он был по уши в неё влюблен, она же была совершенно равнодушна к его ухаживаниям. Очень похоже, что Ольга в принципе ценила исключительно только себя и свое время, ей были важны лишь ее собственные интересы и ценности. Разумеется, такие качества личности существенно сужают круг мужчин, с которыми возможен действительно гармоничный и совершенно счастливый союз. Например, если бы тот же Ленский, с его романтическим характером, женился на Ольге, его жизненный финал был бы незавиден. Возможно, более-менее подходящим кандидатом в мужья Оле являлся пожилой князь Гремин, но тут заранее не скажешь, ибо младшая Ларина была уж очень поверхностна, возможно, просто в силу возраста, хотя по сути ведь это ничего не меняет.
Однако нет смысла упражняться в критических определениях для Оли, это ничего для нас не прояснит, хотя, конечно, более точной характеристикой для нее является не общепринятая: «она вела себя как ребенок», а несколько более жесткая. Выбор ее жизненной стратегии не оригинален, это поиск жертвы, с последующим манипулированием и высасыванием из нее ресурсов. Это в тепличных условиях отсутствия реальных проблем и забот младшая Ларина «беззаботная вострушка», а в реальной жизненной ситуации это паразит, который умело вгрызается в ваше тело, и вы даже не всегда это осознаете. В лучшем случае, требуется определенное время для того, чтобы здраво оценить то, что происходит и предпринять грамотную противопаразитную терапию. Пока вы учитесь, работаете, творите, паразит совершенствуется в умениях незаметно втираться в доверие и пользоваться вашими ресурсами, отдавая взамен ровно столько, сколько нужно, чтобы усыпить ваше внимание. Жизненная стратегия паразита предусматривает полное завладение ресурсами жертвы в собственных интересах. Со временем жертва, не выдержав неизбежного в таких отношениях подсознательно ощущаемого «одиночества в толпе» и перманентного напряжения в работе, необходимого для удовлетворения постоянно растущих потребностей паразита, умирает, спивается либо, если поумнее, уходит или избавляется от такого паразита). В таком случае, паразит, смахнув напускную слезу, начинает искать другую жертву. Сгущаем краски? Не можете поверить? А зря:
«Мой бедный Ленский! изнывая,
Не долго плакала она.
Увы! невеста молодая
Своей печали неверна.
Другой увлек ее вниманье,
Другой успел ее страданье
Любовной лестью усыпить,
Улан умел ее пленить,
Улан любим ее душою…
И вот уж с ним пред алтарем
Она стыдливо под венцом
Стоит с поникшей головою,
С огнем в потупленных очах,
С улыбкой легкой на устах».
======конец ознакомительного фрагмента======
Свидетельство о публикации №224042600891
Александр Старостин 3 30.08.2024 12:02 Заявить о нарушении
Пантелеев Владислав Львович 31.08.2024 20:11 Заявить о нарушении
Пантелеев Владислав Львович 01.09.2024 00:41 Заявить о нарушении
Александр Старостин 3 01.09.2024 13:59 Заявить о нарушении