Анализ либретто оперы Евгений Онегин

Из подслушанного: «Когда мне особенно плохо, я вспоминаю, что есть люди, которые занимают деньги, чтобы сыграть свадьбу, и мне становится легче».

Действие бессмертного произведения Петра Ильича Чайковского происходит в семействе небогатых помещиков Лариных. Сама Ларина в молодости влюбилась в мужчину, совершенно не пригодного для семейных отношений. Обратите внимание на незамысловатый набор качеств, которые при этом служили ориентиром деревенской девушке:
«Ведь он был славный франт,
Игрок и гвардии сержант!».
К сожалению, до свадьбы большинство невест отбирает будущего супруга по одним критериям, в то время как непосредственно сразу после замужества на первые позиции выходят уже совершенно иные. Для молодой невесты важно, чтобы ее избранник был душой компании, пользовался популярностью у других представительниц женского пола, был веселым, щедрым, романтичным, высоким, сильным балагуром. Однако, как правило, начиная уже с первого же дня совместной жизни, для молодой жены становится куда важнее, чтобы новоиспеченный муж был экономным, заботливым, управляемым, надежным, в идеале — домоседом. С рождением детей критериальный аппарат вновь меняется, для супруги теперь важно, чтобы мужа не нужно было упрашивать укачать ребенка, забрать его из садика, сходить на школьное собрание. Схожая проблема наблюдается и у большинства молодых людей. Они выбирают невесту как правило, инстинктивно-гормонально. Никто не против, супруга должна нравиться и вдохновлять. Но в реальной жизни после начала семейных отношений теперь уже не к невесте, а к жене, начинают актуализироваться новые объективные и субъективные требования, в соответствии с которыми изначально жену никто не выбирал. И тут уж как повезёт.
Кроме того, как известно, человек под влиянием высокого уровня гормонов идеализирует образ понравившегося ему партнера, а затем в него влюбляется. С началом совместной жизни дистанция сближается, и в мозг влюбленного начинает, наконец, поступать информация, которую он до этого просто не воспринимал. Внезапно оказывается, что рядом другой человек, не похожий на идеальный выдуманный прежде образ.
По этой причине самым лучшим способом поиска партнера для всей жизни является способ рассудочный, а браки по расчету самые устойчивые из всех. Они позволяют максимально рационально оценить перспективы союза двух людей, причем, при чём еще до свадьбы. Союз этот, вопреки некоторым суждениям, заключается не на небесах и не в загсе, а в головах у молодых супругов. Если рассудочный расчет оказался верен, каждый из супругов получает рядом с собой совместимого во многих отношениях и имеющего одинаковые цели, сходные желания и планы на жизнь партнера, соратника, друга, возможно, наставника или помощника, активатора, утешителя, либо все перечисленное вместе, но это, правда, совсем уж редкость. В идеале, твой партнер компетентен и всегда готов помочь в тех областях знаний и умений, в которых ты слаб и наоборот, ищет ту информацию, которой ты прекрасно владеешь и не знаешь, кому бы ее сообщить. Такой человек кажется очень милым и приятным собеседником, с которым не можешь наговориться. К нему возникает искренняя крепкая привязанность, очень вероятно, даже пылкие чувства, любовь, а с годами — благодарность за весь совместный опыт совместимых отношений. Женитьба же «по любви» так же является допустимым способом создания элементарной ячейки общества, однако он, по сути, представляет собой лотерею с неизвестным финалом и плохой статистикой. Образуя брак по любви, вы, образно говоря, выбираете кота в мешке и потом удивляетесь, что он не ловит мышей и портит обувь. Возникает некорректная ситуация, в которой трудно действовать грамотно и хотя бы просто корректно. И поэтому, как правило, далее возникает суета, подобная той, что описана в нашей опере, где мозг Ленского назначил себя косвенным виновником и одновременно спасателем, а Ольгу почему-то жертвой Онегина. Классика отношений в границах «-1» уровня модели Карпмана. При таком раскладе все в проигрыше.
На самом же деле, проблема в том, что, поддавшись интуитивно-гормональному импульсу, ты просто выбрал совершенно чужого, не совместимого с тобой человека. Ты издали любовался ее локонами, а теперь терпеть не можешь ее бесконечные истерики. Тебя сводил с ума его харизматический взгляд, а теперь тебя раздражают его бесконечные, как тебе кажется, друзья. Поэтому, еще раз: не «все мужики козлы», а ты выбрала того, с кем в принципе не сможешь найти общий язык. Не «все бабы дуры», а ты не сумел воспользоваться при выборе жены и матери своих будущих детей аналитическими долями своего головного мозга.
Итак, продолжаем. У хозяйки поместья Лариной в молодости, как говорят, был «ветер в голове». Ее уровень развития личности и характер мышления можно оценить из бесхитростных откровений самой героини:
«Как я любила Ричардсона (Сэмюэл Ричардсон был английским писателем, родоначальником «чувствительной» литературы XVIII и начала XIX вв., пользовался широкой популярностью в России того времени — прим. автора)!
Не потому, чтобы прочла.
Но в старину княжна Алина,
Моя московская кузина,
Твердила часто мне о нем».
И далее:
«Привычка свыше нам дана,
Замена счастию она».
Вместе с урожаем пшеницы в поместье созрели и две дочери помещицы: старшая Татьяна и младшая Ольга. Судя по контексту поэмы им было приблизительно лет 16 и 13 соответственно. Никто из персонажей поэмы Пушкина не был занят выдающимся умственным трудом или каким-либо творчеством. Татьяна Дмитриевна Ларина находила отдушину в уединенном чтении популярной художественной литературы:
«Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
Отец ее был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый;
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой
И не заботился о том,
Какой у дочки тайный том
Дремал до утра под подушкой».
Ее сестра Ольга свою неуемную энергию молодости сублимировала в танцы и песни. За ней ухаживал соседский помещик Ленский, с которым они выросли вместе. Он был по уши в нее влюблен, она же была совершенно равнодушна к его ухаживаниям. Очень похоже, что Ольга в принципе ценила исключительно только себя и свое время, ей были важны лишь ее собственные интересы и ценности. Разумеется, такие качества личности существенно сужают круг мужчин, с которыми возможен действительно гармоничный и совершенно счастливый союз. Например, если бы тот же Ленский, с его романтическим характером, женился на Ольге, его жизненный финал был бы незавиден. Возможно, более-менее подходящим кандидатом в мужья Оле являлся пожилой князь Гремин, но тут заранее не скажешь, ибо младшая Ларина была уж очень поверхностна, возможно, просто в силу возраста, хотя по сути ведь это ничего не меняет.
Однако нет смысла упражняться в критических определениях для Оли, это ничего для нас не прояснит, хотя, конечно, более точной характеристикой для нее является не общепринятая: «она вела себя как ребенок», а несколько более жесткая. Выбор ее жизненной стратегии не оригинален, это поиск жертвы, с последующим манипулированием и высасыванием из нее ресурсов. Это в тепличных условиях отсутствия реальных проблем и забот младшая Ларина «беззаботная вострушка», а в реальной жизненной ситуации это паразит, который умело вгрызается в ваше тело, и вы даже не всегда это осознаете. В лучшем случае, требуется определенное время для того, чтобы здраво оценить то, что происходит и предпринять грамотную противопаразитную терапию. Пока вы учитесь, работаете, творите, паразит совершенствуется в умениях незаметно втираться в доверие и пользоваться вашими ресурсами, отдавая взамен ровно столько, сколько нужно, чтобы усыпить ваше внимание. Жизненная стратегия паразита предусматривает полное завладение ресурсами жертвы в собственных интересах. Со временем жертва, не выдержав неизбежного в таких отношениях подсознательно ощущаемого «одиночества в толпе» и перманентного напряжения в работе, необходимого для удовлетворения постоянно растущих потребностей паразита, умирает, спивается либо, если поумнее, уходит или избавляется от такого паразита). В таком случае, паразит, смахнув напускную слезу, начинает искать другую жертву. Сгущаем краски? Не можете поверить? А зря:
«Мой бедный Ленский! изнывая,
Не долго плакала она.
Увы! невеста молодая
Своей печали неверна.
Другой увлек ее вниманье,
Другой успел ее страданье
Любовной лестью усыпить,
Улан умел ее пленить,
Улан любим ее душою…
И вот уж с ним пред алтарем
Она стыдливо под венцом
Стоит с поникшей головою,
С огнем в потупленных очах,
С улыбкой легкой на устах».
При этом....

======конец ознакомительного фрагмента======


Рецензии