Летняя практика

Практика
Во времена Советского Союза детей старались приучить к физическому труду. Считалось таким образом молодёжь перестанет избегать непрестижных профессий, начнет уважать труд простых рабочих и не станет на них смотреть с высока. Как написал в сочинении на тему «Какую профессию я выбираю» мой друг Чалдушкин Колька – «все работы хороши – выбирай на вкус»))). За такое лаконичное сочинение, состоящие только из этой одной фразы Кольке поставили двойку, и наша учительница русского языка и литературы Дина Александровна (кличка Динга) перед всем классом ругала Кольку за столь смелую и лаконичную писанину))).
В целях приучения к труду после окончания 9 класса в далеком 1983 году, нас направили на летнюю трудовую практику на местное градообразующее предприятие – Алексеевский цементный завод. А точнее не на сам завод, а на Литейный завод металлоконструкций (КМИ) – располагающийся на территории цементного завода. КМИ заканчивал строительство своего нового заводского корпуса куда нас школьников и определили в помощь к строителям. Мы занимались тем, что бетонировали полы в новом цеху. Приезжал самосвал с бетоном и сваливал его в одну большую кучу. Наша задача была разровнять лопатами эту кучу бетона ровным слоем по опалубке. Затем приезжал следующий самосвал, и процедура повторялась заново. Таким образом в цеху появлялись новые бетонные полы. Нашей дружной школьной бригадой руководили две учительницы: наш классный руководитель пожилая учительница математики Комалова Вера Флоровна и учительница физики Лебедева Татьяна Мироновна. Работать нам было совсем не интересно, но наши учителя – «бригадиры» добросовестно, из последних сил пытались привить нам любовь к труду, формируя в моем незрелом мозгу простую житейскую истину – если не хочешь всю жизнь лопатой махать, то нужно после школы идти поступать в институт.
Так как мы были еще школьниками, то нас возили на обед обратно в поселок в нашу школьную столовую. Это было самое замечательное и запоминающееся из нашей летней практики событие. Представьте себе, что может быть прекрасней четыре раза в день в кузове грузовика, мы проезжали по нашему поселку и пели хором песни во весь голос. С моря ветер дул, с моря ветер дул, разносились слова песни за нашим грузовиком и казалось, что вот она большая и взрослая жизнь, полная свободы и развлечения открывается перед нами.
На КМИ работал токарем мой родной дядя – дядя Коля и я часто бывал у него на работе, он мне разрешал точить простые детали на своем токарном станке. Токарный цех располагался рядом через стену от нового корпуса, где мы работали, и я естественно знал все лазейки чтобы проникнуть в него. Иногда я не ездил на обед в школу, а прибегал к дяде Коле и во время обеда вытачивал на его станке какой нибуть болтик для своего мотоцикла. О том, что рядом можно провести время намного интересней чем в школьной столовой я по «секрету» рассказал другим мальчишкам из нашей бригады и мы понемногу, чтобы не было заметно стали отлынивать от поездок на обед в школу. Так как все рабочие токарного цеха тоже уходили обедать в заводскую столовую то весь цех был в нашем распоряжении, и мы развлекались как могли. Сначала мы катались на электрокарах по цеху. Работники цеха стали вытаскивать предохранители, чтобы мы не могли кататься. Я вставлял предохранители обратно и покатушки продолжались. Рабочие стали забирать предохранители от электрокаров с собой на обед лишив тем самым нас удовольствия покататься. Пришлось придумать новое развлечение. Я нашел страховочные монтажные пояса. Подвесив самого себя за пояс к кранбалке можно было нажимая на кнопки пульта управления, под самым потолком, катать себя на кранбалке по всему цеху. А так как кранов было два то можно было вдвоем висеть под потолком и сталкивая кранбалки между собой раскачиваться на тросах как на качелях. Словно птицы мы летали под высокой крышей цеха и мальчишеские сердца разрывались от безудержного озорства и восторга. Некоторое время все нам сходило с рук и нам удавалось скрывать наши похождения во время обеда. Но случались и казусы. Например, когда в очередной обед мы появились в цеху одна из кранбалок была занята. Ей вместо домкрата приподняли за передний бампер уазик и ремонтировали переднюю подвеску. Кататься на одной кранбалке было не очень интересно и мне, конечно, но же срочно понадобилась эта вторая кранбалка. Я решил отцепить автомобиль с крюка. Но я перепутал кнопки на пульте управления вместо того, чтобы опустить кран я начал поднимать его вверх. Как назло, кнопка на пульте заела и пока я по ней стучал кулаком, чтобы она отлипла, несчастный «уазик» уже повис высоко в воздухе. В цех начали возвращаться рабочие с обеда и мы быстро сбежали, чтобы нас не заметили. А рабочие с удивлением разглядывали медленно вращающийся на тросе кранбалки, под крышей цеха, автомобиль с которого тоненькими струйками на бетонный пол лились бензин и масло. Их терпенье кончилось, и они наябедничали про нас нашим «бригадирам». Когда Вера Фроловна увидела меня висящего на крюке под крышей токарного цеха у нее подкосились ноги и она схватилась за сердце. Татьяна Мироновна бегала по до мной внизу и громким истеричным криком требовала, чтобы я спустился с небес на землю. Что меня особенно поразило, не смотря на сильное душевное волнение Татьяна Мироновна выражала свои эмоции, не прибегая к великому и могучему русскому мату. Все-таки культурные и воспитанные учителя у нас были!!! Большое им человеческое спасибо за их титанические усилия в стремлении сделать из нас балбесов достойных людей.
Спускаться с небес на землю в руки разъяренной учительницы мне совсем не хотелось. Спасло меня то, что цех был большой и разделен кирпичными перегородками на множество рабочих мест. Пока Татьяна Мироновна бегала между этими перегородками я успел откатиться на кранбалке в самый конец цеха, опустить себя на пол и убежать. Так я попал под особый контроль наших «бригадиров». Они не спускали с меня глаз ни на минуту и мои обеденные развлечения прекратились.
Но жить без развлечений скучно и не интересно. И мы нашли новое развлечение. С внешней стороны здания стоял строительный подъемник, и мы незаметно стали на нем кататься вверх – вниз – красота одним словом!
Строительный подъемник представлял из себя плоскую деревянную площадку 1,5 м на 1,5 м, (без всяких ограждений) которая на тросе лебёдки поднималась вдоль четырёхугольной стрелы из металлических уголков. Стрела подъемника была прикреплена к внешней стене здания. При помощи этого подъемника поднимали строительные материалы на крышу нового здания. Даже сейчас, спустя много лет, я помню те ощущения восторга и страха, когда мы поднимались на этой крохотной площадке на высоту нового здания КМИ и с высоты этой импровизированной площадки обозрения нам открывался чудесный вид на цементный завод!
Наши бдительные бригадиры, заподозрив неладное, попросили заводского электрика, от греха подальше, отключить этот подъемник. Но электрик не до оценил пытливость ума подростка, за плечами которого было четыре года радиокружка и опыт радиохулиганства в виде собранного своими руками радиопередатчика из лампы 6П3С и отцовского радиоприемника.
На следующий день нас поставили бетонировать отмостки вокруг здания как раз около этого строительного подъемника. Наши школьные бригадиры, пытаясь предотвратить неминуемое хулиганство встали сами на площадку подъемника и вдвоем опираясь на лопаты важно руководили нашей работой. Мы послушно разравнивали бетон вокруг подъемника. Ребятам было откровенно скучно и неинтересно работать. Серега сделай, что нибуть попросили они меня. Сей час, только прикройте меня - попросил я их в ответ. И они, изображая усердную трудовую деятельность перед нашими учителями, отвлекали их как только могли от моей персоны. Я тем временем открыл электрощиток подъемника и увидел, что электрик просто вынул предохранители и положил их, чтобы они не потерялись, тут же в этом же щитке. Осторожно я по очереди установил все три предохранителя на место и нажал ни кнопку пускателя подъемника. Строительный подъемник ожил!!!  Случилось, что-то необычное. Две взрослые солидные женщины практически легли на этой крохотной площадке подъемника и пищали от страха как обычные перепуганные школьницы девчонки. От привычной важности и солидности школьного учителя не осталось и следа. А все го то подъемник их успел поднять на два, три метра над землей. На их крик прибежал испуганный электрик и опустил наших учителей обратно на землю. В тот день Вера Фроловна, выпив изрядную дозу успокоительного, сказала мне - Хлопунов, у меня больное сердце, прошу тебя пожалуйста дай мне дожить до пенсии. Вот окончишь школу и делай, что хочешь, а сейчас паразит дай мне дожить до пенсии совсем немного ведь осталось. Я не хотел ее смерти и пообещал больше не хулиганить. И, что удивительно я искренне верил в тот момент, что сдержу свое обещание. Но как оказалось, это было выше моих сил.
С противоположной стороны громадного здания КМИ стоял служебный автобус (КВЗ или Кавзик). Это такой гибрид грузовика и автобуса. Передняя часть у него была от ГАЗ-53 а задняя часть от автобуса. Получился такой технический уродец, Франкенштейн))).  Автобус мирно стоял рядом с резиновым шлангом, из которого его только, что помыли и сох на солнышке. Дверь его была распахнута настежь, чтобы лучше просох салон автобуса. Водителя рядом не было. Кавзик как бы сам манил меня к себе и приглашал прокатится. От такого соблазна я не смог устоять. Соблазнив пару ребят на эту авантюру, мы забрались в автобус. Я сел за руль. Из проволоки сделал отмычку и завел двигатель. Включил первую передачу и поехал. Кавзик на редкость был дружелюбен и охотно подчинялся новому водителю. Я включил вторую передачу. Мы начали кататься неспеша вокруг здания. Проезжая мимо наших учителей, мы приседали на корточках, чтобы они не увидели нас в окнах автобуса. Они и не увидели, им в голову не могло придти, что мы могли угнать заводской автобус. Где-то на третьем круге я заметил в заднее правое зеркало, что за автобусом бежит какой-то человек с монтировкой в руках. Это был водитель автобуса. Встреча с ним не предвещала ничего хорошего поэтому я переключился на третью передачу и прибавил скорости. Человек с монтировкой отстал от автобуса и скрылся сзади в клубах пыли. Завернув за угол здания, я высадил пассажиров и поехал дальше. Мой расчет был прост. Пока водитель оббегал громадное здание, догоняя свой автобус, я объехав здание с другой стороны оставил автобус на том же месте где его и взял около шланга, из которого продолжала еще литься тоненькой струйкой вода. Из далека я видел, как запыхавшийся от бега водитель залез в кабину своего автобуса. Наверно он был очень рад этому, что даже не пожаловался на нас нашим бригадирам. Это хулиганство осталось незамеченным, и я в этот раз вроде, как и не нарушил слова, которое дал Вере Фроловне.
Через пару дней очередной самосвал с бетоном застрял в канаве посреди нового цеха. Водитель пошел искать трактор, чтобы вытянуть автомобиль из канавы. Вся наша бригада вышла из нового корпуса на улицу и нежилась на солнце ожидая, когда приедет следующая машина с бетоном. Я и еще пара ребят пробрались в кабину застрявшего самосвала. На этот раз водитель Зил 130 оставил ключ в замке зажигания, а кабины в те далекие времена на ключ вообще никто не закрывал. Помню двигатель старенького зила не хотел заводится. Он чихал, стрелял, но упорно не хотел работать. Мне удалось подобрать нужное положение дроссельной заслонки (подсос) и активно работая педалью газа я сумел запустить непослушный мотор грузовика. И мы начали буксовать на нем в канаве. В кузове весело плескался тяжелый бетон и выплескивался через борта. Грузовик шатало из стороны в сторону. Из-под задних колес шел дым от горелой резины. Нам мальчишкам было очень весело.  Через некоторое время в помещение вернулись наши учительницы. Заметив, что мы сидим в кабине грузовика Вера Фроловна и Татьяна Мироновна бросились бежать к нам. Я заглушил двигатель и нас словно ветром сдуло из кабины. Вера Фроловна бежала с высоко поднятой с криком убью паразит! Не добежав пару метров до самосвала силы у пожилой учительницы кончились, и она не смогла меня догнать.
После этого случая они не оставляли меня одного ни на минуту.  Нас послали убирать какой-то строительный мусор. Посреди участка среди мусора стоял бетонный столб, на котором был электрический щиток. Внутри щитка лежала лампочка с двумя проводами (контролька). Собирая мусор, мы заспорили с мальчишками есть ли напряжение в щитке и сколько там вольт 220 или 380? Я чтобы взял контрольку и присоединил его к корпусу щитка и одной из фаз. Лампочка засветилась – щиток был под напряжением! Я прикоснулся контролькой к двум фазам лампочка ярко вспыхнула и лопнула, не выдержав напряжения 380 вольт. И надо же было так случиться, что мои электрические опыты заметила Вера Фроловна.  Я снова получил взбучку за свою выходку и опять выслушал просьбу не убиваться пока я не закончу школу чтобы за меня паразита не посадили учительниц в тюрьму.
На этом закончилась наша производственная практика о которой спустя много времени вспоминаю с теплотой и чувством вины перед нашими бригадирами Татьяной Мироновной и Верой Фроловной.


Рецензии