Экономическая синергетика и новые институты

М. Шульгин, Сочи, 2024

Экономическая синергетика появилась не на пустом месте, поскольку она вобрала в себя ряд передовых научных идей и концепций: идею либеральной рыночной экономики, созданной неоклассической экономической теорией (свобода рыночного обмена) и концепцию свободы выбора, выработанную гуманистической психологией; использовала идею неоинституционализма (главенство влияния правил, законов и установлений в экономике); учение о гомеостазе – саморегуляции систем, которое, по всей вероятности, также заимствовано из идеи о саморегулируем рынке (законе рынков Сэя); современных представлениях об уровнях экономической культуры, структуре менталитета и ментальных моделях.
       Синергетика экономическая, как наука о системах, естественно сопротивляется линейному централизованному подходу, когда предмет макро- и микроэкономики (интересы и ценности) искусственно разделяются (это для тебя, а это для государства).
       Ценности, интересы и ментальные модели попадают в сферу интересов синергетики. Экономическая синергетика представляет собой не только теорию развития сложных систем, которая основана на принципах самоорганизации, как это представлялось из первых работ в начале ХХ в., но и как наука о становлении Бытия (конец ХХ в), а сегодня как методология становления Субъекта. Важнейшим принципом синергетики является свобода.
       В современном рыночном мире, измеряемом линейными величинами спроса и предложения, вектор свободы направлен на повышение рациональности и индивидуального эгоизма экономического субъекта. Экономическое поведение, целью которого является увеличение благосостояния и в итоге, достижение социального превосходства, хотя чаще всего и находится в рамках закона, но почти не ограничивается моральными нормами. Поэтому честь, совесть и справедливость остаются на откуп самого экономического агента. Подобная стратегия жизни утвердилась (и не осуждается) под воздействием социальной философии (Т. Гоббса, Б. Мандевиля, Д. Юма) и разработанной в ее рамках концепции гармонизация частных интересов, главным тезисом которой является то, что человек, стремящийся к реализации своих эгоистических целей, способствует росту благосостояния всего общества.
      Синергетика экономическая снимает проблему противоречий между активным субъектом и объектом (институтами), отстаивая приоритет субъекта и примат индивидуальной свободы. Однако приоритет субъекта поставлен в зависимость от материальных факторов, условий общественного производства, институтов власти и целевого характера социальных приоритетов. При этом адаптационный характер индивида и социальные цели лежат между основными игроками – финансовым капиталом и государством. За каждым из них стоит институциональная вертикаль (финансово-экономическая и социально-политическая). В тех случаях, когда субъективное и объективное неразличимы (когда происходит совпадение общественной,  государственной  или партийной  идеи с личностной позицией человека, что отражает высший мета социальный уровень в структуре менталитета) объект и субъект сливаются – в этом случае говорят, что объект субъективизируется (Пригожин, 2001).
      На микроскопическом уровне в синергетике главной фигурой является рыночный субъект, как исходная точка экономических построений. Он наделен волей и действует в соответствии с целевыми установками, субъективными потребительскими предпочтениями и необходимостью подчиняться социальным правилам, которые определяю уровень индивидуальной свободы в сложившихся социально-экономических условиях.

КУЛЬТУРА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

В экономической культуре выделяется три уровня: массовая экономическая культура, экономическая культура лиц, принимающих решения на уровне организаций, и теоретическая экономическая культура ученых экономистов. Один из самых известных специалистов по вопросы культуры G. Hofstede (1990), определял культуру через общие ментальные модели. Он предполагал, что во многом поведение человека зависит от его ментальных программ. Под ментальными программами Хофстед понимает «образы размышлений, чувств и действий» и выделяет три уровня таких программ: человеческую природу, культуру и индивидуальность.
      Для человеческой природы (нижний уровень) – характерны схожие для всех индивидов программы. Они наследуются генетически и являются неотъемлемой частью каждого человека. На среднем уровне находятся программы, характерные для любой конкретной группы людей, которые формируются путем социального обучения. Модели этого уровня Хофстед называет культурой. Самый высокий уровень занимают ментальные программы, специфические для конкретного индивида.
 

НОВЫЕ ИНСТИТУТЫ
      
В последние двести лет, как считает И.Валлерстайн (историк-экономист, основатель подхода Мир-систем), появились совершенно новые совокупности культурных ценностей. Если до Французской буржуазной революции консервативное общество и система его ценностей были неизменными и доминирующими (преобладало стремление к богатству и вере), то в последующее время ценности и приоритеты существенно изменялись под действием политики (буржуазная и коммунистическая мораль),  новых укладов в экономике (по П. Щедровицкому это: виртуальная, постиндустриальная, лимитрофная и биосферная экономика), новых субъектов развития (предпринимательства) и институтов новой экономики.
        Институты новой экономики связаны с интеллектуальным капиталом и представляют собой обособленные сектора народного хозяйства, основанные на наукоемких электронных и информационных технологиях. К интеллектуальным видам деятельности можно также отнести ряд специализированных услуг: консультирование и консалтинг, аудит и лизинг, маркетинговые услуги, оценочную деятельность, доверительное управление активами, подбор персонала, рекламу, «РR» и др.

      Таким образом, экономическая синергетика сегодня основывается на достижениях в области экономики, социологии и гуманистической психологии. Аккумулируя идею саморазвития и становления субъекта, она руководствуется представлениями о саморегуляции систем, свободе выбора и приоритете индивидуального над общественным в социальных отношениях [сегодня о саморегуляции говорит не приходится - главенствует политика]

      Глубина проработки любой социально-экономической теории развития общества сегодня все больше увязывается с возрастающей ролью институционально-психологических факторов в экономическом поведении рыночных субъектов, таких как институты, связи, контракты, настроения, интересы, ожидания, ценностные ориентиры.
      Однако с началом СВО существенную роль в направлении экономики играет политика и психологический фактор - раздутый на Западе страх угрозы, огульное обвинение в диктатуре Путина и варварстве русских.

Литература


Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. – М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. – С. 67-75.
Статт Д. Психология потребителя. – М.- СПб: Питер, 2003. -  445 с.
Hofstede G. Cultures and Organizations. Software jf the Mind. N.Y.: McGraw-Hill, 1990. P. 6.
Bierman H.S., Fernandez L., Came Theory with Economic Applications. Boston, Mass.:  Addison Wesley, 1998. P. 384-397.


Рецензии