Оттепель - терапевтическая новелла

История матерей и дочерей, родовых связей, тема детско-родительских отношений, преобразование и трансформация травматического опыта близости и привязанности.

Эта новелла будет терапевтической для Вас, если:
• Вы исследуете тему детско-родительских отношений (неважно, из какого ракурса: роди дочери или матери)
• Вы работаете над исцелением травматического опыта в теме близости и привязанности
• Вы Женщина ;

***
У Снежной Королевы родилась дочь, которую она назвала Изольда. Ей нравилось звучание этого имени, особенно фоновое созвучие в нем нового словосочетания, неприметного на первый взгляд, но радующего слух Снежной Королевы: «изо льда, изо льда». Изольда росла в замке холода, льда и снега, не видя солнечный свет, не зная его теплоты. Это была очень красивая девочка, словно сошедшая с картины — в голубом платье, с белокурыми локонами и серыми глазами с какой-то невероятной глубиной. С раннего детства она была образованна, воспитанна, дисциплинированна, вежлива, учтива, пунктуальна, умела поддержать почти любую тему, знала правила поведения, тона, приличия, этикета — словом, она была мечта своей мамы. Снежная Королева любила восседать в своем ледяном троне и издалека наблюдать, как теперь уже Изольда играет с кусочками льда, пытаясь сложить из них слова. На этот раз слово было «Любовь».

Любовь — что это такое? - гадала маленькая Изольда, никогда не знавшая материнской любви, полной нежности и теплоты. Любящий взгляд матери отражается присутствием бога в душе ребенка. Взгляд Снежной Королевы в душе Изольды отражался холодом, безмолвием и леденящим душу покоем. От такого покоя пространство становилось белым-белым и Изольда никак не знала, во что и чем раскрасить эту нескончаемую бель, от которой ужасно слепило глаза. У нее было все, она была наследница самого севера, но она чувствовала себя бесконечно нищей, не имеющей самого главного — мягких рук матери перед сном, ее принимающего присутствия, ласковости ее голоса, доброты ее смеха. Она могла перенять только ее холод и ее отсутствие. Изольда вглядывалась в ледяные фигуры посреди дворцовых залов, фигуры в полный рост Изольды, выполненные искусными мастерами, идеально ограненные со всех сторон, были абсолютно пустыми внутри и олицетворяли собой внутреннюю пустоту посреди роскошных убранств.

Так она росла. Днями пытаясь выжить среди холода и льдов, ночами разглядывая небеса и Млечный Путь, размышляя — все ли звезды такие холодные или, может быть, где то есть теплая звезда, хранящая в себе все то, чем так хотелось наполниться Изольде…

Однажды она повстречала такую звезду. Два одиночества встретились в огромном мире. Изольда убежала из царства снежной Королевы и поклялась больше никогда не возвращаться в него. Со своей Звездой она убежала к югу, солнцу, морю, цветам. Счастью Изольды не было конца, но счастью Звезды ее был:
— Отчего ты так холодна со мной? - спрашивал он ее — Почему ты такая далекая? Как мне понять тебя? Я думал здесь мы будем счастливы, однако ты лишь как будто бы со мной, но всегда далеко…

Так Звезда покинула Изольду, улетев искать новых принцесс. Изольда долго тосковала, она никак не могла утешиться, ведь все это было правдой: она так хотела близости и любви, она так хотела общности и сопричастности… но совершенно не умела этого, более того, близость, такая желанная с одной стороны, оказалась такой пугающей — с другой. Если мужчина шёл к ней с протянутой рукой, зовущей строить отношения, Изольда бежала от него. Если мужчина был холоден, неприступен, недосягаем, Изольда бежала за ним, как только могла пыталась догнать, но только падала всякий раз, запыхавшись в своем беге, разбивая колени в кровь от падения, и долго-долго еще сидела и не могла подняться, оплакивая эту горькую рану…

Изольда занялась выращиванием цветов. Ей нравилось брать семечко и закапывать его в рыхлую землю, затем удобрять и поливать, затем ждать и дожидаться стебля, потом бутона, затем цветка. Ей нравилось заботиться о цветке, разговаривать с ним, касаться. Это было ее попытками установить близость с чем-то живым на земле, и обязательно безопасным.
Ночами долгие годы ей снились глаза ее матери — красивые, глубокие, как море, но холодные и пустые. Любовь — что это такое? - думала уже взрослая Изольда, но никак не могла найти ответ.

Пока в один день сам Бог ли, Млечный Путь или новая Звезда Млечного Пути не подарила ей дитя.
У Изольды родилась дочка. Это была очень красивая девочка, словно сошедшая с картины — в голубом платье, с белокурыми локонами и серыми глазами с какой-то невероятной глубиной. В первую из встречу Изольда подошла к малышке и долго-долго вглядывалась в эти глаза, они, казалось, таили в себе все узоры небес, которых сотни за столько лет насмотрелась Изольда ночами. Эти глаза были такими родными, что в сердце Изольды что-то затрепетало, заколыхалось и из красивых, холодных глаз выступили тёплые мокрые слезы. Это были слезы радости, счастья… слезы любви. Изольда взяла маленький комочек в руки, прижала к груди — и ощутила, как это чувство внутри нее растет, растет и растет. Ее грудь наполнилась молоком, руки - гибкостью, голос - шепотом, глаза - тёплым блеском.
— Вот оно, - думала Изольда, - живое, тёплое, родное, моё.
Девочка росла. И Изольда росла вместе с ней — она училась не просто смотреть поверх, но всматриваться внутрь, не просто слушать что-то, но слышать, про что это, не просто присутствовать, но быть вовлеченной. Она училась интересоваться, терпеть, вмещать и выдерживать, давать с радостью и легкостью; она училась принимать и прощать. Сама того не понимая, она училась любить и познавала ответ на свой очень давний вопрос: «что же такое любовь?».
Изольда вплетала в волосы подрастающей дочери цветы с их придомовой лужайки и однажды вплела их и себе — в свои седеющие пряди, ей так хотелось вплести жизнь в увядающую красоту.
Она преобразилась и стала еще краше. Теплая, гибкая, нежная она встретила, наконец, Мужчину, который уже не казался ей недосягаемой Звездой, сошедшей с небес, он был очень даже досягаемым и земным, он протягивал ей руку и она протягивала ему свою. Так и только так может быть положено начало союзу — когда одна протянутая рука встречает другую, когда ноги, вместо того, чтобы бежать от или бежать за, уверенно стоят на месте, создавая опору будущему союзу, когда глаза, вместо того, чтобы закрываться от страха, или заполняться слезами мук, или уставать от поиска, расслаблены и созерцают, когда сердце бьется в унисон, а не разрывается от боли.

Так Оттепель случилась в душе Изольды, замороженной в царстве льдов и оттаивающей на югах, под звуки собственной колыбели среди цветов, под гибкость собственного тела, танцующего на закате в свое удовольствие, под счастье разделить свою радость с другим под покровом лунной ночи…

Изольда родила еще не одного ребенка и тело ее округлилось, став мягким и нежным. Она пекла пироги на завтрак, нараспев затягивая мелодию южных берегов.

Однажды в дом их постучали. Этот стук сразу проник куда-то глубоко — это Снежная Королева приехала навестить внучку. Изольда открыла дверь. Так они встретились: Королева льдов и Королева цветов. Цветы не могут жить во льдах, им нужна почва и солнце, а льды растают от солнца. Но встреча их все таки произошла.
Королева льдов была сложена геометрией линий, острой углов и слов, ее короной, как и раньше, была глыба льда, отшлифованная и ограненная, словно бриллиант, но по прежнему остающейся глыбой льда по своей сути. Королева цветов, сложенная из плавных переходов и линий, округлых форм, в которых острота лишь намек на внутренний стержень, окутанная ароматами югов, носила корону из разноцветных даров местной флоры.

— Я добралась. Не ждали? - спросила Снежная Королева.
— Мы честно не ждали, и я удивлена тебя видеть здесь. Но так же и рада, проходи. Выпьем чаю? - спросила Королева Цветов.
— Что ты, горячее я не пью, - голос Снежной Королевы был непоколебим.
— Тогда есть холодный лимонад! И много-много мороженого! У нас же полный дом детей, - улыбнулась Королева Цветов.
— Надо же, я думала только одна дочь.
— Дочь одна, все остальные мальчишки.
— Выходит, ты нашла свое счастье в материнстве? - спросила одна Королева другую.
— Я долго искала, в чем мое счастье, в чем сама я. Я нашла его здесь, на юге, и материнство - это большая часть моего счастья, ты верно подметила.
— А я по прежнему единственная Королева Севера - с гордостью заявила Снежная Королева.
— Если ты счастлива в этом, - ответила Королева Цветов, - если тебе не одиноко там, я рада за тебя. Если вдруг ты когда то захочешь разбавить свое единение, я с удовольствием навещу тебя с мужем и детьми, мы принесём тебе наши цветы, ими ты наполнишь свой замок.
— Они погибнут, как все живое в царстве льда, - возразила снежная Королева.
— На югах цветы тоже гибнут, но какой при жизни они дают аромат! - с улыбкой ответила ей Королева Цветов.

Вдруг дверь распахнулась и в комнату вбежала орава детей, среди них старшая юная красивая девушка, а вокруг нее шумные озорные мальчишки.
— Мама! Кто это? - спросили дети.
— Это ваша бабушка, дети! Сделайте ей поклон.
Глаза Снежной Королевы округлились от удивления, количества детей и шума от них, а главное, от непривычного слова «бабушка». Она не могла понять, ей страшно или приятно это слышать.

Мальчики окружили «бабушку» и каждый сделал поклон, а затем постарался рассказать самую интересную или смешную историю. Юная девушка стояла в стороне, держа в руках свежесрезанные цветы на продажу.
— Марта! Марта! - закричали мальчишки, убегая по лестнице на второй этаж - пойдем с нами, ты обещала достать вчерашнюю сказку!
Девушка смущенно улыбнулась, подошла к Снежной Королева и откланявшись, вручила ей букет. Затем убежала за братьями, она была еще в том возрасте, когда юным леди становится скучно играть с братьями, но далеко за пределы дома, куда так тяготеет сердце, отцы их не отпускают. Поэтому читать книги на мансарде было отличным решением.

— Все это мне? - спросила Снежная Королева, разглядывая букет, а затем взглянула на свою Изольду: — Как ты изменилась… стала совсем взрослой.
— Я стала счастливой, мама.
— Как давно меня никто не называл так! - и в глубоких глазах Снежной Королевы что-то заблестело, но это были не бездушные льдинки, а очень даже наполненные жизнью слезы.
Королева Цветов подошла к матери и обняла ее. Так они простояли какое то время, затем Снежная Королева сообщила, что ей пора домой.
На прощание, у порога, она остановилась:
— Марта - такое красивое имя. Но не северное и не южное. Почему ты назвала ее так?
— Она случилась весной в моем сердце, растопившей льды и позволившей почве моей души взрастить сады цветов.
— Ах, дочка! — Снежная Королева на прощание обняла хозяйку этого прекрасного дома, она также обещала больше не пропадать так надолго.

А хозяйка дома, поводив мать, задумалась: «Как давно никто не называл меня дочкой» и впервые за много-много лет почувствовала, как это приятно — быть и женой, и матерью, и дочерью одновременно.

Так Оттепель случилась в роду Изольды, замороженном в царстве льдов и сумевшем оттаять в гибкости Королевы Цветов, в смягчении Королевы Льдов и в хрупкости рук, протянувших цветы мира сквозь поколения. Одна эта рука держала книгу, другая гладила ворох кудряшек у самого младшего брата. Марта — нежная владычица новой истории среди бесчисленных звёзд, она точно знает ответ на вопрос: «что такое любовь?», и готова делиться этим ответом с братьями, с другими, с миром…
***

Аудио-версию новеллы можно прослушать в ТГ-канале «Терапия Души Словом»


Рецензии