Глава тридцать девятая. Накануне рыночных отношени

Книга третья. Лихолетье.
 Глава тридцать девятая. Накануне рыночных отношений.
 
 Полная неразбериха в экономической и политической жизни страны не могла не сказаться на жизненном уровне трудящихся. Рост дефицита во всём, в том числе, и в обеспечении самым необходимым, нервировал и тревожил население ничего не понимающего Крутого Яра. Никто не знал, что происходит со страной и что будет с ней дальше.
 С одной стороны, она жила всё той же нормальной трудовой жизнью: не было безработицы, о ней только лишь начали поговаривать, все предприятия работали и производили продукцию, люди неплохо зарабатывали и имели неплохие деньги на руках, да и сберкнижках, но вот купить на них было нечего. Постепенно всё исчезало. Но как-то все умудрялись жить с полными холодильниками.
 Ещё в конце 1988 года предприятиям, в том числе, и коллективу Крутояровского металлургического комбината, было разрешено продавать сверхплановую продукцию за рубеж за валюту или в форме товарного обмена. По бартеру.
 Так что уже в 1989 году, как сообщал через газету "Калининец" работникам комбината зам.директора по общим вопросам Щекочихин, было продано за рубеж комбинатом шесть тысяч тонн ферромарганца, то есть, на два миллиона четыреста тысяч американских долларов.
 На основании этой выручки были заключены контракты для приобретения необходимого комбинату оборудования и товаров народного потребления. Эта была первая сделка и направлена она была на улучшение медицинского обслуживания крутояровцев и приобретение товаров повышенного спроса для работников предприятия. Дало возможность удовлетворить их насущные запросы.
 В результате этой сделки было приобретено оборудование для шести зубоврачебных кабинетов, в том числе, для двух на самом комбинате, для медицинского обслуживания населения было закуплено десять компьютеров, осуществлена установка УЗИ.
 Общая сумма затраченная на покупку медицинского оборудования, как сообщалось в им в газете "Калининце", составила около восемьсот тысяч американских долларов.
 Оставшиеся от этих покупок деньги были потрачены, именно, на приобретение товаров народного потребления. Большая часть из них была направлена на покупку легковых автомобилей. Закуплено было сто сорок и сто двадцать были уже получены.
 На сегодняшний день, как сообщалось в газете, на комбинате имеется пятьсот швейных машин марки "Зингер", триста шестьдесят кухонных комбайна, пятьсот четыре пылесоса. Доставлены в порт Находка и отгружено из него в адрес комбината пятьсот телевизоров марки "Шарп".
 На днях комбинат получил двести восемьдесят холодильников, должны получить всего пятьсот, закуплены были также меха, одежда, обувь на общую сумму сто сорок пять тысяч американских долларов.
 Таким образом, деньги первого бартера практически были потрачены. "Теперь наша задача,- сказал Иван Сергеевич Щекочихин,- получить то, что ещё не прибыло к нам и реализовать работникам предприятия".
 Устанавливает цены отдел цен Тульского областного исполкома. Реализация должна происходить через торгующие организации.
 К этой работе подключён был плановый отдел комбината. На днях работники отдела подобрали цены на двенадцать видов товаров и внесли свои предложения в отдел цен Тульского облисполкома. Как только они будут утверждены, так сразу же и начнётся продажа товаров.
 Подобное сообщение не могло не радовать работников предприятия. Особенно женщин. Сапоги на рынке стоили бешеные деньги. Да и мужчины с нетерпением ждали распродажи автомобилей и прочего.
 Работники других предприятий, организаций и учреждений Крутого Яра с завистью смотрели на работников комбината и любым способом старались присоседится к распределению и распродаже товаров, доказывая свою причастность к работе комбината. 
 Особенно, обслуживающие и подрядные организации, медицинские работники и прочие. Сергею же тогда тоже досталась для Нины швейная машинка "Зингер". Она умела довольно неплохо шить и была этому рада.
 Позже такие бартерные сделки при обмене ферромарганца на товары ширпотреба и первой необходимости, в том числе, и на продукты питания, будут производится несколько раз в начале девяностых годов, пока не начнётся серия аварий на доменных печах. При нестабильной обеспеченности их сырьём и топливом. А затем в 1998 году страну накроет дефолт, то вся эта радужная жизнь на предприятии сразу же замрёт.
 В конце восьмидесятых и начале девяностых в стране, и в самом Крутом Яру, за стенами комбината, будет постоянно нарастать тотальный дефицит всего и вся.
 Положение будет ещё усугублялось и продажей продуктов из-под полы, то есть, по знакомству и блату.
 Вот что сообщала в одном из номеров "Калининца" зам. председателя поселкового Совета Валентина Сергеевна Пронина в июле девяностого года:
 "...членами комиссии поселкового Совета и рабочими контролёрами металлургического комбината в магазине № 109 в подсобном помещении обнаружено шестнадцать килограммов макаронных изделий, которых не было в продаже, а в магазине № 102 тридцать шесть килограмма макаронных изделий, сто пятьдесят кусков хвойного мыла, двадцать пять килограмма изюма, которых тоже не было в продаже...".
 Заведующим магазинов были объявлены выговоры и они лишались премий. Но положение это не меняло. В результате сложившейся ситуации в Туле горисполкомом был вынужден установить временный порядок реализации дефицитных товаров из ресурсов 1990 года.
 По этому порядку реализация продуктов и товаров производилась, в том числе, и для жителей Крутого Яра, причём, в определённой записи и по специальной открытке с адресом и местом тульской прописки покупателя.
 В первую очередь, обслуживались инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Многодетным семьям и инвалидам сложная бытовая техника реализовывалась по спискам местных советов женщин и обществ инвалидов.
 Предусматривалось также первоочередное обеспечение лиц, участвующие в ликвидации последствий аварии в Чернобыле. В течении пяти лет один покупатель мог приобрести только один комплект мебели: стенки, кухни. спальни. Во избежании спекуляции.
 Периодичность приобретения сложной бытовой техники определялась десять лет. Импортная обувь реализовалось по спискам предприятий, организаций и учреждений.
 В торговле макаронными и крупяными изделиями с первого августа года вводилось нормированное обеспечение, исходя из выделяемых фондов. По спискам и прикреплением к определённым магазинам, до десятого числа следующего месяца.
 В связи с ограниченностью ресурсов манной крупы и риса их продажа  предусматривалась только для детей трёхлетнего возраста и для больных. 
  На запрос секретаря парткома Крутояровского металлургического комбината Котина от исполкома районного Совета народных депутатов, в середине августа 1989 года, был получен такой ответ:
 "Нормированная продажа сахара и синтетических моющих средств производится управлением торговли и общественного питания исходя из установленных рыночных фондов на месяц и квартал.
 Магазинами райпищеторга, расположенными в Крутом Яру, в первом полугодии реализовано двести шестнадцать, с половиной тонны сахара, при норме сто девяносто четыре, с половиной тонны. Сверх плана реализовано двадцать две тонны.
 По состоянии на первое августа текущего года талоны на мыло не предусмотрены...".
 А вот, уже в конце августа девяностого года, на комбинате, из-за исчезновения табачных изделий, чуть ни случилась забастовка, причём, сразу же в нескольких цехах.
 Сергей побывал в нескольких из них. Вот что ему сказали токари в ремонтно-механическом цехе - Артёмов и Корнев:
 - Предупредительной забастовки у нас не было. Но такое намерение у рабочих смены было. Очень плохо курильщикам: ни папирос, ни сигарет, даже махорки нет...
  Собеседниками Сергея были коммунисты с многолетним стажем, кадровые рабочие цеха, пользующиеся уважением в коллективе. Их слова о положении в стране, были в очень крепких выражениях, не для печати, отражали мнение всех простых тружеников цеха.
 Сегодня это, непрерывно копящееся недовольство народа бесконечно растущими трудностями в обеспечении продовольствием и различными товарами первой необходимости, в том числе, и табачными изделиями, грозит вырваться наружу.
И это недовольство многих страшно. Оно вызвано было не только лишь дефицитом, но и несправедливым распределением, особенно, спекуляцией дефицитными товарами.
 - Ведь берут же спекулянты сигареты и другие товары где-то,- говорили Сергею рабочие,- продают чуть-ли ни за пятёрку за пачку? А они-то, стоят копейки!И никто за этим не смотрит. На "толкучке" продают не таясь. Где же контролирующие органы?
 Возмущение, надо сказать, справедливое. "Толкучки" вошли в наш образ жизни. И почему-то ночные? Дефицит и спекуляция становятся знаменем нашего времени. 
 Редакция "Калининца" попросила прокомментировать эту ситуацию заместителя председателя профкома Валентину Дмитриевну Житегову. Вот что она сказала:
 - Вопросами обеспечения сигаретами трудящихся комбината мы занимаемся не первый день. Не думаю, что только угроза забастовки в ремонтно-механическом цехе подействовала. До этого мы уже обеспечили сигаретами доменщиков и фитинговцев. Недавно тысячу триста пачек распределили между цементниками, тем же ремонтно-механическим цехом, электротехническим цехом и водоснабжения. Кроме того, получили возможность купить сигареты механизаторы, направляющиеся работать на селе и работающие у нас в сельскохозяйственном цехе".
 Виктория Денисовна Долина, заместитель секретаря парткома, добавила к этому:
 - Промышленность, государственная торговля не справляются со своими обязанностями. Время сейчас трудное - перестройка. Конечно, мы постараемся и в дальнейшем, по мере наших сил и возможностей, обеспечить трудящихся не только сигаретами. но и всем необходимым. Чем удастся. Но хочу подчеркнуть, что прекращение работы из-за нехватки сигаре, не выход из положения. Сигарет от этого больше не станет.А не выполнение плановых заданий ударит, прежде всего, по самим рабочим, по их зарплате...
 Сергей вдруг подумал о шахтёрских забастовках и какой вред они нанесли металлургам страны, в том числе и их комбинату. Но иного выхода их сегодняшней ситуации он тоже не видел.Наступали грозные времени и никто в стране не принимал никаких мер. Но он надеялся на лучшее, что в высших эшелонах власти это видят, знают и меры будут приняты. Ведь для чего-то и была затеяна перестройка, чтобы реформировать страну и сделать её стабильней и богаче.
 А.Бочаров.
2020.               


Рецензии