Огненные маки

  ОГНЕННЫЕ  МАКИ
                Рассказ

          Они  цвели буйно и дружно,  маки из Полиного детства. Ах, как  они цвели!  Когда ветер качал их, всё поле, казалось,  дышало, совсем, как живое.  Его  единое красное полотнище волнами переливалось до самого горизонта.  И сердца  деревенских девчонок, наблюдавших это, замирали от восхищения.   Мальчишки подсмеивались над ними,   ехидно говоря:
- Радуйтесь, радуйтесь! А вот придёт  время    уборки, не  больно порадуетесь, охать будете!
И  такое время приходило – всей школой высыпали на уборку мака. Бывало,  солнце  ещё сонно продирало глаза, а ребята – уже в поле…
 Полина  с ранних лет помнила  ту пору. Помнила и то, как   миллиарды   сияющих росинок рассыпались  по маковому полю! Они то тускнели, то   взрывались таким пламенем, что ей становилось страшно.
   Это  пламя напоминало ей  о   пожаре,  однажды пережитом ею.
Тогда горел дом  Антонины Ивановны, их учительницы. Было ветрено. Всё строение, объятое пламенем, взметало искры, с  оглушительным  треском лопались  стёкла окон.  В ужасе выла чья-то собака…
Страх перед пожарами  с тех пор навсегда поселился в душе Полины. Особенно он крепко засел в ней  после  замужества  оттого, что   её  супруг Лёша  работал в пожарной части города  и часто выезжал на  борьбу с огненной стихией…
       Минуло уже несколько лет, как Лёша погиб,  спасая людей в горящем   доме. Потому и трепещет душа Полины при виде пожаров и маков в пору их цветения, которые напоминают  ей пламенеющее поле…
    Вот  и этим утром, проснувшись в родительском доме,  куда   с детьми приехала на лето,  вид поля с  цветущими маками  сильно  напугал её, напомнив о давнем. Ей опять привиделись эти чудовищные пожары   из её  детства. Она понимала, что это глупо, нелепо –
 бояться прошлого, но ничего не могла с собой поделать. Внезапная мысль бросилась ей в голову – как там дети? Полина Савельевна метнулась в соседнюю комнату. Увидев спокойно спавших детишек, она немного успокоилась. Осторожно прикрывая дверь,  мать  с нежностью оглянулась на  дочку, которая тихо посапывала, раскинув пухлые ручонки.      
  Ишь, как дочурка славно разметалась во сне!
 Полина Савельевна  присела у раскрытого окна и задумалась. Воспоминания вновь  захлестнули её.          
Перед глазами встали картинки  из прошлого.
    Вот  она с подружкой Зойкой   возле  того же поля, они любуются маками;  Зойка восторженно ахает, округляя серые глаза, окаймлённые стрельчатыми ресницами.
        А ещё Полине запомнилось маковое  поле  тем, что  тогда, в  пору её юности, произошёл  довольно печальный случай.
       Все взрослые люди  их деревни Касимовки были на сенокосе. Поля недоглядела за младшим братиком Васяткой. Семилетний пацан, сбежав из дома, набрал  спелых маковых головок, спрятал  под рубашку и принёс домой. Наелся Васятка мака, забрался  на сеновал и крепко уснул. Поля заигралась с подружками, и только после полудня спохватилась – Васю пора кормить. Прибежала  девчонка домой, туда-сюда – нет братишки.  Поля с криком выбежала во двор:
- Вася, Вася!  Где ты?
В ответ  тишина, и только пчёлы снуют над  цветами в палисаднике…
Напуганная пропажей братишки, Поля в слезах примчалась к подружке Зойке:
- Зоенька-а!  Беда приключилась!
Девчонки  в два голоса  стали кликать мальчика:
- Отзовись, Васятка!..
В слезах девчонки кинулись на сенокосные угодья, где   работала   мама Поли и Васятки.
Мать, отмахиваясь от  зудящих комаров, сорвав с головы ситцевую косынку и, вытирая красное потное лицо, накинулась на дочку с криком:
- Проглядела мальца?! И где тебя, бездомовку, носило ?
И тут же переключила   свой крик на отчаянный зов:
- Васят- ка – а! Откликнись, сыночек!
   И только ближе   к вечеру Поля, испуганная до полусмерти, поднявшись на сеновал, увидела крепко спящего брата. Она стремглав спустилась вниз и пронзительно закричала:
- Мама! Вася на сеновале спит!
Мальчишка, наевшись мака вдоволь,  спал  чуть ли не мертвецким сном.
-  Пресвятая Богородица!  Помоги мальцу выжить! –  молила тётя Нюра, стоя на коленях перед иконой.
- А тебе, греховодница, будет наказание, чтобы впредь не оставляла мальца без  пригляду, – пригрозила она   плачущей  Поле.
И   в самом деле   мать, разгневанная в тот момент, выполнила свою угрозу.
Нарвав пучок  крапивы, она исхлестала девчонку до  красных волдырей, приговаривая:
 - Вот тебе, вот тебе, непослушница! Гуляй да не загуливайся, следи за дитём!
 И всё бы ничего – волдыри сошли, но  Полю стала трясти  лихорадка, тело её  сводило судорогой,  и  она   начала заикаться. Узнав о новой беде, деревенские бабы посоветовали:
- К бабке Феклуше её надо сводить, авось, она поможет девчонке…
         Бабка Фёкла жила в деревне  на особицу –ни к с кем   дружбу не водила, собирала травки лесные да луговые; ухаживала за своими козочками, котом Власием, и всегда была спокойна за своё жильё, знала – Дозор,  её надёжный пёс, лихих людей в дом не пустит…
    Уж неведомо как, но  Полю знахарка вылечила. А матери  её, когда та пришла к бабке с   подарками, чтобы отблагодарить за  вылеченную дочку, укоризненно сказала:
-  Материнскую любовь меж детьми надо делить поровну. Запомни это!
И входя в дом, обернулась к тётке Нюре, угрюмо бросив:
- А подношений я не беру, помогла – тому и сама рада. Не обессудь!..
     А Полине и через много лет  часто  видится поле цветущих маков, поле её детства. А вот у её детей  его не было. 
« И хорошо, что не было, – подумала Полина Савельевна, –  пусть растут, не зная страха ни перед чем. А со своими печалями я справлюсь сама!»
… Давно уже Полина не видела цветущих маков. Может быть, где-то и сеют  мак, но  только не в её родных краях…


Рецензии