Для чего дана жизнь?

       Вынесенный в заголовок вопрос является ключевым для творчества Льва Толстого и, в частности, для его знаменитой работы под названием «Исповедь».

       В «Исповеди» Толстой пишет, что в шестнадцать лет он перестал верить в Бога. Точнее будет сказать, что он отказался от церковной доктрины, от церковного, по его формулировке, христианства, перестал ежедневно молиться, ходить по воскресеньям и праздникам в храм, причащаться святых тайн. Далее в пятьдесят лет Толстой завел себе ремешок-удавку, чтобы расстаться с жизнью в подходящий момент, и прекратил ходить на охоту с ружьем, поскольку ему показалось, что убивать животных нехорошо.

       Разочарование жизнью у него произошло из-за полного непонимания того, для чего жить. Он почувствовал бессмысленность существования, как и литературной славы, которую он приобрел. Допустим, писал он, я выше по мастерству Пушкина, Гоголя, Шекспира, но, как и они, я ничего не знаю о жизни и в конце концов и меня последующие поколения забудут. Жизнь абсолютно бессмысленна, убеждал он себя, и за порогом ее нас ждет смерть, превращая человека в ничто. Научные знания, которые мы боготворим и считаем прогрессом, убедительно свидетельствуют о том, что за пределами жизни ничего нет, там  – пустота.

       Что касается Александра Сергеевича Пушкина, то Лев Николаевич впоследствии выступал против установки ему памятника в Москве к пятидесятой годовщине со дня гибели поэта, мотивируя это тем, что трудовой народ не знаком с творчеством "солнца русской поэзии", а для потомков его безнравственная личная жизнь будет служить дурным примером. Вильяму Шекспиру досталось от Толстого еще больше, потому что: он рисует людей существами тупыми, бесконечно болтливыми, склонными к обману. Парадоксально, но граф полагал, что в реальности мы – совершенно другие.

       У Льва Николаевича было добротное для своего времени образование (Московский государственный университет) и самообразование – французский язык знал  в совершенстве, свободно читал на английском, немецком, греческом и латыни. Он был представителем элиты, близким к императорскому дому, его знакомства в общественных, творческих и научных кругах были обширными. Лев Толстой никогда и ни в чем не нуждался, жажда денег, как большинству людей, ему была несвойственна.

       Вместе с тем он родился в неблагополучной в моральном плане семье богатых помещиков – уходящего с исторической сцены социального слоя. Мать его умерла, когда ему было два года, отец – когда он не достиг и десяти, один из его трех старших братьев Дмитрий не прожил и тридцати лет, был неудачником, много и тяжело болел.

       Владимир Ильич Ленин – дворянин в первом поколении, провинциал, многие годы проживший заграницей – конечно же, читал «Исповедь» Толстого. До революции это была запрещенная книга, изданная в Лондоне. Ленин был твердым атеистом и дарвинистом, он полагал, что человек произошел от обезьяны, а Бога нет не только в церкви, но и вообще нигде. Ленин благожелательно относился к графу и назвал его "зеркалом русской революции". По мнению Ленина, жизнь Толстого разрушила не смерть, присущая каждому живому существу, а эксплуатация. Уничтожим эту самую эксплуатацию, дадим неграмотному народу образование и заживем счастливо.

       Люди убеждены в том , что они могут что-то сделать для других людей, например, облагодетельствовать своих детей, своих родственников и, бери выше, ближних. Но ничего из этого не выходит уже обозримых две тысячи лет и, видимо, не выйдет. И дело не в том, чтобы научить человека ловить рыбу вместо того, чтобы давать ее. Призывы к тому, что надо потерпеть, чтобы стало лучше, не подтверждаются ничем. Любые улучшения не вечны, за ними следуют неизбежные расслабление и деградация.

       Жизнь индивидуальна, а не коллективна (за исключением поддержки большинством общества гуманистических принципов). В биографии Льва Толстого просматриваются вполне ясные вещи: он никогда не сидел без дела и ему никогда не приходило в голову добиваться чего-либо без труда с помощью обмана. У многих из нас – противоположная стратегия, которая ни к чему хорошему привести не может.

        Будучи потомственным дворянином, Лев Толстой не был обязан служить в армии, он мог избрать чиновничью стезю или гонимый праздностью прозябать заграницей. В отличие от большинства сверстников он избрал военную службу: участвовал в войне с горцами и на передовой во время обороны Севастополя. Параллельно он посылал рукописи первых произведений в столичные журналы и стал успешным писателем. Затем женился, остепенился, переехал на постоянное жительство в Ясную Поляну, шесть лет почти безвыездно, как каторжник, работал над «Войной и миром», потом занимался воспитанием детей, организовал школу для крестьян, устал, разочаровался в литературном творчестве, занялся физическим трудом, перешел к публицистике и писал пространные трактаты на философские, исторические, околонаучные темы. Вплоть до самой кончины имел постоянные контакты с учениками и последователями.

       Многочисленные недуги Льва Толстого – отдельная тема. Заядлый охотник, он однажды был атакован огромной медведицей, которую ранил, она чуть было не отправила его на тот свет, сильно помяв. Отказавшись от охоты, он до последних дней был любителем верховой езды и пару раз при форс-мажорных обстоятельствах перелетал через голову лошади, подобно Вронскому, и получал серьезные травмы. У него были переломаны почти все кости – трагедия людей с избытком энергии, он был прооперирован девять раз. Более сорока лет страдал от желчекаменной болезни.

       Льву Толстому, как и всякому человеку, пришлось на своем веку много страдать и терпеть. Чувствуя, что конец близок, он покинул Ясную Поляну, чтобы следовать учению Христа, как он его понимал, и превратиться в странствующего философа. Его странствия продолжались чуть более недели. Иными словами, Лев Николаевич был полной противоположностью литературному герою Обломову, который желал, лежа на диване, постичь истину. С другой стороны, истина непостижима. Никто не знает, в чем смысл жизни, зачем она дана и что за ее пределами, кроме завзятых врунов. Одно точно известно: праздность уничтожает человека еще при этой жизни.

27.04.2024


Рецензии
Смысл Жизни в Счастье ОТДАЧИ плодов добрых из любви к Мирозданию и ближнему по нему.

Великого Повара спросили: Какой главный ингредиент Ваших блюд?
Любовь к тем, кому я их готовлю-ответил Повар.

Здоровья нам.

Ваня Сталкер   28.04.2024 12:48     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.