Одна из историй моей внучки

   Синагога Bes EL в которую водили меня на праздники, мама и дедушка с бабушкой,  не имела своего помещения и руководство синагоги рентовало, на праздники театральное помещение колледжа, а то, иногда, еще где-нибудь. Например, в красивой церкви на улице Шеридан, в пригороде Виньетка. Не смотря на это, в праздники здесь собиралось огромное количество людей, в своем большинстве ее члены. Моя семья, почти никогда не пропускала праздничные встречи и где бы торжества не проходили всегда усаживались в одном и том же месте с одной и той же группой. Почему я так подробно пишу об этом, вы поймете позже. Среди нас, часто появлялась женщина, которая никогда, ни с кем не общалась. Просиживая молча в течении всей процедуры, затем поднималась и кивнув всем головой, прощаясь таким образом, уходила.
 
   Моя сердобольная бабушка, в один из таких празднеств, решила с ней познакомиться. Причиной подобного поведения этой женщины, оказалась плохое знание английского языка. К моему удивлению, с бабушкой она прекрасно общалась на русском языке, который она знала с детства. Нет она не была русской, она оказалась чешкой, одного возраста с моей бабушкой. Судьба ее была похожа на нашу, так как она оказалась в Америке почти в те же годы, что и мы. Удивительнее всего оказалось то, что она не была еврейкой и почему-то посещала синагогу, а не церковь. Причину по которой это случалось, она обещала, как-нибудь рассказать при удобном случае. Наш молодой равин, знавший мою маму задолго до посещения нами этой синагоги, сказал, что многое из того о чем рассказывает ему эта женщина, он не понимает, но относится к ней с большим уважение, за то что она посещает его синагогу и за бесценный подарок, который она подарила синагоге.

   О чём шла речь мы узнали много позже. После прохождения моей процедуры
Бат-Мыцвы в ресторане моего дяди, гости были приглашены в зал для продолжения торжества. Среди приглашенных гостей была и Кристина: та чешская женщина, которая в праздники приходила в нашу синагогу.
  -Я не знаю, представится ли мне еще подобный случай, чтобы встретится с тобой и рассказать тебе об этом,- сказала Кристина усаживаясь рядом со мной. Свиток Торы, который ты сегодня разворачивала и читала, была подарена мной нашей синагоге после смерти моего отца. Ты наверно слыхала от своей бабушки, что я другого вероисповедания, но нашла нужным это сделать, зная, что мой отец спас эту Тору из горящей синагоги не будучи евреем.

   Если когда-нибудь у нашей синагоги будет музей я передам туда и другие атрибуты, которые были подобраны моим отцом в той же синагоге, где и Тору. Это указка для чтения Торы, старинные Мезузы и треснувший от жары Шофар.
Тора, которую ты сегодня читала и которая лежит на столе, была частично сожжена и хранилась у нас долгие годы в полусгоревшем холщевом  мешке. Синагога восстановила Тору пригласив для этого одного из известных переписчиков подобных текстов. Найди время и расскажи нашему равину то, что ты только что узнала. Тебя он поймет лучше, чем меня. Ему это нужно знать для истории синагоги.

Апрель, 2024 г.

   


Рецензии