Рейд Гиришк - Кабул. Глава первая. Бетонка

   
   … 18 марта 1985 года. Раннее утро. Я привычно разместился на броне бронетранспортера. Колонна тронулась. За спиной, в густом тумане исчезали палатки и глиняные сооружения теперь уже не нашего расположения. Промелькнули дувалы рокового Яхчаля,  кишлака , где душманы регулярно обстреливали колонны, пока мы не засыпали бульдозерами кяризы. Дорога на Кандагар уже манила, но каждый из нас мысленно прощался с Гиришком.

  Гиришк – это небольшой афганский городок, в провинции Гильменд. Но в широком смысле - это и пустыня , пустыня Дашти Марго , по-русски «долина смерти», с ее изводящим климатом и подавляющим ландшафтом,  с ее особым состоянием человека. Это и азарт засад и свободной охоты за караванами мятежников. И беспощадные схватки с душманами в зеленках Гильменда и Кандагара. Тяжелые потери боевых товарищей. Но это и наша жизнь на войне: казарма, столовая, общение в короткие часы отдыха.

 До Гиришка наш 3 парашютно-десантный батальон исколесил пол Афгана. Воевал в тропиках Джелалабада, в горах Кунара и  Кабула, в пустынях  Шинданда и  Фараха. Из центра на восток, с востока на запад, с запада на юг. Наша зона ответственности  охватывала очень важный в стратегическом отношении район, коммуникации наших войск и пути снабжения душманами своих банд  в центральных  районах страны. Все это требовало неимоверного напряжения сил для выполнения большого  количества боевых задач. Теперь мы эти задачи  передали шиндандской мотострелковой дивизии и пребывающему из Союза  отдельному отряду спецназа. Батальон ждали в Кабуле, в родном  парашютно-десантном полку, которому не хватало подразделений для проведения операций. Нам предстояло пройти с боями 650 километром по территории контролируемой душманами.
 
   Афганские дороги узкие и извилистые горные, медленно ползущие над пропастью, зачастую наполненные «бурбухайками» мелких торговцев. Или  трассы государственного значения, как «бетонка», стремительно несущаяся по равнине от Кушки до Кандагара. Полотно из прочных аэродромных бетонных плит. Отсюда название. Под эти плиты невозможно незаметно подложить фугас. Главное, чтобы не подорваться, не сползти в сторону ни на сантиметр.
   Дорогам всегда сопутствует неизвестность, а в партизанской войне и крайняя опасность, преследующая тебя на каждом шагу. Смертельную угрозу таят в себе грунтовые, проселочные и городские дороги. Мины, различные препятствия, засады моджахедов. Именно на дорогах развернулась нещадная борьба за контроль над территориями. Именно на дорогах Советская и Афганская армии несли самые большие потери.  Движение по таким дорогам – это очень серьезный вызов мужеству и мастерству солдата.

    Весеннее солнце  уже начинало припекать. Свернули с «бетонки» на  обходную дорогу  в пустыню (степь Заредаш), так как основная трасса пошла через зеленку и  продолжать по ней движение стало чрезвычайно опасно.
    Двигаемся по пустыне. Под колесами не песок и камни, а толстый слой мельчайшей  пыли, больше напоминающей муку. Она мгновенно взметается вверх и заполняет все вокруг. Полная мгла и перехватывающий дыхание цемент. Спрятаться под броню нельзя.  Должен давать команды механику-водителю куда двигаться. Нам нельзя отстать или уехать в сторону. А я даже вытянутую руку разглядеть не могу.

   Спасибо нашему комбату. Грамотный офицер, он особое  внимание уделял обучению двигаться в колонне. Жестко требовал с командиров и механиков, тренировал, использовал моменты возвращения с боевых действий. Учил своевременно обнаруживать и правильно реагировать на  мины и засады, строго соблюдать дистанцию, скорость. Не допускать остановок машин из-за поломок или перегрева двигателей в пятидесятиградусную жару. Вот что пригодилось нам в ходе рейда. Ну и, конечно же, преодоление постоянно возникающих препятствий. Таких, как эта непроглядная пыль.
Перед выходом всем приказали до максимума нарастить антенны. Пыль не поднималась выше 4 метров, и кончик антенны впереди идущей машины был плохо, но виден. Руку не вижу, а антенну вижу и следую за ней. Двигаемся быстро, без отставаний.
 
  Прошли мост через реку Аргандаб. Впереди хорошо видимые ориентиры : гора Сургар и здание элеватора.  Чаще появляются глиняные и бетонные заборы, заграждения, деревья, небольшие скопления людей возле рынков,  блок-посты. Кандагар.


Рецензии
Владимир Иванович, доброе утро.
Опять в путь, опять на задание.
Сложно воевать в таких невыносимых природных условиях, не особо привычных для наших солдат.
Когда везде невидимая опасность.
Моджахеды, мины, ловушки, внезапные выстрелы, а ещё пекло в 50 градусов и пыль, да такая, что ничего не видно даже на расстоянии вытянутой руки.
Но и в таких условиях приходится выживать.
Вспомнился альпийский суворовский горный поход.
Выдюжили.
И здесь прорвёмся, ибо наш солдат нигде не пропадёт, такой вот он хваткий и приспособится ко всему.
Отличная глава.
Но, чувствую, что-то будет.
Главное быть начеку.
Спасибо.
С теплом и искренним уважением.

Варвара Сотникова   06.07.2024 11:36     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Варвара! Это мой первый рассказ о войне. Сослуживцы попросили для сохранении памяти написать об одном из трагических событий боевого пути нашего батальона. Вы как опытный автор сходу определяете суть рассказа. Да, главное впереди.
С уважением.

Владимир Курочкин   06.07.2024 14:07   Заявить о нарушении