Глава-4. Путешествие Эрнесто
4.1. Альберто Грандо
В 1950 году Эрнесто совершил свое первое путешествие по двенадцати провинциям Аргентины на мопеде «Микрон». Этот пробег был оплачен фирмой и делался в рекламных целях. А в 1951 году, после окончания семестра, Эрнесто отправился в путешествие с благословения матери, чтобы проверить, насколько он физически вынослив, на танкере «Анна» в Бразилию.
В 1952 году он вместе с другом Альберто совершил новое путешествие по Латинской Америке на мотоцикле. Их сдружили страсть к чтению и любовь к природе. Книги они обсуждали подчас ночи напролет. Гранадо удивлялся начитанности его младшего друга. До путешествия Эрнесто, Альберто и его братья регулярно отправлялись в походы по окрестностям Кордовы. Всё это в дальнейшем помогло Эрнесто быть готовым к повстанческим будням: он закалял организм, научился быстро разжигать костер и сооружать из ветвей шалаш. Кроме того, горный воздух благотворно действовал на его здоровье, замученное приступами астмы.
Кордова, октябрь 1951 года. Два друга пили сладкий матэ во дворе дома, крыльцо которого увито виноградником. Один из них - уже знакомый нам Эрнесто Гевара, а второй? Второй – Альберто Гранадо, которого будущий команданте называл Миаль. Ростом он едва превышал полтора метра, вдобавок имел огромный крючковатый нос, зато у него было рельефное телосложение, крепкие ноги и, ко всему прочему, он обладал хорошим чувством юмора.
– Слушай, Локо, вот уже год, как идёт корейская война, а ей конца и края нет!
– Где наши соседи, там всегда чем-то воняет! Американо всё грозится скинуть на Северную Корею атомные бомбы. Миротворцы, они же опять США, превратились в оккупантов!
– Да хоть впервые недавно сели за стол переговоров в Кэсоне!
– А чего толку, Локо? Даже во время переговоров, когда должны замолчать пушки, боевые действия продолжались.
– Дискуссии, дискуссии надоели! На танки - и погнали вперёд! Чего Сталин ждёт? Помог бы в полную мощь дать по мозгам, этим зажравшимся янки!
– Да не всё просто, Советский Союз только такую войну осилил, полстраны было в руинах!
Они долго ещё рассуждали, вопросы политики волновали обоих.
Альберто Гранадо был человеком разносторонним. Он окончил фармацевтический факультет, стал доктором биохимии и работал в лепрозории. Как врач, писатель и ученый, он добился признания во всех этих областях. Пройдёт время, и он создаст на Кубе Школу Медицины. Однако широкой общественности Альберто Гранадо так и останется, в основном, известен, как лучший друг Че Гевары и его попутчик во время путешествия на мотоцикле по Латинской Америке.
В 1943 году Гранадо принял участие в протесте против правления генерала Хуана Перона. За это его арестовали и упекли в тюрьму на один год. После освобождения из тюрьмы он вернулся в университет, в 1946 году успешно окончил его, получив степень магистра биохимии. Сначала молодой выпускник стал работать фельдшером, но поскольку всегда интересовался палочкой Хансена, вскоре поступил на работу в лепрозорий. Там с 1947 по 1951 год он занимался лабораторными исследованиями, благодаря которым смог выиграть грант на обучение в престижном Институте Малбран в столице Аргентины, Буэнос-Айресе.
Продолжая знакомство с Альберто, нужно сказать, что он был старше Эрнесто на шесть лет, оба имели схожие убеждения в литературе и политике. Кроме того, молодые люди обожали путешествия и мечтали объездить если не весь мир, то как минимум всю Америку.
По воспоминаниям самого Альберто: «Мне интересно было попутешествовать по всему миру, но сначала я бы хотел увидеть Латинскую Америку, родной многострадальный континент. Но сделать это не с точки зрения туриста, которого волнуют только пейзажи, комфорт и мимолетные удовольствия, а с точки зрения одного из тех, кто носит в себе дух латиноамериканского народа».
– Локо, как ты смотришь, если нам с тобой совершить путешествие по Южной Америке? Посмотрим, как живут люди, пообщаемся, ну и конечно хочу посетить лепрозории различных стран, ознакомиться с их работой и написать об этом книгу! Ты как?
– Вот это класс! С тобой, Миаль, хоть на край света! – от воодушевления Эрнесто вскочил со стула, чуть не опрокинув чашку с матэ. – Но как?
Гранадо посмотрел на стоящий рядом мотоцикл марки Нортон:
– А вот на нём! На «Богатыре», дружище.
– Однозначно я с тобой, только нужно подождать некоторое время, нужно сдать очередные экзамены, – он тогда учился на последнем курсе медицинского факультета.
– Раньше и не получится, Локо, нужно многое сделать для подготовки к путешествию.
Подошедшие братья Альберто Томас-Франсиско и Грегорио-Патрисио, поддержали друзей, и все принялись за ремонт, и уже не просто ремонт, а подготовку транспорта к путешествию. Мотоцикл друзья прозвали «Подероса II» (Мощный II.).
Родители Эрнесто не возражали отпустить его с Альберто, но при условии, что будет отсутствовать не больше года и Эрнесто возвратится к сдаче выпускных экзаменов. И конечно увещевали Альберто следить за Эрнесто, чтоб он не вляпался в какую-нибудь плохую историю.
Оставшееся время до путешествия было занято подготовкой к нему: получением необходимых документов, заготовкой запасов в дорогу, прокладкой маршрута и прочими мелочами, которые непроизвольно возникают по ходу приближения даты отъезда.
29 декабря 1951 года, нагрузив сильно изношенный мотоцикл Гранадо полезными предметами, палаткой, одеялами, провизией, захватив фотоаппарат, автоматический пистолет и даже собаку по кличке Камбэк – «Вернись», они отправились в путь. Простившись с родителями, Эрнесто и Альберто направились в Чили – первую зарубежную страну, лежавшую на пути.
Чтобы понять дальнейшие события, нужно немного рассказать о Чичине, наверное, самой большой любви Эрнесто. Если верить воспоминаниям ее сестры, Эрнесто любил Чичину и собирался на ней жениться. Однажды вся семья Гевара поехала в Кордову на свадьбу Кармен, одной из дочерей Гонсалеса Агилара, где Эрнесто и познакомился с шестнадцатилетней Марией дель Кармен Феррейрой, по прозвищу Чичина, юной красавицей, происходившей из одного из старейших и богатейших семейств Кордовы. Ее руки и сердца добивались юноши богатейших семейств Кордовы.
По словам самой Чичины, их влечение друг к другу было взаимным. Она была восхищена «его мощным телосложением», забавным нравом и простотой в обращении. «То, как бестолково он был одет, повергало нас в смех и смущало одновременно… Мы были настолько привержены условностям, что облик Эрнесто казался нам вызывающим. Он всегда спокойно принимал наши подшучивания». Мало того он вступал в спор с окружающими и даже с отцом Чичины, позволяя себе критиковать самые устои этой семьи. Как говорила её двоюродная сестра Долорес Мояно в отношении Эрнесто: «Мы всегда ждали от него чего-то ужасного – со страхом и восторгом одновременно». А мать Чичины, Лола, глубоко религиозная женщина, знала о чувствах дочери и была так обеспокоена перспективой получить себе в зятья Эрнесто, что, по словам Татьяны Кироги, дала обет святой Деве Катамаркской, покровительнице Аргентины: если Чичина разорвет отношения с Эрнесто, она сама совершит паломничество в провинцию Катамарка – к месту поклонения Деве, находящемуся далеко от их краев. (Лола выполнила обет, отправившись в паломничество на машине с личным шофером, однако испытание оказалось тяжелым: у них сломалась машина, и они много дней провели посреди жаркой пустыни. Эта поездка вошла в семейный фольклор Феррейра).
Девушку отличали живой ум и воображение. Судя по всему, Эрнесто был уверен, что это любовь всей его жизни. Чичина тоже любила Эрнесто чистой девичьей любовью. Она готова была стать женой Эрнесто при условии, что он будет мужем в семье, а не скитальцем по свету в поисках приключений. Ни Эрнесто, ни Чичина не сдавали своих позиций. И они мирно разошлись: она, чтобы благополучно выйти замуж, а он, чтобы вступить на путь, к которому шёл всю свою сознательную жизнь.
Продолжение следует. http://proza.ru/2024/05/14/1452
Книга опубликована в Литресе.
Свидетельство о публикации №224042700269