Подари мне лунный свет

"Лунный свет — это скульптура". Натаниэль Готорн

Важно не то, что ты делаешь с камнем, а то, что камень делает с тобой. Скульптура — искусство выпуклостей и впадин.

Всякая жизнь возникает внутри себя, развивается, раскрывается вовне. В хорошей скульптуре угадываешь сильный внутренний импульс. Таково искусство, которым занимается всю свою сознательную творческую жизнь Мейрам Баймуханов.
Мастер не занимается «творчеством». Мастер занят искусством. Нелепое утверждение? Художник всегда одинок, если это художник? Не менее спорно. На самом деле, как посмотреть.
Художественное произведение есть кусок природы, профильтрованный сквозь темперамент художника. Простота, правда и естественность — три великих принципа прекрасного. Но есть ещё и характер. Характер автора. Склонность к компромиссам, потребность в славе. А что, неужели существует и такая потребность? Конечно, ещё как существует. Но не у всех, исключительно у избранных.

Быть знаменитым некрасиво? А как быть, если уже знаменит? Известность превратилась в популярность, популярность сделала тебя знаменитым. Как быть? Нести это знамя, как крест или сбросить его, устремившись прочь, в деревню, в глушь, в Саратов, в монастырь... Что такое возрастной кризис вообще, и в частности, кризис творческого человека? Три стороны одной медали: материальное, душевное и духовное. Если хоть в чем-то не сложилось до тридцати пяти-сорока, значит, кризис среднего возраста. У подростков своё, у пожилых своё. У каждого своё и каждому своё. Это жизнь. Так как же быть творческой личности, которая знаменита, да ещё в состоянии внутреннего кризиса, тем паче, в окружении внешнего, глобального, эволюционного кризиса...
И я не совсем понимаю. Но чувствую, что в любом состоянии, при любом стечение обстоятельств, художник, если это истинный, призванный художник, должен продолжать творить. Никто-никому-ничего-не должен! — ответит обыватель. Художник — не обыватель. Он творец, создатель. И он, несомненно, должен быть самим собой при любом раскладе.
Как это касается моего героя? Напрямую или косвенно, я не знаю. Я могу догадываться, но не смею утверждать. Тем более, вслух, тем более, в публичном пространстве. Тем более, что мой герой не тяготеет к обсуждаемости себя в принципе. И тем не менее, мой герой знаменит. Он скульптор.
"Цель творчества самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех..."

Есть такое крылатое выражение – «Первый после Бога – врач». Скульптор — это тоже врач, потому что отсекает лишнее и даёт лучшему цвести и остаться запечатленным в вечности.
Мейрам Геймранович Баймуханов — этнический казах, отец двоих детей, скульптор, живет и работает в Санкт-Петербурге.
Он объездил полмира, но не в поисках счастья, а с рабочими визитами. Ему нравится русский дух. Нравится, несмотря на то, что в этом духе намешано. Он мог бы остаться в любом понравившемся месте, но возвращается в Россию. Пока жареный петух не проорет нам всем свою финальную петушиную арию, мы так и будем надеяться и верить в светлое будущее. Такова губительная привычка "загадошной" среднестатистической русской души.
"Хотелось бы прежде всего заниматься творчеством. Скульптура – супруга переменчивая. Она может быть и монументальная, и станковая, и даже могут быть какие-то ювелирные вещи...
Еще во время учебы начались какие-то подработки. Работа и учеба – это обычная практика, но судьба была благосклонна ко мне в том плане, что я не пошел ни в курьеры, ни в строители, ни в грузчики, а именно занимался своим делом. Пускай это была немножко параллельная специальность – реставрация, но тем не менее".
"Я хочу сидеть в мастерской, творчески работать, да и всё на этом. Потому что это действительно счастье. Счастье – делать какие-то вещи, тебе интересные, людям интересные. Я об этом многим художникам рассказываю и в Петербурге, и в Казахстане. Иногда они звонят через какое-то время, говорят: слушай, вот как ты был прав! Не надо никаких там конкурсов, ничего. Ты просто творчески работаешь, ты правдив сам перед собой. И не нужно кривляться, ориентироваться на какие-то мнения".
"Мне очень нравятся итальянцы двадцатого века, очень нравятся. Именно двадцатого. Нравятся немцы. Германия – такая страна, где искусство очень портретно. Архитектура, скульптура – всё это является портретом эпохи. Конечно, воспитанник академии не может без классического искусства. Все-таки не может. Я был в этом году на биеннале в Венеции, ходил, думал: вот пройдет три тысячи лет, а что станет с этим искусством, которое сейчас современно? Со всеми этими видеоинсталляциями, непонятными объектами. Конечно, там у каждого художника своя концепция, своя идея, зачастую неплохая. Но вот представьте, через три тысячи лет человек достанет эту кучку мусора, а есть и такие инсталляции, и что? Функционал у этого какой будет? Человек просто не поймет, что это такое. А возьмет он какую-нибудь бронзовую фигуру – она и через тысячи лет будет исполнять свое назначение: радовать глаз и говорить о прекрасном".
"Я был склонен к графике. Очень любил рисунок, различные материалы графические. В свое время меня отец отдал к Александру Ивановичу ЗЯБЛИЦЕВУ в студию, где он и сам работал, и нас натаскивал на разные техники. А там ребята резали из дерева, лепили. Соответственно, это пластика. И вот как-то я потрогал глину, и пошло-поехало. В принципе в детстве у любого ребенка пластилин – это игрушка номер один, из него можно все что угодно слепить. Потом я понял, что действительно, наверное, второго живописца БАЙМУХАНОВА не должно быть. История искусств это не переживет. И знаете, я ни разу не пожалел о своем выборе. Я получаю удовольствие от работы, начинает потихонечку приходить и мастерство, и какие-то возможности. Наверное, творческие профессии, они все такие. Бессонные ночи не в счет, потому что есть обратная отдача, и она колоссальная. Просто захлестывает тебя зачастую".
"У меня было училище базовое в Пензе. В скульптуре оно, пожалуй, одно из самых лучших в России. Там из тебя делают не ремесленника, а дают понимание своей профессии, понимание того, к чему нужно стремиться. Не зря оттуда вышли именитые скульпторы. И на защиту дипломов приезжали профессора из института им. Репина, из Суриковского института. Очень такая тесная связь в дальнейшем. И вот у меня уже было приглашение и в тот, и в другой вуз, сам декан факультета скульптуры питерской академии приезжал на защиту. Но я поступил в Красноярский художественный институт. Это был достаточно импульсивный шаг, как-то мне захотелось туда. Ну, молодо – зелено, и я уехал в Красноярск. Об этом я тоже не пожалел, потому что там работа творческая шла к истокам, к корням. Там много местных народов, такая концентрация: якуты, буряты, тувинцы, хакасы. У нас даже в группе были представители всех этих народностей. И общаясь с ними, а многие же приехали из деревень, из таких захолустных уголочков, я и сам стал задумываться о своей самоидентификации. Потому что родился в России и ощущаю себя россиянином, а тут вот призадумался о своих этнических корнях. И в дальнейшем это стало периодически сказываться: иногда хочется сделать что-то абсолютно казахское. А потом, проучившись год, я все-таки уехал в институт им. И. Е.Репина, поступил благополучно, отучился. И остался в Петербурге".
"Бывает так, что Микеланджело кажется тебе просто недосягаемой высотой, потом немножко остываешь к нему, а потом опять возвращаешься. Мне кажется, и от того, что происходит в этот момент в твоей жизни, это зависит. То есть, допустим, родился ребенок, и ты видишь какую-то скульптуру на тему материнства – она тебе ближе становится. Произошло что-то другое – ты откликаешься на другую тему. Начинаешь впитывать, брать, брать. Потом проходит время, ты остываешь. Это как бывает с песнями. Слушать какую-то одну невозможно – притирается. Должно пройти какое-то время, и она, быть может, опять тебе зайдет. То же самое – литература. Прочитаешь «Анну Каренину» на одном жизненном этапе – одно мнение, на другом – другое. Искусство, оно пластичное, оно вне рамок времени, мне кажется. Если оно настоящее. Есть, конечно, вещи, которые нравятся всегда".

БАЙМУХАНОВ МЕЙРАМ ГЕЙМРАНОВИЧ родился 27 апреля 1987 году в г. Омске.
Мейрам - достойный сын своего достойнейшего отца - заслуженного деятеля культуры Омской области Баймуханова Геймрана Султановича, профессора кафедры академической живописи и рисунка Омского государственного педагогического университета.
 
C 2002 по 2007 Мейрам учился в Пензенском художественном училище им. К.А.Савицкого. Дипломная работа «Очаг». Грамота с похвалой государственной комиссии.
2007-2008  г.г. - учёба в Красноярском художественном институте (академический факультет, скульптура).
2008-2014 г.г. - учёба в Санкт-Петербургском государственном академическом институте  живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина  (факультет скульптуры).
С 2008 года участник городских, областных, межрегиональных, всероссийских и международных выставок.
С 2009 года стал кандидатом в Союз Художников России.
Член СХ с 2015.
Является лауреатом  IV межрегиональной Художественной выставки молодых художников Сибири в г. Барнаул ,  2009 г.
Награждён дипломом от Региональной молодежной выставки–конкурса г. Красноярск «Молодая Сибирь» - 2011 г.; специальным дипломом «За дебют» выставки-конкурса 2011 г., г. Омск; дипломом «За творческий поиск» выставки-конкурс 2013г., г. Омск.
Имеет благодарности от Регионального отделения «Урал, Сибирь и Дальний Восток Российской академии художеств» г. Красноярск за участие в Художественной выставке «Енисей-Иртыш-великие реки искусств Сибири» 2011 г. и  от Министерства культуры Республики Казахстан за участие в международном биеннале скульптурного искусства тюркского мира. г. Астана, Республика Казахстан.
Областные выставки:
Областная художественная выставка «В наш дом пришла весна», Дом Художника, г. Омск, 2009 г.
Областная художественная выставка-конкурс «Лучшее художественное произведение 2011», Дом Художника, г. Омск.
Областная художественная выставка-конкурс «Лучшее художественное произведение 2013», Дом Художника, г. Омск.
Межрегиональные выставки:
IV Межрегиональная молодежная художественная выставка «Аз.Арт. Сибирь -2009»
Межрегиональная художественная выставка молодых художников «Молодая Сибирь», г. Красноярск, 2011 г.
II Новосибирская Межрегиональная художественная выставка «Красный проспект»,г. Новосибирск, 2014 г.
Всероссийские выставки:
Всероссийская художественная выставка «Россия –XI», ЦВХ, г. Москва 2009 г.
IV Всероссийская триеннале «Рисунок России-2010», Томский худ. музей, г. Томск, 2010 г..
Всероссийская молодежная выставка «Молодые художники России», ЦДХ г. Москва, 2010 г.

Международные выставки:
Международная выставка-конкурс «Арт-Момент» 2009 г., Санкт-Петербург, СпбХПА  им. Штиглица.
IV Международный фестиваль искусств Архитектуры и дизайна «Товарищи», Торговая  галерея « Сибирская Пирамида», г. Омск. 2010 г.
Международная скульптурная биеналле «Тюрксой», г. Астана 2012 г.
Выставки-конкурсы:
IV Творческий конкурс студентов и аспирантов Академии художеств СпбГАИЖСИА им.     И.Е. Репина, Тициановский зал, г.Санкт-Петербург (Без названия ,гипс, 2009 г.) III место.
VI Творческий конкурс студентов и аспирантов Академии художеств СпбГАИЖСИА им. И.Е. Репина, г. Санкт-Петербург («Реставрация», гипс, 2011 г.).
Et cetera...

27 апреля 2024 года, Мейраму исполняется 37. Критический возраст? роковой? Этот рубеж не смогли перейти Рафаэль, Винсент Ван Гог, Анри де Тулуз-Лотрек, Байрон, Бернс, Хлебников, Хармс, Рембо...
МЕЙРАМ ГЕЙМРАНОВИЧ БАЙМУХАНОВ СМОГ.


Рецензии