Тезисы дислокации казаков в Новейшее Смутное время
Введение
С началом горбачёвской перестройки, возникли два направления социализации бывшего советского общества: экологическое и казачье.
Первое направление привело к созданию различных некоммерческих организаций, среди которых выделилась международная общественная организация «Социально-экологический союз» (СоЭС), а второе – в первый значимый закон новейшего «Смутного» времени – "О реабилитации репрессированных народов".
Контроль природопользования - ниша казачьего бытия
Уникальностью экологического направления был горизонтальный, во многом свободный тип связей (между людьми и организациями), никого ни к чему не обязывающих, в отличие от партийного централизма.
Уникальностью второго направления была жёсткая, исторически сложившаяся вертикальная самоорганизация казаков от станиц до войсковых объединений, причём «намертво» привязанная к речным поймам, поскольку реки исторически
являлись торговыми путями, охрану которых осуществляли казаки.
В рамках СССР, где самоорганизация гражданского общества лишь сдержанно приветствовалась (вспомним потребительскую кооперацию…), и всё определялось решениями парткомов КПСС, понятие самоуправления даже не рассматривалось. Формально самоорганизация существовала и даже была прописана в Конституции, но реально отсутствовала. Казачье возрождение оказалось потенциально опасным для воровской власти на местах в силу своей государственности и самоуправления, формы которого, как известно, существуют по всему миру в различных вариантах.
Классика самоуправления это и есть казачье, когда станица владеет своей территорией, населением, финансами и ресурсами на этой территории, это и есть угроза для власти, которая оставила местному самоуправлению в РФ только
территорию и население, а ресурсы и финансы забрало себе.
Когда станица на своей территории получит возможность самостоятельно осуществлять полный контроль над финансами и природными ресурсами, то возможность конвертировать властные полномочия в личный доход чиновников значительно снизится. Именно поэтому казаки, как единственный самоорганизованный народ, преследуемый в советские годы, были вписаны первыми в перечень репрессированных народов в законе о реабилитации, и фактически оказались единственными лишёнными своих территорий и своей государственности, а значит самоуправления и представительства в органах власти всех уровней, т.е. геноцид продолжился в более изощренной форме.
История борьбы 1990-х годов за возрождение казачества настолько уникальна, что требует своего изучения. Ибо именно самоуправление было причиной уничтожения всех независимых казачьих соединений и организаций, в
особенности на своих исторических землях.
Можно напомнить два исторических факта времен перестройки - первый в том, что памятник основателю Новочеркасска атаману Платову был восстановлен на своем постаменте, а временщик по кличке Ленин впервые в новейшей истории был убран с глаз долой центра Новочеркасска на рабочую окраину к заводу НЭВЗ.
А вот второй также уникален - как писали мировые СМИ, впервые Советская власть была ликвидирована опять же мирным путем в отдельно взятом хуторе Ряпеховка напротив вокзала Новочеркасска в пойме Дона на основании Конституции РСФСР. Три года все силовые органы Советской власти не смогли уничтожить легальным путем народную форму самоуправления и только военный переворот 1993 года позволил ликвидировать не только само станичное
самоуправление в отдельно взятом хуторе, но и выкинуть само существо понятия самоуправления из Конституции РФ, кстати против которой проголосовал весь Новочеркасск. Именно эта жизненная основополагающая установка казачьего уклада и предопределила уничтожение властью всех независимых казачьих организаций и перелицовку их в так называемое общественное реестровое сообщество, ничего, кроме названия с казачьими уставами не имеющее.
Смутное время отечества
В отличие от 1990-х годов, в начале этого века казачье дело было лишено государственного возрождения, и восстановление прав казачьего народа было заменено реестрово-наёмным видом "а ля казакен", без всяких законных
прав, но с песнопениями и плясками...
В этой катавасии казаки были лишены смысла традиционной жизни и ФЗ о восстановлении прав репрессированных народов был подменен идеей сословного служения власти (хотя даже этого нет до сих пор). Но у казаков осталась своя
национальная идея реализации своих лучших качеств в экологическом направлении, заявленного и созданного трудом автора данной статьи под названием Бассейновая Концепция устойчивого развития как реальная возможность
достижения миропонимания с природой.
Эта идея получила международное признание всех Природоохранных Конвенций ООН, ненависть местечковых властей и неприятие федеральных. Достаточно сказать, что ведущие эксперты всех природоохранных Конвенций ООН принимали участие в работе Уральского бассейнового семинара в городе Оренбурге в 2007 году, а также в работе Азовской школы по экологической безопасности в Ростове на Дону в 2010 году.
Особо надо отметить высокую оценку и признание казачьей национальной идеи в виде Бассейновой концепции устойчивого развития со стороны народа, сохранившего своё казачье мировоззрение за рубежами страны (Атаман
Тройственного союза Дона, Кубани и Терека Федоров Н.В., и его заместитель Шитиков А.Г.).
С той поры ничего более высокого и реального нежели Донской и Уральский осетровые национальные парки у казаков так и не появилось.
К месту надо напомнить, что предложения Ученой комиссии Черкасского округа Области Войска Донского, правопреемника Донской государственности начала 20 века, о создании экологических сил быстрого реагирования в начале 1990-го годов на основе целевого обучения в первых созданных для этого кадетских корпусов в Ростове на Дону и Новочеркасске были преобразованы властью в так называемый МЧС уже с другим наполнением - бития по хвостам экокатастроф, а кадетские корпуса были переориентированы на обезличенное "служение"
К большому сожалению, до сих пор определённые лица, используя казачью атрибутику, дорвавшиеся до власти, набивают свои карманы и лишь случайно попадают за решётку. Это они ненавидят казаков, не переносят их в любом
виде, даже на ниве служения в благородном деле защиты Природы. При этом сами не способны ни к чему полезному и прогрессивному и живут лишь грабежом природы страны, не желая видеть казаков-государственников в качестве
хранителей земель и водоёмов Отечества во главе святого дела возрождения народа – конституционного источника власти.
Таким образом, в связи с ликвидацией всех независимых казачьих формирований в последнюю четверть ХХ века путь в деле служения государству в равном качестве с иными народами был казакам закрыт. И тут мы вряд ли найдём себе помощников в верхах мирового сообщества, которое в вопросах экологии и спасения осетровых наших Великих рек находится на стороне казачьего народа. Все так называемые «кучерявые элиты» боятся казаков как огня. О чём свидетельствует расхождение взглядов на обустройство природы региональных властей и Черкасского округа ОВД.
Тем более, после провала политики Комиссии ООН по устойчивому развитию (Рио де Жанейро 1992 г.) у ООН не осталось никакой вразумительной идеи. Уместно тут вспомнить о ликвидации государственной природоохранной инспекции в нулевые годы. При этом мало кто знает, что обе Палаты Федерального Собрания РФ в 2008 году поддержали разработанный экологами России Рыбный Меморандум по спасению Волги, основанный на Бассейновой концепции устойчивого развития, за отсутствием других равноценных предложений по спасению Великих Рек России.
Но страх перед утратой контроля над ресурсами и финансами, в случаем обретения казаками самоуправления даже в виде этно-природных территорий в поймах Великих рек, сидит в Кремле до сих пор.
Перспективы развития
В аспекте социальном – крайне важен опыт казачьего самоуправления в России, имеющий мировое значение, а в экологическом он вообще ничем незаменим и аналогов не имеем в мировой практике и истории.
Представляет интерес серия материалов по Бассейновой концепции устойчивого развития на примерах сбережения природы Юго-Западного региона России и «жемчужины в короне Российской империи» - Крыма.
* Бассейновые семинары (Днепровский (Киев-2001), Азовский (Новочеркасск-2002), Уральский (Оренбург-2007), Форум реконструкторов рек (Венеция-2008), По Азовской экобезопасности (Ростов-2010),
* Материалы казачьих экологических газет "Зеленый Дон" и "Донской край" (1990 – 2000 гг.),
* Специализированные по тематике сайты: uralbas.ru, azovcenter.ru, proza.ru (автор Владимир Лагутов),
* Книжная хроника по казачьему самоуправлению "Книга КУ 1990-2020".
Исторические прецеденты новейшего времени 1990 - 2010 годы:
- МЧС появилось после появления в публичном пространстве предложений об экологических силах быстрого реагирования в основе своей – казачьих,
- создание кадетских корпусов с целью подготовки кадров для корпуса смотрителей национального казачьего парка1,
- национальная идея казачьего народа - экологическая (БКУР),
- национальный этно-природный Донской, Уральский и другие осетровые парки в ключевых точках Евразии,
- Рыбный Меморандум 2008 года,
- Зеленая Глобализация как казачий ответ Мировому глобальному кагалу.
- Фонд GEF по экологии при Мировом банке в конце 2010-х годов трижды предлагал средства для реализации проектов Донской или Уральский осетровые парки в связи с их высокой мировой значимостью в размере 500-700 млн долларов
ежегодно, но ни региональные власти Дона и Урала, ни федеральное Правительство не дали своего согласия на предложение Атамана Черкасского округа ОВД о создании национальных казачьих этно-территорий с казачьим
самоуправлением.
Казачий взгляд на проблему умиротворения Окраины показал свою правоту:
* Непризнание границ западных Донских округов (Донецкого и Луганского) Черкасским округом и ОВД,
* Требование народа к верховной власти о денонсации Беловежского сговора,
* Реформирование Окраины по принципу бассейнового устойчивого развития в пределах Днепровского, Днестровского и Донского бассейнов.
Специфика казачьего Крыма:
* защита уникальной природы Крыма и его лечебных курортных факторов;
* контроль соблюдения Водного кодекса и Северо-Крымского канала;
* охрана вдольбереговой акватории Чёрного и Азовского морей;
* подготовка кадров (казачьего) природоохранного корпуса.
Владимир ЛАГУТОВ,
профессор, д.т.н., атаман Черкасского округа Области войска Донского
Свидетельство о публикации №224042700613