Франки и армия Рима. Часть 3

Ход мысли бредомыслия в поисках происхождения руси и Руси: на юге территории, которая для нас была Древней Русью и племена которой были под властью невесть откуда пришедшей руси, основавшей Русьскую Землю, издревле были колонии греков, которые потом во втором веке приватизировала Римская Империя силой совей армии ;  в составе армий позднеримской империи  были варвары – включая франков; франки , таким образом были «на Руси» давно известны; рекрутировали франков и пр. варваров  из деревенских поселений , которые на латинском языке (гос-ном) звались RUS = русь  …

Источник №5
Медведь А. Вооружённые силы поздней Римской импери

Позднеримская армия дислоцировалась у границ империи. Ripenses охраняли Рейн и Дунай, а Limitanie стерегли сухопутные участки. Существовало три категории военнослужащих: comitatenses, ripeneses, alares и cohortales. Первые были особо приближены к императору и включали в себя и личную охрану государя, и походные войска. Вторые держали границу на замке и находились на воинской службе внутри военных округов. Третья категория представляла из себя конные подразделения.
Для  пополнения армейских рядов при Диоклетиане была введена воинская повинность: рекрутов набирали из земледельцев среднего класса в провинциях, где располагались военные части или же где были хорошие показатели среди молодого населения.
Ещё одним источником рекрутов в позднеримской армии была иммиграция варваров. Насильственное переселение на пустовавшие земли сделало возможным призыв выходцев из варварских племён в римскую армию. Вербовка и наем вспомогательных подразделений хорошо пополняли личный состав вооруженных сил Римской империи. Также с племенами заключались федеративные договоры: подобное соглашение предполагало денежные субсидии и поставку продовольствие от государства взамен на помощь в военных кампаниях.

***
Источник №6
Мехамадиев Е.А., Военная организация поздней Римской империи в 253–353 гг

Применительно же к сюжетам военной деятельности Константина, о которых сообщает Геласий Кизикийский, можно сказать, что сведения его «Церковной истории» не содержатся в других общеизвестных источниках. Эти сведения касаются похода Константина в Италию против узурпатора Максенция  в  312 г.  Геласий  четко  отмечает,  что  незадолго  до  похода  Константин провел крупную военную кампанию на Рейне против неких «савров», франков и других германских племен, нападавших и грабивших римские земли
В этом смысле приобретает важность и другое сообщение Геласия, в котором автор из Кизика утверждает, что Константин «привел (с собой) десять  племен  галлов,  франков  и  испанцев» 

Главным  противником  Константина  оставались  франки, поэтому мы вполне можем предположить, что пленные франки в значительной мере пополнили военные силы Константина, войдя в состав регулярных войсковых подразделений. 

Наемные отряды положили начало привилегированным  войсковым  подразделениям,  которые  впоследствии  получат ранг  auxilia  palatina   (‘дворцовые  ауксилии’),  но  мы  хотели  бы  определить, какие из регулярных соединений армии Константина пополнились пленными
Франками

В нашем распоряжении есть две надписи, и вновь из Италии, четко подтверждающие,  что  вексилляция  II Италийского  легиона  с  дополнительным наименованием  Divitenses  была пополнена пленными  франками,  более  того, эти надписи свидетельствуют, что названная вексилляция, а значит, и многие другие подобные ей подразделения включали в себя смешанный этнический состав, в вексилляции Divitenses служили как германцы, так и местные римские граждане.

Ко времени италийского похода 312 г. в вексилляции Divitenses служил и сын Флория Баудиона, Валерий Варий, выполнявший функции опциона, т. е. офицера, ответственного за доставку, подсчет и распределение продовольствия  для  кадрового  состава  вексилляции,  но  для  нас  важен  тот факт, что франк, первоначально попавший в римскую армию в качестве пленника, в эпоху Константина занял командную должность высокого ранга. Мы полагаем, что Константин неслучайно возвысил Флория Баудиона, поскольку, судя по всему, он поручил этому офицеру командовать той группой воинов, которая состояла из франков, захваченных в плен в ходе кампании 312 г.  Эпитафия Баудиону служит доказательством присутствия пленных франков в кадровом составе вексилляции II Италийского легиона Divitenses.

Сведения  «Церковной  истории»  Филосторгия  следует признать уникальными: наличие в армии Константина подразделений Ioviani и Herculiani не зафиксировано ни в одном источнике, теперь же мы можем утверждать, что эти легионы входили в состав его армии наравне с вексилляцией II Италийского легиона Divitenses и наемными отрядами, навербованными из союзных германцев (франков и аламаннов). Д. Хоффманн предположил, что привилегированные легионы Ioviani и Herculiani, названные так в честь богов-покровителей Диоклетиана (Зевс-Иовий) и Максимиана Геркулия (Геркулес), были созданы Диоклетианом из двух нерегулярных военных отрядов, дислоцировавшихся  в  конце  III в.  в  иллирийских  (балкано-дунайских)  провинциях империи.

Константин либо выделил из старых пограничных легионов вексилляции, пополнив их пленными франками, либо отвел с рейнской границы старые алы и когорты (как например, алу далматов или новую надежную алу катафрактариев), преобразовав их в новые подразделения и пополнив рекрутами из Галлии.   

Телохранитель Константа был франком (по словам жития, «ведь его народ живет между саксами и аламан-
нами, он не столько обширен, сколько силен, и писатели называют эту землю
Германией,  а  сейчас —  Франкией»

Констант пополнял свою дворцовую гвардию и франками

Констант вполне мог пополнить пленными франками или франками, решившими добровольно сдаться в плен, не только свою гвардию,  но  и  рядовые  пограничные  подразделения,  особенно  в  приальпийских провинциях, таких как Реция и Норик.

Констант активно привлекал на римскую военную  службу  даже  свободных  франков —  вербовал  германцев и  зачислял  их непосредственно в состав своей дворцовой гвардии. «Жизнь св. Илариона»  — текст, написанный Иеронимом Стридонским, сообщает, что среди телохранителей Константа были и франки, которые ранее жили в свободной, зарейнской Германии, один из этих франков обладал привилегированным званием candidatus.

Франк,  телохранитель  императора  Константа (340-е гг.)




А не пошли ли русы Олега черти-куда - к вратам  Царьграда, чтобы освободить со-племенников – франков! из плена ромеев!? Ведь более они туда не совались!   Далеко и накладно, однако …


Рецензии