Арчи, друг детства

Огромная арка с коваными воротами и скульптурами хищников в натуральную величину: лев, пантера, леопард, тигр, гепард, пума. Гордые красавцы. Это вход в Харьковский зоопарк. А дальше длинная аллея в замечательную неизвестность. Мне нет и пяти, но я уже твёрдо знаю, я хочу познакомиться со слоном. Дедушка ведёт меня через весь парк, а я задаю ему всякие вопросы:
- Деда, а если привязать с одной стороны самого-пресамого большого буйвола, а с другой стороны слона, кто перетянет?
- Деда, а лев сможет победить слона?
- Деда, а почему не слон царь зверей, а лев?
- Деда, а как здороваются слоны? Хоботами? Как люди рукопожатием?
Мы идём, взявшись за руки, и деда отвечает на все мои вопросы.

Большое, необычное, белое здание. Оно построено в 1927 году. Очень красивое. Собрано будто из конструктора. Поэтому и стиль таких зданий называется Конструктивизм. На фасаде, то есть на стене, где вход, огромная надпись: СЛОНЫ. Я высвобождаю руку и бегу туда что есть мочи, мне хочется побыстрее, но вдруг.....словно десятки труб, саксофонов и тромбонов раздаётся громкий, меня пугающий, оркестровый звук. Мне страшно и я бегу назад, к дедушке, хватаю его за руку и прячусь за ним.

- Не бойся, это слоны так трубят, - улыбаясь говорит он мне.
- Как это трубят? У них же нет труб, - удивляюсь я
- Труб нет, но звук чем-то похож, поэтому так говорят, - ответил дедушка.
Я взял его покрепче за руку, и мы вместе прошли сквозь дверь вовнутрь.

В огромном помещении со стеклянной крышей, в вольере, за решёткой стоял величественный слон. Это был индийский слон невероятных размеров. Он мерно раскачивался, размахивал хоботом, выдувал воздух и перетаптывался с ноги на ногу. Рядом в вольере были ещё слоны, но этот был самым самым. Наверное он главный, - подумал я. Он и был главным, самым красивым и самым большим слоном.

Звали его Арчибальд*. Но это было какое-то длинное и трудновыговариваемое имя. Мне его хотелось назвать Арчил, как соседа из пятой квартиры. Тем более, что они были похожи: у дяди Арчила тоже были большие уши и длинный нос. Но мне неловко было его называть точно так же, поэтому я назвал его Арчи. Я смотрел на него бесконечно долго, не отрывая глаз. Арчи мне казался своим, близким, родным. Я его не воспринимал животным. А он не одходил от решётки, глядел на меня, фыркал, взбивал вольерную пыль и осыпал себе ею бока, нo вдруг протянул мне сквозь решетку хобот, почти доставая до меня. Я встал на перекладину перил и погладил Арчи. Он раскрыл рот от удовольствия, чуть высунул язык, потом поднял хобот над собой и звонко, радостно протрубил.

Я протрубил тоже, стараясь подражать ему. Он улыбался от удовольствия, а я был счастлив. Так мы подружились с ним и были почти неразлучны, пока я не стал первоклашкой. С кем-нибудь из взрослых я ходил в Зоопарк ежедневно, а выходной, понедельник, был для меня самым скучным и длинным днём. Я ходил только к нему, к своему индийскому другу, а он радостно приветствовал меня, гладил мои руки хоботом. Когда я появлялся, он тут же узнавал меня, и весело бежал в мою сторону, даже если находился в другой, дальней стороне вольера. Я ему приносил целые кульки морковки, яблок и других фруктов, чтобы как-то скрасить его несвободу. Мы с ним дружили очень долго. Даже когда я стал взрослым, я часто ходил к нему в гости. Он всегда радовался нашей встрече, как и я. Даже летом, когда слоны были в огромном природном вольере с небольшими прудами, он всегда, заприметив меня, бежал навстречу, радостно размахивая хоботом и трубя.

И вот когда-то, много лет спустя, придя в Зоопарк, я не увидел Арчи в вольере. Его не стало. Ему было семьдесят пять. Я, уже взрослый дядька, стоял перед решёткой, по щекам моим катились слёзы, вокруг было полно народа, бегали дети, ели мороженое, родители прикрикивали на них, поглядывали на меня и не могли понять, отчего это я плачу. А я стоял у вольера, где больше не было и никогда не будет Арчи, а надо мной в небе проплывало огромное серое облако очень похожее на слона. Арчи мне был настоящим другом. Был и останется навсегда.


* На самом деле слона звали Ассам.

Он родился в Индии. В четыре года попал в Германию, в мюнхенский цирк. Ассам был настоящим профессиональным артистом: жонглировал, делал стойку, вальсировал, играл в мяч и раскланивался.

Слон был дружелюбен и отличался тонкой душевной организацией – он не терпел грубости и жестокости.
Однажды дрессировщик побил слона. Ассам наотрез отказался выступать и был «уволен» из цирка.

Он прожил в Харькове более тридцати лет и пользовался огромной популярностью среди горожан. О нем даже слагались легенды. Однажды Ассам спас посетителя, который неосторожно забрался в вольер с бегемотом - заметив непорядок, поднял тревогу, начал трубить.

Слон обладал предчувствием опасности. Росшее в вольере дерево обходил стороной. Когда однажды под сильным напором ветра дерево рухнуло, оказалось, что оно внутри было трухлявым.

Ассам умер в январе 2000 года 48-ми лет от роду.

 


Рецензии