К заповеди о любви к ближнему

Евангелие от Матфея 22:39

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя»

Слова заповеди о любви к ближнему, как к самому себе, взяты из книги Левит (19:18: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя.»)

Митрополит Иларион (Алфеев) дает такое определение понятию «ближний»: «На это дает ответ Христос, когда говорит, что ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи. Ближний – это тот, кто в каждый конкретный момент твоей жизни оказывается на твоем жизненном пути и кому ты можешь помочь. И если ты ему помог, если ты оказался в нужную минуту для него нужным, значит ты исполнил свое христианское призвание. Если ты прошел мимо, значит ты не христианин.» (передача «Церковь и мир», беседа с Владимиром Соловьевым на тему «Церковь и пацифизм», октябрь 2014 г.) 

При определении возможности и пути практического исполнения данной заповеди необходимо в полной мере учитывать всё, что было изложено в предыдущей работе («К заповеди о любви к Богу») относительно исполнения заповедей вообще и о кардинальной роли помощи Божией в таком исполнении. Кроме того, следует делать различие между любовью к ближнему обычного православного прихожанина и любовью святого человека, приблизившегося своей подвижнической жизнью к христианскому совершенству. У святого любовь особого рода, которая может служить православным прихожанам ориентиром в их следовании по пути духовного развития.  По словам Исаака Сирина, «достигших же совершенства признак таков: если десятикратно в день преданы будут на сожжение за любовь к людям, не удовлетворяются сим… Говорят, что блаженный Антоний никогда не решался сделать что-либо полезное более для него самого, нежели для ближнего, в том уповании, что выгода его ближнего наилучшее для него делание. Рассказывают также об авве Агафоне, будто бы сказал он: "Желал бы я найти прокаженного и взять у него тело его, а ему дать свое". Видишь ли совершенную любовь? …Многие из них ради ближнего предавали тела свои зверям, мечу и огню…» («Слова подвижнические», Слово 48).

А как исполняется заповедь о любви к ближнему нами, обычными православными прихожанами? Вот, что об этом говорит в своей лекции священник Константин Корепанов:

 «…Буду любить человека. Любить вот этих нищих, смрадных, больных, несчастных, пьющих. Буду любить. Напрягаюсь, прихожу, перебарываю себя, даю денежку этому дурно пахнущему, непотребного вида мужчине. Пытаюсь на него смотреть с любовью. Чувствую, что с души воротит, но напрягаюсь, чтобы это сделать. Потом делаю ещё шаг, ещё шаг. В конце концов, действительно, что-то во мне переламывается, и я уже могу без брезгливости к нему относиться – поменять на нём одежду, принести ему новую, умыть его, накормить. Но по-прежнему общение с ним требует от меня волевых усилий. Ну, наверно, это и есть любовь, думаю я. Хотя я и не ощущаю тех чувств, какие испытываю в отношении людей, которых я действительно люблю. И вот так, своей меркой меряя своё собственное добро, человек думает, что исполняет заповеди. И очень много людей так живут. Они искренне пытаются исполнять заповеди Божии, но исполняют их только тем самым добром, которое в них самих живет…» (лекция «Устаю исполнять заповеди Божии», https://www.youtube.com/watch?=9wOjEmaoi3k& t=71s)

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Не подумай, …чтоб заповедь любви к ближнему была так близка к нашему падшему сердцу: заповедь духовна, а нашим сердцем овладели плоть и кровь; заповедь – новая, а сердце наше – ветхое… Тот, кто по естеству способен с горячностью любить ближнего, должен делать себе необыкновенное принуждение, чтоб любить его так, как повелевает любить Евангелие.» («Аскетические опыты», том 1, «О любви к ближнему»)

«Очень часто в наше время, – пишет архимандрит Лазарь (Абашидзе) –  люди обманываются, полагая, что достаточно одного желания и малого усилия, чтоб им начать любить ближних христианской любовью… Миру ненавистно то понимание любви, которое преподается в учении Православия. Как во всем мире крайне извращено понимание любви к ближнему, так и в отдельности каждый человек легко может обмануться и принять чувства, самые чуждые истинному христианству, за нечто светлое, возвышенное, богоугодное. Отчего это? Оттого что люди, услыхав о возвышенности любви, о святости ее, что она выше всех добродетелей и без нее все мертво, начинают искать ее в себе и усиленно выжимать из себя эту любовь в готовом виде, не понимая того, что наше падение, наше удаление от Бога, все те накопленные нами болезни души, страсти, злые привычки и тому подобное зло в нас больше всего повредили это наше свойство – любить. Никакие возвышенные слова и идеи о любви сами по себе недостаточны, чтоб восстановить в нас это повреждение.» (книга «О тайных недугах души», глава «Как можем мы обманываться в себе, думая, что имеем любовь к ближнему»)

И далее архимандрит Лазарь: «…Искать любовь вне церкви православной, в среде людей совершенно неверующих или еретиков есть глубокое заблуждение. Но и мы сами, православные христиане, не должны думать, что сердце наше может легко склониться к исполнению этой заповеди. Нет, – но надо пролить пот и слезы, много потрудиться и поскорбеть, прежде чем появятся хоть слабые признаки того, что сердце умягчилось и умилостивилось к ближнему. Если мы внимательно начнем всматриваться в свою душу, если действительно ради заповеди Божией возжелаем любить ближнего своего, то обнаружим в сердце жестокое противление. …Таково наше сердце, пока оно не очищено продолжительным трудом… Недаром святой Иоанн Лествичник помещает любовь на самой высшей – тридцатой – ступени своей лествицы добродетелей. Как же мы мечтаем достичь ее, перепрыгнув все двадцать девять?» (там же)

Архиепископ Иларион (Троицкий): «…О любви говорил и Ветхий Завет и даже язычники, но этого мало. Разум признает, что заповедь о любви хороша, но человек постоянно будет встречать в самом себе иной закон, противоборствующий закону ума и пленяющий его закону греховному (Рим.;7:23 «в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих»). Кто наблюдает за движениями души своей, тот хорошо знает, как грехи и страсти борются с разумом и как часто они его побеждают. Разум гнется под напором страстей; грех… связывает все добрые силы нашей души…»  («Христианства нет без Церкви», Сергиев Посад., 1915 г. «Православное чтение», 1991 г., № 1)

Несомненно, исполнение в полном объеме заповеди о любви к ближнему, как и любой другой заповеди Господа, может осуществляться только постепенно и последовательно, вместе с исполнением всех других заповедей и не иначе, как с Божией помощью «при постоянном очищении, освящении, приобщении благодати Божией чрез святые таинства» (архимандрит Лазарь /Абашидзе/, там же).

Но необходимо всё же определить, как исполнять эту заповедь на деле,  с чего начать такое исполнение.

В своем Послании к римлянам (13:9) Апостол Павел пишет:  «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.»

Огромную ценность в определении сути практического исполнения заповеди о любви к ближнему имеют высказывания и рекомендации святых отцов Православной Церкви.

Авва Дорофей: «Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй. А позже начнешь мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему или давая ему то, в чем он нуждается. И так, поднимаясь с одной ступени на другую, достигнешь с помощью Божией и верха лестницы. Ибо мало-помалу, помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Это значит возлюбить ближнего твоего, как самого себя.» (Поучение 14. «О созидании и совершенствовании душевного дома»)

 По мнению Иоанна Кронштадтского, «…Любовь к ближнему по преимуществу у нас выражается напитанием ближнего, одеянием его, введением его в жилище, помощью ему в болезни, посещением его в темнице, как и Господь сказал это в Евангелии…» (Дневник, том 4)

Святитель Тихон Задонский так трактует понятие любви к ближнему, как к самому себе: «Как не хочешь, чтобы кто тебя обидел, отнял что у тебя, оклеветал, оболгал, прельстил, обманул, опорочил, похитил что, осудил тебя, укорил и прочее зло сделал, так не желай и не делай того и ближнему. Как не хочешь, чтобы кто тебя в нужде оставил, так не оставляй и ближнего своего. Как хочешь, чтобы кто тебе в бедности помог, так желай и помогай сам бедствующему. Как хочешь, чтобы кто тебя, голодного напитал, жаждущего напоил, нагого одел, странствующего в дом ввел и упокоил, сидящего в темнице и болящего посетил, печального утешил, сомневающегося вразумил, незнающего научил, заключенного освободил, пленного выкупил, немощному послужил и прочие дела любви сотворил, так желай и твори сам ближнему…» («Об истинном христианстве», Книга 1, Часть 2 «О покаянии и плодах покаяния, или добрых делах. Глава 10 «О любви к ближнему», § 251)

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Возлюби ближнего по указанию евангельских заповедей, – отнюдь не по влечению твоего сердца. Любовь, насажденная Богом в наше естество, повреждена падением и не может действовать правильно… Следующим образом возлюби ближнего: не гневайся и не памятозлобствуй на него; не позволяй себе говорить ближнему никаких укорительных, бранных, насмешливых слов, сохраняй с ним мир по возможности своей; смиряйся пред ним; не мсти ему ни прямо, ни косвенно; во всем, в чем можно уступить ему, уступай; отучись от прекословия и спора, отвергни их, как знамение гордыни и самолюбия; говори хорошо о злословящих тебя; плати добром за зло; молись за тех, которые устраивают тебе различные оскорбления, обиды, напасти, гонения. Никак, ни под каким предлогом, не осуждай никого, даже не суди ни о ком, хорош ли он, или худ, имея перед глазами того одного худого человека, за которого ты должен отвечать пред Богом, – себя. Поступай относительно ближних так, как бы ты желал, чтоб было поступлено относительно тебя. Отпускай и прощай из глубины сердца человекам согрешения их против тебя, чтоб и Отец Небесный простил тебе твои бесчисленные согрешения...» (том 5, глава. 15 «Любовь к ближнему служит средством достижения любви к Богу»)

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «…ПРАВИЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ИСПОЛНЕНИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ЕГО ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЗАПОВЕДЕЙ, а отнюдь не в исполнении прихотей ближнего… Исполнение евангельских заповедей относительно человеков по большей части непонятно и неприятно для них; они ищут и требуют, чтоб была исполняема воля их, чтоб были удовлетворяемы страсти их. Это они называют любовью, и эту любовь, исполненную лицемерства, лукавства, обмана, приносят сыны мира тем, кто нужен им в видах земного, плотского преуспеяния. Эту неправильную любовь, это искажение любви, эту ненависть, прикрытую личиною любви, Писание называет человекоугодием.» («Аскетическая проповедь»)

Феофан Затворник в своем толковании на 2 Кор. 8:7 пишет, что ближайшим выражением любви к ближним, свидетельствующей и о любви к Богу, является милостыня. Несомненно, к ней можно приравнять пожертвования и в целом благотворительность).

Весьма важными в данном контексте представляются следующие два высказывания Феофана Затворника из его толкования на 2 Кор. 9:6-8:

«…От сеяния милостыни неурожая не бывает, – всегда она приносит плод. Надобно только вложить в нее доброхотство, чтоб она изливалась из сердца, с желанием истощить свое для других… Что земля дает сеющему, то Бог – подающему милостыню, соразмеряя щедрость воздаяния с доброхотством подаяния.»

«Столько пусть подает, насколько расположено сердце. Что не по этой мере, то бесплодно будет… Подаяние, даемое со скорбию и вынужденно, есть мертвое подаяние и никакого воздаяния не заслуживает. Убивает его сжатость сердца и отсутствие радушия при даянии.»


Рекомендации по практическому исполнению заповеди:


Возлюби ближнего твоего, как самого себя; начальное проявление такой любви состоит в том, чтобы не желать и не делать ближнему никакого зла, а желать и делать то, что сам хотел бы получить от людей. Следующим – основным – этапом на этом пути должно стать стремление исполнять в отношении ближнего все заповеди Божии, касающиеся отношений между людьми, как заповеди Ветхого завета (с 5 -ой по 10-ю), так и евангельские (максимально – все, а как минимум – заповеди о гневе, о примирении, о прощении, об отношении к врагам и к «малым сим», о суждении и осуждении, о милости и милосердии, о введении в соблазн). Также выражением любви к ближнему является благотворительность (милостыня, пожертвования, другая помощь неимущим, нуждающимся, больным или немощным), непременном условием которой должно быть доброхотство. Усердие, решимость и постоянство в таком практическом делании могут стать важной ступенью в стяжании любви к ближнему в ее евангельском понимании. Это – хотя и отдаленный, но реально достижимый результат следования по пути исполнения всех заповедей Божиих и очищения души от грехов и страстей.


Рецензии