Кронштадт - начало пути из варяг в греки

Из книги Ж-А. Кастера (1749-1838) "История Екатерины II"

"Остров Кронштадт имеет 8 вёрст в длину с востока на запад и около 1 вёрсты в ширину. Возвышаясь над уровнем моря примерно на восемь аршин, он плоский и почти не имеет деревьев, за исключением нескольких рощ сосен и берез. На южной стороне есть несколько очень укрепленных островков, один из которых называется Кроншлот. Город Кронштадт был построен Петром I, который заложил его в 1710 году.

Здесь есть две очень тихие и безопасные гавани, одна для военных кораблей, другая - для торговых судов, которых в летние и осенние месяцы бывает много. Город занимает всю восточную часть острова. Он большой и хорошо обустроенный, с несколькими церквями, таможней и другими общественными зданиями. Англичане, которые являются наиболее частыми посетителями Кронштадта, имеют здесь церковь и священника своей религии.

Гавань, где стоят военные корабли, очень безопасна и защищена длинными дамбами и батареями. Именно здесь располагаются строительные площадки и знаменитый канал, который начал строить Петр I, а завершил только в царствование Елизаветы генерал Любрас. Длина этого каменного канала составляет 1050 туазов, 358 из которых проложены в море. Его ширина внизу составляет 60 туазов, вверху - 100, а глубина - 24.
(туаз - французская единица длины, составляет 1 туаз = 1,949036 метра.)

Он примыкает к каналам, в которых одновременно могут находиться более десяти сосудов, и которые оборудованы шлюзами для приема и выпуска этих судов. Когда судно заходит в бассейн, где оно должно быть спущено на воду, вода из этого бассейна выкачивается с помощью водяного насоса. - По приказу Екатерины II в Кронштадте были построены другие каналы, а также красивый мол, окруженный гранитной дамбой, работами на которой руководил адмирал Грейг."

Из выше сказанного очевиден вывод,что при Петре I и ещё при Екатерине II. Кронштадт являлся городом - плотиной, с значительным перепадом уровней воды,высоком в Кронштадском заливе, который в Петербурге носит шутливое название Маркизовой лужи, и более низком в Финском заливе, переходящем в Балтийское море. Когда-то давно я путешествовала на т/х по Волге от Ленинграда до Астрахани и обратно. И потому из-за гидроэлектростанций, стоящих на Волге, шлюзоваться приходилось часто.

"Шлюз судоходный, гидротехническое сооружение на судоходных водных путях (реках, каналах) для перевода судов из одного водного бассейна (бьефа) в другой с различными уровнями воды в них. Шлюз представляет собой камеру, ограждённую продольными стенками и массивными воротами (затворами). Для подъёма судна из нижнего бьефа в верхний открываются нижние ворота, и судно входит в камеру, которая после закрытия нижних ворот наполняется водой (через водопроводные галереи) до уровня верхнего бьефа; по мере повышения уровня воды в камере судно поднимается и затем, когда уровень воды в камере сравняется с уровнем верхнего бьефа, выходит через верхние ворота. При опускании судна из верхнего бьефа в нижний уровень вода в шлюзе понижается до уровня нижнего бьефа, и судно выходит через нижние ворота."

Первые камерные шлюзы построены в Италии в середине 15 в. Современные крупные шлюзы имеют, как правило, ширину до 50–60 м, длину до нескольких сотен метров и глубину на пороге (наиболее выступающая часть поверхности днища) до 15–17 . Самый большой в мире шлюз Килдрехт (ширина 68 м, длина 500 м и глубина 17,8 м) расположен в порту Антверпена (открыт в 2016).

Вся архитектура и планировка южного берега Кронштадского залива от Стрельны до Ораниенбаума показывает старую линию уровня воды в заливе. И попасть в Неву корабли могли только через шлюзовые камеры. А дальше по Неве к Ладоге и далее вдоль Ладоги к Волге и дальше на восток. Вот вам и путь из варяг в греки.

Судя по масштабам сооружений в Кронштадте, движение судов через гидроузел в XVIII в. было бесперебойным и и постоянным. Чем больше в канале стоит судов одновременно, тем меньше работают насосные системы и требуются меньшие объёмы воды. Длина канала экономически оправдана. Целый караван судов мог пройти в одну или в другую сторону одновременно. Невероятно, но факт!

на фото: Петровский док в Кронштадте

Римма Соловьёва
28.04.2024г


Рецензии