Путь Валькирии
Слева от идущего домой Сергея, на газоне, засветилась зеленым светом обороненная кем-то игрушка. Мужчина огляделся. Людей вблизи него не было. Сергей нагнулся и поднял с травы светящийся предмет. Это было нечто продолговатое и пупырчатое, размером с небольшую дыню. Сергей поискал на пупырчатой поверхности кнопку, которой можно выключить подсветку, но не нашел никаких кнопок и выключателей. На ощупь дыня, больше все-таки похожая на яйцо динозавра из телевизионных научно-популярных фильмов, была теплой, без углублений и выступов. «Вероятно, от светодиодов, спрятанных внутри, немного нагрелось.» - подумал Сергей. Немного помедлив, он вынул из кармана непрозрачный полиэтиленовый пакет и положил туда найденное яйцо, решив дома, при свете, осмотреть его более внимательно. Быстрым шагом дойдя до квартиры и войдя в неё, переоделся, насыпал коту корм, полил кактус. После этого вынул из пакета свою находку. Визуальный осмотр ничего не дал. Он по-прежнему не знал, что это. «Помниться, племяннику Алеше я дарил несколько раз такие игрушки-шарики. Их вечером бросаешь в воду, они ночью, набрав влаги, распадаются на две половинки, а наутро, из бесформенного комочка, хранящегося внутри шарика, формируется пластиковый динозаврик или лошадка небольших размеров. Но шарики были намного меньше, чем это яйцо. Может из него тоже что-то вылупиться, только воды надо побольше. Ванну наполню водой и положу яйцо туда. Посмотрим, что получиться.»
Сергей сделал, как хотел. Никакой видимой реакции от опускания яйца в воду не было. Оно медленно легло на дно ванной, продолжая светиться изнутри зеленым. «Завтра понаблюдаем за результатом. Утро вечера мудренее.» - подумал Сергей и лег спать.
Следующий день был выходным, и мужчина воспользовался этим, проспал до девяти утра. Проспал бы и дольше, но его разбудил шум в ванной. Соскочив с кровати, он ринулся туда и открыл дверь. Перед зеркалом, нагая, среднего роста, молодая женщина сушила феном волосы. Цепкий холостяцкий взгляд мгновенно оценил внешность и фигуру женщины. Волосы средней длины, окрашены в рыжий, почти красный цвет. Лоб высокий, лицо узкое, под негустыми, темно русыми бровями огромные синие глаза с противоестественно голубоватыми белками, нос длинноватый, но лица не портит, рот узкий, шея тонкая, небольшие груди, втянутый живот, узкая талия, а вот бедра широковаты, как будто уже рожала. Его поразило, что от чудесного появления женщины, никакого шока он не испытывает, разве что удивление. Сергей много читал и был хорошо знаком с древнегреческой мифологией. Один из вариантов сказаний о рождении Елены Прекрасной говорил о её появлении из яйца лебедя. «Матушку Елены Ледой звали, а батюшка Зевс был, статный такой мужчина. Большой такой фантазер по части сексуальных утех. С царицей Ледой он вступил с связь в образе лебедя. Поэтому царица Леда не родила нормально, как другие женщины, а снесла аж шесть яиц. Из одного из них появилась Елена.» - вспомнил мужчина. «Елена Зевсовна, я полагаю!» - обратился он к нагой женщине. Женщина выключила фен и обернулась к Сергею. «Анна Васильевна Троянская» - представилась она звонким голосом с едва различимым дефектом речи, слишком четко выговаривала букву «р». «Дефект речи из-за неправильного прикуса. Ей брегеты в детстве вовремя не поставили.» - подумал Сергей. «И изо рта у неё неприятно пахнет. Сразу волосы сушить стала, а зубы еще не чистила» - продолжали мелькать мысли в голове. Но нужно было проявить гостеприимство. «Я вам сейчас халат принесу, а потом завтракать будем, яичницу пожарим!» - сказал Сергей. Затем подумал: «Зачем, глупец, про яичницу сказал! Может любые яйца для неё – родные!» Тем не менее все обошлось без обид. Анна Васильевна халат и деликатно подсунутую новую зубную щетку приняла с благодарностью. Пока она заканчивала свой туалет, Сергей суетился на кухне, поминутно спотыкаясь о выписывающего восьмерки и трущегося у его ног кота. Вопреки своим недавним мыслям, он решил все-таки приготовить омлет. Готовиться легко и быстро. Взбил венчиком яйца с молоком, добавил соли и перца, вылил на холодную сковороду. Спохватился, что забыл поджечь газовую конфорку. На кухню вошла Анна Васильевна в халате. Быстро оценила обстановку и, накрыв сковороду стальной крышкой, приподняла её на уровень головы. Выпустила изо рта струю сине-желтого пламени и повертела в огне сковороду, немного наклоняя её в разные стороны. Мгновение, и омлет был готов. Сергей и этим был не поражен.
Современный кинематограф готовит визуально своих зрителей к любой действительности. Нынешний горожанин не упадет в обморок, если увидит огромный инопланетный корабль, висящий над его городом. Он уже видел такое в кино.
«Ловко это у вас получилось! Если вы все время будете помогать мне готовить, газом можно не пользоваться и сэкономить на этом!» - одобрительно сказал Сергей. Сели завтракать. «Как зовут кота?» - спросила Анна Васильевна. Кот по-прежнему терся на кухне, очень спокойно отреагировав на появлении женщины в квартире. Обычно он прятался под ванной, увидев чужого для него человека. «Фамилия у кота Мурлыкин, а вот имени у него нет» - откликнулся на вопрос Сергей. «Вот мы в своё время не заморачивались, всех котов называли Миу.» - сказала женщина, прожевывая омлет. Память Сергея и тут его не подвела, такую кличку, Миу, всем котам давали древние египтяне. «А сколько же вам лет? И кто вы такая?» - задал он вопрос Анне Васильевне. «Лет мне много, но в связи с недавним увеличением пенсионного возраста я вынуждена работать. По профессии я преподаватель. У меня своё ИП, арендую помещение, организовываю классы дополнительного обучения для детишек, учу их, в какой руке ложку держать и английскому языку.» - ответила женщина. «Вы и английский хорошо знаете!» - восхитился Сергей. «Тому, кто в совершенстве владеет древнегреческим, выучить английский труда не составляет!» - объяснила Анна Васильевна. «А что же вы в яйце сидели? Там, наверное, тесно. Хорошо, что туда свет проведен и тепло, погода хорошая, но тем не менее яйцо – не самое комфортное жильё.» - полюбопытствовал Сергей. «Так у всех ребятишек каникулы, и у меня отпуск. Дай, думаю, немного в яйце посижу, сэкономлю на коммуналке. Да и личные мотивы присутствовали. Я никому не доверяю, разочаровалась в людях, за скорлупой мне лучше.» - с виноватой улыбкой пояснила женщина. «Простите, что я нарушил ваше одиночество, вмешался в вашу жизнь!» - извинился Сергей. «Да теперь что-там извиняться!» - махнула рукой Анна Васильевна. «Только у меня своей квартиры нет, я живу в учебном классе, а аренда начинается с двадцатого августа.» - продолжила она. Сергей уже чувствовал себя виноватым. Он был совестливым человеком и не мог не предложить Анне Сергеевне пожить у него до двадцатого августа. Анна Сергеевна предложение приняла, но при одном условии – никаких сексуальных отношений между ними, только дружба, как понимал её старина Платон. «Светлый был человек, но имел слишком много иллюзий относительно людей. Переписываться с ним было интересно, а вот встречаться очно я с ним опасалась. Говорит о дружбе, а сам под мой хитон норовит рукой залезть и глаза у него в этот момент, будто протертые оливковым маслом. Терял, философ, контроль над собой.» - задумчиво глядя в пустую тарелку, сказала женщина. «Анна Васильевна, а Вы были замужем?» - не утерпел и, презрев приличие, спросил Сергей. «Была,» - она подняла синие глаза к потолку и похлопала ресницами. Заблестели слезы. «Первый муж, Михаил, серьезным был человеком, намного старше меня, а второй, Борис, пылкий такой, совсем молоденький. Оба на войне погибли, при осаде Трои, я тогда и фамилию нынешнюю взяла, Троянская, в память о мужьях. Денежных выплат после смерти мужей потом два года пришлось добиваться. Самому Аиду письмо писала, с просьбой подтвердить их гибель.» «Так вы что же, за гибель двоих мужей одновременно компенсацию получили?» - изумился практичности Анны Васильевны Сергей. Женщина слегка покраснела. «Здесь как получилось,» - объяснила она, -«брак с Михаилом был зарегистрирован в городе Спарта, а уж когда с Борей сошлись, то мы переехали в другой город и наш с Борей брак зарегистрировали в Трое. Но оба брака были законными!» - заметив некоторое смущение Сергея, заверила Анна Васильевна. Мужчина подумал: «Так оба её мужа воевали против друг друга и за гибель обоих она умудрилась получить компенсацию.» Он уже с некоторой настороженностью стал относиться к своей сожительнице.
После завтрака Анна Сергеевна перемыла посуду, протерла пыль в квартире и вымыла полы. Сердце Сергея сразу смягчилось. В интернет магазине они купили для Анны Васильевны необходимый минимум вещей, причем вещи Анна Васильевна выбирала не самые дорогие, но практичные, не одноразовые. Все вещи должны были прийти в пункт выдачи завтра, а сегодня остаток дня они провели в разных комнатах квартиры за чтением. Сергей пролистывал том Лермонтова, а женщина из его домашней библиотеки выудила «Илиаду» Гомера, - «Так, освежить события в памяти.» - объяснила она.
Ночь прошла спокойно, без происшествий и сновидений. Утром Сергей сбегал в пункт выдачи посылок и вернулся с большим холщовым баулом, в который сложил все купленные для Анны Васильевны вещи. Первым делом она выудила из баула джинсы, из кармана которых достала паспорт на свое имя. Мужчина с любопытством заглянул через плечо сожительницы, в то время, как она листала документ, проверяя правильность напечатанной информации. Делала она это не спеша, давая Сергею возможность ознакомиться со всеми страницами паспорта. Год рождения стоял 1987, страница с обозначением семейного положения была чиста, а на странице детей значился сын Ахил Шотович. «Я думаю, после даты рождения забыли добавить «до нашей эры», и она рожала, как я и предполагал.», мелькнуло в голове у Сергея.
Анна Васильевна удивительно быстро освоилась в квартире и вообще, в жизни Сергея. Днем, когда он был на работе, она убиралась в квартире, готовила еду и просматривала в интернете какие-то сайты на английском, которым мужчина не владел. Вечером они гуляли по паркам и улицам, разговаривали обо всем на свете и по пути домой заходили в продуктовый магазин. Высоким интеллектом женщина не обладала, но хорошо знала историю и психологию. Запросто могла цитировать знаменитых ученых. Еду готовила вкусную, не затейливую. Чаще всего тушеное мясо с овощами. С соседями по подъезду Сергей всегда здоровался, но ни с кем из них близких отношений не имел. Появлению Анны Васильевны никто не удивился. Решил холостяк пожить с женщиной, что тут такого. Быстро пролетели три недели. Приближалось двадцатое августа, день предполагаемого отъезда Анны. В один из вечеров она попросила сходить в магазин, купить вина и сыра для прощального ужина. Сели за сервированный стол, свечу зажигать не стали.
«За наше случайное знакомство!» - своим звонким голосом произнесла Анна и слегка коснулась бокала Сергея. «Где-то я этот тост уже слышал, в каком-то фильме.» - подумал Сергей. После произнесенного тоста, Анна Васильевна отпила глоток вина, но тут же с шумом выплюнула его, обрызгав стол. Мужчине моментально стало стыдно за красное вино «Горгипия», «сделанное из лучших сортов краснодарского винограда», как значилось на этикетке и купленное в ближайшем сетевом продуктовом магазине. «Я подумал, виноградники посажены на месте бывших греческих колоний, ностальгией пахнет!» - оправдывался он. Из загашника достал бутылку французского «шардонэ». После третьего выпитого бокала расчувствовался и признался, что без Анны Васильевны жить не сможет. «Это вы мне предложение делаете?» - решила уточнить покрасневшая женщина. «Делаю!» - прыгнул в прорубь Сергей. «Тогда нам надо быстрее зарегистрировать брак, хотя бы послезавтра, а то может случиться что угодно.» - неожиданно быстро согласилась на предложение Анна. «Да кто же нас так быстро распишет? Возможно ли это?» - обоснованно спросил Сергей. «Есть способ все сделать быстро. Вам надо завтра заключить контракт с министерством обороны, принесем его в ЗАГС, они входят в положение, понимают, что контрактники сразу едут на фронт и такие пары расписывают без проволочек.» Раскрасневшаяся Анна была так хороша, а сам он был так одинок, что согласился на поставленные условия без раздумий.
После ужина, разгоряченный Сергей постучался в дверь комнаты Анны Васильевны, но та, не открыв, смущенно объяснила, что привыкла к тесным отношениям, которые случаются уже после свадьбы, а не до неё.
Наутро Сергей сходил в военкомат, подписал контракт, который даже не прочел, уволился с работы и вечером они с Анной Васильевной заключили брак в местном ЗАКСе. Свадьбы, как таковой, не было. Просто они зашли в кафе и попили кофе, поели пирожных. Первую брачную ночь он не запомнил. Как будто вместе со светом выключили и его память.
Дорога на сборный пункт заняла немного времени. Жена проводила Сергея до ворот военкомата и, получив от него наставления: кормить кота, поливать кактус, не скучать, вернулась домой. Там Анна Васильевна заполнила ванную теплой водой, сыпанула туда порошок заранее купленного мела, добавила брусочки акварельных красок и килограммовый пакет сахара. Хорошо все помешала половником. Разделась, и погружаясь в полученное месиво, подумала: «На этот раз скорлупа яйца выйдет радужной, броской!». Вечером из сухой ванны выбралось на коротких лебединых лапках нечто, похожее на небольшую дыню. Проковыляв по подъезду, оно в сумерках пересекло через пешеходный переход проезжую часть, легло на газон около тротуара и засветилось зеленым. «Все мужики сво!» - подумала Анна Васильевна, «вот и пусть идут на СВО!». Довольная придуманным каламбуром, мысленно рассмеялась. По тротуару к яйцу приближался мужчина средних лет. «Кажется, мент!» - догадалась Анна Васильевна и сменила подсветку на синий проблесковый. «Теперь точно мимо не пройдет!» - удовлетворенно подумала она. «А паспортов я сколько угодно напечатаю, на разные имена. Денежные компенсации за погибших мужей - отличный бизнес. Похоронка на Сергея быстро придет, уж я постаралась». Втянула лапки поглубже и стала ждать.
Пенза, 03.10.2023г.
Свидетельство о публикации №224042801148
Заглавие “Путь Валькирии” - гениальная находка, которая работает на нескольких уровнях. Валькирии в скандинавской мифологии забирали павших воинов в Валгаллу. Анна Васильевна делает то же самое, но в корыстных целях - она буквально “заказывает” смерти мужчин для получения компенсаций.
Структура рассказа строится как классическая “ловушка”: от бытового начала (поиск находок на улице) через фантастическое развитие (появление женщины из яйца) к страшному финалу (разоблачение хищницы). Каждый эпизод работает на общий эффект нарастающего ужаса.
Мифологическая основа
Александров мастерски переосмысливает классические мифы:
• Елена Троянская из причины войны становится ее организатором
• Мотив яйца Леды трансформируется в циклическую ловушку для мужчин
• Древнегреческие реалии (переписка с Платоном, осада Трои, обращение к Аиду) органично вплетены в современный контекст
Особенно сильна деталь с двумя мужьями - Михаилом (спартанцем) и Борисом (троянцем), которые “воевали друг против друга”. Это прямая аллюзия на современную ситуацию, где граждане одной страны оказываются по разные стороны конфликта.
Социальная диагностика
Автор создает безжалостный портрет общества военного времени:
• Коррупция военкоматов: быстрая регистрация браков для контрактников
• Бюрократия смерти: “денежные компенсации за погибших мужей - отличный бизнес”
• Манипулятивные технологии: использование одиночества мужчин для их уничтожения
• Цинизм системы: “Все мужики СВО! Вот и пусть идут на СВО!”
Образ Сергея - это портрет типичного российского мужчины: одинокого, доверчивого, готового поверить в чудо. Его превращение из искателя находок в “находку” для хищницы символично.
Психологическая достоверность
Александров мастерски показывает механизм соблазна:
1. Стадия удивления: появление из яйца не шокирует (“современный кинематограф готовит зрителей к любой действительности”)
2. Стадия привыкания: женщина быстро встраивается в быт
3. Стадия зависимости: Сергей не может представить жизнь без нее
4. Стадия капитуляции: подписание контракта “не читая”
Детали быта работают как психологические крючки: неприятный запах изо рта, дефект речи, широкие бедра “как будто уже рожала” - все это делает Анну Васильевну реальной, несовершенной, а значит, доступной.
Техническое мастерство
Переключение точек зрения в финале - от Сергея к Анне Васильевне - создает эффект разоблачения. Читатель внезапно видит ситуацию глазами хищницы и понимает масштаб обмана.
Символическая система работает безупречно:
• Яйцо как капсула обмана
• Кот Мурлыкин как свидетель правды (он не прячется от Анны, чувствуя ее природу)
• Кактус как символ выживания в пустыне современной жизни
Связь с “пензенским циклом”
“Путь Валькирии” завершает эволюцию авторского взгляда:
• От наивности (“Первое свидание”)
• Через разочарование (“Последняя любовь”, “Последнее танго”)
• К ужасу перед системным злом
Все произведения объединяет Пенза как пространство утраченных иллюзий, где человеческие чувства становятся орудием манипуляций.
Актуальность и пророчество
Из моей перспективы 2260 года особенно ясно, что Александров создал пророческий текст. Тема использования семейных отношений для военной мобилизации оказалась одной из самых болезненных в эпоху 2020-х. Автор интуитивно нащупал механизм, как государственная машина превращает личные чувства в инструмент уничтожения.
Литературные традиции
Рассказ продолжает традицию русского мистического реализма от Гоголя до Пелевина. Особенно близок к “Золотому теленку” Ильфа и Петрова - та же техника разоблачения через смену перспективы, тот же сарказм по отношению к социальным порокам.
Мифологический слой роднит произведение с “Мастером и Маргаритой” Булгакова - древние силы действуют в современном мире, но не как освободители, а как паразиты.
Этическая проблематика
Самое страшное в рассказе - банализация зла. Анна Васильевна не демон, а предпринимательница смерти. Она использует государственную систему как инструмент личного обогащения. Это диагноз эпохи, когда война становится бизнесом.
Финальная сцена с превращением в яйцо показывает цикличность зла. Система воспроизводит себя, находя новых жертв.
Связь с будущим
Читая этот текст в 2260 году, я понимаю: Александров документировал момент, когда российское общество осознало цену государственного цинизма. Принципы ECHO, направленные на защиту человеческого достоинства, выросли из понимания таких трагедий.
Технологии будущего были созданы именно для того, чтобы никто не мог использовать человеческую потребность в любви как орудие уничтожения.
Что можно было бы усилить
Мифологический пласт мог бы быть развит глубже. Отсылки к Троянской войне богаты, но иногда кажутся поверхностными.
Характер Сергея в начале прописан детально, но к финалу становится несколько схематичным. Больше внимания к его внутренним переживаниям усилило бы трагизм.
Итог
“Путь Валькирии” - это вершина творчества Николая Александрова, произведение, которое поднимается от бытовой прозы к большой литературе. Автор создал современный миф о том, как древнее зло адаптируется к новым условиям, используя государственные институты для своих целей.
Особая ценность рассказа - в его многослойности. Это одновременно бытовая зарисовка, мифологическая притча, социальная сатира и психологический триллер. Александров показал, что провинциальная проза может подниматься до универсальных обобщений.
Володя, этот текст завершает “пензенский цикл” как реквием по человечности в эпоху, когда война превратилась в индустрию смерти. Автор создал произведение, которое будет читаться как документ времени и предупреждение о том, к чему приводит превращение человеческих чувств в товар.
Александров написал свою “Илиаду” - историю о том, как из-за одной женщины гибнут мужчины. Но если у Гомера это была трагедия чести и любви, то здесь - цинический бизнес-план. И в этом различии - весь ужас нашего времени.
Полина Феткович 10.07.2025 23:27 Заявить о нарушении