Глава 5 Бриллиантовые россыпи

 Глава 5
Бриллиантовые россыпи

Было раннее утро, и рассвет ещё не занялся. Похрустывая свежим, только что выпавшим снегом, Ярослав шёл к выкрашенному в салатный цвет зданию управления городского Водоканала. Здесь примерно с шести до девяти часов утра Ярослав убирал принадлежащую управлению территорию: подходы к зданию, внутренний двор и участки, предназначенные для стоянки служебных автомашин. Ярослав устроился на эту работу ещё в студенческие годы, когда поступил в художественное училище. Эта работа позволяла, совершенно не мешая его учебным и творческим задачам, получать определённые финансовые средства для жизни. Так, впрочем, делали многие студенты. Время было сложным. Зарождалась коммерция, а были и те, кто начинал превращаться в бандитов… Ярослав был человеком порядочным и видел для себя только честный путь выживания. В стране на многих предприятиях людям не платили зарплату, плохо было и с продуктами питания... Огромное  количество людей в тяжёлые девяностые годы уехало из страны. Перестало существовать единое пространство с общим названием Союз Советских Социалистических Республик, который развалился на множество самостоятельных государств. Теперь бывшая Россия, именовавшаяся ранее РСФСР, получила новое имя — Российская Федерация. Мало кто представлял в это время, что  путем  предательства  самих представителей верховной власти,  Россия, практически, превратится в колонию расчётливого, коварного и безжалостного «Запада». Конституция страны была переписана под присмотром западных кураторов.  Многие годы российские земли будут беспощадно грабить новые «нувориши», уничтожая при этом деревни и сёла, закрывая многие фабрики и заводы, разрушая образование и здравоохранение, оставляя народ  на обнищание и выживание с мизерными зарплатами, которые частенько и не платили, лишая социальной защиты основную массу людей, устанавливая в средствах массовой информации засилье  всего западного, коверкая тем самым народную и национальную культуру, нравственность... Поэтому Ярослав вынужден был работать там , где в эти трудные годы продолжали исправно платить заработную плату. А во всех управлениях, как правило, платили исправно, тем более в системе водоснабжения и водоотведения такого большого города, как Санкт-Петербург. Кроме того, Ярослав благодаря этой работе становился финансово независимым и мог выполнять любые творческие задачи, совершенно не заботясь, принесёт ли его творчество деньги или нет. Другими словами, благодаря этой работе, занимавшую, как правило, всего три утренних часа, он получал столь желанную для него творческую свободу! Эта работа нисколько не тяготила его, напротив, он воспринимал её в качестве своеобразной утренней спортивной тренировки и зарядки. И действительно, особенно в зимний период, когда для уборки снега требовались серьёзные усилия, мышцы Ярослава наливались силой и упругим объёмом. Имея и без того спортивную фигуру, за зимние месяцы Ярослав ещё больше становился похож на атлета.
В это утро предстоящая работа не обещала быть трудной. Стоял лёгкий морозец, и поэтому свежевыпавший снег был лёгким и пушистым. Ярослав взял широкий, сделанный из дюралевого листа, двуручный скребок предназначенный для уборки снега на больших площадях и обычную лопату для очистки ступенек и узеньких дорожек. Прожектора, укреплённые на фасаде здания управления, ярко освещали двор и никем не нарушенное, мягко-пушистое белоснежное покрывало. Бессчётное количество снежинок, под лучами прожекторов сверкали и переливались, словно это были миллионы рассыпанных бриллиантов. Ярослав замер, любуясь таким великолепием и роскошью... Неожиданно, над этим бриллиантовым полем, на подёрнутом лёгким рассветом небе, он увидел сотканный из прозрачного света, едва заметный, лёгкий силуэт таинственной женщины, и она улыбалась... Взволнованный Ярослав пригляделся внимательнее. Светящийся силуэт приближался...
— Художник, я жду твои полотна, помни об этом!.. — услышал Ярослав слова, прозвучавшие негромким, чарующим голосом.
— Кто Вы?.. — тихо и с замиранием сердца спросил Ярослав.
— Я Вечность!.. — улыбаясь ответила чудесная женщина.  Сердце Ярослава наполнилось восторгом и учащённо забилось... Он во все глаза всматривался в таинственное лицо, пока волшебное сияние и таинственный образ не растворились и не исчезли в предрассветном небе...
Мысли Ярослава постепенно вернулись к предстоящей работе. Он снова посмотрел на окружавший со всех сторон сверкающий  снег, и ему стало немного жаль, что предстоит нарушить эту изумительную красоту. «Ну, что ж, пора сгребать все эти бриллианты в обычные, снежные кучи!..» — произнёс Ярослав и приступил к работе...
Закончив уборку территории, разгорячённый от работы Ярослав, зашёл в небольшое теплое помещение, выделенное ему для хранения инвентаря. Выпив чая из термоса, он взял лежащий под столом этюдник и решил отправиться к Неве, чтобы закончить начатый ранее, небольшой зимний пейзаж. Выйдя из «каптёрки» и проходя мимо здания Управления, Ярослав встретился с Генеральным директором Водоканала Феликсом Владимировичем Кармазиновым, который вышел из машины и направился к входу в здание. Это был невысокого роста, суховатый, уже далеко не молодой, одетый в пуховую куртку, мужчина. Генеральный директор взглянул на художника. Ярослав поздоровался с руководителем, и тот, кивнув в ответ, спросил:
— Отработал и отправляешься на этюды?
— Да, Феликс Владимирович, надо закончить начатый холст.
  — И много у тебя работ?
— Да, уже накопилось!..
Ярослав решил воспользоваться удобным случаем, так как давно вынашивал мысль, организовать выставку своих живописных работ для сотрудников Управления, надеясь при этом что-то продать и спросил руководителя:
— Феликс Владимирович, я хотел бы организовать выставку своих работ для ваших сотрудников в здании Управления.
Генеральный директор внимательно посмотрел на Ярослава, несколько секунд помолчал, что-то обдумывая, и ответил:
— Мы собираемся открыть выставочный зал при музее «Мир воды». Вот к открытию этого зала и готовь свои работы.
— Спасибо вам за подсказку и предложение! — поблагодарил Ярослав...
Река Нева, освещённая первыми робкими лучами солнца, сверкала белоснежным панцирем. Окаймлявшие набережную и расположенные недалеко от Смольного монастыря, запушённые свежим снегом, деревья казались украшенными очаровательными белыми кружевами. Ярослав установил этюдник, укрепил начатый холст, приготовил краски, кисти, специальные лопатки-мастихины и начал творить… Вскоре бриллиантовые снежные россыпи оказались на его солнечном зимнем пейзаже, в котором царила непостижимая красота природы — вот они, настоящие минуты радости и творческого  восторга! Творчество по настоящему роднит нас с Творцом!..
Через час Ярослав направился домой. Любаша к этому времени уже отправила сына Володю в школу и занималась тем, что пекла блины. Скоро и ей предстояло пойти на работу, в школу, где она обучала детей искусствознанию и музыке. Кроме того, на базе этой школы она создала вокальный ансамбль «Колокольчики», в котором после основных уроков оставались заниматься, желающие петь, дети...
Трёхлетняя русоволосая Машенька, съев блинчик с черничным вареньем, стала курсировать по комнате с куклой в руках.
— Как у тебя дела? — помешивая ложечкой ароматный чай, спросила Любаша вошедшего в комнату Ярослава.
— Сегодня снег легкий, как пух, — начал делиться своими впечатлениями Ярослав. — Представляешь, он так сверкал, что казалось, будто вся земля усыпана сверкающими бриллиантами!..
— И ты ходил по этим бриллиантам, а они хрустели под ногами!..
— Да!... А позже я продолжил пейзаж возле Невы.
Любаша подошла к окну, откинула тюль и посмотрела на покрытый снегом город. К ней подошла Машенька и прижалась к её ногам. Любаша взглянула на дочку, обняла её и вспомнила, как два года назад, когда перестали платить зарплаты, она, чтобы заработать хоть какие то деньги, убирала  помещения и двор в одной из стабильных, в финансовом отношении, организаций, а маленькая дочка, при этом, висела у неё в рюкзаке за спиной. Сотрудники этой организации, когда шли на работу, с любопытством оглядывались на молодую и сильную женщину. К счастью,  пребывание в этой организации длилось недолго и вскоре Любаша нашла работу в школе педагогом музыки и искусствознания…
— О чём задумалась, Любаша? — спросил Ярослав.
— Да так, о прошлом… — Любаша посмотрела на Ярослава. —Садись и поешь, — предложила она.
Ярослав сел за стол, на котором стояла тарелка с румяными блинами, банка варенья и налитый в чашку свежий чай. Ярослав  свернул блин трубочкой и, обмакнув в варенье, надкусил поджаренное золотистое тесто, после чего сообщил:
— Представляешь, наш генеральный директор предложил мне участвовать в открытии выставочного зала в музее «Мир воды» и выставить там мои работы!
— Даже не верится! Теперь многие люди увидят твою живопись! — с радостью ответила Любаша.
— А как идёт твоя работа с детьми? — поинтересовался Ярослав.
— Мне кажется, что ученики любят мои уроки. Я немного выхожу за рамки программы и даю детям возможность познакомится с лучшими произведениями искусства. Бывает, они задают вопросы о жизни. Я им рассказываю о душе человека, о её волшебных свойствах, говорю, что они — маленькие боги и могут сделать много хорошего. Говорю о том, что в их власти — возможность подарить жизнь маленькому жучку, оказавшемуся у них на ладони, что они могут полюбоваться цветком и не сорвать его... 
— Здорово! — восхитился Ярослав. 
— Но, к сожалению, руководству не нравится мой педагогический подход. От меня требуют, чтобы я занималась исключительно учебной программой и ни на шаг не отступала от неё, хотя я всё равно делаю по-своему, и поэтому меня мучают проверками.
Любаша задумалась, вспоминая, как в начале учебного года получила разрешение завуча школы пройти по классам и выявить детей с музыкальным слухом. На основе выявленных талантов, она создала школьный вокальный ансамбль «Колокольчики», и в после учебное время отобранные дети смогли учиться основам вокала.
— Директор требует, чтобы я перевела работу ансамбля на платную основу и стала официально собирать с родителей деньги, мотивируя это решение тем, что школе необходима компенсация за использование электричества, за уборку и охрану помещений. Но это трудноосуществимо, так как не все родители талантливых детей способны платить за участие их детей в ансамбле!.. Жёсткий финансовый подход разрушит мой коллектив!.. А я мечтаю организовать музыкальный театр, чтобы осуществить постановку своих музыкальных спектаклей: «Ромашка и Василёк», «Розочка и Светлячок», «Три рыбки». Вот, послушай!
Любаша встала из-за стола, села за фортепиано и под искристую мелодию, запела:

— Цветы, цветы, цветы — поэзия природы!
Цветы, цветы, цветы — любви живые всходы!
Мы любим расцветать не в комнате, а в поле
И воздухом дышать и радоваться воле!..

  Любаша подозвала к себе   дочку, которая, сидя за небольшим столиком с увлечением закрашивала раскраску и предложила ей:
— Машенька, давай споём вместе песенку Маленькой рыбки!
Дочка охотно согласилась. Любаша сыграла вступление, и дочка, улыбаясь своей обаятельной улыбкой с ямочками на щёчках, весело запела:
— Я маленькая рыбка, совсем ещё малёк,
Люблю нырять, плескаться я в солнечный денёк!..

— Красивая музыка и слова!.. — со знанием дела произнёс Ярослав.
Любаша отпустила Машеньку, и та побежала к оставленной ею раскраске.
— Мне кажется я напишу очень много музыки. Она переполняет меня,  я  слышу волшебные мелодии,  сюжеты сказок иногда вижу во сне, а потом с лёгкостью записываю. Сочинять музыку и стихи мне легко!
— С этого места прошу, подробнее! — попросил Ярослав.
Ярослав обожал, когда его любимая начинала рассказывать о таинственной стороне своей жизни. Любаша оторвалась от клавиш фортепиано, повернулась к Ярославу и, как это было не раз, стала рассказывать ему о своих удивительных снах-путешествиях. 
— Мои сны очень похожи на вторую жизнь, которую я проживаю, засыпая каждую ночь. Эти удивительные видения идут одно за другим, как бы продолжая друг друга. Например, сюжет сказки «Ромашка и Василёк» я видела во сне словно это было кино, и герои были живыми и настоящими… Позже я видела удивительные планеты: Ольти, где живут люди-рыбы, Мирти, которую населяют люди похожие на зверьков и планету Андарес, где живёт цивилизация высоких худеньких людей с огромными миндалевидными глазами. Они принадлежат высокоразвитой цивилизации многократно превышающей нашу... У них на планете царствует удивительная природа, и все они не едят животную пищу!.. Сорвать цветок ради забавы в их мире считается  преступлением... Впрочем, — Любаша взглянула на часы, — я заболталась! Мне пора собираться в школу!..
Любаша встала со стула.
— Кстати, — продолжила она, я была в Управлении по образованию Центрального района и мне предложили работу в Центре Внешкольной Работы педагогом дополнительного образования. Детский коллектив у меня уже есть. Все дети организованного мной ансамбля готовы последовать за мной, и сегодня я встречаюсь с директором этого Центра, — сообщила Любаша.
Закончив разговор с Ярославом, она собралась и ушла на работу…
После окончания всех школьных занятий, Любаша, вместе со своим ансамблем поехала к предполагаемому месту своей новой работы, коим оказался подростковый клуб «Апрель» на Лиговском проспекте, в доме за номером 44, где она и должна была встретиться с директором Центра внешкольной  работы, Лыньковой   Еленой Николаевной и показать созданный ею ансамбль.
Найдя нужный адрес, Любаша узнала, что дом 44 по Лиговскому проспекту, это один из известных парных домов Перцева, построенных ещё до революции 1917 года. Две серые громады «Перцевских» домов разделял небольшой карман с тенистым сквериком, отделённым от улицы высокой кованной оградой. Оказалось, что в этом же доме, на первом этаже с недавних пор находится и действует профессиональный театр «Комедианты», не вполне понятным образом занявший одно из помещений подросткового клуба «Апрель». Художественный руководитель театра «Комедианты»  Михаил Лешин  каким-то способом уговорил руководство Центра Внешкольной Работы и тогдашнего Главу Администрации Центрального района, на территории которого и функционировал подростковый клуб, передать в его владение небольшую часть помещений подросткового клуба, для организации своего профессионального театра. Что и было им успешно реализовано. Детям оставался довольно просторный репетиционный зал, кабинет и кладовка. Вход в подростковый клуб «Апрель» производился уже через принадлежащий театру служебный вход и вахту, где постоянно дежурили пожилые вахтёры, которые следили за общим порядком и за ключами от помещений.
Здесь, в клубе «Апрель» Любаша встретилась со своим будущим руководителем. Директор ЦВР, Лынькова Елена Николаевна оказалась полной женщиной лет пятидесяти, с ярко выраженной административной энергией и хваткой. Любаша вывела детей своего ансамбля на сцену репетиционного зала и под аккомпанемент фортепиано, за которое она села сама, продемонстрировала небольшой репертуар песен, освоенный детьми её ансамбля за полгода работы в школе. Директор была довольна: она получала в лице Любаши не только хорошего педагога, но и готовый детский коллектив. Наличие детей, а также рекомендация Управления по образованию и были главными факторами положительного решения. Заведя Любашу в кабинет клуба, Елена Николаевна доверительно обратилась к претендентке на ставку педагога:
— Любовь Александровна, видно, что вы упорный человек. Три раза я вам отказывала в приеме на работу, но вы принесли рекомендацию из Управления по образованию…. Что ж, я беру вас к себе в коллектив.
— Да, мне сказали в Управлении, что в вашем Центре освободилось место, так как умерла руководитель хора «Преображение».
— Это так… Вы думаю, сможете создать свой собственный коллектив. Зарплата у вас, на первых порах, будет совсем небольшая. Назначить более высокую ставку, пока нет возможности: время сейчас сложное, и у вас — совсем небольшой педагогический стаж... Поэтому вам необходимо повышать педагогическую квалификацию. Со временем, если вы сможете стать педагогом высшей категории, а всё будет зависеть лично от вас, то и зарплата будет повыше. Так же советую получить высшее образование…— Елена Николаевна сделала небольшую паузу. — Я не стану возражать, если вы проявите инициативу, и сами сумеете как-то крутиться и подзарабатывать, например, на частных уроках...
— Меня всё устраивает. Единственное, что я хочу, так это оформить мой коллектив не как ансамбль, а как Детский Музыкальный Театр «Bel canto», — предложила Любаша.
— Красивое название! Что ж, всё зависит от вас. Напишите программу для вашего театра, мы её рассмотрим и утвердим.  Главное, наберите  побольше детей и — вперёд!..
Аудиенция с руководством подходила к концу. Любаша написала заявление о приёме на новую работу и передала его директору Центра. Елена Николаевна определила график работы своего нового сотрудника и покинула подростковый клуб. 
Любаша ещё раз прошлась, теперь уже по своему репетиционному залу. Она вспомнила, как прошлым летом работала в детском лагере «Звёздный», который принадлежал Управлению Водоканал. Именно там она впервые поставила свою первую сказку «Ромашка и Василек». Именно после этого, первого режиссёрского опыта она и захотела создать свой детский музыкальный театр...
  В клубе «Апрель» Центра Внешкольной работы Центрального района, где теперь ей предстояло работать, она  познакомилась с художественным руководителем профессионального театра «Комедианты», который повёл себя при знакомстве с Любашей достаточно сдержанно и прохладно. Видимо, перспектива создания на общей с его театром территории Детского музыкального театра не радовала его…
— Держите своих детей в узде и следите, чтобы они не мешали работе профессиональных артистов моего театра, — убедительно попросил он Любашу на прощание, посмотрев на неё жёстким и в чём-то хищным взглядом.
 Получив новую работу, Любаша с энтузиазмом приступила к созданию своего Детского музыкального театра. Она написала ещё несколько сказок, сочинила музыку, оформив её в музыкальные клавиры, сделала на синтезаторе аранжировки, и её сказки превратились в музыкальные спектакли.  Разработанная Любашей образовательная программа была утверждена руководством ЦВР, и таким образом появился на свет её Детский музыкальный театр «Bel Canto». Любаша купила краску и совместно с Ярославом покрасила обшарпанные полы в кабинете и в, прилегающем к нему, классе, а также постирала шторы…  Началась работа с детьми, которых она находила в школах, получив разрешение от директоров на их прослушивание. При входе в клуб «Апрель» на Лиговском 44, со стороны улицы, над дверью красовалась, созданная Ярославом, вывеска «Детский музыкальный театр «Bel canto». Итальянское название в переводе означало — прекрасное пение.
Ярослав  охотно помогал Любаше. Он проектировал и конструировал костюмы к спектаклям, печатал на струйном принтере тексты либретто, чтобы Любаша могла распространять их среди детей — участников её постановок. Включились в этот процесс и некоторые родители: кто-то шил занавес для сцены, кто-то помогал создавать костюмы.
  Ярослав разработал эскиз декоративного задника для первого спектакля «Ромашка и Василёк», и решил сделать его таким, чтобы он подходил сразу к нескольким спектаклям. Освободив стену в большой комнате от шкафа и картины, Ярослав растянул от потолка до пола подготовленный холст и приступил к его заполнению. Через пару дней огромный задник был готов. На нём было изображено, окаймлённое деревьями, небольшое озеро с плавающими по его глади лебедями. Берега украшали пышные цветы. Пара пятнистых косуль отдыхала в тени цветочных зарослей, а на песке лежали несколько дремлющих булыжников с нарисованными глазами...
Стремясь повысить вокальные качества своих юных артистов, Любаша предлагала родителям дополнительные, уже платные занятия с их детьми у себя дома. Желающие нашлись, и в квартире на Таврической зазвучали фортепиано и детские голоса. Эти уроки были необходимы Любаше, как воздух, так как они помогали не голодать в эти непростые девяностые годы. Если дети из коллектива Любаши своим талантом и способностями претендовали на роль солистов, но их родители не имели лишних средств, то Любаша занималась с ними бесплатно… Любаша учила детей петь, но и сама страстно любила петь, поэтому при удобном случае она решила  устроиться в хор Театра музыкальной комедии, что располагался на Итальянской улице. Любашу прослушали на предмет её вокальных способностей и приняли на работу. Теперь утром она приходила на репетицию в этот театр, а к двум часам дня  уже  бежала на работу в свой детский театр, где занималась постановкой собственных сказок. Герои её произведений, благодаря талантливым детям и её собственным усилиям, оживали на сцене. Закончив занятия с детьми, Любаша снова возвращалась в театр на Итальянской, где охваченная музыкой Кальмана в оперетте «Сильва» и Легара  в «Фиалке Монмартра», а так же в других музыкальных спектаклях она расцветала, как певица и актриса.
— Вы должны выбирать, — строго и властно сказала руководитель хора, подойдя после репетиции к Любаше, которая ещё не успела снять театральное светло–зелёное бальное платье. — Либо вы полностью загружаете себя работой у нас и не срываетесь постоянно в свой детский коллектив, либо увольняетесь!.. На следующей неделе вы едете на гастроли в Пермь, так что будьте к этому готовы и помните о моём предупреждении!..
— Хорошо, — с тенью грусти ответила Любаша.
Она пошла в гримёрную. Села у зеркала и, взглянув на своё отражение, поняла, что, когда приедет с гастролей, то уволится из профессионального театра, так как бросить своё детище, свой Детский музыкальный театр она не сможет.
— Ты почему такая задумчивая, — отклеивая театральные ресницы, спросила, сидевшая рядом, другая хористка. — Слышала, что тебе наша мымра условие поставила!..
— Всё правильно, человек  должен делать свой выбор, — ответила Любаша. 
Вскоре она уволилась из Театра музыкальной комедии и всецело посвятила себя своему Детскому театру. Повышая педагогическую квалификацию, она решила посещать курсы кинорежиссуры и поступила в Университет на заочное отделение...
Ввиду значительной загруженности любимой, Ярослав, большей частью, находился дома и занимался детьми и живописью. Некоторые картины удавалось продать в галереях...
Годом ранее Любаша и Ярослав водили своего сына, Володю на подготовительные курсы к школе — в своеобразный «нулевой класс». Вернувшись с одного из таких уроков, он заявил, что хочет иметь балалайку. Вероятно, во время занятий он увидел и услышал этот русский инструмент, посмотрел, как на нём играют, а может быть, даже подержал в руках... Любаша взглянула на Ярослава, и он, подумав, сказал:
— Может обойдёмся простой игрушечной балалайкой!.. 
— Нет, мы возьмём и купим нашему сыну настоящий инструмент, и отправим его в музыкальную школу!.. — улыбнувшись, предложила Любаша. — Даже если он не станет музыкантом, это разовьёт его, как личность и позволит быть разносторонним!..
Ярослав согласился с мнением любимой и с тех пор, уже целый год, к пяти часам вечера, водил сына в музыкальную школу, которая занимала «Кикины палаты» — великолепный, выкрашенный в красно-белый цвет, особняк, расположенный недалеко от Смольного монастыря и построенный одним из сподвижников Петра I. Существенное удобство заключалось в том, что эта музыкальная школа находилась близко от места проживания. Вовочка научился и с увлечением играл на балалайке и при этом даже уже не смотрел на струны...
В этот день он возвращался из музыкальной школы чуть раньше и шёл домой один. Короткая дорога вела через глухой двор, зажатый между громадами бежево-серых домов старого жилого фонда. В руках он держал, упакованную в чехол, балалайку, а за его спиной висел небольшой ранец с нотами. Из арки, навстречу ему,  вышло четверо развязных подростков лет двенадцати - тринадцати.
— Смотрите, сопляк из «музыкалки» плетётся, —  засмеялся худой и рыжий пацан, показывая пальцем на маленького Володю. Подростки обступили ребёнка. Один из них ударил Володю по лицу, а другой выхватил из его рук балалайку и достал её из чехла.
— Отдайте! Это моя балалайка!.. — срывающимся голосом воскликнул Володя.
— А ты побегай!.. – ухмыляясь, заявил подросток и перебросил инструмент своему приятелю.
Володя ринулся за инструментом, но подросток перебросил её другому приятелю. Упиваясь своей удалью, хулиганы засмеялись. Володя остановился и с потупленным взглядом стоял на месте.
— Ты чё не бегаешь, белобрысый?..
— Отдайте балалайку!.. —  ещё раз попросил Володя.
 Да забирай ты своё дерьмо!.. — крикнул рыжий подросток и с силой швырнул балалайку об стену. Балалайка раскололась и упала на асфальт. Володя ринулся за инструментом, но, стоявший рядом подросток, подставил ему ножку и мальчик упал, ударившись лицом и коленом об асфальт...
Хулиганы с хохотом разбежались. Поднявшись с асфальта, Володя, потёр ссадину на коленке и утёр кровоточащий нос. Он поднял разбитую балалайку и прихрамывая поплёлся к своему  подъезду.
Из подъезда вышел Ярослав и, увидев хромающего  сынишку с окровавленным носом,  спросил:
— Кто тебя обидел? 
— Большие ребята разбили мою балалайку! — срывающимся голосом и чуть не плача ответил Володя.
— За балалайку не переживай. Купим новую, — успокаивал сына Ярослав.
Он достал носовой платок и вытер кровь на лице сынишки.
— Володя, послушай меня. В следующий раз, если такое случится, главное, не бойся! Спокойно осмотрись по сторонам, —  рядом почти всегда можно увидеть палку или камень... Бери эти предметы и бей обидчиков со всей силой! Твоя решимость и бесстрашие вызовут у них опасение и уважение, и такой поступок защитит тебя в будущем, ибо никто не захочет связываться с отчаянным мальчиком!..
— А ты научишь меня драться! —  воодушевлённо спросил Володя.
— Обязательно научу и в спортивную секцию тебя отдадим. Всё будет хорошо!.. — успокоил отец и поцеловал сынишку.
Вернувшись с сыном домой и войдя в прихожую, Ярослав почувствовал едкий запах дыма, который поступал в коридор через приоткрытую дверь соседа-сантехника. Сквозь дверную щель Ярослав увидел бессильно спящего на диване соседа с низко склонённой головой, покрытой взъерошенной шевелюрой немытых волос. Рядом с его телом дымился участок дивана, вероятно, загоревшийся от не погашенной сигареты.
«Диван горит!..» — воскликнул  Ярослав.
Войдя в комнату соседа, он стащил его ватное и пьяное тело на пол, потушил из стоящего на столе чайника огонь и открыл форточку.
— Очнись ты, наконец!.. — прокричал Ярослав, стараясь растормошить уснувшего. — Ты же чуть не сгорел и квартиру мог спалить!..
Ярослав полил из чайника на лицо пьяного соседа. Тот приоткрыл мутные глаза, помотал головой, вытер ладонью мокрое лицо и окинув ничего не видящим и не понимающим взглядом задымлённую комнату, хрипло произнёс:
— Где я?
— Пока — на этом свете, но хотел отправиться в иной!..
Ярослав повернулся к стоящему в дверях сыну. 
— Вот, смотри сынок и запомни, что пьянка и курение делают с людьми!.. — прокомментировал он. — Если бы мы не пришли вовремя, наш сосед сгорел бы заживо или задохнулся от угарного газа, и квартира могла пострадать!..
Маленький Володя смотрел на происходящее распахнутыми глазами. В коридоре раздался призывный звонок — кто-то просился войти в квартиру. Ярослав открыл входную дверь. На пороге стоял молодой, крепкого телосложения мужчина. Он представился риелтором агентства недвижимости и предложил расселить данную, коммунальную квартиру. Расселение «коммуналок» становилось модным в это время, и город был наводнён различными частными агентствами, занимавшимися покупкой, продажей и расселением больших коммунальных квартир, и их агенты рыскали по всему городу. Риелтор, узнав, что мы занимаем две комнаты, предложил обменять их на двухкомнатную квартиру на окраине города, так же, как и пожилому соседу, а семье пьяного сантехника мог предоставить однокомнатную. Сосед-сантехник, хоть и был пьяным, но очень внимательно выслушал данное предложение.
Ярослав вежливо отказался, сказав, что в настоящее время эта тема для его семьи не актуальна. Вышедший в коридор, старый сосед, узнав в чём дело, заявил, что хочет остаток своих дней прожить в этой квартире, в привычной для него обстановке...
— А мы хотим расселения и хотим отдельную квартиру!.. — прохрипел, стоящий на нетвёрдых ногах, сосед.
— Так как? — уточнил риелтор.
— Мы живём в центре города. Рядом находится Таврический дворец и парк, Смольный собор и набережная Невы. Дети у нас пока ещё маленькие и места нам всем хватает, кроме того, работа — совсем рядом… — прокомментировал своё решение Ярослав. — Я думаю, нам именно сейчас нет нужды менять своё место жительства... До свидания! — закончил разговор Ярослав и открыл перед гостем входную дверь, приглашая к выходу.
Вечером вернулась Любаша вместе с дочкой Машей, которую она брала с собой на новую работу, в свой Детский музыкальный театр, где та была под присмотром и мамы, и других детей.  Ярослав помог Любаше снять пальто, а затем снял ботиночки и курточку с маленькой дочки. Разместив вещи на вешалке и обувной полочке, Ярослав взял дочку на руки и наблюдая, как Любаша снимает  сапоги, стал рассказывать: 
— Ты только не переживай... Сегодня подростки-хулиганы побили  Володю и испортили его балалайку…
— Что?!. — с беспокойством в голосе, произнесла Любаша и, сдёрнув второй сапог, рванулась в спальню, где Володя с помощью изоленты пытался склеить балалайку.
— Сынок! Что случилось?.. — взволнованно спросила она ребёнка.
Володя, оставив своё занятие, прихрамывая, подошёл к матери и прижался к ней...
— Я балалайку  заклеиваю…   
 Любаша  села на ковровую дорожку и обняла сына. Она не знала, что говорить…  Глаза наполнялись слезами…
— Сыночек, я тебя очень сильно люблю!.. — осматривая большой синяк на лице ребёнка, сквозь слёзы, сказала Любаша.
— Мама, не плачь, я научусь драться и буду защищать тебя! Папа меня научит! А балалайку я склею!.. — заглядывая в глаза матери, ответил сын.
— Защитник ты наш! — Любаша погладила сына по голове и поцеловала. — Не переживай! Мы подзаработаем и купим тебе новую балалайку!..
Любаша поднялась на ноги и взяла сына за руку.
— Пойдем, мой родной, поужинаем. Папа, наверное, уже стол накрыл.
Любаша с сыном вышли из спальни и прошли в гостиную. Ярослав и подоспевшая Машенька заканчивали накрывать на стол.
Во время ужина Ярослав рассказал Любаше о приходившем риелторе и его предложении.
— Нам пока нет смысла менять условия жизни!.. —  согласилась Любаша.
  После ужина, каждый занялся своим делом: Ярослав сел за эскизы иллюстраций для сборника сказок, дети убежали в спальню, а Любаша затаилась с авторучкой и тетрадью за письменным столом. Через несколько минут она прочитала Ярославу написанные ею строчки из поэмы «Любовь»:

Истина в мире по мелким крупицам
растворена и способна открыться
только тому, кто их ищет всегда
и собирает для жизни...
Тогда жизнь он наполнит свою красотой,
светом, любовью и доброй мечтой!..

Когда все угомонились и улеглись спать, Любаша снова открыла тетрадку с начатым романом, и углубилась в работу над ним.


Рецензии