Глава 5 Бриллиантовые россыпи

    Глава 5
Бриллиантовые россыпи

 Было раннее утро, и рассвет ещё не занялся. Похрустывая свежим, только что выпавшим снегом, Ярослав шёл к выкрашенному в салатный цвет зданию управления городского Водоканала. Здесь примерно с шести до девяти часов утра он убирал принадлежащую управлению территорию: подходы к зданию, внутренний двор и участки, предназначенные для стоянки служебных автомашин.   Молодой художник устроился на эту работу ещё в студенческие годы, когда поступил в художественное училище и получал определённые финансовые средства для жизни. Так, впрочем, делали многие студенты. Ярослав был человеком порядочным и видел для себя только честный путь выживания.
 Время было сложным: начинала зарождаться коммерция, а были и те, кто превращался в бандитов; в стране на многих предприятиях людям не платили зарплату, плохо было и с продуктами питания. В эти тяжёлые «девяностые» годы огромное количество людей уехало из страны, и перестало существовать единое пространство с общим названием Союз Советских Социалистических Республик, который развалился на множество самостоятельных государств. Теперь бывшая Россия, именовавшаяся ранее РСФСР, получила новое имя — Российская Федерация. Мало кто представлял в это время, что путем предательства представителей верховной власти, Россия практически превратится в колонию расчётливого, коварного и безжалостного «Запада». Конституция страны была переписана под присмотром западных кураторов. Многие годы российские земли будут беспощадно грабить новые «нувориши», уничтожая при этом деревни и сёла, закрывая многие фабрики и заводы, разрушая образование и здравоохранение, оставляя народ на обнищание и выживание с мизерными зарплатами, которые частенько и не платили, лишая при этом социальной защиты основную массу людей, устанавливая в средствах массовой информации засилье всего западного, коверкая тем самым народную и национальную культуру, нравственность...
 Ярослав был вынужден продолжать работать по уборке территории Управления «Водоканала», так как в эти трудные годы там исправно платили заработную плату. Молодой художник благодаря этой работе был финансово независимым и мог выполнять любые творческие задачи, совершенно не заботясь, принесёт ли его творчество деньги или нет. Другими словами, благодаря этой работе, занимавшей, как правило, всего три утренних часа, он получал столь желанную для него творческую свободу! Эта работа нисколько не тяготила его, напротив, он воспринимал её в качестве своеобразной утренней спортивной тренировки и зарядки. И действительно, особенно в зимний период, когда для уборки снега требовались серьёзные усилия, мышцы Ярослава наливались силой и упругим объёмом. Имея и без того спортивную фигуру, за зимние месяцы он ещё больше становился похож на атлета.
В это утро предстоящая работа не обещала быть трудной. Стоял лёгкий морозец, и поэтому свежевыпавший снег был лёгким и пушистым. Молодой художник взял широкий, сделанный из дюралевого листа, двуручный скребок, предназначенный для уборки снега на больших площадях, и обычную лопату для очистки ступенек и узеньких дорожек. Прожектора, укреплённые на фасаде здания Управления, ярко освещали двор и никем не нарушенное, мягко-пушистое белоснежное покрывало. Бессчётное количество снежинок, под лучами прожекторов, сверкали и переливались, словно это были миллионы рассыпанных бриллиантов. Ярослав замер, любуясь таким великолепием и роскошью... Неожиданно, над этим бриллиантовым полем, на подёрнутом лёгким рассветом небе, он увидел сотканный из прозрачного света, едва заметный, лёгкий силуэт таинственной женщины, и она улыбалась. Взволнованный художник пригляделся внимательнее. Светящийся силуэт приближался.
— Художник, я жду твои полотна, помни об этом! — услышал Ярослав слова, прозвучавшие негромким, чарующим голосом.
— Кто Вы? — тихо и с замиранием сердца спросил Ярослав.
— Я Вечность! — улыбаясь, ответила чудесная женщина.  Сердце мужчины наполнилось восторгом и учащённо забилось. Он во все глаза всматривался в таинственное лицо, пока волшебное сияние и таинственный образ не растворились и не исчезли в предрассветном небе...
Мысли Ярослава постепенно вернулись к предстоящей работе. Он снова посмотрел на окружавший его со всех сторон сверкающий снег, и стало немного жаль, что предстоит нарушить эту изумительную красоту. «Что ж, пора сгребать все эти бриллианты в обычные снежные кучи!..» — подумал молодой художник и приступил к работе.
Закончив уборку территории, разгорячённый от работы Ярослав зашёл в небольшое теплое помещение, выделенное ему для хранения инвентаря. Выпив чая из термоса, он взял лежащий под столом этюдник и решил отправиться к Неве, чтобы закончить начатый ранее небольшой зимний пейзаж. Выйдя из «каптёрки» и проходя мимо здания Управления, художник встретился с Генеральным директором «Водоканала» Феликсом Кармазиновым, который вышел из машины и направился к входу в здание. Это был невысокого роста, суховатый, уже далеко не молодой, одетый в пуховую куртку, мужчина. Генеральный директор взглянул на художника. Ярослав поздоровался с руководителем, и тот, кивнув в ответ, спросил:
— Отработал и отправляешься на этюды?
— Да, Феликс Владимирович, надо закончить начатый холст.
  — И много у тебя работ?
— Да, уже накопилось!..
Ярослав решил воспользоваться удобным случаем, так как давно вынашивал мысль, организовать выставку своих живописных работ для сотрудников Управления, надеясь при этом что-то продать и спросил руководителя:
— Феликс Владимирович, я хотел бы организовать выставку своих работ для ваших сотрудников в здании Управления.
Генеральный директор внимательно посмотрел на художника, несколько секунд помолчал, что-то обдумывая, и ответил:
— Мы собираемся открыть выставочный зал при музее «Мир воды». Вот к открытию этого зала и готовь свои работы.
— Спасибо вам за предложение! — поблагодарил Ярослав.
Река Нева, освещённая первыми робкими лучами солнца, сверкала белоснежным панцирем. Окаймлявшие набережную и расположенные недалеко от Смольного монастыря, запушённые свежим снегом деревья казались очаровательными белыми кружевами. Ярослав установил этюдник, укрепил начатый холст, приготовил краски, кисти, специальные лопатки-мастихины и начал творить… Вскоре бриллиантовые снежные россыпи оказались на его солнечном зимнем пейзаже, в котором проявлялась непостижимая красота природы, — вот они, настоящие минуты радости и творческого восторга! Творчество по-настоящему роднит нас с Творцом!..
Через час Ярослав направился домой. Любаша к этому времени уже отправила сына Володю в школу и занималась тем, что пекла блины. Скоро и ей предстояло пойти на работу, в школу, где она обучала детей искусствознанию и музыке. Кроме того, на базе этой школы она создала вокальный ансамбль «Колокольчики», в котором после основных уроков оставались заниматься желающие петь дети.
Трёхлетняя русоволосая Машенька, съев блинчик с черничным вареньем, стала курсировать по комнате с куклой в руках.
— Как у тебя дела? — помешивая ложечкой ароматный чай, спросила Любаша вошедшего в комнату Ярослава.
— Сегодня снег легкий, как пух, — начал делиться своими впечатлениями Ярослав. — Представляешь, он чудесно сверкал, и казалось, будто вся земля усыпана сверкающими бриллиантами!..
— И ты ходил по этим бриллиантам, а они хрустели под ногами!
— Да!.. А позже я закончил этюд возле Невы.
Любаша подошла к окну, откинула тюль и посмотрела на покрытый снегом город. К ней подошла Машенька и прижалась к её ногам. Молодая мама взглянула на дочку, обняла её и вспомнила, как два года назад, когда перестали платить зарплаты, а Ярослав заболел, она, чтобы заработать хоть какие-то деньги, убирала помещения и двор в одной из стабильных в финансовом отношении организаций, а маленькая дочка при этом висела у неё в рюкзаке за спиной. Сотрудники этой организации, когда шли на работу, с любопытством оглядывались на молодую и сильную женщину. К счастью, пребывание в этой организации длилось недолго, и вскоре Любаша нашла работу в школе педагогом музыки и искусствознания…
— О чём задумалась? — спросил Ярослав.
— Да так, о прошлом… — Любаша посмотрела на любимого. — Садись и поешь, — предложила она.
Молодой художник сел за стол, на котором стояла тарелка с румяными блинами, банка черничного варенья и налитый в чашку свежий чай. Ярослав свернул блин трубочкой и, обмакнув в варенье, надкусил поджаренное золотистое тесто, после чего сообщил:
— Представляешь, наш генеральный директор предложил мне участвовать в открытии выставочного зала в музее «Мир воды» и выставить там мои работы!
— Даже не верится! Теперь многие люди увидят твою живопись! — с радостью ответила Любаша.
— А как идёт твоя работа с детьми? — поинтересовался Ярослав.
— Мне кажется, что ученики очень любят мои уроки. Я немного выхожу за рамки программы и даю детям возможность познакомиться с лучшими произведениями искусства. Бывает, они задают вопросы о жизни. Я им рассказываю о душе человека, о её волшебных свойствах, говорю, что они — маленькие Боги и могут сделать много хорошего. Делюсь тем, что в их власти — возможность подарить жизнь бегущему на их пути по лесной тропинке маленькому жучку, что они могут полюбоваться цветком и не сорвать его... 
— Здорово! — восхитился Ярослав. 
— Но, к сожалению, руководству не очень нравится мой педагогический подход. От меня требуют, чтобы я занималась исключительно учебной программой и ни на шаг не отступала от неё, хотя я всё равно делаю по-своему, и поэтому меня мучают проверками.
Любаша задумалась, вспоминая, как в начале учебного года получила разрешение завуча школы пройти по классам и определить детей с музыкальным слухом. На основе выявленных талантов она создала школьный вокальный ансамбль «Колокольчики», и после уроков дети смогли учиться основам вокала.
— Директор требует, чтобы я перевела работу ансамбля на платную основу и стала официально собирать с родителей деньги, мотивируя это решение тем, что школе необходима компенсация за использование электричества, за уборку и охрану помещений. Но это трудноосуществимо, так как не все родители талантливых детей способны платить за участие их детей в ансамбле! Жёсткий финансовый подход разрушит мой коллектив! А я мечтаю организовать музыкальный театр, чтобы осуществить постановку своих музыкальных спектаклей: «Ромашка и Василёк», «Розочка и Светлячок», «Три рыбки». Вот, послушай!
Любаша встала из-за стола, села за фортепиано и, под искристую мелодию, запела: «Цветы, цветы, цветы — поэзия природы! Цветы, цветы, цветы — любви живые всходы! Мы любим расцветать не в комнате, а в поле! И воздухом дышать и радоваться воле!..»
Молодая мама подозвала к себе дочку, которая, сидя за небольшим столиком, с увлечением закрашивала раскраску, и предложила:
— Машенька, давай споём вместе песенку Маленькой рыбки!
Дочка охотно согласилась. Любаша сыграла вступление, и дочка, улыбаясь своей обаятельной улыбкой с ямочками на щёчках, весело запела: «Я маленькая рыбка, совсем ещё малёк, люблю нырять, плескаться я в солнечный денёк!.. А в озере моём есть волны королевны и песни мы поём волнисты и волшебны!..»
— Весёлая песенка!.. — произнёс Ярослав.
Любаша отпустила Машеньку, и та побежала к оставленной ею раскраске.
— Я знаю, что напишу очень много музыки — она переполняет меня! Мне слышатся волшебные мелодии, иногда вижу во сне сюжеты сказок, а потом с лёгкостью записываю их. Сочинять музыку и стихи мне легко!
— С этого места, прошу, подробнее! — попросил Ярослав.
Он обожал, когда его любимая начинала рассказывать о таинственной стороне своей жизни. Любаша оторвалась от клавиш фортепиано, повернулась к Ярославу и, как это было не раз, стала рассказывать ему о своих удивительных снах-путешествиях. 
— Мои сны очень похожи на вторую жизнь, которую я проживаю, засыпая каждую ночь. Эти удивительные видения идут одно за другим, как бы продолжая друг друга. Например, сюжет сказки «Ромашка и Василёк» я видела во сне, словно это было кино, и герои были живыми и настоящими… Позже я видела удивительные планеты: Ольти, где живут люди-рыбы, Мирти, которую населяют похожие на зверьков люди, и планету Андарес, где живёт цивилизация высоких худеньких людей с огромными миндалевидными глазами — они принадлежат высокоразвитой цивилизации, многократно превышающей нашу. Там нет воин, а люди заботятся об экологии. У них на планете царствует удивительная природа, и они не едят животную пищу, а фрукты, овощи и орехи называют «Семечком Разума». Сорвать цветок ради забавы в их мире считается преступлением... Впрочем, — Любаша взглянула на часы, — я заболталась! Мне пора собираться, у меня сегодня назначена встреча в Управлении по образованию...
Выйдя из метро «Площадь Восстания», молодая женщина оказалась на Невском проспекте и вскоре зашла в подъезд дома, где располагалось Управление по образованию Центрального района. Пройдя по коридору, Любаша постучала в один из кабинетов и приоткрыла дверь. 
— Здравствуйте! Можно?
В кабинете за столом сидела женщина средних лет в очках.
— Добрый день. Проходите. Мы ознакомились с вашим заявлением. Как я понимаю, образование и опыт работы у вас уже есть.
Любаша села на стул напротив начальницы.
— Да, сейчас я работаю в школе, — пояснила Любаша.   
— У нас есть свободная вакансия педагога дополнительного образования в Центре внешкольной работы Центрального района, так что можете обратиться туда по поводу устройства на работу, — сообщила женщина в очках. 
— Я звонила несколько раз, но директор Центра не даёт конкретного ответа уже несколько месяцев, — ответила Любаша.
— Странно... Сейчас я сама позвоню, — сообщила хозяйка кабинета.
Она взяла трубку стационарного телефона.
 — Здравствуйте, Елена Николаевна! Хотела уточнить, у вас есть свободное место педагога дополнительного образования? —спросила начальница.
Голос из трубки ответил:
— Добрый день. Думаю, мы найдём своего человека…
В этот момент в дверь кабинета постучали, и начальница произнесла в трубку:
— Подождите минутку…
В кабинет вошла женщина цыганской наружности, хотя и в деловом костюме, но с цветастым платком на плечах. Это была Судьба. Она пристально посмотрела в глаза хозяйки кабинета и заявила:
— Вас срочно вызывают!  Приехали из Смольного! —Начальница положила трубку на стол и посмотрела на сидящую на стуле Любашу.
— Я сама разберусь по данному вопросу! — произнесла вошедшая женщина.
Хозяйка кабинета, словно заворожённая, встала и быстро вышла из помещения, а цыганка-Судьба подошла к столу и взяла лежащую на нём трубку телефона.
— Прошу вас незамедлительно принять Любовь Александровну к вам в Центр! — уверенным голосом произнесла Судьба.
— Хорошо... Пусть приходит для оформления в подростковый клуб «Апрель» на Лиговский, 44, — ответила директор Елена Николаевна, не решившись прекословить начальству.
— Передам, всего хорошего! — ответила Судьба и положила трубку.
— Спасибо вам большое. Можно узнать, кто вы? — поинтересовалась Любаша.
— Судьба… — ответила похожая на цыганку женщина с цветастым платком на плечах и тут же растворилась в воздухе.
 Любаша вышла из кабинета и поехала в школу, чтобы оттуда уже вместе со своими маленькими артистами — а это были дети от восьми до десяти лет — приехать в клуб «Апрель».
Приехав на Лиговский, 44, Любаша и её ученики зашли в клуб «Апрель». Они прошли мимо вахтёра и оказались в репетиционном зале, где их уже ждала директор Центра внешкольной работы, Лынькова Елена Николаевна. Это была полная женщина лет пятидесяти, славянской внешности, с ярко выраженной административной энергией и хваткой. Рядом с ней находилась ещё одна женщина примерно того же возраста.
— Здравствуйте! — улыбаясь, произнесла Любаша.
— Добрый день, Любовь Александровна, добрый день, ребята! — энергично поприветствовала директор. — Покажите, что вы умеете! — предложила она.
Молодой педагог вывела детей своего ансамбля на сцену репетиционного зала и, под аккомпанемент фортепиано, за которое она села сама, продемонстрировала небольшой репертуар песен, освоенный детьми её ансамбля за полгода работы в школе. Директор была довольна, что получает в лице Любаши не только хорошего педагога, но и готовый детский коллектив. Наличие детей, а также рекомендация Управления по образованию были главными факторами её уже сложившегося положительного решения. В репетиционном зале дети продолжали петь: «Пришло моё счастье нежданно, и мир распахнулся вокруг! Любовь вечно сердцу желанна, она словно, сказочный друг! Цветы и леса, и дороги — безбрежную жизнь вижу я! Не будем мы к ней очень строги, она —наше счастье, друзья! О, жизнь, ты прекрасна, чудесна в любом протяженье времён! Пусть светлая добрая песня тебе говорит: я влюблён! Влюблён в небеса и равнины, в горячие солнца лучи! И маленький свет мой отныне, пусть всем помогает в пути!..»
 Директор ЦВР и находившаяся рядом с ней помощница похлопали в ладоши и заулыбались.
— Спасибо, ребята, вы молодцы! Подождите в зале, а мы скоро вернёмся.
Любаша и директор ЦВР ушли в кабинет клуба «Апрель», а дети остались под присмотром женщины, которая вместе с директором оценивала их исполнение.
Сидя за столом небольшого кабинета, директор, Елена Николаевна доверительно обратилась к претендентке на ставку педагога и режиссёра: 
— Любовь Александровна, видно, что вы упорный и талантливый человек. Дети вашего ансамбля замечательно поют. Думаю, вы сможете развивать свой собственный коллектив. Зарплата у вас на первых порах будет совсем небольшая, так как время сейчас сложное, и у вас ещё нет педагогического стажа. Обязательно принимайте участие в разных конкурсах и фестивалях. Дипломы и грамоты помогут вам получить высшую педагогическую категорию, и зарплата, соответственно, станет выше.
Елена Николаевна стала рассматривать документы нового педагога и после небольшой паузы добавила:
— Музыкальное училище имени Раутио… Средне-специальное образование — это хорошо, но советую поступить на заочное обучение и получить высшее. Я понимаю, что на нынешнюю зарплату жить невозможно, и я не стану возражать, если вы проявите инициативу и сами сумеете подзарабатывать, например, на частных уроках... Опыт работы с детьми, как я понимаю, у вас есть.
 — Прошлым летом я работала в детском лагере «Звёздный», — стала рассказывать Любаша. — Именно там я впервые поставила свою первую музыкальную сказку «Ромашка и Василёк». Это был мой первый режиссёрский опыт, после чего мне захотелось создать свой Детский музыкальный театр. Я даже название придумала — «Bel canto».
— Красивое название! Что ж, всё зависит от вас. Напишите программу для вашего театра, мы её рассмотрим и утвердим. Главное, наберите побольше детей и — вперёд!.. И ещё… Ваши помещения — это репетиционный зал, кабинет и небольшая кладовка для хранения костюмов. Хочу вас предупредить, — вздохнула директор, — что в другом зале работает профессиональный театр «Комедианты». Худрук этого театра, Лешин, арендует у ЦВР один зал, но при этом уже давно хочет отнять у нас все помещения. Будьте с ним осторожнее.
— Хорошо, Елена Николаевна! — с оптимизмом ответила молодой педагог.
Аудиенция с руководством подходила к концу. Любаша написала заявление о приёме на новую работу и передала его директору Центра. Елена Николаевна определила график работы своего нового сотрудника и, попрощавшись с Любашей, вместе с помощницей покинула подростковый клуб. Оказавшись рядом с детьми, руководитель только что родившегося коллектива радостно воскликнула:
— Ребята, меня приняли на работу, и теперь мы создадим наш театр! 
— Ура!!! Мы будем заниматься и играть в театре!.. — весело зашумели маленькие артисты.
После занятия с детьми Любаша прошлась теперь уже по своему репетиционному залу. Позже она узнала, что дом 44 по Лиговскому проспекту — это один из известных парных домов Перцева, построенных ещё до революции 1917 года. Две серые громады «Перцевских» домов разделял небольшой карман с тенистым сквериком, отделённым от улицы высокой кованной оградой. В этом же доме, на первом этаже, с недавних пор находился и действовал профессиональный театр «Комедианты», не вполне понятным образом занявший одно из помещений подросткового клуба «Апрель». Художественный руководитель театра «Комедианты» каким-то способом уговорил руководство Центра Внешкольной Работы и Главу Администрации Центрального района, на территории которого и функционировал подростковый клуб, передать в его владение небольшую часть помещений подросткового клуба для организации своего профессионального театра, что и было им успешно реализовано. Детям оставался довольно просторный репетиционный зал, кабинет и кладовка. Вход в подростковый клуб «Апрель» производился уже через принадлежащий театру служебный вход и вахту, где постоянно дежурили пожилые вахтёры, которые следили за общим порядком, а также за ключами от помещений.
В клубе «Апрель» Центра Внешкольной работы Центрального района, где теперь Любаше предстояло работать, она познакомилась с художественным руководителем профессионального театра «Комедианты», который повёл себя при знакомстве с молодым педагогом достаточно сдержанно и прохладно. Видимо, перспектива создания на общей с его театром территории Детского музыкального театра не радовала его.
— Держите своих детей в узде и следите, чтобы они не мешали работе профессиональных артистов моего театра, — на прощание убедительно попросил он Любашу, жёстко посмотрев на неё.
 Получив новую работу, Любаша с энтузиазмом приступила к созданию своего Детского музыкального театра. Она написала ещё несколько сказок, сочинила музыку, оформив её в музыкальные клавиры, сделала на синтезаторе аранжировки, и её сказки превратились в музыкальные спектакли. Разработанная Любашей образовательная программа была утверждена руководством ЦВР, и, таким образом, появился на свет её Детский музыкальный театр «Bel Canto». Молодой режиссёр и педагог купила краску и совместно с Ярославом покрасила обшарпанные полы в кабинете и в прилегающем к нему классе, а также повесила новые шторы. Началась работа с детьми, которых она искала в ближайших школах, получив разрешение от руководства на их прослушивание. Вскоре при входе в клуб «Апрель» со стороны улицы, над входной дверью красовалась созданная Ярославом вывеска: «Детский музыкальный театр «Bel canto». Итальянское название в переводе означало — прекрасное пение.
Ярослав охотно помогал Любаше: он проектировал и конструировал костюмы к спектаклям, печатал на струйном принтере тексты либретто, чтобы Любаша могла распространять их среди детей — участников её постановок. Включились в этот процесс и некоторые родители: кто-то шил занавес для сцены, кто-то помогал создавать костюмы.
  Ярослав уже как художник разработал эскиз декоративного задника для первого спектакля «Ромашка и Василёк» и решил сделать его таким, чтобы он подходил сразу к нескольким спектаклям. Освободив стену в большой комнате от шкафа и картины, Ярослав растянул от потолка до пола подготовленный холст и приступил к его заполнению. Через пару дней огромный задник был готов. На нём было изображено, окаймлённое деревьями, небольшое озеро с плавающими по его глади лебедями. Берега украшали пышные цветы. Пара пятнистых косуль отдыхала в тени цветочных зарослей, а на песке лежали несколько дремлющих булыжников с нарисованными глазами.
Стремясь повысить вокальные и артистические качества своих юных артистов, молодой педагог предлагала родителям дополнительные, уже платные, занятия с их детьми у себя дома. Желающие нашлись, и в квартире на Таврической зазвучали фортепиано и детские голоса. Эти уроки были необходимы молодому педагогу, как воздух, так как они помогали не голодать в эти непростые «девяностые» годы. Если дети из коллектива Любаши талантом и способностями претендовали на роль солистов, но их родители не имели лишних средств, то она занималась с ними бесплатно. Любаша учила детей петь, но и сама страстно занималась пением, так как имела вокальное образование.
  Вскоре Любаша в качестве певицы устроилась на работу в хор Театра музыкальной комедии, располагавшийся в историческом центре, на улице Итальянской. При прослушивании она спела песню Пепиты из оперетты «Вольный ветер» Дунаевского и сразу же была зачислена в труппу театра. Молодая певица с большим энтузиазмом окунулась в изучение различных партий и сцен. Музыка Франца Легара, Имре Кальмана и других композиторов открывала для неё новый пласт музыкального искусства, который ранее был почти не знаком ей. Утром Любаша приходила на репетицию в этот театр, а к двум часам дня уже бежала на работу в свой детский театр, где занималась постановкой собственных сказок. Герои её произведений, благодаря талантливым детям и её собственным усилиям, оживали на сцене. Закончив занятия с детьми, Любаша снова возвращалась в театр на Итальянской, где, охваченная музыкой Кальмана в оперетте «Сильва» и Легара в «Фиалке Монмартра», а также в других музыкальных спектаклях, она расцветала, как певица и актриса.
— Вы должны выбирать, — строго и властно пояснила руководитель хора, подойдя после репетиции к Любаше, которая ещё не успела снять театральное светло-зелёное бальное платье. — Либо вы полностью загружаете себя работой у нас и не срываетесь постоянно в свой детский коллектив, либо увольняетесь!.. На следующей неделе мы отправляемся на гастроли в Пермь, так что будьте к этому готовы и помните о моём предупреждении!
— Хорошо, — с тенью грусти ответила Любаша.
Она пошла в гримёрную, села у зеркала и, взглянув на своё отражение, поняла, что, когда приедет с гастролей, то уволится из профессионального театра, так как бросить своё детище, свой Детский музыкальный театр, она не сможет.
— Ты почему такая задумчивая? — отклеивая театральные ресницы, спросила другая, сидевшая рядом хористка. — Слышала, что наша мымра тебе условие поставила!..
— Всё правильно, человек должен делать свой выбор, — ответила Любаша. 
Вернувшись с гастролей из Перми, молодая актриса уволилась из Театра музыкальной комедии и всецело посвятила себя своему Детскому театру. Повышая педагогическую квалификацию, она решила посещать курсы кинорежиссуры и поступила в Гуманитарный университет профсоюзов на заочное отделение...
Ввиду значительной загруженности любимой, Ярослав большей частью находился дома, где занимался детьми и живописью. Некоторые картины ему удавалось продать в галереях.
Годом ранее Любаша и Ярослав водили своего сына Володю на подготовительные курсы к школе, в своеобразный «нулевой класс». Вернувшись с одного из таких уроков, он заявил, что хочет иметь балалайку. Вероятно, во время занятий он увидел и услышал этот русский инструмент, посмотрел, как на нём играют, а может быть, даже подержал в руках... Любаша взглянула на Ярослава, и он, подумав, сказал:
— Может, обойдёмся простой игрушечной балалайкой? 
— Нет, мы возьмём и купим нашему сыну настоящий инструмент и отправим его в музыкальную школу!.. — улыбнувшись, предложила Любаша. — Даже если он не станет музыкантом, это разовьёт его как личность и позволит быть разносторонним!.. И потом такие русские инструменты как гусли, балалайка – это душа нашего народа.
Ярослав согласился с мнением любимой и с тех пор, уже целый год, к пяти часам вечера водил сына в музыкальную школу, которая занимала «Кикины палаты» — великолепный, выкрашенный в красно-белый цвет, особняк, расположенный недалеко от Смольного монастыря и построенный одним из сподвижников русского царя Петра I. Весомое удобство заключалось в том, что эта музыкальная школа находилась близко от места проживания. Вовочка научился и с увлечением играл на балалайке, и при этом даже уже не смотрел на струны.
В этот день он возвращался из музыкальной школы чуть раньше и шёл домой один. Короткая дорога вела через глухой двор, зажатый между громадами бежево-серых домов старого жилого фонда. В руках он держал упакованную в чехол балалайку, а за его спиной висел небольшой ранец с нотами. Из арки навстречу ему вышли четверо развязных подростков лет двенадцати-тринадцати.
— Смотрите, сопляк из «музыкалки» плетётся, — засмеялся худой и рыжий пацан, показывая пальцем на маленького Володю. Подростки обступили ребёнка. Один из них ударил мальчика по лицу, а другой выхватил из его рук балалайку и достал её из чехла.
— Отдайте! Это моя балалайка!.. — срывающимся голосом воскликнул Володя.
— А ты побегай!.. – ухмыляясь, заявил подросток и перебросил инструмент своему приятелю.
Володя ринулся за инструментом, но подросток перебросил её другому приятелю. Упиваясь своей удалью, хулиганы засмеялись. Мальчик остановился и с потупленным взглядом стоял на месте.
— Ты чё не бегаешь, белобрысый?..
— Отдайте балалайку! — ещё раз попросил Володя.
 — Да забирай ты своё дерьмо! — крикнул рыжий подросток и с силой швырнул балалайку об стену. Балалайка раскололась и упала на асфальт. Мальчик ринулся за инструментом, но стоявший рядом, подросток подставил ему ножку, и ребёнок упал, ударившись лицом и коленом об асфальт...
Хулиганы с хохотом разбежались. Поднявшись с асфальта, Володя потёр ссадину на коленке и утёр кровоточащий нос. Он поднял разбитую балалайку и, прихрамывая, поплёлся к своему дому.
Из подъезда вышел Ярослав и, увидев хромающего сынишку с окровавленным носом, спросил:
— Кто тебя обидел? 
— Большие ребята разбили мою балалайку! — срывающимся голосом и чуть не плача ответил Володя.
— За балалайку не переживай — купим новую, — успокоил сына отец.
Он достал носовой платок и вытер кровь на лице сынишки.
— Володя, послушай меня. В следующий раз, если такое случится, главное — не бойся! Спокойно осмотрись по сторонам: рядом почти всегда можно увидеть палку или камень... Бери эти предметы и бей обидчиков со всей силой! Твоя решимость и бесстрашие вызовут у них опасение и уважение, и такой поступок защитит тебя в будущем, потому что никто не захочет связываться с отчаянным мальчиком!
— А ты научишь меня драться?! — воодушевлённо спросил Володя.
— Обязательно научу, и в спортивную секцию тебя отдадим. Всё будет хорошо!.. — подбодрил отец и поцеловал сынишку.
Вернувшись с сыном домой и войдя в прихожую, Ярослав почувствовал едкий запах дыма, который поступал в коридор через приоткрытую дверь соседа-сантехника. Сквозь дверную щель он увидел бессильно спящего на диване мужчину с низко склонённой головой, покрытой взъерошенной шевелюрой немытых волос. Рядом с его телом дымился участок дивана, вероятно, загоревшийся от непогашенной сигареты.
— Диван горит!.. — воскликнул Ярослав.
Войдя в комнату соседа, художник стащил его ватное и пьяное тело на пол, потушил из стоящего на столе чайника огонь и открыл форточку.
— Очнись ты, наконец!.. — прокричал Ярослав, стараясь растормошить уснувшего. — Ты же чуть не сгорел и квартиру мог спалить!
Художник полил из чайника на лицо пьяного соседа. Тот приоткрыл мутные глаза, помотал головой, вытер ладонью мокрое лицо и, окинув ничего не видящим и не понимающим взглядом задымлённую комнату, хрипло произнёс:
— Где я?
— Пока — на этом свете, но хотел отправиться в иной!..
Ярослав повернулся и обратился к стоящему в дверях сыну: 
— Вот, смотри, сынок, и запомни, что пьянка и курение делают с людьми!.. — Если бы мы не пришли вовремя, наш сосед сгорел бы заживо или задохнулся от угарного газа, и квартира могла пострадать!..
Маленький Володя смотрел на происходящее распахнутыми глазами. В коридоре раздался призывный звонок — кто-то просился войти в квартиру. Ярослав открыл входную дверь. На пороге стоял молодой, крепкого телосложения мужчина. Он представился риелтором агентства недвижимости и предложил расселить данную коммунальную квартиру. Расселение «коммуналок» в это время становилось модным, и город был наводнён различными частными агентствами, занимавшимися покупкой, продажей и расселением больших коммунальных квартир, и их агенты рыскали по всему городу. Риелтор, узнав, что мы занимаем две комнаты, предложил обменять их на двухкомнатную квартиру на окраине города, так же, как и пожилому соседу, а семье пьяного сантехника мог предоставить однокомнатную. Сосед-сантехник, хоть и был пьяным, но очень внимательно выслушал данное предложение.
Ярослав вежливо отказался, сказав, что в настоящее время эта тема для его семьи не актуальна. Вышедший в коридор старый сосед, узнав, в чём дело, заявил, что хочет остаток своих дней прожить в этой квартире, в привычной для него обстановке.
— А мы хотим расселения и хотим отдельную квартиру!.. — прохрипел, стоящий на нетвёрдых ногах сосед.
— Так как? — уточнил риелтор.
— Мы живём в центре города. Рядом находятся Таврический дворец и парк, Смольный собор и набережная Невы. Дети у нас пока ещё маленькие, и места нам всем хватает, кроме того, работа — совсем рядом… — прокомментировал своё решение Ярослав. — Я думаю, нам именно сейчас нет нужды менять своё место жительства, и к тому же, как вы слышали, живущий рядом пенсионер не хочет переезжать. До свидания! — закончил разговор художник и открыл перед риелтором входную дверь, приглашая к выходу.
Вечером вернулась Любаша вместе с дочкой Машей, которую она брала с собой в свой Детский музыкальный театр, где та была под присмотром и мамы, и других детей. Ярослав помог Любаше снять пальто, а затем снял ботиночки и курточку с маленькой дочки. Разместив вещи на вешалке и обувной полочке, молодой отец взял дочку на руки и, наблюдая, как любимая снимает сапоги, стал рассказывать: 
— Ты только не переживай... Сегодня подростки-хулиганы побили Володю и испортили его балалайку.
— Что?! — с беспокойством в голосе воскликнула Любаша и, сдёрнув второй сапог, рванулась в спальню, где Володя с помощью изоленты пытался склеить балалайку.
— Сынок! Что случилось?.. — взволнованно спросила она ребёнка.
Володя, оставив своё занятие, прихрамывая, подошёл к матери и прижался к ней.
— Я балалайку заклеиваю…   
 Любаша села на ковровую дорожку и обняла сына. Она не знала, что говорить? Глаза наполнились слезами.
— Сыночек, я тебя очень сильно люблю!.. — осматривая большой синяк на лице ребёнка, сквозь слёзы прошептала молодая женщина.
— Мама, не плачь, я научусь драться и буду защищать тебя! Папа меня научит! А балалайку я склею!.. — заглядывая в глаза матери, ответил сын.
— Защитник ты наш! — Любаша погладила сына по голове и поцеловала. — Не переживай! Мы подзаработаем и купим тебе новую балалайку!..
Желая отвлечь сына от стресса, Любаша продолжила утешать его:
— Знаешь, представлять в мечтах успех — значит уже быть успешным! Помни, что миром правит любовь, а владеют миром оптимисты, которые, двигаясь вперёд, представляют себе, что они уже успешны, сильны, любимы, счастливы, даже если это только в мечтах. Самое интересное, что всё это со временем приходит к ним в реальности!
Молодая мама поднялась на ноги и взяла сына за руку.
— Пойдем, мой родной, поужинаем. Папа, наверное, уже стол накрыл.
Любаша с сыном вышли из спальни и прошли в гостиную. Ярослав и подоспевшая Машенька заканчивали накрывать на стол. Вовремя ужина художник рассказал любимой о приходившем риелторе и его предложении.
— Нам пока нет смысла менять условия жизни! — согласилась Любаша.
  После ужина, каждый занялся своим делом: Ярослав сел за эскизы иллюстраций для сборника сказок, дети убежали в спальню, а молодая писательница затаилась с авторучкой и тетрадью за письменным столом. Через несколько минут она прочитала Ярославу написанные ею строчки из поэмы «Любовь»: «Истина в мире по мелким крупицам растворена и способна открыться только тому, кто их ищет всегда и собирает для жизни... Тогда жизнь он наполнит свою красотой, светом, любовью и доброй мечтой!..»
Когда все угомонились и улеглись спать, Любаша снова открыла тетрадку с начатым романом и углубилась в работу над ним.

 


Рецензии