Феофан, в мире казак Феодор Талунин. 1819

Феофан, в мире казак Феодор Талунин, уроженец Владимирской губернии, бывший до 1791 г. на службе Черноморского Казацкого войска, куреня Воскренскаго. Выйдя в отставку, он перешел в Молдавии, где у старца Паисия в Нямецком монастыре три года проходил послушание. По кончине о. Паисия возвратился в Россию и принят был (указом 1800 г.) в число братства Оптиной пустыни, а в следующем году пострижен в монашество. «В крайнем нестяжании и кротости духа он с горячею ревностию проходил деятельную добродетель поста, молитвы и поклонов. В продолжение первой и последней седмицы Великаго поста не вкушал ничего, в прочие посты вкушал пищу на третий день. Ревность к подвигам постничества побудила его с верою вступить в великую меру вышеестественнаго поста» Феофан нередко приходил из Оптиной пустыни в Рославльские леса к Афанасию и Моисею. В 1819 г., при посещении Оптиной пустыни о. Моисеем и Антонием, он сказал им, что придет к ним на весь Великий пост. «Добро пожаловать, милости просим», сказали пустынники. «Придя к нам в пустыню пред началом Великаго поста (1819 г.), он объявил мне, что намерен провести всю св. Четыредесятницу без пищи: «я верую, говорил он, что не умру от поста». «Буди по вере твоей», отвечая ему не смея ни отклонять его от намерения, ни утверждать. Поместился у пустынников и, принеся с собою написанный на полотне образ Распятия Господня, пред которым совершал свое молитвенное правило. О. Феофан положил не употреблять пищи и не ложиться спать. Сверх обычной келейной службы, исправлял келейное правило, и правило его было большое – до 800 поклонов. Он во время сего правила, чтобы не упасть от изнеможения, надевал особые нарукавники, привязанные шнурами к крючьям, на которых висела на стене икона, и так простаивал на молитве целые ночи. Сверх того, сам топил печку, помогал другим петь и постоянно виден был бодрым. Во весь пост он не вкусил ничего и только однажды в неделю испивал воды, смешанной с уксусом, от сухости во рту. В одно время, заметив его в истощении, я сказал ему: «отче, ты очень изнурил себя». Феофан отвечал на это: «нет! Христос Спаситель излил всю Свою кровь до последней капли, а во мне еще много найдется крови». Выдержав с Божиею помощью сей подвиг неослабно, он приобщился Святых Христовых Таин. Впоследствии он ревновал снова на тот же подвиг, но от простуды заболел жестоким кашлем и, постоянно оскудевая в телесных силах, отошел ко Господу 15-го июня того же 1819 года. За несколько минут до кончины о. Моисей спросил его: «покойна ли твоя душа? не страшится ли чего в часе смертном?» Он отвечал: «я с радостию желаю разрешиться от сей жизни». И тут же стал кончаться; занес руку для крестнаго знамения и предал дух свой Богу. Погребен в пустыне.

О. Антоний, на руках которого умер старец Феофан, рассказывал, что он забыл испросить у него молитву перед его смертью. В 40-й день по смерти почивший явился ему во сне. «Батюшка», сказал о. Антоний: «я хотел было попросить вас помолиться обо мне, когда будете пред престолом Божиим, да не попросил». О. Феофан отвечал: «я и так за тебя молюсь Богу. Василий Великий говорит: кто за других молится, за себя молится». По словам о. Антония, этот старец при жизни имел столь сияющее благодатию лице, что недоставало духу смотреть ему прямо в глаза, а разве украдкой когда взглянешь со стороны. Могила старца на краю оврага у речки Фроловки.


Рецензии