Йа Валийй. гл. 10. Суфийский взгляд на 99 Имен

Йа Валийй. ГЛАВА 10. ПРОБУЖДЕНИЕ К БЕСКОНЕЧНОМУ ПРИСУТСТВИЮ. СУФИЙСКИЙ ВЗГЛЯД НА 99 ИМЕН АЛЛАХА. ВРАЧЕВАТЕЛИ СЕРДЦА

Йа Валийй

(йаа ВА-лиийй)

Аль-Валий – очень любимое Имя. Его корень «валаа» означает близость. Здесь имеется в виду полная близость. Это качество можно приравнять к «унс», корню слова, обозначающему «человеческое существо». Быть человеком означает «унс», или полную близость, такое же качество  что и ваала в корене аль-Валий. Бог – самый близкий друг.

Наша самая человеческая черта, самое человеческое в нас— это наша тесная связь с божественным.  Мы должны помнить, что это означает близость с экстатической любовью, тотальной страстью. «Аллах — ваш возлюбленный, а не ваш тюремщик», как говорили многие суфии. Аль-Валий – это самая тесная из возможных связей. Эта близость выражена в знаменитом стихе Корана, в котором говорится, что Аллах ближе, чем наша собственная яремная вена. Ин Аллах, ’акраб ’илайхи мин хабл-иль- вариид. ’Акраб, ближайший, — это синоним для аль-Валий. Передаваемый смысл - близость, интимность и плотность.

Бог — твой лучший друг. Это ближайший друг. Йа Валий. Это чистая близость. Аль-Валий прав в сути всего, что суфии хотят сообщить. Аль-Валий – самое сильное слово, обозначающее союз с возлюбленным. «Ав аднаа» — еще один синоним этого союза. Но «ав аднаа» может также нести в себе значение дуньйаа, или мира. В суре 53 Корана «ал-Наджм» («Звезда») есть знаменитый отрывок, описывающий максимально близкое к полному объятию возлюбленного. В стихе говорится: «На длину двух луков или ближе».

Ав аднаа и аль-Валий выражают то, что находится даже ближе чем расстояние в два лука. Ибн Араби берет длину двух луков или две дуги окружности, чтобы очертить дуги восхождения и нисхождения. Рассматривая близкие отношения человека с Богом, по дуге восхождения мы подступаем к Богу идущему, а по дуге нисхождения к Богу приближающемуся и бегущему  к нам.

Это отношения. Они основаны на любви. В хадисе-кудси говорится: «Мой раб приходит ко мне пешком, и я в ответ бегу к своему возлюбленному». Тем не менее, у нас есть след двойственности. Но «ав адана» означает «еще ближе». «Два лука или ближе». Ибн Араби говорит, что след этого разделения между длиной двух дуг исчезает и становится ху, высшей сущностью сущности сущности.

Ху — это высший звук, дыхание божественного «я». В каком-то смысле это Имя, которое невозможно произнести. Однако все существа, просветленные или непросветленные, постоянно произносят величайшее Имя Бога. Это звук дыхания! Как замечательно. Некоторые люди знают, что они это делают, а некоторые нет, но каждый дышит этим конечным семенным слогом. Это самое сокровенное выражение единства с Богом.

В каком-то смысле мы можем рассматривать качество аль-Валийй, которое мы только что описали, как противоположность Аль-Алий. Аль-Алий трансцендентален и, кажется, подразумевает подъём над чем-то там, внизу. С этой точки зрения может показаться несущественным, отправитесь ли вы в путешествие или нет. Двойственность или расстояние, по-видимому, подразумевается как часть его значения. А вот у аль-Валийй нет даже ощущения слияния в единое целое. Это просто полное единство, просто ватаа.

Как можно применить созерцание Йа Валий для удовлетворения человеческих потребностей? Мы видим различные слои в структуре эго личности. В одном внутреннем слое хранится глубокое чувство одиночества, отчужденности, разобщенности. Это вызвано отсутствием  близости в доме. Когда дети не получают достаточно близкого общения со своей матерью или отцом, они воспринимают реальность как неутешное, одинокое место.

Этот конкретный слой запечатлевается в детстве. И обычно у него есть свой собственный защитный механизм. Людей, которые идентифицируют себя с этим слоем, часто называют тронутыми. Им свойственны изоляция, замкнутость и отстраненность. Эта изоляция выражается в привычке проявлять себя агрессивно. Либо они быстро атакуют, либо быстро отступают и отключаются. У таких людей мы обнаруживаем расщепление и изоляцию, и они, как правило, не обладают устойчивостью.

В середине структуры их эго находится глубокое одиночество, глубокая изоляция, в которой они не воспринимают вселенную как сокровенное место. Когда такой человек способен проработать свою защитную структуру от агрессии или отстранения, тогда действительно начинает открываться более глубокое чувство одиночества. И благодаря ощущению глубины одиночества возникает своего рода простор, поле, через которое переживается чистая близость.

Как будто возникает любовь Божья и втягивает человека в себя. Бог — самый любимый, кровный, близкий друг, и из этого возникает глубокое чувство преданности, потому что теперь они начали чувствовать ту близость с возлюбленным, которой тщетно искали раньше.

Человеку необходимо подойти к переживанию полного одиночества, исследуя систему защиты вокруг самоидентификации своего эго с помощью этой изоляции. Следует размягчить структуру, а затем расплавить ее. Тогда может произойти постепенное открытие незащищенного полного одиночества и изоляции от разобщенности в ядре.

Когда это осознается, чаще всего открывается весь этот слой эго-структуры, и это позволяет вам ощутить пространство близости с божественным возлюбленным. Оно проявляется как бесконечный океан близости, Бесконечное поле близости. Это очень тонкое и нежное пространство, наполненное нежностью и тонким светом. И оно огромно. Вся Вселенная — это сокровенное пространство. С Аль-Валийй мы имеем вездесущность и привкус близости. Интимность – это очень деликатное прозрачное пространство. Любящий тесно взаимосвязан со всеми частями Вселенной. Все проходит очень личным способ. Бог близок ко всему: хорошему, плохому, высокому и низкому. Как человеческие существа, мы исцеляемся, полностью погружаясь в глубину этого чувства. Такой опыт обычно растапливает наше чувство изоляции и смягчает невменяемую структуру.

У каждого есть шизофренический слой. Ты чувствуешь себя таким одиноким. Рядом с тобой никого нет. Никого. Этот глубокий слой вашего опыта заключается в том, что вы совсем одни и что даже Бог вас покинул. Но на этапе путешествия, которое мы описывали, вам будет позволено раскрыть и принять опыт одиночества во вселенной. Когда это происходит, то, что переживалось как изоляция, наполняется пространством близости. Ты был совсем один. Ты был скрытым сокровищем. Затем вы открылись в глубоком стремлении к сокровенной любви. Каждое из божественных Имен, которые мы обсуждали в этой главе, предлагает уникальный путь к пробуждению к бесконечному присутствию Аллаха. Все они несут в себе смысл огромной, всеобъемлющей божественной вездесущности. Начав рассматривать их как семью, мы пришли к пониманию того, как их отношения друг с другом помогают раскрыть больше о всеобъемлющем присутствии Бога.

На протяжении всего повествования мы рекомендовали конкретные применения Имен в качестве исцеления определенных эго-порожденных структур человеческой разобщенности, болезней и изоляции. Однако в целом можно сказать, что молитвенный призыв любого из этих Имен открывает нам опыт вездесущности и делает эту божественную реальность менее концептуальной для нас.

Перевод: Ладомир Родумилов


Рецензии