Тризна

  (ст."Тризна",Родович,2024) "Обряд Тризны— это обряд памятования об умершем (усопшем,погибшем,павшем,ушедшем и т.д.).Виды тризны.Тризна имеет несколько видов:1.Войска тризна— в память погибшего в бою воя.2.Боярска тризна— в память погибшего боярина,т.е.яркого мудрого человека(Бо-Ярый),т.е.муж,который яркие деяния совершил в своей жизни.3.Мирская тризна— в честь умершего общинника. 4.Мальска тризна— в честь умершего ребёнка.Иногда её называют «детская тризна»,но это неправильно, потому что так в народе называли игру,когда дети как бы в игре изучают обряд про-ведения.Поэтому чтобы не путать с игрой,тризна называется— Мальска.5.Родовая триз-на— в честь умершего родича.6.Людска тризна— поминальный обряд в честь умершего постороннего человека.Допустим,приехал торговец и на какое-то время поселился на Торжище,а его тут смерть прихватила. Т.е.у него здесь ни родственников,ни близких,он посторонний,а обряд всё равно надо провести,поэтому по нему проводили Людску тризну.Войска тризна.Войска три-зна разделялась на три части:1. Княжья тризна (или Княжеська)— обряд поминовения воинского начальника, погибшего в бою.2. Славна тризна(или сейчас бы сказали Славная)— тризна в честь воинов,погибших в бою,т.е.всех остальных,это касается и десятских,и сотников,и круговых.3. Старая тризна(или Велика тризна)— в честь ратных людей,которые умерли от старости.Боярска тризна.1. Светла тризна— когда какой-то светлый,просветлённый человек,т.е.деятельный человек,умер в возрасте, как правило,до 50-60 лет,т.е. молодой.Ему устраивали Светлу тризну в память,т.е. уважаемый человек оставил после себя след в жизни.2.Старобоярска тризна– означа-ла,что умер старый,пожилой чело-век,умудрённый мудростью.Допустим,Волхв Велимудр ,он умер древним старцем,поэтому и говорилось: Старобоярска тризна. Мирская тризна.1. Заветная тризна — когда умерший отдавал распоряжение о том, что делать после его смерти.Допустим,князь Сканд Ирийский завещал,чтобы его не кродировали, а захоронили в кургане,чтобы его Душа была здесь и могла помогать оберегать дан-ную землю. Поэтому появилась Скандинавия. Или умерший мог распорядиться,чтобы женщины и дети по нём не плакали, или чтобы на тризне были такие-то люди,т.е. даже если они живут далеко, чтобы их пригласили. Т.е.он оставил свой завет.2. Дайна тризна — это тризна над женщиной, не имеющей детей,т.е.не оставившей пото-мства.Допустим,началась война (мужчины и женщины же вместе становились на защи-ту),и она погибла,потомство не успела воспроизвести.Или она не могла рожать.Мож-ет даже и рожала,но дети умерли.Т.е.данная тризна проводилась по тем женщинам, которые не оставили потомства.3. Нави тризна— совершается по людям,которых изве-ли,т.е.умерли от болезни,если на них порчу навели,сглаз,проклятие и пр.Если перевести на наше время,то Нави тризна может совершаться,допустим,если молодой умер от инфаркта миокарда.4. Младо тризна— это тризна над мужчиной,не оставив-шего после себя потомства.5. Божья тризна— это когда человека хоронили всем Миром,т.е.Общиной.Допустим,жил человек,воспитал детей,они создали семьи и все разъехались,т.е.Роды переселились,а он остался у Отчих могил и младший сын с ним.Но сын у него погиб и человек остался один.Поэтому его хоронят всей Общиной, справляют по нему Божью тризну,т.е.когда всем Миром.До сих пор осталось выраже-ние:«Похоронит человека по-Божески».Мальска тризна.1. Младычна тризна— её сотво-ряли в Роду,когда ребёнок был посвящён Богам.Т.е.он не умер,  его отдали в Скит жрецу(см.Род…«жертва Богам»).Ребёнка как бы принесли в жертву Роду,поэтому для мира его уже нет,родители не смогут выбрать ребёнку жениха или невесту,он не живёт с ними.Т.е.для родителей этот ребёнок как бы умер,хотя вырастая,он мог к ним приходить,приносить подарки,заботиться о них,но он уже не был продолжателем дела отца,т.е.его профессии,он уже будет жреческого Рода.Поэтому,когда ребёнка посвящали Богам,проводили Младычну тризну,прощались с ним.2. Лунна тризна— про-водилась по детям,которые не прожили 29 месяцев.Т.е.Луна у нас оборачивается 29 дней,а здесь как бы 1 день,как лунный месяц,поэтому 29 месяцев.Если посчитать, Лето = 9 месяцев,получается 3 года и 2 месяца,т.е.как бы мы сказали,Лунна тризна проводилась по детям до 3-х лет.Родовая тризна.1. Памятна тризна — устраивается в память всех Предков своего Рода. Проводят её в Дни Памяти Предков, их можно посмотреть в календаре.2. Старша тризна — по умершему Главе Рода.3. Старицка тризна — по старшей женщине в Роду. Т.е. раньше не говорили «старушка», а были старцы и старицы. И старица — это не обязательно жена главы Рода, а может быть умерла его мать или бабка. Вот по ней и проводят эту тризну.4. Родовична тризна — по умершему родственнику. Т.е. тот, кто принадлежит к твоему Роду-Племени, называется Родович.5.Тяжка тризна— справлялась по детям до 12 лет(108 месяцев), т.е.от 30 до 108 месяцев.6.Именная тризна– в память всех носивших данное имя в Роду.Т.е.как правило,раньше внуков называли в честь дедов,мы это разбирали,помн-ите Любомир– Свадьба,кто угадал начинку блина,в честь него и назовут ребёнка. Поэтому,допустим,выбрали определённый день,и проводилась тризна по всем,кто с этим именем в Роду.Считалось,что если Именную тризну проводить,то все Предки Рода с этим именем,как бы приходят на данную тризну,и потом после тризны помог-ают своему Роду.7. Чиста тризна— по умершим в возрасте от 12 лет до возмужания (т.е. девочки до16 лет, мужчины до 21 года), т.е. до времени создания семьи. А после создания семьи мы уже разбирали выше— другие тризны.До этого времени они были как бы чисты перед людьми и Богами,отсюда и название тризны.8. Великородная тризна – суда мы относим всех остальных. Т.е. семейные, детей имеющие, и прочие, кто сделал Род Великим, приумножил Род трудом, достатком, детьми. Великородную тризну также называют просто Тризной,или как бы мы сейчас сказали советским языком: Тризна с большой буквы.Структура тризны.1. Памятование— это когда прихо-дит Жрец или Капен,либо кто-то из служителей,к умершему и просит всех родичей выйти.Он читает Наставление,либо Памятование.Наставление— это когда наставляют на путь,читают «Книгу Мёртвых».А памятование— это когда читают определённый текст,т.е.как бы памятуют о данном человеке,который жил праведной жизнью,и перед Богами рассказывают о его заслугах.2. Преставление— это когда приставляют к чел-овеку определённые требы,допустим: цветы,блины,свечи,благовония,т.е.это всё рас-ставили вокруг.Если лежит воин,то к нему приставят рядом меч,щит,доспехи,т.е.не обряжают в это,а ставят рядом с ним то,что он возьмёт с собой в путь.И он как бы преставился перед Богами:видите,я трудился,и вот плоды моего труда рядом со мной .Вокруг меня родственники,которые подтверждают,что это моих рук дело,что это мои труды.3. Урочные (Образные) деяния — это, как правило, на специальном месте, если это воин,то его соратники показывали эпизоды его жизни,битв,в которых он сражался.Показывают либо танцами,либо пением,либо поединками.4. Требница– все приносят требы.Допустим,если это на погосте происходит,где родовой жертвенник, туда все приносят требы.И это до сих пор осталось,когда мы ходим на могилы и приносим дары,требы,мы тоже совершаем Требницу.5. Общее памятование— это когда за общим столом сидят и поминают умершего добрым словом,желают ему Сварги Пречи-стой,кто-то по привычке: «Царство Небесное»,т.е.каждый высказывает ему пожелание – есть Общее памятование,как бы общая трапеза,но не просто похоронили,помянули ,теперь можно и наесться,нет,именно Общее памятование— высказывания добрые о человеке совмещаются с трапезой.Мнимая тризна.Мнимая тризна— тризна попропавшему человеку. Допустим, ушёл человек на охоту и пропал, может в болоте сгинул, может медведь заломал, или ещё что-то произошло. Поэтому через 16 лет(т.е.Круг Жизни) могли сделать по пропавшему Мнимую тризну, потому что считалось,что если человек ушёл, всякое может быть, но за 16 лет он должен найтись. Допустим,Предание об охотнике рассказывает — охотился и сорвался со скалы,и хотя звери его не трогали, но ноги у него были раздроблены,ходить он не мог,передвигался ползком, строил себе лежбища типа землянок.А уходили-то далеко,и на лодках переправля-лись, т.е. уходили на год, на два, особенно молодые, допустим на пушного зверя, помните, мы разбирали заимки охотничьи Так вот, как предание рассказывает, этот человек приполз домой за день до своей Мнимой тризны, т.е. сила воли была такая, что приполз.Т.е. пропавшего человека всегда ждали до последнего,поэтому и тризна называется «Мнимая», потому что там читался текст не как об усопшем,а как о человеке, отправившемся в далёкий путь, чтобы тризна дала ему силы,и чтобы он либо домой вернулся,либо в Вышний Мир пошёл,т.е.в следующий."

  (ст."После смерти в организме активируются сотни генов",Другая Жизнь,2024)
"Принято считать,что смерть— нечто мгновенное,доля секунды,отделяющая живое от неживого.Однако авторы,обсуждаемого в этой статье исследования,продемонстрирова-ли,что всё не так просто: многие гены в животном организме продолжают работать в течение нескольких дней после смерти.Это открытие может помочь самым разным спе-циалистам,например,трансплантологи научатся лучше сохранять донорские органы,а криминалисты— точнее определять время смерти жертв преступлений.Микробиолог Питер Нобл из Вашингтонского университета и его коллеги вовсе не планировали изучать теоретическую возможность наступления зомби-апокалипсиса.На самом деле исследователи занимались тестированием нового способа измерения активности генов — и решили опробовать его на посмертных образцах просто из любопытства.Учёные, анализировавшие образцы крови и ткани печени трупов,ранее уже фиксировали актив-ность определённых генов.Однако Нобл и его коллеги обнаружили,что в действитель-ности таких генов более 1000.Группа исследователей измеряла активность генов в трупах мышей и рыб данио-рерио в течение 2-4 дней соответственно.Их исследование было опубликовано в журнале BMC Genomics в 2018.Сначала учёные предположили,что все гены должны "выключиться" вскоре после смерти.Но сотни генов,напротив,акти-визировались и снизили свою активность лишь спустя 24 часа после смерти живот-ного— а у рыб данио-рерио некоторые гены были активны и через 4 дня после гибе-ли.Многие из «генов-зомби» полезны в экстренных ситуациях: они активизируют вос-палительные процессы,стимулируют иммунную систему и противодействуют стрессу. Удивительно другое— смерть животного активизировала и гены,обычно работающие в эмбриональном периоде.Они помогают сформировать эмбрион,но после рождения эти гены уже не нужны.«С ума сойти можно,но гены развития действительно "включаются" после смерти»— Нобл.Одно из возможных объяснений этого феномена— то,что внутрик-леточная среда в свежем трупе схожа с эмбриональной.Исследователи также обнару-жили,что после смерти активизируются некоторые гены,провоцирующие развитие рака. Это могло бы объяснить,почему у реципиентов донорских органов,полученных от тру-пов,риск онкологических заболеваний выше,а также— после дополнительных исследо-ваний— помочь разработать диагностические инструменты для оценки безопасности донорского органа.Кроме того,это исследование продемонстрировало,что может прои-зойти со сложной сетью взаимодействующих генов,при жизни обеспечивающей нормаль-ное функционирование организма.Некоторые гены,например,могут "включиться",просто потому что "выключились" другие гены,при жизни блокирующие работу первых.Наблюд-ая за этими изменениями,учёные могут больше узнать о сети генов в целом."

  "На северо-востоке России есть несколько народностей,у которых супружеская измена является обычным актом гостеприимства.Приморские коряки,будучи очень закрытым и малочисленным этносом,вынуждены прибегать к этому средству,чтобы «разбавить» свои гены свежими.Любой гость корякского поселения будет встречен у этих людей очень радушно,накормлен и обласкан в прямом смысле слова.Вечером зам-ужняя хозяйка жилища,в котором он останется на ночлег,станет вовсю кокетничать с пришельцем,чтобы максимально ему понравиться.Ночью она со 100%-ной гарантией ляжет к нему в постель с вполне конкретными намерениями.Гостю не стоит опасаться ревности мужа,поскольку тот обо всем знает и совершенно не против.Также нет смы-сла думать и средствах контрацепции,ведь супруга хозяина дома пришла не с целью ублажения похоти.Сверхзадача такого гостеприимства— зачатие ребенка.Если женщине удастся забеременеть от пришлого человека,это событие будет широко и весело пра-здновать все селенье.Задача выполнена: гены корячки соединились с генами пред-ставителя другого народа,а значит,ребенок родится жизнеспособным,крепким и без генетических отклонений."(Кириллица,2024)
  (ст."Традиционная русская свадьба: что запрещено делать невесте",Кириллица, 2024) "Свадьба на Руси всегда была особым,сакральным ритуалом.Неудивительно, что существовала целая система свадебных примет и суеверий,в том числе и многочис-ленных табу.Особенно они касались поведения невесты на свадьбе.Некоторые из них стараются соблюдать и в наши дни.В этой статье мы рассмотрим некоторые из самых распространенных свадебных примет и суеверий на Руси.Обручальные кольца.Нельзя надевать на свадьбу старое кольцо(например,кому-то ранее принадлежавшее).Невеста не должна сама покупать кольца,это должен делать жених.Купленные к свадьбе коль-ца строго-настрого запрещается давать кому-либо примерять.Исключение могут сост-авлять маленькие дети.Нельзя ронять обручальное кольцо.После того как молодожены наденут кольца,никто из них не должен брать себе пустую тарелочку,подушечку или коробочку,где они лежали.Свадебный наряд.Наряд невесты не должен быть раздельн-ым: скажем,отдельно юбка и корсет.Гладить свадебное платье может только мать не-весты.Жених не должен видеть невесту в нем до самой свадебной церемонии.Нельзя, чтобы в состав наряда входил жемчуг- к слезам будущей жены.В день свадьбы нельзя допускать,чтобы кто-то из посторонних поправлял на невесте свадебный наряд.Если во время венчания невеста уронит платок,она останется вдовой.Обувь.Невесте не стоит надевать в день свадьбы новую обувь.Также не рекомендуется выходить замуж в открытой обуви,например,босоножках.Обувь нельзя менять во время проведения це-ремонии.Не дай Бог,если невеста сломает каблук- к неприятностям к семейной жиз-ни.Венчание/регистрация.Нельзя приглашать свидетелями женатых/замужних людей.Во время процедуры венчания/регистрации молодожены должны постоянно держаться ря-дом,чтобы никто не смог пройти/встать между ними.Дорога на свадьбу:У суеверных людей считается,что ехать из церкви/ЗАГСа на свадебный банкет прямой дорогой ни в коем случае нельзя.Подарки.Если вам подарили на свадьбу ножи/вилки,от такого подарка лучше отказаться.За столом:К свадебному столу молодым нельзя подходить по часовой стрелке.Невеста/жених не должны сидеть за свадебным столом на стуль-ях.Вино из бокалов молодые должны выпивать до последней капли.Невеста не должна позволять никому разрезать торт- она должна сделать это сама.Традиционно на Руси невеста должна была много плакать,сидя за свадебным столом.Танцы.Невеста не дол-жна танцевать на свадьбе ни с кем,кроме жениха/кого-то из родителей.Свадебный букет.Невеста не должна выпускать из рук букет,врученный ей женихом,весь день, пока не закончится свадьба.После свадьбы.После свадьбы на Руси молодая жена не должна была входить в дом своими ногами- муж должен был взять ее на руки и пере-нести через порог."
  "Еще иностранцы,приезжавшие в допетровскую Россию,отмечали удивительную вещь– при том,что знатные женщины практически никуда,кроме церкви,не ходили,они всегда были накрашены– набелены и нарумянены.И мужья охотно тратили деньги на их изд-ержки в косметике!Упоминание о чрезмерном увлечении русских женщин косметикой мы найдем в записках и дневниках многих европейских дипломатов: в бумагах барона Мейер-берга,Рейтенфельса,Койэта,Шлессингера и Корба.Они пишут,что румяна и пудра у русских женщин считаются эталоном красоты и вкуса.Малейший загар на лице благ-ородной женщины был признаком «чёрных» крестьянок,а румяные щеки,наоборот,приз-наком хорошего здоровья.Выходить на улицу без румян,сурьмы,белил женщине было просто неприлично.Женщины,не стесняясь,сурьмили ресницы и брови,раскрашивали шею и руки коричневой,белой и голубой красками.Особенно увлекались косметикой женщи-ны из боярского сословия.Переняв привычку у татарок,они даже чернили зубы.Дохо-дило до смешного- девицы были буквально красными,древний макияж скорее портил природную красоту,чем украшал.Некоторым женщинам,красивым от природы,приходилось подчиняться моде,чтобы не быть осмеянными,и краситься как все.Княгиня Черкасская очень долго сопротивлялась,не желая портить свой лик краской,но вынуждена была смириться.Иностранцы недоумевали– «у них на лице столько краски,будто они покры-ли его с помощью кисти».(Кириллица,2024)
  (ст."Русские жены викингов – кем они были и чем занимались",Кириллица,2024)
"Известно – викинги на Русь воевать не ходили. Они ходили наниматься к русским князьям в дружины, а самые отважные удостаивались чести жениться на русских женщинах.Но если о простолюдинках в сагах не писали,что о княжеских дочерях сла-гали поэмы– висы.Дочь Ярослава Мудрого.Самой известной женой викинга в истории Скандинавии стала дочь русского конунга (князя) Яйцерлива(Ярослава Мудрого)– Еллисив (Елизавета).Впрочем,в скандинавских сагах ее называют Олисавой.Ее увез в далекую холодную,языческую Норвегию претендент на королевский трон Харальд Суро-вый,кто в двадцатилетнем возрасте нанялся в дружину к Ярославу Мудрому и влюбил-ся в десятилетнюю девочку– княжну Елизавету.Ярослав Мудрый,владевший огромным княжеством,не был в восторге от бедного и безземельного зятя и поставил ему усл-овие– разбогатеть.Харальд уехал в Византию,нанялся в варяжскую гвардию и долгие десять лет служит ромеям,принимая участие в походах против пиратов,на Сицилию, в Болгарию,где лично убил царя Петра II Деляна,за что бы щедро вознагражден.Позже он принимал участие в дворцовом перевороте в Константинополе и в походе новгоро-дского князя Владимира против императора Византии Константина Мономаха.Разбога-тев,он вернулся в Киев,к Ярославу Мудрому,у которого хранил свое золото,и дав за княжну большой выкуп,женился на Елиссив и уехал вместе с женой домой.В Норвегии ничего хорошего Елизавету не ждало.В 1045 Харальд стал соправителем Норвегии,а в 1046 г.– королем.На родине он быстро забыл о любви к русской княжне и в 1048 г. повторно женился по языческому обычаю на представительнице могущественного клана Гискеэттен Торе Торбергсдаттер,которая родила ему двух сыновей.Елизавета же смо-гла родить королю лишь двух дочерей: Марию и Ингигерд.Поскольку саги говорили об Элиссив как о королеве,возможно,Тора была лишь второй женой– наложницей.Однако для гордой русской княжны и это было очень тяжело.Никакого участия в государст-венных делах Элиссив не принимала.Скорее всего,ее уделом стало воспитание дочер-ей,рукоделие и чтение Евангелия.Жизнь среди язычников была опасна и непредска-зуема– ее могли подстерегать убийцы,нанятые Торой,порция яда или «случайное» па-дение с высоты.Очевидно,что она была умна и не соревновалась с Торой,потому что прожила в Норвегии 20 лет.Однако в 1066 году Харальд Суровый погиб в сражении в Англии. Любопытно, что обеих дочерей и жену-королеву он взял с собой в поход, возможно,опасаясь за их жизнь.Известно,что в этот же день умерла его дочь Мария– упала замертво,гуляя по песку у моря.Дни жизни Елизаветы Ярославны тоже были сочтены– она не прожила и года при дворе сына Торы Олафа,как неожиданно расхво-ралась и умерла.Возможно,соперница все же свела счеты с русской княжной.Внучка Ярослава мудрого Ингигерд.Вторая Дочь Елизаветы Ярославны,Ингигерд Харальдсда-ттер,получила свое имя в честь бабки– жены Ярослава Мудрого,дочери норвежского короля Олафа Шётконунга.Через год после смерти матери она была отдана замуж за принца Дании Олафа.Этого требовала политическая обстановка того времени.Между Норвегией и Данией был заключен мир,и династический брак был необходим для его закрепления.О любви внучку Ярослава никто не спрашивал.В 1085 г.Олаф стал корол-ем Дании.Известно,что Ингигерд родила мужу дочь Ульфхильд.Ингигерд прожила в Да-нии 28 лет,но что это была за жизнь,можно лишь догадываться.По некоторым данным ее муж был христианином,но подданные его были язычниками.Правление короля озна-меновалась несколькими неурожаями,и датчане прозвали короля Олафом I Голодом.Они обвиняли его во всех бедах,свалившихся на страну,и под давлением народа Олаф со-гласился,чтобы его принесли в жертву «за грехи Дании»,– об этом пишет Саксон Граматик.Король был убит,а его тело разорвано на части и развезено по разным областям Дании.Овдовевшая Ингигерд уехала в Швецию,где вышла замуж за короля Филиппа Хальстенссона.Согласно документу «Закон Готланда» он был умным и созид-ающим правителем,но прожил недолго.Ингигерд снова пережила мужа и умерла около 1120 г.Агафья (Агата).Еще один изгнанник нашел приют и невесту в далекой Руси– претендент на Английский престол Эдвард Этелинг Изгнанник.Он был сыном короля Эдмунда Железнобокого,но отца отравили,и трон занял викинг Кнуд Великий, который отослал Эдварда и его брата Эдмунда в Швецию к Олафу Шётконунгу,чтобы тот убил принцев.К счастью, Олаф оказался старым приятелем их отца,он пощадил мальчиков и послал их в Киев,где дети росли под присмотром Ярослава Мудрого вплоть до 1046 г.,– об этом в работе «Киевская Русь и Английское королевство в ХI в.в свете скандинавских источников» пишет историк М.Р.Гаврилишин.К слову: в Киеве скрыв-ались от врагов не только принцы,но и сам Олаф Шётконунг,и венгерский король Ан-дрей I.Мальчикам при дворе князя Ярослава ничего не грозило,ведь его жена– Инги-герд(Ирина)приходилась им теткой.Известно,что Эдвард Изгнанник женился на русс-кой женщине по имени Агата или Агафья (Agatha).По одной из теорий,она якобы была еще одной дочерью Ярослава.Если это и так,то во всяком случае,матерью Агаты-Ага-фьи была не Ингигерд,а какая-то другая женщина.Русские историки считают,что Ага-та точно была из рода Рюриковичей,и возможно,была родней императора Св.Римской империи Генриха III.Когда в Англии 1057 г.восстановилось правление саксов,Эвард Изгнанник с женой и братом вернулись домой.Счастливого конца у этой истории не было.Эдвард был вскоре отравлен врагами,а Агата была вынуждена уехать в Шотлан-дию.По некоторым данным,Агата родила Эдварду двух дочерей и двух сыновей– Давида и Александра,которые стали королями Шотландии,однако в европейских хрониках эти короли упоминаются,как сыновья шотландского короля Малькольма III.Больше о судь-бе этой женщины ничего не известно."
  (ст."Ведовские процессы на Руси: какие православные священники были инквизи-торами",Кириллица,2024) "У всех на слуху страшные рассказы о зверствах средне-вековой инквизиции,массовых казнях и пытках,громких процессах над ведьмами и колдунами.При этом речь обычно идет о Западной Европе.В обществе сложилось мне-ние,что на Руси инквизиция не получила такого распространения,хотя без подавле-ния инакомыслия в церковной сфере не обошлось.Как свидетельствуют различные ист-очники,процессы по делам о ведовстве,ворожбе и наведении порчи проводили и пра-вославные священнослужители.Осторожно: религия.Когда речь идет о религии,следует соблюдать особую осторожность,чтобы не оскорбить чувства верующих.Об этом напи-сал кандидат юридических наук Александр Смирнов в своей статье «Инквизиция(сам-осуд)русской православной церкви»,которая была опубликована в электронном юриди-ческом издании «Пролог: журнал о праве»(том 2,No 4 за 2014 г.).По мнению автора, проводя подобные исследования,необходимо четко разграничивать такие различные понятия как вера в Бога и религиозная организация,поскольку последняя может пре-следовать и вполне земные цели.Не затрагивая духовные вопросы,связанные с личн-ыми убеждениями многих жителей нашей страны,мы коснемся лишь негуманных действий отдельных представителей русской православной церкви(РПЦ),живших в эпоху Средне-вековья.Вообще,мнения исследователей о масштабе и характере инквизиции на Руси заметно варьируются в зависимости от личных убеждений каждого автора.Одни утвер-ждают,что православные священники,в отличие от их католических собратьев,не ста-вили своей целью полное искоренение всех колдунов,ведуний и знахарей,ведя борьбу лишь с теми из них,кто воспринимался как враг церкви.Другие исследователи отме-чают,что русские инквизиторы практически не отличались от своих западных коллег, погубив большое количество несчастных людей,обвиненных в колдовстве.Например, А.М.Смирнов в своей статье высказал мнение,что РПЦ с самого своего появления на Руси начала активную борьбу с инакомыслящими.Он написал: «Но как бы ни спорили ученые и специалисты в вопросе отношения РПЦ к колдунам и ведьмам,очевидно одно – спокойно относиться к существованию подобных дьяволопоклонников среди своих мирян она никак не могла."Служители дьявола" выступали идеальными "врагами" нов-ой религии,активное выявление,разоблачение и уничтожение которых являлось эффек-тивным способом манипулирования обывательским мировоззрением и увеличением своей паствы».А вот другой исследователь– юрист и писатель Яков Канторович(1859-1925 гг.)– утверждал,что РПЦ никогда не считала своей главной целью борьбу с дьяволом .Эту точку зрения исследователь высказал в книге «Средневековые процессы о ведь-мах»,которая впервые была опубликована в Санкт-Петербурге в 1896 г.По мнению автора,русской культуре,вообще,не свойственна демонизация тех или иных явлений.
«Производившиеся у нас процессы по обвинениям в колдовстве не имели ничего общего с процессами западными.Эти были большею частью обыкновенные гражданские иски,возбуждавшиеся против тех или других лиц (преимущественно женщин),обвин-яемых в причинении вреда посредством колдовства»– отметил Я.А.Канторович.С древ-них времен.В исторических памятниках Древней Руси сохранилось немало свидетель-ств о том,что православные священники сами верили в существование дьявола и его прислужников: ведьм и чародеев.Любые магические действия воспринимались церковью как грех.Известный историк религии Ефим Грекулов(1893-1979 гг.)в своей книге«Пр-авославная инквизиция в России»(Москва,1964 г.)высказал мнение,что отечественное духовенство сознательно поддерживало в народе представление,якобы колдуны и вед-ьмы способны причинять людям реальный вред,вызывая болезни,засухи или неурожаи. Это позволяло церковникам выглядеть в глазах общества защитниками народа от сил зла.«Устав князя Владимира о церковных судах и о десятинах»,дошедший до нас в многочисленных списках XII века,относит дела о ведовстве,волховании и чародей-стве к юрисдикции православных священников.А «Слово о злых дусех»,написанное епископом Кириллом Туровским (1130-82 гг.),говорит о необходимости наказания людей,которых церковный суд признал виновными в колдовстве.Поскольку сами служи-тели веры от подобных действий отказывались,сурово карать ведьм и чародеев долж-ны были светские власти,основываясь на указаниях священников.В 1078-89 гг.долж-ность митрополита Киевского занимал Иоанн II,который прибыл на Русь из Византии. Он считал,что распространение христианства среди восточных славян должно сопро-вождаться жесткой борьбой с противниками его религии.А колдунов и ведьм служи-тель церкви призывал приговаривать к жестоким наказаниям и даже к смертной каз-ни,чтобы подобные примеры отвратили других людей от ворожбы и ведовства.Серапион Печерский,назначенный в 1274 г.епископом Владимирским,Суздальским и Нижегород-ским,является автором нескольких известных духовных наставлений.Обращаясь к местному удельному князю,священнослужитель писал:«И когда вы хотите очистить город от беззаконных людей,я радуюсь этому.Очищайте по примеру пророка и царя Давида в Иерусалиме,который искоренял всех людей,творящих беззакония,– иных убийством,иных заточением,а иных заключением в тюрьму».Людей,обвиненных в колдо-встве,обычно доставляли для судебного следствия ко двору местного епископа.Если вина человека подтверждалась,то ведьму или колдуна передавали светским властям для наказания.Как распознавали ведунов.«По примеру своих католических соратников православная инквизиция разработала в XIII в.и методы распознавания ведьм и чар-одеев огнём,холодной водой,путём взвешивания,протыкания бородавок и т.п.»,– нап-исал Е.Ф.Грекулов.Поначалу в колдовстве обвиняли всех,кто не тонул в воде,но за-тем решили,что с нечистой силой связаны,напротив,не умеющие хорошо плавать люди. Львиную долю подозреваемых на таких процессах составляли представительницы прек-расного пола.Церковники считали,что именно женщины вступают в сношения с дьяво-лом чаще всего.Митрополит Киевский и всея Руси Фотий был назначен на эту должно-сть константинопольским патриархом в 1408 г.,а через два года он прибыл в Москву ,чтобы возглавлять русскую православную церковь из города,постепенно приобретаю-щего столичный статус.Уже в 1411 г.этот византийский грек разработал целую сист-ему мер,призванную искоренить ведовство.Он призвал духовенство отлучать от церк-ви всех,кто обращался за помощью к чародеям и колдуньям,а их самих полагалось прилюдно сжигать заживо.В XVI в.религиозные гонения усилились.Начались суды и над знахарями,лечившими людей с помощью целебных растений,и над деревенскими бабками-повитухами.Церковные служители призывали власти ужесточить наказания для всех,уличенных в ворожбе или ведовстве.Например,«Повесть о волховании»,написан-ная для царя Ивана Васильевича Грозного неким боголюбивым мужем,призывает свет-ские власти «огнем жечи» чародеев и ведьм.Презумпция виновности.В статье «Инкви-зиция(самосуд)русской православной церкви» А.М.Смирнов упомянул о епископе Нов-городском,которого звали Лука Жидята(Жирята– в других источниках),занимавшем св-ой пост,судя по летописным источникам,с 1034-51 гг.Этот церковный деятель оста-вил после себя худую славу.Если верить историческим документам,он реально зверс-твовал,жестоко истязая всех,кого считал ведьмами,колдунами,идолопоклонниками и т.п.По словам летописца XI века,«..сей мучитель резал головы и бороды,выжигал глаза,урезал язык,иных распинал и подвергал мучениям».Но не один Лука Жидята отметился кровавыми деяниями. Например,в 1411 г.в Пскове были сожжены 12 женщин, которых обвинили в том,что они наслали на город мор. А в 1444 г.в Можайске при-людно был предан огню боярин Андрей Дмитрович и его жена Марья,обоих супругов обвинили в чародействе.По словам Е.Ф. Грекулова, Стоглавый собор 1551 года, состоявшийся в Москве при участии Ивана Грозного, запретил жителям Руси читать или просто хранить у себя «богомерзкие еретические книги».А волхвов и кудесников разных мастей церковные иерархи обвинили в том,что они «мир прельщают и от бога отлучают».Любая смерть,не имеющая явной причины,тогда уже воспринималась как ре-зультат магической порчи.Например,в Астрахани в 1591 г.неожиданно скончался кры-мский царевич Мурат Гирей,проводивший лояльную Москве политику.По указанию царя Федора Ивановича сразу же началось расследование.Прибывшие из столицы служилые люди принялись пытать группу местных жителей и те признались,не выдержав муче-ний,что это они «извели» царевича.«Колдунов» вскоре сожгли на глазах у народа.
Подобные процессы происходили во многих городах и почти всегда заканчивалисьпри-людной казнью обвиняемых.В тех случаях,когда человек даже под пытками не призн-авался в чародействе,его все равно сжигали заживо,ведь если кто-то способен вын-ести такие мучения и упорствовать,заявляя о своей невиновности,то значит,он обл-адает поистине сверхъестественной волей.То есть,точно является колдуном.Магия и политика.Как написал в своей книге Я.А.Канторович,часто дела о колдовстве воз-буждались из чисто политических интересов.Такими были многочисленные процессы над ведьмами,которых обвиняли в попытках навести порчу на представителей цар-ского рода.Иногда в народе намеренно распространялись слухи,направленные против тех или иных высокопоставленных лиц.Так,в 1547 г.в Москве случился страшный по-жар,и среди горожан как бы сама собой возникла молва,что причиной бедствия явля-ется чародейство бояр Глинских– прямых родственников Ивана Грозного по материн-ской линии.Тогда разъяренная толпа убила родного дядю царя– Юрия Глинского,и произошло это прямо в Успенском соборе Кремля.Впоследствии Иван Васильевич каз-нил и отправил в ссылку немало людей,которых подозревал в негативном магическом воздействии на своих жен,умиравших при загадочных обстоятельствах одна за дру-гой.О том,как сильно жители Руси XVI в.боялись колдовства,может свидетельствов-ать и клятва на верность царю Борису Годунову,которую служилые люди давали в 1598 г.Они клялись «ни в платье,ни в ином ни в чем лиха никакого не учинити и не испортити,ни зелья лихово,ни коренья не давати..да и людей своих с ведовством не посылати и ведунов не добывати на государское лихо..и наследу всяким ведовским мечтаньем не испортити и ведовством по ветру никакого лиха не насилати».Предст-авители династии Романовых тоже опасались колдунов и ведьм.Например,во время царствования Михаила Федоровича(1596-1645 гг.)властям Пскова было запрещено пок-упать хмель у литовцев,поскольку агенты иностранной разведки сообщили,что некая ведунья наговаривает на хмель,отправляемый на Русь.Якобы таким способом литовцы хотят наслать на восточных соседей чуму или,как тогда называли эпидемию этой ст-рашной болезни,моровое поветрие.Даже Воинский устав,который был принят царем Петром I Алексеевичем в 1716 г.,предписывал,что каждый чернокнижник,чародей или идолопоклонник должен быть закован в кандалы,наказан шпицрутенами «или весьма сожжен имеет быть»."
  (ст."Какую выгоду Ватикан извлёк из монгольского нашествия",Кириллица,2024)
"Странно, что до сих пор все историки рассматривают монгольские нашествия на Русь и Европу в 1230-1240-е годы как результат лишь миграционного движения в глубинах Центральной Азии.Сложная средневековая геополитика.Государства Средне-вековья,несмотря на взаимную отдалённость,не чувствовали себя в изоляции.Наобо-рот, все стремились знать друг о друге как можно больше. Ещё в 6 веке регулярные отношения завязались между Тюркским каганатом в Центральной Азии и Византийской империей.Следует выделить несколько важнейших геополитических реалий 13 века, без которых трудно понять истоки и значение монгольской экспансии.Реалия первая. Великий шёлковый путь.Он шёл из Китая через Центральную Азию к морям Средиземно-морского бассейна.Было несколько вариантов маршрута,но так или иначе,все великие державы того времени стремились контролировать участки этого пути.Реалия вторая. Утверждение католичества в Константинополе. В 1204 году участники Четвёртого крестового похода вмешались в борьбу за власть в Византии. Константинополь был впервые взят огнём и мечом,и Византийская империя разделена между западноевроп-ейскими феодалами.Преобладающее влияние на её землях получила Венеция,а в Конс-тантинополе утвердился патриарх,назначаемый Римским папой.Такой порядок продол-жался до 1261 г.,когда православная Византия,сохранившая часть владений вокруг Никеи,сумела взять реванш.Монгольские завоевания пришлись как раз на период латинского владычества в Константинополе.Реалия третья.Борьба между германскими императорами и папским престолом за власть в богатой Италии.В 1220 г.на импера-торский престол вступил Фридрих II Гогенштауфен.Это был один из образованнейших людей своего времени,свободный от религиозных предрассудков.Он покровительство-вал арабским учёным,что стало поводом для римского папы Григория IX отлучить его (в 1239 году)от церкви– император якобы принял ислам!Фридрих II объединил под своей властью большую часть Италии.В самой Италии борьба между сторонниками Пап и императора приняла характер борьбы между партиями,соответственно,гвельфов и гибеллинов.Если монголы для кого-то представлялись врагами,то для других они, напротив,были союзниками.Реалия четвёртая.Постоянная борьба внутри самой католи-ческой церкви между духовно-рыцарскими орденами.В ней одни призывали к себе на помощь Папу,другие– императора.Как раз в 1241 г.шла война между тамплиерами и госпитальерами.Реалия пятая.Монголы отправлялись завоёвывать только те страны, про которые имели достаточно информации.Ханы пытались завязать переписку с сам-ыми отдалёнными государями.Так,известно послание Батыя к венгерскому королю Беле IV(1236 г.),в котором хан сетует,что пишет королю уже в тридцатый раз(вероятно, несколько преувеличивая),но до сих пор не получил от него никакого ответа.Так что монголы не свалились на Русь и Европу как снег на голову.Про них знали зара-нее.И наверняка кто-то уже думал использовать их в своих интересах.Разобщённость Западной Европы.Монгольское нашествие затронуло многие страны Центральной Евро-пы.Римский Папа Григорий IX,при котором это нашествие развернулось,был одним из самых примечательных людей,занимавших престол святого Петра.Он был сторонником жёсткой экспансии католицизма,так сказать,по всем направлениям– и вовне,и внутрь Европы.Достаточно отметить,что именно он учредил инквизицию,выдвинул догмат о неполноценности евреев и сделал попытку запретить Талмуд,снабдил шведского коро-ля Эрика XI(в 1237 г.)энцикликой о праве крестить «русских язычников»,во исполн-ение которой в 1240 г.и состоялся поход ярла Биргера,закончившийся поражением шведского войска от Александра Невского.Так вот,этот римский Папа ничего не пре-дпринял,чтобы сплотить европейских государей на отражение монгольскогонашествия. Сделаться вождём европейского движения против монголов решил его политический оппонент Фридрих II.20 июня 1241 г.,когда монгольские орды вторглись в Венгрию и Польшу,император выступил с посланием ко всем европейским монархам,в котором вз-ывал:«Время пробудиться от сна, открыть глаза духовные и телесные! … По всему свету разносится весть о враге, который грозит гибелью всему христианству. Уже давно мы слышали о нем,но считали опасность отдаленною,когда между ним и нами находилось столько храбрых князей и народов.Но теперь,когда одни из этих князей погибли,а другие обращены в рабство,пришла наша очередь стать оплотом христиан-ства против свирепого неприятеля».Фридрих и его германские вассалы оказали неко-торую помощь венграм,полякам и чехам,но отразить нашествие были не в силах.Кроме того,монголы весной 1242 г.внезапно прекратили поход.Эта остановка монгольской экспансии является одной из загадок истории.Стратегический союз папства и монго-лов.Позиция субъектов европейской политики в связи с монгольским нашествием не была последовательной.Магистр тамплиеров во Франции,вроде бы ориентировавшийся на Папу,призывал французского короля Людовика IX выступить в крестовый поход пр-отив монголов.В то же время Фридрих II сам увлёкся войной не с монголами,а Папой .Имперские войска в том же 1241 г.выступили в поход на Рим.Страдания таких стран ,как Венгрия,Чехия,Польша(не говоря уже о Руси)не подвигли Западную Европу на совместный отпор монголам.Судя по состоянию Западной Европы в то время,она не была в состоянии сплотиться,если бы монголы вздумали продолжать завоевания.Впра-ве ли мы предположить,зная все эти факты,что Ватикан заранее вошёл в сношения с монголами и даже предотвратил их дальнейший поход на Запад богатыми дарами? Об этом может свидетельствовать практика интенсивных дипломатических контактов пап-ского престола и ориентировавшихся на него государей с монгольскими ханами в да-льнейшем.В 1245-1247 гг.с грамотами к папскими хану ездил легат Джованни дель Плано Карпини.В 1251-1253 гг.посольство в Каракорум совершил посол французского короля Людовика IX монах-францисканец Гийом де Рубрук.Но самым примечательным явлением новых геополитических реалий,сложившихся после монгольского завоевания, стало усиление Венеции,получившей широкий доступ к восточным рынкам.Как раз в 1262-1266 гг.в Монгольской державе находились резиденты Венеции братья Никколо и Маттео Поло,а с 1275-91 гг.одним из главных советников при верховном хане Хуби-лае служил сын Никколо Поло– Марко.За спиной Венеции стоял папский престол.Деят-ельность Венеции на Востоке широко использовалось Ватиканом для собственного об-огащения и усиления влияния в Италии.С середины 13 в.наступил упадок гибеллинов. В 1273 г.Папа Григорий Х с удовольствием констатировал,что никто уже не знает, кто такие гибеллины.Одновременно Ватикан пытался утвердить католицизм на просто-рах гигантской Монгольской державы,но почему эта экспансия потерпела неудачу– отдельная история."
  (ст."Холопство: зачем русские добровольно шли в рабство",Кириллица,2024)
"Само слово «холоп» в современном русском языке имеет слегка негативный оттенок. Так иронично называют человека, раболепствующего перед начальством. А между тем, в Древней Руси холопы составляли весьма многочисленный социальный слой. Несмотря на зависимое положение, их жизнь не всегда являлась чередой тягот и лишений. Напротив, некоторые свободные люди по разным причинам сами просились в холопы к господам.Социально-правовое явление.Холопство,как форма личной зависимости одн-ого человека от другого,существовало на Руси со времен удельных княжеств.По своему правовому положению холопы практически равнялись рабам.Известный историк, академик АН СССР Лев Черепнин подробно описал этот социальный институт в своей книге «Образование Русского централизованного государства в XIV–XV вв.Очерки социально-экономической и политической истории Руси»(Москва,1960).Ученый отметил ,что холопы являлись собственностью феодалов в те времена,когда еще не произошло полного закрепощения крестьян.Зависимых людей их господа могли продавать,поку-пать,дарить,передавать по наследству или отдавать дочерям в качестве приданого. А убийство холопа не являлось преступлением с уголовно-правовой точки зрения, такие поступки разве что порицались как грех по религиозным канонам.Что касается других действий,то господин имел полное право наказывать холопа так,как сам счи-тал правильным,распоряжаться его жизнью по своей воле.Холопы делились на две ка-тегории:страдные люди– ремесленники и хлебопашцы,работающие на господина;прик-азные люди– слуги,ключники,тиуны(управляющие),представители сельской админис-трации и т.п.Ни для кого не секрет,что большинство приказных людей жили сравни-тельно лучше,чем обычные крестьяне.А ключники,тиуны и старосты,к тому же,облада-ли реальной властью.Как становились холопами.Большинство зависимых людей,разум-еется,теряли личную свободу против своей воли.Часто холопами князей становились воины,попавшие в плен в результате междоусобных конфликтов и набегов на соседние страны.Во многих летописях содержатся упоминания о массовой распродаже пленных после сражений,завершившихся победами.Потомки этих несчастных оставались холо-пами,если только барин не давал им волю по своей прихоти.Другой категорией людей ,лишавшихся личной свободы,были преступники: воры,грабители,поджигатели,конокра-ды.Они должны были служить представителю пострадавшей стороны,пока не искупят своей работой нанесенный материальный ущерб.Их называли «закупными» холопами. Такое наказание было предусмотрено,например,«Русской Правдой»– наиболее извест-ным сборником правовых норм Древней Руси,который ученые датируют началом XI в.По действовавшим тогда законам,стать холопом барина грозило и бедняку,не сумевшему вовремя выплатить долг.Разорившийся торговец тоже мог быть продан своими креди-торами за долги.К тому же,дети,родившиеся от браков челяди,приравнивались к дви-жимому имуществу своего владельца,наравне со скотом.По собственной воле.Удиви-тельно,но некоторые люди отказывались от свободы,добровольно становясь холопами. Причины у всех были разными,но чаще всего они носили материальный характер.Нап-ример,отец семейства,испытывающего нужду,мог продать в холопы кого-то из детей или себя самого с условием,что его родные получат средства для существования. Или в неурожайный год страдающие от голода родители отдавали ребенка в кабалу к барину,надеясь,что тот будет хотя бы кормить их дитя.Брак с холопом или холопкой автоматически понижал социальный статус свободного человека,и все их дети тоже попадали в зависимость от господина.Иногда житель Древней Руси становился холо-пом,желая получить престижную работу тиуна или ключника.В таких случаях боярин даже мог заключить с новым «сотрудником» договор,который назывался «ряд».Этот документ определял служебные обязанности и права такого холопа.Данной теме пос-вящена статья аспиранта кафедры истории России Удмуртского государственного уни-верситета Екатерины Козловской «Социальная мобильность в Древней Руси(по матери-алам законодательных актов X-XIII вв.),которая была опубликована в журнале «Вес-тник УдГУ»(выпуск 1 за 2019 г).Исследовательница считает,что в некоторых случаях добровольное холопство было оправданно,поскольку оно предоставляло людям не то-лько возможность выжить,но и улучшить свое материальное положение.Так,княжеский тиун или ключник имел доступ к казне,ни в чем не нуждался,более того,он мог ока-зывать влияние на решение многих вопросов,в том числе и политических.По сути,та-кой добровольный холоп являлся влиятельным чиновником,который еще и устраивал на различные должности своих родственников и друзей.А многие боярские тиуны,в силу их близости к важным господам,имели значительно больше возможностей,чем обычные свободные люди.Для такого холопа получение воли было равнозначно лишению работы. Кто отменил холопство.Как социальный институт холопство было отменено при Петре I Алексеевиче(1672-1725 гг.),поскольку оно уже не соответствовало реалиям време-ни.С последовательным закабалением крестьянства грань между крепостными и холо-пами стала исчезать.К тому же,реформирование системы налогообложения требовало другого подхода к определению социального статуса подданных.С 1718 г.по указанию государя-реформатора в России начали проводиться переписи населения(ревизии),и делалось это для определения подушной подати.Известный историк Василий Ключев-ский– автор фундаментальной работы «Курс русской истории»,которая впервые была опубликована в Санкт-Петербурге в пяти частях с 1904-22 гг.Третье издание из этой серии,содержащее лекции LXII-LXXXVI,описывает помимо других реформ Петра I и отмену холопства.«Подушная перепись довершила жестокое упрощение общественного состава,произведенное распоряжениями Петра: все промежуточные слои были без вни-мания к действовавшему праву втиснуты в два основных сельских состояния– госуд-арственных крестьян и крепостных людей,причем в первое из этих состояний вошли однодворцы,черносошные крестьяне,татары,ясашные и сибирские пашенные служилые люди,копейщики,рейтары,драгуны и т.п.»,– отметил В.О.Ключевский.То есть,все хол-опы автоматически были причислены к крепостным крестьянам,чье правовое положение с этих пор стало неуклонно приближаться к рабскому.«Холоп» в XIX в.Читатели уже поняли, что название комедии «Холоп» (режиссер Клим Шипенко), которая вышла в российский прокат в конце 2019 года, является не совсем верным с исторической точки зрения. Ведь сын олигарха Гриша условно попадает в эпоху Александра II Николаевича, который правил Российской империей с 1856 по 1881 годы. Более того, на дворе как бы идет 1860 год, когда в правительстве обсуждалась возможность принятия Манифеста об отмене крепостного права.Впрочем, хотя во второй половине XIX века в стране уже давно не было никаких холопов,в народной памяти это соци-ально-правовое явление сохранилось надолго.Например,Толковый словарь живого вел-икорусского языка,который составил известный лексикограф Владимир Даль(1801-72 гг.),дает нам несколько значений этого слова.Холопами в переносном значении наз-ывали дворовых,крепостных людей,подчеркивая их личную зависимость от господина.
Подданные московского царя, подавая челобитные, подобострастно именовали себя его холопами.То есть,покорными слугами.К тому же,как сказано в начале статьи, это слово частично совпадает с пренебрежительным «холуй».То есть,человек,униж-енно выслуживающийся перед руководством.Вероятно,создатели фильма хотели макси-мально подчеркнуть социальный контраст между положением современного сына олига-рха и крепостного парня из XIX в.,поэтому выбрали такое название для своей кар-тины."
  (ст."Сны.Когда сознание покидает тело. Приведения.Новое рождение",Конфигуратор Сознания,2024) "С точки зрения Теософии.Во сне,когда сознание покидает физиче-ское тело,бывшее для нее проводником во время бодрствования- физическое и эфир-ные тела остаются вместе,но функционируют они в мире сновидений до известной степени независимо друг от друга.Впечатления , испытываемые в бодрствующем состоянии, воспроизводятся во сне автоматически, и оба мозга - физический и эфирный, наполняются бессвязными, обрывочными картинами, причем вибрации и того, и другого сталкиваются и вызывают всевозможные причудливые переплетения и комбинации.Как следствие,в сон могут быть воплощены,как фрагменты из реальной жизни,так и любые безумные фантазии.Вибрации из вне влияют на оба проводника, энергии астральной сферы легко вызывают сновидения,соответствующие представлен-иям,часто повторяющимся у спящего во время бодрствования.Чистота или нечистота бодрствующего сознания отразится на возникающих во сне картинах,будут ли они возникать самопроизвольно или же будут вызваны из вне.Когда наступает смерть, эфирное тело извлекается из своего физического двойника удаляющимся сознанием. Магнетическая связь,существовавшая между обоими телами при жизни,обрывается и в течение нескольких часов сознание остается,как бы окутанным в эту эфирную одежду .В ней оно иногда,может привидеться близким людям,имея вид облачной фигуры,с очень неясным сознанием и без слов.Это то,что мы называем "привидением."Когда же сознательная сущность покидает и эфирное тело,последнее иногда,при благоприятных обстоятельствах,можно увидеть,как бы парящим над могилой,в которую положен его физический двойник,и оно медленно распадается на составные части.Когда наступает время нового воплощения,эфирный двойник строится ранее физического тела,послед-нее в утробном своем периоде,точно копирует его.Оба тела- физическое и эфирное - намечают собою те ограничения,в пределах которых сознательная суть человека,дол-жна жить,проявляться и развиваться в течение земного своего существования.из книги "Братство религий" А.БЕЗАНТ."
  (ст."Жизнь после смерти.Первые мысли и чувства в загробной жизни"Конфигуратор Сознания,2024) "Тибетская книга смерти." Здесь открываются некоторые тайны о жизни после смерти.Сразу после смерти человек еще не осознает своего положения. Зрение бывает искажено,и он плохо не видит,какой то туман застилает глаза.Слух отсутствует также,лишь изредка прорываются какие то невнятные звуки.Они бывают отрывочны и бессвязны.Первое время невозможно пошевелить даже рукой.Тело будто бы было заморожено и ничего не чувствует.Позже появляется Свет.Поначалу это похоже на тусклое желтое свечение,но оно постепенно становится ярче.Тепло от этого Света приносит человеку душевное успокоение.Человек побывавший в клинич-еской смерти,рассказывает- "Ещё чуть позже,я заметил где то внизу,под собой, больничную комнату,кровать,каких то людей в халатах.Чье то тело лежащее неподв-ижно.Теперь я уже начинал понимать- это мое тело осталось внизу,на кровати без-дыханным и недвижным..Но почему я еще жив?Это было невероятное ощущение и очень тяжелое чувство.Мне было жалко того,кто неподвижно лежал на столе..Сколько стр-аданий и боли пришлось перенести ему за последнее время,но теперь боль закончи-лась.Возможно,что эта боль была частью моего очищения.Я хотел так думать.Хотел ли я вернуться в прошлую жизнь? Я не знаю.Это было смешанное чувство.Чувства об-легчения,от того.что все уже случилось и чувства грусти о том,что все осталось позади.Но я уже понимал,что мне предстоит сделать выбор.Необходимость этого выб-ора тревожила мое сознание.Но мне показалось,что я могу довериться Свету кото-рый появился и становился все ярче и мне следует отправляться ему на встречу.
Мне становилось по-настоящему хорошо,я почувствовал себя в безопасности.Возможно я проходил этим путем уже очень много раз.Надо только вспомнить правильную доро-гу.Я вдруг подумал,что должен вспомнить какие то важные вещи.В памяти стали всплывать отрывочные воспоминания.Я вспомнил,что очень важный момент существова-ния наступил.Это смерть."Переход между жизнью и смертью несет в себе уникальные возможности получения освобождения,потому что эти особые моменты существования, обладают гораздо большим потенциалом,чем остальные части жизни или смерти.Все действия в эти особые моменты после смерти,имеют далеко идущие и долгосрочные последствия.В момент смерти тела,обыкновенный ум со всеми его иллюзиями также умирает.Сознание очищается.В этот момент дается возможность для освобождения.С потерей тела во время смерти возникает уникальная возможность достижения всего, к чему люди стремились в своей жизни. "Я знал, что будет дальше,я все вспомнил, я уже знал это раньше.Сияние Света будет расти и чтобы мне не впасть в бессоз-нательное состояние я должен быть внимательным и не ошибаться.Я знал,что неудача распознать Свет,означает начало другого цикла Самсары,круга перерождений,кото-рая лишь на мгновение прервалась в момент смерти.Но я не хотел возвращаться в этот мир страдания и боли.Я должен распознать Свет- Сияние Основ.Я понимал,что от действия Кармы,я не смогу скрыться ни том,ни на этом Свете Но меня уже не устраивал,этот совершенно автоматический или слепой результат моих предыдущих жизней и если я не смогу все контролировать.Все,что теперь случится,не будет сознательным выбором,и меня просто вышвырнет на волны новой жизни,управляемой силами кармы.Я опять получу ментальное тело и процесс возрождения вновь закрути-тся".Заблуждения о природе нашего существа,заканчиваются вместе с прошлой жиз-нью.в человеке пробуждается Самосознание и в его просветах чуть проступают тай-ные знаки настоящей истинной сути человека— понимание того,что только начинается Жизнь,не выживание,не существование,а Жизнь,которая не начинается с рождения и не заканчивается смертью.Жизнь после жизни.*Твое сознание и сверкающий ум— нера-здельны.Твое Сознание,сияющее,растворенное и нераздельное с Великим Блеском Предвечности,не имеет рождения и не знает смерти.Оно само и есть Вечный Свет— Будда Амитаба.Соберись,ищи взором Предвечный Свет.Увидав,прими! Вот онВосклик-ни.Не позволяй вниманию бродить бесцельно.Это встреча впрямую с последней исти-ной,Законом (Дхарма-Кайя).Сумеешь углядеть,распознать— ты станешь тем,что есть на самом деле.Узнаешь тайну,узнаешь морок Жизни и Смерти,станешь сам этим Све-том.Это вертикальная тропа,доступная немногим.*" Тибетская Книга Смерти".


Рецензии