29. Антикварные часы. Кража века

      Глава 29. Лекция про ювелирное искусство

     Мадам Юварт-Крыскина согласилась прочитать платную лекцию на тему: «Истории ювелирных украшений» в обществе «Незнание» якобы для жителей-пенсионеров Гномов-Сада. Она прекрасно понимала с какой целью возник интерес к современному рынку антикварного искусства и для кого эти познания предназначались, поэтому были выдвинуты ряд требований, которые, безусловно, опирались на её главный жизненный принцип: «Знания – это товар, который очень дорого стоит».  Как высоко известный специалист, она определила цену только одной лекции в размере годовой зарплаты главного хранителя в музее. Другие условия, которые она потребовала, заключались в том, чтобы ей никто не задавал никакие дополнительные вопросы, ни во время лекции, ни после завершения, а также для удобства  работы потребовала принести её уютное, домашнее, антикварное кресло, какого-то известного английского мастера-краснодеревщика.

      Публика состояла,в основном,  из полицейских, служащих, работников Службы безопасности, и Службы защиты населения, Министерства юстиции, Министерства иностранных дел, Министерства торговли, а также из нескольких пожилых гномов, любителей поспать в тепле, интеллектуальной обстановке и интеллигентном окружении.

     На сцену вышел Ньютон-младший, известный Гном-старичок, бывший ученый, а ныне, всё позабывший, поэтому Президент добровольного общества «Знание-Сила и точка». Он, поблагодарив Министра культуры (имя забыл), а также, помолчав, добавил, и директора городского культурного общества (имя забыл) за организацию такого архиважного мероприятия в рамках повышения общекультурного уровня населения и лично директора «Дворца раздумий и творчества» (имя тоже забыл), он, разглядывая запись на бумажке, прочитал:
     - Представляю Вашему вниманию - Мадам Юварт-Крыскина! - лицензированный специалист нашего просветительского клуба под названием «Знания-Сила и точка»! Мадам Юваарт-Крыскина - доктор около культурологических наук, старший научный сотрудник, главный хранитель Главного музея Гномов-Сада, Заслуженный работник культуры Гномов-Сада, Почётный искусствовед заокеанских музеев, Почётный эксперт за озёрного Аукционного Клуба по продаже произведений искусства «Арт-Содбис» и других очень важных антикварных лавок, галерей и обществ.

   - Мадам Юварт- Крыскина, специалист в области теории и истории ювелирного искусства, она имеет глубокие познания в области стилистических особенностей предметов старинного искусства и владеет обстановкой современного рынка антикварных художественно-ювелирных произведений.

    - Огромная просьба ко всем присутствующим»! Не задавать лектору никаких, интересующих Вас, вопросов. Прошу Вашего внимания!

     Искусствовед мадам Юарт-Крыскина выглядела как фарфоровая статуэтка,  она удобно разместилась в своем художественном кресле, закинув ногу на ногу и, размахивая руками, демонстрировала свои уникальные украшения: это тяжелые этнические браслеты, кольца из серебра с драгоценными камнями. Она начала беседу тихим и спокойным голосом, сообщила, что является большим любителем художественных изделий и умеет оценивать настоящую ценность ювелирных украшений.

     Кому положено, тот уже сразу уснул и даже похрапывал, а следователь Сыщ включил записывающее устройство.

     В начале лекции лектор изложила более-менее известные сведения:
     - Древние украшения, которые находят археологи, первоначально использовались как атрибуты, которые обозначали статус индивида, являлись предметами веры и выступали в роли помощников и защиты от злых сил, а также были своеобразной валютой как предметы обмена. Эти амулеты, обереги, тотемы, изделия, предметы-знаки делались из природных материалов: разные камни, ракушки, семена, перья, когти, зубы, шерсть животных. Особую ценность приобрели некоторые поделочные цветные камни – нефрит, обсидиан, кремень, жадеит, янтарь, а также кораллы. Постепенно из природных материалов стали создавать другие, новые формы, придавая им определенное значение. Позже древние люди освоили обжиг глины и стали делать керамические «украшения».

      А драгоценные металлы появилось значительно позже, когда научились работать с металлом, — это в бронзовый и ранний железный века. Таким образом, считается, что возникновение обработка драгоценных материалов и редких, красивых камней является возникновением отдельного направления человеческой деятельности – «ювелирное искусство».

     Далее, лектор заметила, что и сегодня использование изделий ювелирного искусства далеко не ушло от древних целей:
   - Обращаю Ваше внимание, что и в настоящее время целью приобретения (в том числе воровства) и ношения ювелирных изделий остается не столько художественная ценность, сколько "статусность", трансляция в обществе информации: «свой-чужой», затем следует ритуально-обрядовая функция, включающая не только верующих, но и разных любителей поверий, суеверий. Важное место принадлежит материальной стороне, отношению к дорогим изделиям как к сохранению и вложению средств в ценное имущество независимо от времени. За последние века появилась особая группа – это коллекционеры, целенаправленно собирающие изделия по видам, стилям, эпохам и другим направлениям. Конечно, в коллекционировании, опять же, важным является не только художественная сторона, а пополнение своей коллекции, поиск недостающего пазла.

     Специалисты в области ювелирного искусства отмечают совершенно новое явление, когда покупатели покупают ради покупки удовлетворения каких-то сиюминутных желаний или создания иллюзии собственной значимости, власти и владения богатством, но они не знают конкретной цели - для чего приобретается данное дорогостоящее изделие из драгоценных материалов. В медицинской такое психическое расстройство называется: «Ониомания», которое характерно для больных с манией величия, депрессией, деменцией.

     Мадам Юварт-Крыскина особо остановилась на характеристике основных центров ювелирного искусства:
     - Самые древние предметы были найдены на территории Египта. И сегодня египетские современные золотые изделия высоко ценятся как с художественной стороны, так и сам драгоценный материал - высокопробное золото, а также техники и качество его обработки. Богатейшая коллекция драгоценностей представлена в Музее Королевских ювелирных украшений в г. Александрия (Египет). 
 
     Индия является мировым центром производства предметов роскоши. На протяжении многих трудолюбивые индийские мастера создавали и продолжают создавать изысканные, художественно совершенные и технически разнообразные украшения. Кстати, в Индии впервые освоили огранку и полирование алмазов, и в настоящее время практически все бриллианты обрабатываются в Индии.

     Другим центром ювелирного искусства, начиная со средневековья, считается Китай. Произведения китайских ювелиров проникли в Европу вместе с увлечением восточной экзотики, и, начиная с конца 17 века появилась мода на «китайским стиль», который получил название «шинуазри». Во Франции, Англии, Голландии, а позже в Российской империи, создавались интерьеры не с китайскими предметами, фарфором, но и местные мастера воссоздавали своё понимание «Китая».
      
      В 18 веке при королевском дворе Людовика-14 распространение получили предметы роскоши, поэтому возникли крупные мануфактуры производства украшений, составляющие конкуренцию модным восточным товарам, некоторые иностранные мастера работали по готовым эскизам и чертежам, напоминающие китайский стиль. Поэтому сегодня только специалисты, например как я, могут отличить настоящее произведение китайского искусства от его повторов европейскими ювелирами.

     К концу 18 века складывается изысканный, пышный, но в тоже время «кокетливый», «игривый» стиль – рококо, распространившийся во многих странах, но особое распространение получил во Франции и особо богатый вариант - в Российской Империи.  Этот стиль также называют эпохой бриллиантов, потому что в большом количестве поступали в Европу, в основном из Индии. Французские ювелиры вставляли бриллианты и редкие цветные камни в перстни, броши, колье, пуговицы и даже в украшения для волос, шляп, пряжек для туфель. Увлечение бриллиантами способствовало вниманию не только модниц и модников, но и со стороны и мошенников. Во многих изделиях стиля рококо встречаются не настоящие, фальшивые камешки.

      Мадам Юварт Крыскина сказала, что она не будет рассматривать стилистику ювелирных изделий, выполненных в разные времена, но подробнее остановится на анализе карманных часов, как необычных ювелирных украшений:
      - Хронометры появились в Европе на рубеже 16-17 веков, они были редкостью, крепились к поясу тонкой цепочкой из драгоценных материалов.  В 17 веке появилась странная мода, когда одновременно носили несколько разных карманных часов, часы-перстень и часовой медальон, таким образом, они якобы демонстрировали хороший вкус, моду и статусность. Популярными в это время были карманные часы круглой формы, которые сейчас называют «салатницами, потому что они имели овальное поперечное сечение. Оформлялись они цветочными или духовными сюжетами в технике росписи по белой эмали 

      В 18 веке Европа под влиянием китайской модой, поэтому считается, что карманные часы стали делать с шатлене — это взаимосвязанное с ними, но фактически самостоятельное, сложное по конструкции ювелирное украшение. Подобные часы на шатлене были распространены в Китае, соответствуя вкусам маньчжурской династии. даже входили в комплекс ритуальной утвари императора Цин. Европейские карманные часы, служащие как украшение и как поведение в обществе, рассматриваются современными искусствоведами как возвращение китайской экзотики. Ювелирные мастера заимствовали, подражали не только внешние формы «шинуазри», но и декоративные элементы, например, появился характерный сюжет в эмалевой росписи - «цветы и птицы», «горы и воды» и другие. Отличить оригинальные маньчжурские от европейских часов  довольно сложно, потому что Китай добывал и вывозил золото в европейские страны.

      В более поздние времена карманные часы не потеряли популярность, но уже отражали иные вкусы и модные тенденции. В эпоху неоклассицизма этот мужской аксессуар стал более скромным в оформлении, шатлене заменилось цепочками из драгоценных металлов, конструкции часового механизма стало более сложной, включая множество дополнительных функций. Интерес представляют часы начала 1900 года, когда корпус изготавливали французские ювелиры, а механизм исполнили часовые мастера в Швейцарии. Мужские карманные часы были популярными вплоть до начала 20 века. В Российской Империи работало много часовых и ювелирных мастеров, в том числе известная мастерская Фаберже, но это отдельная тема.

       В заключение мадам Юварт-Крынкина немного осветила вопросы современного ювелирного антикварного рынка:
      - Антикварный рынок начинается с предметов, возраст которых начинается от 50 лет.  Сегодня на торги в основном выставляются произведения искусства 19 и 20 века, а более ранние объекты, начиная от 18 века и до средневековья, встречаются чрезвычайно редко. Сложно происходит торговля древними археологическими экспонатами, потому что они охраняются Законами и все находки, где ведутся раскопки, являются собственностью данной территории и должны оставаться на месте.
Ценообразование антиквариата зависит больше не от временного фактора, а учитывается раритетность, уникальность; не серийность; художественная, историческая, культурная, культовая ценность, а также связь с исторической эпохой, событиями, личностями, и даже материалами, из которых они сделаны, и многими другими малозаметными составными компонентами.
 
       Антикварный рынок – это сложная и многоуровневая структура: это дилеры, затем владельцы антикварных магазинов, галерей, салонов,  кураторы, искусствоведы, эксперты, арт-менеджеры, аукционисты.  На верху этой иерархии находятся «Аукционные Дома», а возглавляют эту «пищевую цепочку» два старейших Аукционных Дома, зарегистрированные в Великобритании: «Сотбис (Sothtbe`s)» и «Кристис (Christie`s)», которые совместно занимают 90% мирового рынка аукционных продаж и определяют всю политику ценообразования. Они имеют 53 офиса, экспертов в более 70 стран, 12 аукционных площадок: в Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Женеве, Милане, Амстердаме, Цюрихе, Дубае, Гонконге, Шанхае, Мумбае, Дели. Аукционный Дом «Сотбис» принадлежит французскому медиамагнату Патрику Драи, а Кристис, возможно, приобрёл эмир Катара (данные скрываются).

      Признанным мировым лидером, специализирующимся на продаже ювелирных изделий и часового искусства является аукционный Дом Kruse GWS Auctions. Антикварные предметы, выставляемые на торги, известными  аукционными домами – это гарантия подлинности, потому товар проходит очень тщательную экспертизу и юридическое сопровождение.

     Рынок антикварных ювелирных украшений весьма интересный, подвижный и непредсказуемый. Иногда наследники выставляют на аукционные торги фамильные предметы и драгоценности. Сегодня престижным в биографии известных личностей является их участие в благотворительных акциях, когда вносятся средства, полученные от продажи дорогих украшений и предметов роскоши.   

      Мадам Юварт Крыскина завершила свою лекцию словами:
      - Надеюсь, что мои знания будут полезны всем присутствующим слушателям, а сотрудники правоохранительных органов обратят внимание на полезные советы, которые помогут им в поиске преступников.

      Президент добровольного общества «Знание-Сила и точка» бывший ученый по фамилии Ньютон-младший, поблагодарил лектора за интересное содержание лекции и популяризацию научных знаний среди населения. Присутствующие пенсионеры проснулись и дружно аплодировали. А следователь Сыщ подошел к лектору, поблагодарил, извинился, за прошлую встречу и пригласил к совместной работе. Юварт-Крыскина ответила, что она готова и в будущем выступать в роли платного консультанта как высоко квалифицированный искусствовед, но не более.
   
   (Продолжение следует)


Рецензии