Очевидное невероятное

                светлой памяти Галины Алексеевны Гнеденко

Нашей бабушке сегодня – 95 лет! За большим овальным столом, традиционно стоявшим в центре комнаты в однокомнатной квартирке, собрались родственники, дети, внуки и правнуки, соседи и знакомые. Стол ломился от многочисленных явств и угощений. Гости дарили подарки, зачитывали поздравительные письма, было много тостов с добрыми пожеланиями и тёплыми словами.

А надо сказать, что бабушка наша, несмотря на свой почтенный возраст, была в здравом уме и доброй памяти и, уважая традиции своей семьи, которая корнями уходила в далёкое прошлое, бабушка была вполне современным человеком, интересующимся новостями не только в стране, но и в науке и технике. Прожив долгую, насыщенную событиями жизнь, она недавно подготовила к печати материал для книги мемуаров, самостоятельно набрав текст на компьютере – это в 90-то лет!

Ветеран войны и труда, бабушка воспитала троих детей, знала много хитростей по хозяйству и всю жизнь следила за модой: умела вязать, вышивать и шила необычные красивые платья и аксессуары для одежды не только себе, но и всем детям и внукам. И вот сегодня на юбилее бабушка была в своём новом наряде, который очень ей шёл. По доброй улыбке, озарявшей её лицо, чувствовалось, что ей приятно внимание такого большого числа гостей: праздник удался!

Отзвенели тосты, шикарные букеты цветов заняли своё почётное место в вазах, и настало время ответного слова бабушки. На минуту она задумалась. В комнате воцарилась тишина, в которой прозвучало еле слышное:
- Ну, девка, жить тебе до ста лет!.. - Это было сказано бабушкой как бы для себя, но заметив недоумение на лицах, она улыбнулась и начала свой рассказ.

«Было это сразу после войны, когда нас, выпускников Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии направили восстанавливать разрушенное хозяйство в недавно освобождённые от фашистов районы страны. Наша задача была определить масштаб разрушений, нанести на карту повреждения дорог, линий электропередач, геодезических знаков, жилых и хозяйственных построек в сельской местности.

Меня направили в Великолукскую область. Самолёт малой авиации доставил нас в заданный район, откуда каждый должен был сам добираться до своей местности. На мне был синий комбинезон, как у техников в авиации и кожаный лётный шлем. Меня снабдили планшеткой с аэрофотосъёмкой местности и продовольственным пайком на первое время. Определили сроки и маршруты.

В связи с тем, что в то время по лесам ещё прятались фашистские недобитки, каждому из нас полагалась винтовка, но я отказалась таскать такую тяжесть, да и внимание привлекает, а пистолета не дали… Зато выдали удостоверение личности и требование к главам сельсоветов и жителям оказывать нам всестороннюю помощь.

До ближайшего населённого пункта я решила добираться на попутках, но попавшийся грузовичок смог проехать только половину пути: дальше вся дорога была в воронках от разрывов бомб. Оставшийся путь мне пришлось идти пешком.

Я сверилась с аэрофотосъёмкой: дорога до села делала большой крюк. Тогда я решила идти напрямик. Стояла тихая майская погода. Заплечный вещмешок не тяготил, планшетка была прижата к боку, и я шла бодро с сознание большой ответственности порученного мне дела.

Вот уже пройден лесок и на пригорке можно было разглядеть избы нужного мне села, который издали казался вымершим. Но по мере того, как я приближалась к нему, там началось какое-то движение: на косогор со всех сторон стали спешно собираться жители, вглядываясь в мою сторону.
- Вышли встречать, – подумала я и стала подниматься по косогору.

- Добрый день! – приветствовала я их, но ответа не последовало. Только тут я заметила, что на лицах жителей было непонятное выражение одновременно недоумения, удивления и тревоги, будто я была не обычной двадцатилетней девчонкой, а каким-то неземным существом. Некоторые крестились. Возникла пауза, как в гоголевском «Ревизоре». И тут, наконец, одна из женщин, выйдя из оцепенения, констатировала, обнимая меня:
- Ну, девка, жить тебе до ста лет!..

Теперь пришла очередь мне выразить своё недоумение. Тогда женщина взяла меня за плечи своими могучими трудовыми руками и повернула назад, туда, откуда я только что пришла:
- Ты же по минному полю прошла, девка!..
Передо мной с косогора открывалось поле, которое отделяло жизнь от смерти…»

Закончив свой рассказ, бабушка облегчённо вздохнула и, усмехнувшись, добавила:
- Вот с тех пор я и живу – почти уже сто лет!..


Рецензии