Рейд Гиришк - Кабул. Глава вторая. В Кандагаре

  В Кандагаре никогда не было спокойно. Думаю, сослуживцы со мной согласятся, что это было самое опасное место для службы в Афганистане. Мощные вооруженные группировки ежедневно подвергали городские кварталы ракетно-минометным обстрелам и другими вооруженным провокациям. Поэтому нас, прямо с колес, привлекают к совместной с кандагарской отдельной  мотострелковой бригадой операции по уничтожению агрессивных банд.  Не буду останавливаться на подробностях этой операции. Запомнилось, что в этот раз нас не бросили в пекло.

   Боевые действия в Кандагаре шли не только на ближних и дальних подступах, но и в самом городе. Банды мятежников практически не вылезали из его центральных кварталов.  В полдень 20 марта я расположил бронетранспортеры своей 9 роты вдоль улицы, проходящей параллельно боевым позициям душманов в районе зеленки в юго-западной части города. Нам поставлена задача совместно с двумя батальонами кандагарской бригады и афганским армейским корпусом обеспечить проход колонны «наливняков» (бензовозов) через город, через его наиболее опасный район Черную площадь.
 
   Наш батальон на въезде с запада.  Согласен с воспоминаниями очевидцев: « Здесь шага лишнего не шагнешь. Мины вокруг домов, вокруг постов, на подступах к городу. Вся земля усеяна металлом: пули, осколки снарядов и бомб, стреляные гильзы. Стены разбиты артиллерийскими снарядами, плоские крыши заставлены мешками с песком».
   Рядом танк в полной готовности. Вижу командира танка, напряженно вглядывающегося в зеленку. Только что закончила работать артиллерия. Тишина. Идет БРДМ боевого охранения колонны. Появляется первый Урал. Приближается к танку. Началось! Треск автоматных очередей, свист пуль по броне, впереди и справа от моего бронетранспортера рвутся мины. Нестерпимо хочется нырнуть в люк. Но тогда не увижу гранатометчиков. И так из-за кустов ничего не разглядеть. Кажется, вот они приподнимаются, целятся  в танк и в Урал. Огонь!!! Огонь!!! Цель слева!!! Только бы успеть! Не дать им прицельно выстрелить. Рота стреляет из всего оружия. Крупнокалиберные пулеметы косят деревья, крошат глиняные заборы. Гранаты душманов пролетают мимо грузовиков. Жуткий грохот. Остервенело палят танки. Подключается гаубичная батарея. Кажется, что ничто живое не может уцелеть под градом  смертоносных осколков. Но мятежники не успокаиваются. Они отвечают огнем из минометов, гранатометов и автоматов. Похоже, что это недавно прибывшая из Пакистана банда, еще не обстрелянная и потому дерзкая, «сдает зачет» своим инструкторам. Некоторые пытаются выскочить на дорогу и поразить бензовозы в упор. Но отступают перед плотно ложащимися пулями. Прикрываясь нашими бронетранспортерами, колонна на максимально возможной для разбитой дороги скорости пролетает мимо, огрызаясь огнем ЗУ -23 и КПВТ боевых разведывательных машин охранения.
    Наши потери минимальны. Одно легкое осколочное ранение. И несколько гранат противника отскочили от танка. Обычная для этих мест проводка колонны закончилась.

                Фугасы на трассе Кандагар - Калат
   Утро 21 марта. Опять в путь. После ночевки в расположении наших войск выходим на трассу Кандагар – Калат. Она представляет собой полуразрушенное асфальтовое полотно.  Установить на ней мину не представляет никакой сложности. Тревога постепенно нарастает. Начинаю остро осознавать самую страшную угрозу афганских дорог – фугасы.

     А вот и первые два взрыва. Когда они успели заминировать? Взрывы мощные, но машины почему-то не повреждены. Саперы стали более тщательно проверять маршрут. Движение замедлилось. Но на ходу найти мины практически невозможно. Напрягаюсь при каждом качке бронетранспортера. К этому времени я уже два раза подрывался и на всю жизнь запомнил сначала легкий удар, потом щелчок взрывателя и через мгновение страшный взрыв. Теперь от любой рытвины ждешь подвоха и представляешь,  как за это мгновение перед тобой пронесется вся жизнь. Десант вылезает на броню и надеется только на ее прочность.
 
    Заставляю всех поправить каски и бронники. Не зря. Слева оглушительные разрывы, темнота, запах пороха, пыль  и увесистые куски асфальта по голове и спине. Душманам удалось через радиоуправление взорвать шесть фугасов. По одному на каждый бронетранспортер моей роты. Смотрю на испуганных солдат: все ли целы? Они , не обращая внимания на падающие сверху камни, удивленно смотрят на меня: «Что это было?».  Что было. Просто повезло.

    Потом я узнал, что перед нашим выездом по этой дороге прошла разведрота кандагарской бригады. К вечеру она должна была возвращаться обратно. Вот душманы и приготовили им сюрприз. Только фугасы они соответственно поставили по встречной от нас полосе дороги. Это и спасло нам жизнь. Воронки образовались внушительные.
Доложил комбату. Привели себя в порядок. Постреляли для порядка по степи. Кто-то видел, что там мелькнула чалма. Колонна идет дальше. Настроение как в песне: «Мы идем, мы пройдем, мы дойдем». До Кабула  остается около 500 километров.

          Продолжение следует


Рецензии
Добрый день, Владимир Иванович.
Трудно, очень трудно воевать с афганцами, они как бой с тенью.
Невидимые, мобильные, быстрые как нинзя.
И постоянные сюрпризы от них.
Быстро работают и неутомимо.
Огонь, треск автоматов, взрывы, сплошная канонада звуков, того и гляди-оглохнешь, ослепнешь.
Какая-то круговерть, успевай только отстреливаться и смотреть по сторонам.
Но, опять пронесло.
Потерь нет и это настоящее счастье для командира.
Благо, фугасы поставили на встречке.
Иначе даже страшно представить, чтобы случилось.
Оберег продолжает действовать.
Удачливость командира приносит свои плоды.
Это как в футболе.
Обязательно в команде должен быть рыжий футболист на удачу.
А, Вы не рыжий случайно, Владимир Иванович?
А вдруг...
Спасибо за ещё одну волнительную и впечатляющую главу.
Только вперёд!!!
С теплом и искренним уважением.

Варвара Сотникова   07.07.2024 12:53     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Варвара, за Ваше внимание! За два года Афгана я был три раза ранен. Так что не рыжий. И в следующей главе Вы в этом убедитесь. Хотя действительно действовал оберег. Его перед отлетом зашили мне в пояс родные. Поэтому ранения были нетяжелые. И в описываемой далее катастрофе мой роте удалось проскочить без потерь. У Вас писательская наблюдательность. Вы замечаете все тонкости и точно определяете причины.
Хорошего Вам дня!
С теплом и уважением.

Владимир Курочкин   07.07.2024 14:08   Заявить о нарушении