Конец истории Запада

1. Запад рождается в римской утробе, где сочетаются греческий рациональный Логос и христианско-иудейская мистика первородного Слова (которое есть Бог). Одновременно греческая геометрия пространства сходится с иудейской стрелой конечного необратимого времени.

Именно их союз и, в то же время, их непримиримое противоречие рождают магию открытого процесса – то небывалое поступательное движение, которое называется «прогрессом» и которое вечно падает, «западает» на новую ступень.


Каждая новая ступень отрицает прежний ставший порядок; каждая новая ступень «снимает», обобщает, наследует от предыдущей накопленную энергию движения (в виде знания, опыта, денег, технологий и пр.).


2. Запад есть процесс (но не организм!) вечного самоотрицания, Восток есть организм, вечное возвращение того же самого. Принцип Запада – деятельность, принцип Востока – недеяние.


3. Принцип деятельности есть принцип разума (рассудка). Разум загоняет реальность в свои абстрактные сети, играет с нею и выигрывает. Разум определяет то, что дано ему как неопределенность.


4. Разум отождествляет нетождественное, используя силу дедукции.


5. Дедукция есть техника вообще (тайна всякой техники), а всё многообразие техники есть воплощенная дедукция. (В эпохе модерна 17-20 вв. все технические изобретения – в конечном счете – реализуют принципы ньютоновской или квантовой механики и теории относительности. Все эти фундаментальные теории строятся по универсальной схеме дедукции: Всеобщее-Общее-Единичное).


6. История Запада есть история техники, а прогресс техники демонстрирует силу и верховенство дедукции как силу разума. Верховенство дедукции впервые было осмысленно в 19 веке Г. Гегелем в так называемом «круге кругов», а затем та же идея была выдвинута в начале 20 века в принципе соответствия Бора, который гласит: новая фундаментальная теория включает в себя предыдущую как свой частный предельный случай. Эта закономерность была заново переосмыслена в трудах Т. Куна и П. Фейерабенда, и в уточненной версии она звучит так: новая фундаментальная теория наследует из предыдущей только формализм (например, математический аппарат), а смыслы и интерпретации существенно преобразуются.


7. Научный разум не только силен дедукцией, но и ограничен ею. Как выразился однажды Ст. Лем, мы верим в научные истины постольку, поскольку созданная ими техника работает (почти по Марксу: практика – критерий истины).

 
8. Однако, сам разум и есть воплощенная техника – техника дедукции… а что если эта техника дала сбои в главной своей претензии - в попытке описать мир из единого начала? … ведь признание двух или более «начал» обернулось бы парадоксом: с одной стороны мир признается единым, с другой, – на уровне фундаментальных оснований – он раскалывается.

 
9. … и это уже случилось. Поскольку трещина, расколовшая мир, ставит под вопрос полномочия научного разума, все обобщения здесь затемняются и оттесняются. Мы говорим о принципе дополнительности Бора. Он гласит: всякое истинно глубокое явление природы, например «жизнь», «атомный объект», «физическая система», не может быть определено однозначно с помощью слов нашего языка и требует для своего определения по крайней мере двух взаимоисключающих дополнительных понятий.


10. Всё сказанное значит только одно, что дедуктивная модель мира исчерпала себя. Этим рушится первая опора цивилизации Запада - греческий Логос.

 
11. Вторая опора – христианско-иудейское ядро культуры – была подорвана массовой индустриализацией в 19 веке, что нашло отражение в ницшевской формуле «Бог умер и это мы его убили».


12. Ждать ли нам «другое начало» как продолжение Запада или западная история действительно заканчивается?


Рецензии
Чего только ни придумают философы.
Ходячие штампы: запад это рационализм, восток - иррационализм, созерцание; запад это техника, восток ... (я даже не понял что, в смысле противопоставления технике).
А как насчет того, что такие технические основы западного доминирования, как бумага и порох придумали в Китае ? Как насчет того, что европейский рукопашный бой основан просто на личных способностях и традициях, а восточные боевые искусства прорабатывались рациональными изобретениями приемов и отработкой сценариев боя, с использованием как индукции, так и дедукции, потому и называются еще техникой боя.
Как насчет того, что бумажные деньги тоже придумали китайцы (а это вообще говоря революция в финансовой составляющей экономики), европейцам о такой возможности рассказал Марко Поло, очень удивившийся, как это куски бумаги могут заменять золото.

Но есть и другое еще. В современном высокотехнологическом производстве (в его развитии) очень важен фактор Японии. Именно японцы нашли ключ к переходу от экстенсивного развития технологии к интенсивному. И это не спроста, это древняя японская традиция, японцы технологический народ. Только не нужно путать технологию и изобретательство. Японцы не изобретатели, они технологи.

Японцы узнали от китайцев о бумаге, но довели технологию производства бумаги до такого совершенства, что древние японские документы в музеях до сих пор не пожелтели. Мало того, если в Китае бумагу могли делать только долго обучаемые мастера, то в Японии этим занимались обычные крестьяне в свободное от сезонных работ время.

Японцы узнали от китайцев о железе, но в отличии от китайцев, у них не было железной руды, был только железосодержащий песок, и они смогли разработать и отработать гораздо более сложную технологию получения разных фракций из этого песка, использовавшихся для разных частей самурайских мечей (а самурайский меч это нечто).

Вот точно также они использовали западные изобретения, развивая технологию производства того, что изобрел запад. Это происходило до тех пор, пока американцы их искусственно не затормозили.

Так что не надо заниматься дедукцией различия запада и востока из принципа: запад рационален и техничен, восток иррационален и созерцателен. И тут и там есть и то и другое, реальные различия гораздо сложнее и тоньше.

Закат же запада происходит не из-за дедукции и техники, а из-за отхода от Христианства, из-за возврата к язычеству, и не только к своему древнему, но и к восточному.

Однако, кроме востока и запада есть еще Византия, так сказать воплотившаяся в России. И здесь не закат, а возрождение.
Только не надо это понимать так, что Россия (как и ее предшественница Византия) это некое единство запада и востока. Россия это Россия, это не запад и не восток. И думается мне, что в это можно не только верить, но и умом понять.

Алексей Дымовесов   30.06.2024 04:20     Заявить о нарушении
Добрый день, уважаемый Алексей!
Должен Вас поблагодарить за интересную попытку содержательной критики, на которую отвечу несколько позже. Многое безусловно правильно, но звучит как бы мимо объекта критики. Мне надо подумать, что с этим можно сделать, чтобы не случился бесконечный спор о совершенно разных предметах.

Владимир Федорович Васильев   30.06.2024 08:20   Заявить о нарушении
Рецензия Ваша написана в 4 утра, поэтому невнимательность при прочтении вполне простительна.
Не будем путать отдельные изобретения техники и исторический прогресс западной цивилизации на основе техники.
Почти все сказанное Вами верно, но не в тему.

Владимир Федорович Васильев   30.06.2024 20:48   Заявить о нарушении