Время западное и восточное Тезисы

1. Время западное: рационально представленное, абстрактно-линейное, однонаправленное, необратимое, при этом оно включает в себя, как подчиненный момент, – цикличность, повторяемость.


Все это на Западе материализуется в технике. Линейное время и господство техники – в этом суть западного образа жизни (полную определенность и однозначность он получает начиная с модерна, с ньютоновской и картезианской рационализации всего и вся). Непосредственно линейная доминанта времени выражается в общепринятой парадигме «прошлое-настоящее-будущее».


2. Восточное время: циклическое вечное возвращение того же, синхронически связывающее традицию воедино, при этом оно включает в себя, как подчиненный момент, линейный принцип «прошлое-настоящее-будущее».


3. Необратимость западного времени впервые была открыта в иудейско-христианской традиции (и, в частности, в каббале) и затем подтверждена в науке принципом второго начала термодинамики. Эта традиция соединилась с греческой рациональной мыслью и греческим пространственным (пластичным) принципом культуры. Это объединение иудейской и греческой традиции породило ту открытую систему и то постоянно действующее противоречие, которое произвело западный технический прогресс.


4. Западный образ жизни есть, прежде всего, субъектно-объектная деятельность покорения природы (в т.ч., в конечном счете, - природы человека). Восточная древность заложила принцип недеяния, принцип постоянной синхронии с естественным ходом событий.

В последствии Восток вынужден был освоить (чтобы не погибнуть и успешно конкурировать) западную субъект-объектную парадигму и западный принцип деятельности. Между тем, в своих философско-мифологических истоках Восток рассматривал деятельность как низшее и нечто подчиненное принципу созерцания (недеяния).


5. Время имеет место. Это место – социум и его история. Из западно-восточной двусмысленности времени выводится очень простая формула: то, что на Западе считается временем (которое пронизывает всю научную и техническую деятельность), не есть время само по себе, как нечто объективное.


6. Кстати, отсюда вытекает возможность критически осмыслить то «время», на котором Мартин Хайдеггер основывал свою герменевтику в «Бытии и времени». (Подробнее об этом см. в замечательной глубокой работе Франсуа Жульена «О "времени". Элементы философии "жить"»).


Рецензии