Гл. 12. Без дна

Примечание. Фамилии героев романа-сатиры вымышлены. Персонажи имеют прототипов, фабула основывается на сведениях, почерпнутых из рецензий, с небольшой долей гротеска и художественного вымысла. Некоторые пародируемые реплики имеют реальную основу и сохранились у автора в копиях.
Картинка из интернета: хайвэй (скоростная дорога) в ад и звездный путь в рай...

***

«Дорогая Любовь! Сердечно благодарен Вам за такой прекрасный и развёрнутый отзыв. Особенно приятно получить его от человека великолепно пишущего, думающего, обладающего критическим мышлением и глубоко небезразличного к судьбам нашей страны…»
Так ответил когда-то Сан Саныч Петрухаев на отзыв Кефировой о главе своего гениального романа. Роман действительно был написан не дилетантом, а человеком эрудированным, одаренным в художественном плане. Пожилая словесница не могла не оценить изобразительного мастерства автора в описаниях природы, легкого и выразительного слога, увлекательности приключенческого сюжета. Тут были и философское осмысление, и психологизм, и юмор с иронией, временами самоирония.

Может быть, задумка автора была так гениальна и так необычна, что для ее воплощения пришлось привлекать мистику.
Ведь есть же мистика и у Гоголя, и у Достоевского, и у Булгакова!
Но чем больше погружался Петрухаев в мистику и инфернальность, тем больший когнитивный диссонанс возникал у читательницы Кефировой. Не вязалась вся эта многовековая бесовщина с теми теологическими выкладками, которыми писатель щедро сдабривал свое произведение. Суровые испытания он приготовил героям: вечно надо было выбирать между добром и злом, светом и теменью, благородством и подлостью. Автор, чувствуется, хорошо знал Библию, Новый и Ветхий заветы, вникал в богословскую литературу с какой-то болезненной исступленностью и жаждой добраться до истины.
Даже с клириками знался и дружил.

Но кто благословил его на сей труд, его, бывшего опера, ныне связанного с какими-то темными личностями? И мог ли он оставаться по своей многотрудной жизни святым и безгрешным, чтобы проповедовать читателю духовные истины и нравственные ценности? Он утверждал, что его логика безупречна. Но порой не было никакой логики в поступках его героев. Было и позерство, так называемые «понты».

«Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу…
Мы, бандиты, уж больно сеньора Алигьери любим, прям с придыханием. Если отвлечься от автобиографичности романа, очень хорошее напоминание уважаемым читателям, что Конец Света может быть не только всеобщим, хоть и такое возможно. Он может быть очень персональным и неожиданным. Глубоко благодарен Вам, дорогая Любовь, — Вы очень тонко улавливаете смыслы романа и не теряете их за сюжетом и гротеском».

«Дальше в романе всё будет ещё интересней — начнётся морально-нравственное противостояние сил добра и зла. Читателю будет решать, кто в этой битве победил», — обещал Петрухаев.

…Тут Кефировой становилось и грустно, и досадно, и тревожно. Должен ли сам автор быть таким же рыцарем без страха и упрека, рыцарем на белом коне, а то и мучеником Иешуа, которым изображает своего лирического героя?
Искренен ли он, и верится ли в его искренность? Ну хотя бы стремится быть праведным? Сегодня быть лучше, чище, честнее, чем вчера?

Когда любительницу чтения для души стали напрягать похождения нежити и прочая бесовщина, происходящая с современниками в романе Петрухаева, она и решила откланяться. Ведь он ждал новых и новых откликов, а что сочинишь? Кривить душой она не умела, а критику он воспринял болезненно…

Удивляли отклики иных читателей на фантазии опера. Встреча героя романа (не помню, участкового или попа-автоматчика) с «материализовавшимся» из воздуха давно умершим попом-вампиром, от которого требуется помощь (!).
Вот одна нежная барышня в восторге:
— Как он, Упырь, логично подменяет понятия «черного и белого», правды и лжи, веры и безверия. Личность упыря становится все ярче, выразительнее и интереснее. Это уже «не безликое зло»…
Милая, оглядись вокруг себя! И увидишь «не безликое зло», которое в жизни ты не всегда замечаешь… Вот «гений» ткнул пальцем в сторону персонажа, и ясно: материализовалось зло с ликом…
Какая экзальтация, какая нервная реакция на попытку предостеречь от ухода в мир иллюзорных теней, игрушечного, надуманного зла! И что ж, такие любители "фэнтези" не вздыхают над страницами  Лескова, Куприна... им. Петрухаева достаточно!
А "криминальный авантюрист" был ласков с восторженными читательницами: Светланушка, Юленька, муси-пуси, какие умницы, снимаю шляпу! И они млели.

На полном ли серьезе новоявленный гений заявляет читателю:
— Знаете, в процессе своей жизни я сделал забавное наблюдение. Если человек позиционирует себя гуманистом — он, точно, в конечном итоге на стороне зла. Все беды — от гуманистов. Мир не грохнулся окончательно в тартарары исключительно благодаря мизантропам…

Что ответили бы ему Достоевский и Некрасов?
Да это был эпатаж, позерство чистой воды!

  И главная его фантазийная проекция уходила в допетровские времена — вот бы вернуться туда и начать отсчет истории по-иному, изменить ход событий. Ух, страна бы процветала! А сейчас настали смутные времена.
  Трудно было угадать, чем закончится его мистический детектив. Скорее всего, как и первый роман — уходом героев в никуда, в некие дали… Будущего автор не прорицал, значит, вернутся в глубины допоповских времен… или унесутся в космическое небытие.

...Насчет смутных времен  читательница была согласна,  насчет монархии в XXI веке — не воодушевлялась. В чертовщину не верила, только в белую горячку.

Так и рассорились банальная дура, графоманка Кефирова и гениальный, просветленный писатель Петрухаев.

И он тут же  приветствовал человека, который донимал ее нападками и обвинением в очернении родины из-за невинной притчи о пенсии.
И вот он писал тому самому «праведнику» старику Хрипновичу, зацикленному на своих подобострастных идеях, сознательно укалывая бывшую соратницу, ныне оппонентку:
«Здравствуйте, уважаемый …!
Приятно видеть среди так называемых „публицистов“ нашего портала, людей, как правило, чудовищно невежественных, эмоционально безрассудных, а иногда и просто клинических, человека на самом деле образованного и, по хорошему, исторически беспристрастного (…)»

Наверное, Кефирова заслужила быть названной и эмоционально безрассудной, со своей доверчивостью к первому встречному льстецу и авантюристу, и даже клинической, а впрочем, и чудовищно невежественной, при том потоке информации, подчас противоречивой, что хлынула в три последних десятилетия из всех щелей. Но укол зонтиком она ощутила. Отвечать же Петрухаеву на выпад — не стала.

Кефирова не читала новых глав романа гениального писателя, но замечала, что он держит в поле зрения и ее рецензии, и отклики на них.

   Неспроста судьба свела его с Кукухаевым. Именно в разгар ссоры того со старухой Кефировой ("стерьвой"), Кукухаев, падкий на лесть, получил хвалебный отзыв от опера-просветителя, естественно, с приглашением почитать и у него новый роман.
В открытых всеобщему вниманию диалогах с Кукухаевым на форуме он припомнил и «праведника», забыв, что раньше поддержал притчу о пенсии:
«… главное, то, что в своём более чем солидном возрасте он сохранил ясный ум. И очень было неприятно наблюдать, когда его облаивали существа, похожие на маленьких вздорных собак, и с одной извилиной (причём, разделяющей ж... на две части). Ваш остроумный эпатаж о Священном жуке Скарабее очень понравился и вызывает добрую улыбку».

Эка! Опера еще и похлеще выражения знают, чему ж удивляться… Казалось, уже дно! Нет, снизу постучали…

 И это — учитель высокой православной духовности, который ставит пред читателем вопросы нравственного выбора???
Повторяешь ты, Петрухаев, слова пастыря:
— Милосердие выше справедливости…
А сам ты милосерден? Из уязвленного самолюбия напал на старуху Кефирову, не можешь остановиться в ярости! Все свое нутро и вывернул, желая унизить и оскорбить ее...

Другой навозный скарабей начал с «мерзавки» и «шалавы» в адрес пожилой учительницы, когда мы толком не были знакомы.
А сейчас он, раздосадованный тем, что модераторы портала удаляют пасквильные стишки про навоз, про «ржавую» скобу, публикует дубли этих стишков, с посвящением Л.Р.
Ну ясно же, что можно получить в подарок от скарабея? Кроме навозного шарика?

Кефирова-Ржаная желает им творческого вдохновения! Пусть их романы останутся на этой платформе «недосягаемыми вершинами»! Может быть, родился новый Булгаков...
 А вот хамство прощать нельзя. Перефразируя: гений и хамство —  две вещи несовместные!

Замечательно сказала постоянная читательница и притч, и романа-пародии:
   «Ничего не читала от этих авторов. Возможно, что они и хороши, каждый по-своему, но желания изучать их тексты совершенно нет. Я люблю читать «душу», пусть даже это будет фэнтези или мистика, сатира или юмор, сказка или быль.
   Люди, которые промышляют подлостью, травлей, угрозами, не могут иметь душевных творений, в них всегда будет место лжи и неискренности, даже если их тексты близки к совершенству. Я лучше отдам предпочтение тем авторам, с их несовершенными текстами, что вложили в них душу, поделились радостью или своей болью.
Елена Т. 22.02.2024»

Действительно, если долго всматриваться в бездну, бездна будет всматриваться в тебя. И заманит.

Рецензия на «Гл. 11. Без дна» (Любовь Ржаная)
— Любовь, здравствуйте!
Теперь становится многое понятно в отношениях героев Вашего романа. Я бы сказал так, если не нравится - пройди мимо. Коль переписывались и были взаимные уважительные отношения, но в силу обстоятельств они изменились - разойдитесь спокойно, зачем уподобляться иным персонажам и выливать ушат за ушатом всяких нечистот. Всегда с болью наблюдаю за такими отношениями наших коллег. Болью за человеческие слабости и недостатки, а порой и безграничной гордыни, позволяющей унижать и оскорблять оппонентов. Кефирова имела право на защиту. Она пояснила причину оставления без чтения новых глав гениального романиста, который оскорбился и озлобился на правду.
Мы пишем, читаем. Произведения могут нравиться или нет, но не стоит писать гадости, если не понял прочитанное или это не твоё. Да и с ответным визитом грубостью на грубость заходить не надо.
Спасибо за разъяснения, возникших разногласий, которые переросли в нечто, пусть и косвенно, криминальное...
Понравилось!
С уважением,
Владимир В.   24.02.2024 13:28

ПРОДОЛЖЕНИЕ — http://proza.ru/2024/04/28/801


Рецензии
так многие тогда ему писали
И говорили, что излишества в романе много.
Но не послушал, проигнорил...
И многих удалил из "избранных" своих :о)

Понравилось!

Зелёная!

Варлаам Бузыкин   29.05.2024 15:17     Заявить о нарушении
Конечно, автор влюблен в свое творение, это его дитя... но и критику надо принимать, не возноситься.
Умопостроения даже очень умного человека -все-таки могут быть ошибочными, иллюзорными.
Ну а если это гениальное прозрение, тогда остается только признать, что зря нападали на бедного Петрухаева!
Жизнь покажет.

Варлаам, спасибо за отклик!

Любовь Ржаная1   29.05.2024 16:40   Заявить о нарушении