Нью-Кью. Осознание. Причём здесь умение?
(Спросил я сам себя и сам себе ответил - на b17. Но там мои тексты мало кто читает.)
О различии между знанием и осознанием многие уже писали и написали. О связи между знаниями, умениями и навыками - тоже. Но как связать между собой умение и навык с осознанием? Можете спросить вы. И я спрашивал себя. И вот что я надумал.
Осознание мало связано с навыком. Все знают, что навык - это автоматизм, вырабатываемый в упражнениях путём повторения определённого способа действия и его вариации в изменяющихся условиях. А то, что автоматично, то мало осознаваемо. Иногда вообще не осознаваемо. Если нет особой нужды в этом.
Осознание в большей степени связано с умением. Более того, умение - это готовность осознать свои знания. Потому что умение - это прежде всего воспроизведение своих знаний посредством речи: проговаривание, рассказ, пересказ, изложение, сочинение, умение ответить на вопросы, умение сформулировать эти вопросы, умение поставить задачу, умение её решить. В умственном плане. Не в плане практического действия/взаимодействия.
В плане практики вырабатываются именно навыки, а не умения. Человек может научиться что-либо делать (ездить на велосипеде, рубить дрова, мастерить поделки, строить, стрелять, и т.д. Но при этом он может и не уметь рассказать о том, как именно он это делает. Или он может рассказать, что и как делать, исходя из того, что ему рассказали другие или он прочитал в учебниках (и он хорошо это запомнил), но если у него не было практики, то у него нет и соответствующего навыка.
В триаде "знания - умения - навыки" (ЗУНы), которой все так привыкли пользоваться, не хватает ещё одного звена. Какого? Вот той самой привычки. Привычки и навыки - две стороны обучения, в котором происходит приучение и научение. Привычки - результат приучения и привыкания. Навыки - результат научения и выучки.
Первоначальная форма обучения (передачи практического опыта кому-либо, например, молодому поколению) была проста и незатейлива. Наловчившийся что-либо делать руками (рукомесленник, ремесленник, мастер) показывал, как он это делает, а ученики наблюдали и пытались повторить движения мастера. Мастер путём всякой невербалики (паралингвистики и экстралингвистики) поправлял, т.е. делал лицом жуткие гримасы, бил учеников чем попало, и повторял свои практические действия. Языко-речевое общение было ещё не очень развито, поэтому обучение происходило в основном без слов и понятий, с помощью рукоприкладства и звуков, выражающих неудовольствие, гнев и ярость. Некоторые учителя до сих пор используют эти средства. Те, которые нервнобольные. В школе, где я учился, были и такие. Хорошо, что это было редкое явление, и я остался в относительной целости и сохранности. :)
Пока ремесло было простое, хватало демонстрации своих навыков владения средствами производства (технических приспособлений: рубил, зубил, топоров, ножей, стрел, и т.д.). С усложнением производственного процесса одного показа стало не хватать. Нужно было не только показать, но и рассказать, т.е. объяснить - как всё устроено и что с этим делать. Так потихоньку стала появляться теория - "что вижу, о том и говорю", "говорю как вижу". Тео - от слов "созерцание" (например, созерцание Бога), "видение". Ория - от слова "оратор", "говорун", "орун". Шутка. В подробности этого процесса не вдаюсь, поэтому легче пошутить, чем всё детально объяснить.
Знания и умения - это уже две стороны процесса образования, надстраивающегося над процессом обучения. Образование - процесс передачи (и приёма) культурно-исторического опыта, происходящий на основе вербального (словесно-понятийного) общения. Знания - этим названием можно обозначить семантическую (словесно-понятийную) память. Умения - процедурная память, хранящая речевые программы (коммуникативные установки) воспроизведения знаний. Речь, между прочим, выделилась из общения, из его коммуникативной стороны/функции. Так же как язык (система знаков/кодов) произошёл из сигнификативной стороны/функции общения.
Общение -> Язык -> Речь -> Образование.
Сопоставим две цепочки понятий из двух сфер: культурной практики и культурного общения (общение, как мы знаем, бывает и некультурным :):
Образование -> Знание -> Умение -> Осознание
Обучение -> Привычка -> Навык -> Ценность.
(Здесь отсутствует ещё одна составная часть передачи культурно-исторического опыта - воспитание и две его стороны: мораль и нравственность. Но для нашей сегодняшней темы она пока несущественна.)
Для лучшего понимания, что такое осознание, сопоставим также две цепочки понятий из образного (правополушарного) интеллекта и словесно-понятийного (левополушарного) интеллекта:
Образование -> Знание -> Умение -> Осознание
Образ -> Впечатление -> Представление -> Внимание.
Из этого сопоставления можно вывести следующие банальные утверждения. Мы ясно осознаём лишь то, на что направляем своё внимание, на чём его фиксируем и концентрируем. Чем сильнее концентрация внимания, тем ясней осознание. В. Леви сравнивал это с лучом фонаря или прожектора: чем уже пучок света, тем ярче освещаемое. Чем рассеянней свет, тем шире, но при этом тускнее видимое. Понятно, что мы можем регулировать поток света и выбирать оптимальное освещение: чтобы не слишком узко, и чтобы не слишком тускло. Для этого применяем всякие вещества, суживающие или расширяющие сознание, например, кофе или алкоголь, или нашу вольную волюшку волю (если таковая имеется).
Внимание, если оно обращено внутрь, а не вовне, кто-то из исследователей назвал выниманием - выниманием впечатлений прошлого и представлений о будущем из образной событийной и процедурной памяти. Такое вынимание есть процесс вспоминания.
То же самое и с осознанием. Пытаясь воспроизвести свои знания во внешне-речевой или внутренне-речевой форме, мы делаем усилие концентрации внимания и уярчения осознания. То есть, мы этим лучом внутреннего света во внутреннем тёмном царстве пытаемся осветить и извлечь в план сознания необходимые нам на экзамене знания. Но они там лежат в жутком беспорядке: в виде наваленной кучи каких-то отрывочных фрагментов, не связанные между собой. Поэтому у студента возникает затруднение при попытках найти нужное и ответить на вопросы экзаменатора. И поэтому экзаменаторы часто слышат сакраментальную фразу: "Да знаю я, только не могу вспомнить!" Это потому что запоминали второпях, непосредственно перед экзаменами, пренебрегая сном и отдыхом. А то, что запоминали, не проговорили: ни с кем-то, ни с самим собой, - не подготовили знания к всплытию в нужный момент на поверхность сознания. Так там они и остаются - на дне подсознания. Мёртвым, что называется, грузом. Даже если что-то и всплыло на экзамене, то после него тут же и забылось, ушло в тёмную глубину подсознания. Экзаменационный стресс, если он не превышает уровень оптимума, помогает вспомнить (осознать, обнаружить) необходимые экзаменатору знания. Послеэкзаменационная релаксация (гулянка-пьянка, танцы-шманцы) помогает избавиться от изнутри жмущих череп осознанных знаний.
Итак, главное отличие умения от навыка состоит в том, что умение относится к культурному духу (логосу, вербальному интеллекту). А навык - это компонент культурного тела, которое мы пускаем в дело - в производственную, обучающую, художественную, научную, и другую деятельность. Навык обогащается умением. Умение преобразуется в навык - только тогда, когда какое-либо дело переходит из плана знаемого (теоретического) в план делаемого (практического). А вовсе не потому, что умение, как говорят автоматизируется до состояния навыка. Умение - такой же автоматизм, как и навык. Нет, вру. Умение - рече-мыслительный автоматизм, автоматизм вербального интеллекта. И этот автоматизм в случае какого-либо затруднения при общении легко дезавтоматизируется, осознаётся, и с помощью понятийного мышления перестраивается.
Общепринятое знание, которое мы усваиваем в процессе нашего образования, начинается со знания языка, сначала родного, потом иностранного. Далее знание может быть о чём угодно. Умение, исходящее из знания, состоит из умения слышать и понимать сообщения на каком-либо из языков, умения читать письма и печатные тексты, а также умения связно и членораздельно, ещё лучше - красиво, говорить и писать. Плюс умение считать, решать математические, физические, химические и прочие задачки.
Свидетельство о публикации №224042901064