Сотвори добро

            СОТВОРИ  ДОБРО
                Светлой  памяти сына Миши
                посвящается
                ***
             Глубокая ночь окутала село.
Лишь кое-где в домах светились слабые огоньки, видимо, кому-то не спалось. Погода вроде бы малость угомонилась. А то до этого взялась  куражиться не в меру – целую неделю  хлестали непрерывные дожди. А они-то, эти дожди, были как раз  не ко времени – почти во всех хозяйствах полным ходом шла уборочная страда.
Ракитовцы, жители села Ракитовка,  гневно посматривали в хмурое небо и откровенно грозили неведомо кому: «У-у –у, небесная канцелярия! Нашла время выказывать свой норов! Чтоб тебя  архангелы побили!»
       А вот Людмиле Еремеевне во вторую часть ночи крепко спалось. И стоит перед ней сыночек Петенька.  И ведёт с ней, своей мамой,  беседу.
- Мама! Ты всегда  говорила, что нужно делать добро….
- Говорила, сынок, и теперь говорю…
- Знаешь, мама, я не всегда понимал – как это делать добро. Просто старался быть полезным людям, помогал делом, иногда советом. Здесь то же самое. Помогаю, как могу, вот только сестричка Настёна не всегда  слушается. Я  ей так говорю, а она всё по-своему норовит…
    Людмила Еремеевна горестно вздохнула:
- Так ведь она всегда такая упрямая, своевольная наша красавица Настёнушка… ты, сыночек, не обижайся на неё…
- Подожди-ка, Петенька! А что у тебя с рукой? Почему она до локтя забинтована?
- Пустяки, мама!  Тут вот сосед купил новую мебель, попросил он меня диван вынести… ну и в дверном проёме зажало мне руку. Так, немного разодрало выше кисти, но кровь быстро перестала течь… Мне одноклассник забинтовал руку….
Людмила Еремеевна порывисто  поднялась на постели: «Сынок!»
За окнами всё та же августовская тёмная ночь.
Людмила Еремеевна на ощупь  нашла домашние шлёпанцы, всунула в них ноги и потихоньку   прошла к окну спальни...
Вглядываясь в темень, она мысленно продолжала разговор с сыном. Вспомнилось давнее.
          «Петя, Петя- петушок!
            Золотой гребешок!
            Выгляни в окошко…»
 Мальчик  натянул на себя одеяло, потом встряхнул подушку,  подбив её кулаком, и  обиженно проговорил:
- Мама! Ну почему ребята дразнятся?
Людмила Еремеевна подошла к кровати сына, положила ему руку на пылающий лоб и  обеспокоенно покачала головой.
- Они не дразнятся, сынок. Ты просто не дослушал. Дальше-то как там?-
            «Дам тебе горошка!»… Хотел бы ты среди зимы   зелёный горошек  попробовать? Почувствовать запах  лета? А стишок этот… на нём все поколения детишек растут , и никакая это не дразнилка.
 Был лыжный пробег на короткие и длинные дистанции. Сын бежал на длинные. И прибежал к финишу первым. За что и получил диплом первой степени. Только вот не удержался  мальчишка от соблазна глотнуть холодной газированной воды. И это в тот момент, когда весь взмокший, распаренный после пробега на морозе?! В итоге  - поход в больницу и лечение от простуды в домашних условиях, а в школу – ни-ни! Даже после того, как спадёт высокая температура. А тут ребята затеяли  очередную  игру в хоккей на льду  на стадионе в парке. Ну как тут улежишь на постели, когда там, такие баталии разыгрываются? Петя ещё раз вздыбил подушку, ударив по ней несколько раз сжатым кулачком. « Теперь  от школьной программы отстану»,- с досадой подумал он, снова проваливаясь в  сон.
                ***
     Через всю Ракитовку пробегает река Елховка.
С одной её стороны крутой берег, поросший  густыми деревьями.   С другой стороны – песочный пляж,  который в летнее время усыпан разноцветными рубахами, сарафанчиками. Там и сям валяются детские сандалики. Все загорающие располагаются  группами. Петя  тогда учился в шестом классе. Он с друзьями купался и загорал, как, впрочем, и вся детвора. Из транзистора лилась бодрая песня:
          « Я так хочу, чтоб лето не кончалось…»
И вдруг  через звуки песни с противоположного берега донеслось:
-Помогите! Тону-у!
Многие решили, что это шутка. По неписаным законам таким образом развлекается малышня.
Взрослые-то это понимают. Да и наблюдают они за своими  чадами неусыпно. Потому и привычное « тону» не вызвало особой тревоги.
Но  Петя первым  почувствовал, что это не озорная шутка, тут что-то всамделишное. Он с разбега прыгнул в воду и быстро поплыл к крутому спуску. В реке барахталась девочка, изо всех сил стараясь вырваться из водоворота.
-  Сейчас, сейчас! Держись!- крикнул Петя, видя, что девочка потеряла уже все силёнки. Вот её голова мелькнула над водой ещё раз и скрылась под водой.
Когда Петя выдернул  девочку из реки, она уже  успела наглотаться воды. Петя втащил спасённую девчонку на мелководье и привёл её в чувство. Тут ему пригодились знания по гражданской обороне,  курсы которой он посещал в спортивной секции. Мальчик понял, что  до пляжного берега вдвоём им не доплыть, и он понёс девочку в обход по крутому берегу по узенькой извилистой тропинке, ведущей к мосту через Елховку…
      Вечером, за ужином Петя был задумчив и немногословен. Людмила Еремеевна почувствовала что-то неладное. По заведённому  в семье порядку не чинить допросы, не докучать назойливостью - мать не стала ничего расспрашивать, зная, что многого сын не раскроет, а  тем, что его тяготит, он сам поделится.
 И  верно. Перед сном сын сам заговорил.
- А знаешь, мама, там и в самом деле была глубокая воронка,- тихим голосом произнёс сын.
- Какая воронка? О чём ты, сынок?- встрепенулась Людмила Еремеевна.
- Там, на реке…
Сын нехотя ,скупыми словами рассказал, что вытащил девчонку из воронки и донёс её по другому берегу до пляжа, где девочка сбросила свой сарафанчик. Людмила Еремеевна пыталась узнать подробности случившегося на реке, но сын уже  погрузился в свой мальчишеский сон.
   Людмила Еремеевна провела рукой по  вихрастому чубу сына и ласково улыбнулась: да, сын растёт добрым, чутким, отзывчивым. Не напрасно она с малых лет внушала ему, что в жизни надо делать только  доброе и никогда не причинять зло никому ни под каким предлогом, или, как это сейчас модно изъясняться, – ни под каким соусом!
  …Вот и снова тоскливая ночь. Да где же спасение от рвущей душевной боли? Вон звезда покатилась по тёмному небу.  А куда покатилась?
Безмолвная тишь  ничего не объясняет…   
                ***
На воскресный день у ребят был запланирован поход в лес за ягодами. Собственно, земляника росла не в самом лесу, а на его опушке, на  лесных луговинах. Сейчас самое время собирать этот драгоценный витаминный лесной дар. Ребята с вечера приготовили ведёрки, налили в пластиковые бутылки воды.
И вот наступило утро. Солнце  осветило макушки деревьев и поплыло по небесному небосклону, поднимаясь вверх. 
- Ребята! Поживее! А то всю ягоду  тётки пособирают!- поторопил мальчишек веснушчатый  паренёк, забегая вперёд мальчишеской ватаги.
- Ты, Павлик, не паникуй! Ягод всем хватит!- одёрнул паренька медлительный увалень  низенького роста,  смачно жуя жевательную резинку.
 Добравшись до опушки небольшого леса, ребята разбрелись в разные стороны.  Летний день  набирал свои обороты – время не стояло на месте, до полудня оставалось всего ничего, как вдруг один из мальчишек отчаянно завизжал:
- Ой, мама-а-а!
К мальчишке устремились все сразу. Петя  прибежал на крик  мгновенно. Он увидел, как из травы медленно вытягивала голову серая  змея.
 - Тише! Замрите на месте!- скомандовал Петя. Он  поднял руки вверх с раскрытыми ладонями и  спокойно  стал смотреть на змею. Та по неизвестной причине не бросалась на детей. Петя , медленно опуская руки вниз, что-то тихонько шептал. Минуту помедлив, змея  стала отползать в заросли высокой травы.
Ребята стояли рядом, словно под каким-то гипнозом. И когда  змея скрылась , ребята поспешно отошли на безопасное расстояние и наперебой восхитились:
- Вот это да-а! Петя, ты что, загипнотизировал змеюку, что ли?! И что ты там шептал? Заговор какой-то знаешь, признавайся?!
 - Да ну вас! – отмахнулся  Петя,- пойдёмте лучше ягоду собирать!..
     Вечером,  перебирая спелую душистую землянику, отрывая плодоножки и  наполняя   отборной ягодой эмалированную большую кастрюлю, Петя спросил как бы между прочим:
-  Мама! А укусы змеи всегда бывают смертельными?
Людмила Еремеевна внимательно посмотрела на сына и  стала объяснять, что надо предпринимать в случае нападения змеи на человека.
Петя, выслушав мать, сказал, что  встретилась  ребятам сегодня в лесу какая-то странная змея. Людмила Еремеевна, подробно расспросив Петю   обо всём, пояснила:
- Так это  безвредное пресмыкающееся вам встретилось! Ядовитых змей в наших лесах не водится, сынок.  И хорошо, что не кинулись вы с палками на  безобидную змейку. В другом случае она   по неволе стала бы защищаться. Укус её не смертелен, но   шок привёл бы вас к плачевному состоянию. Каждое живое существо, Петенька, хочет жить. А в борьбе за жизнь все средства хороши. Не надо обижать тех, кто слабее и беззащитнее  других. Не причини зла никому!..
Людмила Еремеевна мягко и не навязчиво   внушала сыну  простые истины, подчёркивая этим каждый раз, что доброта – это и есть  та мудрость, благодаря которой человек  способен на многие великие поступки. Петя  иногда задавал каверзные, на его детский взгляд, вопросы .Но Людмила Еремеевна      направляла вопросы сына в правильное русло и терпеливо объясняла всё так, как понимала сама. ..
                ***
  Быстро пролетели годы.
Позади учёба в школе, наступила пора студенчества.  Золотое времечко для всех молодых людей! Какой период жизни у человека вызывает самые радужные воспоминания?  Всякий ответит – студенческие годы!
Петя выбрал профессию строителя. А тут и повестка в армию подоспела.  На проводы в армию Петя пригласил всех одноклассников. Людмила Еремеевна  постаралась на славу – такое пиршество  сыну справила, что молодёжь осталась довольна. До утра хороводились, а утром – на поезд.
- Служи, сыночек, достойно! Я буду ждать тебя! – тепло напутствовала сына мать. Крепилась изо всех сил. И лишь когда  тронулся поезд, охнула и, понурясь, пошла домой.
В опустевшей квартире  Людмила Еремеевна находиться не могла. Дав волю слезам, ушла ночевать к близкой родственнице. Как водится, съездила к сыну на присягу, набив полные сумки домашней провизией. …
Минули и годы службы.
И вот сын, повзрослевший, возмужавший, вернулся домой.  Устроился на работу каменщиком.
- Петенька! У тебя же диплом инженера, почему ты в каменщики переквалифицировался?
- Понимаешь, мама, мне интереснее строить дома, чем ходить по строительным объектам с папкой в руках.  Видела бы ты, какая радость светится на лицах новосёлов, когда они въезжают в новый дом!
- Понимаю,-  согласно кивнула головой Людмила Еремеевна,- каждый человек  красен на своём месте.
Прошло ещё два года. Сын скопил денег, купил машину, предварительно окончив шофёрские курсы. Ух, и строги экзаменаторы!-  целых полгода учил Петя   дорожные правила.  Экзамены сдал с первого раза, а других ребят отправили доучивать дорожную науку.  За машиной ухаживал  бережно, водой из шланга поливал и ветошью мягкой протирал, ласково что-то приговаривая. Друг как-то попросил машину напрокат – в город съездить. Петя не отказал другу в просьбе. А тот поломал  и даже не извинился. Пётр сдал машину в автосервиз.
       С того-то и случилась трагедия.
Ехал Петя домой. На тротуаре стояли две молодые женщины и взахлёб делились новостями. В какой-то момент  стоящий рядом мальчик, почувствовав, что мама не скоро  закончит беседу, быстро зашагал по проезжей части дороги.
Петя, увидев ребёнка на асфальте, пытался притормозить, но машина не слушалась.
- Да что с тобой, ладушка? Ты же  только что из ремонта?!
 Машина стремительно неслась прямо на ребёнка.
- Живи, малыш!- крикнул Петя и резко  крутанул руль в сторону оврага. «Ладушка» несколько раз перевернулась. « Прощай, мама, и прости!» - пронеслось в воспалённом мозгу юноши. ..
Через  минуту раздался взрыв. Из глубокого оврага к небу взметнулся столб огня….
      Людмила Еремеевна зябко повела плечами. За спиной послышался тихий скрип.
- Это ты, сыночек?
- Я, мама. Прости, что прибавил тебе седины в волосах. Знаю и то, что сердечко твоё  одолевают колющие боли…Понимаю – виноват перед тобой .Но по-другому я не мог поступить, мама!..
- Не вини себя, сынок! Наверное, я не так воспитывала тебя, что ушёл ты от меня так рано…
-Мамочка! Не казни себя напрасно! Ты всё правильно меня учила. А в тот миг… не мог я лишить жизни малыша. Он должен расти и быть опорой своим родителям.  Ты же учила – надо делать только добро людям.
- Учила… не отрицаю. И, пока живу, на том и буду настаивать.   Пусть лучше мне будет плохо, чем кому-то…
- Мамочка! Что-то мне холодно… Обними меня!
- Сейчас, сейчас, сыночек!  Потерпи чуть-чуть, я тебя согрею!..
Людмила Еремеевна  отошла от окна, накинула на  седую голову сиреневый с чёрной каймой платок и вышла на улицу. Вызвала такси, коротко пояснив – на кладбище.
Придя на могилу сына, она обняла крест и зарыдала. Медленно осела на землю, легла на могилу лицом вниз, раскинув в объятиях руки.
- Я с тобой, сыночек!
… За пригорком, в леске неутомимо куковала кукушка, кому-то отсчитывая года. Рядом на могильный крест уселся большой чёрный ворон,  отвернув набок голову, почистил клювом перья и, оглушительно каркнув, тяжело взмахивая крылами,  полетел  через всё кладбище…
Ничего этого уже не видела и не слышала Людмила Еремеевна. Она уже не дышала, и сердце её  больше не билось. Оно уже никогда не причинит ей острой колющей боли.
       … А высоко в небе заливались трелями жаворонки. И было в их пении что-то  трепетно волнующее. Словно птицы  вещали с небес песню- гимн  светлой вечности.
                = = = = =


Рецензии