Мишель Фуко и русская мысль

Сейчас нет более влиятельного философа в мире чем Мишель Фуко. Он был очень плодовитым писателем и не менее страстным публичным мыслителем. Стоит вспомнить его знаменитую дискуссию с Наумом Хомски. Последний, кстати, несмотря на возраст патриарха, женился и ведет довольно активную деятельность, комментируя происходящие мировые события. Известен его анархисткой подход либертарианца ко всем событиям. Но нам сейчас важен Мишель Фуко и его осмысление в русской культуре или, если правильно высказаться, его принятая или отвергнутая русской культурой мысль. Имеется в виду принятие или отвержение русской мыслью того интенционального  подхода Фуко к пониманию тела и духа. Дух по мнению философа  субъективируется посредством морали (плохой, хороший), текста и языка (грамматики), а тело  благодаря сексуальности. Таким образом субъект есть сложный компонент различных  подсубъектов текста, языка, морали (плохой, хороший) и сексуальности.  Русская ортодоксальная мысль сразу отбросила сексуальность, видя в ней дальнейший опасный дискурс, затем мораль (плохой, хороший), а вопрос субъектирования текста и языка (грамматики)  свела к обычной филологии. От субъекта осталась лишь плоть и дух неомарксизма  со смесью тоталитарного ленинизма, что затем вылилось в неоевразийство. Философия Фуко ушла на периферию сознания русской культуры с ее вечным исканием нравственности и героичности русского духа и жертвенности плоти во имя власти и государственности.


Рецензии