Буддизм и экзистенциализм

Называли Пробуждённого различными мудрёными философским терминами.

Он и ПОЗИТИВИСТ, отдающий приоритет опыту вместо метафизики и голого умствования.

Представляете? Назвать Будду позитивистом! Будду, который познал мир таким, каков он есть, методом, не доступным простым смертным и не имеющим ничего общего ни с органами чувств, ни с наукой, ни со здравым смыслом, ни с разумом, ни с двойственным сознанием вообще!

Позитивизм — это познание с помощью глаз, приборов, уравнений по формуле: “shut up and calculate”, т.е. «заткнись и вычисляй».  Позитивизм — это математически точное описание наблюдаемого мира при помощи опыта, эксперимента и рационального разума. Позитивизм — это всегда внешняя, видимая форма вопреки скрытому от взора людского внутреннему содержанию. Позитивизм — это всегда разделение мира на «я» и «не-я».

Опыт Будды — это не научный эксперимент со всякими научными палками-копалками. Это никакие не вычисления, не формулы и не уравнения. Опыт Будды — это Высший трансперсональный психический опыт выхода сознания за пределы мозга. Опыт Будды — это отказ от кандалов  разума и от искажений восприятия органами чувств, отказ от узких границ любых слов и любой логики, включая математическую. Опыт Будды — это преодоление колдовского разделения мира двойственным сознанием на «я» и «не-я».  Назвать Будду позитивистом — это всё равно,  что назвать Ивана Грозного великомучеником.

Он и ПСИХОАНАЛИТИК, лечащий человеческие души.

Да, это так. Только лечил Пробуждённый человеческие души не приворотом и отворотом, не заклинаниями и молитвами и не отводом сглаза и порчи, как это делают бизнес-знахари и знахарки. Курс лечения заключался в четырёх благородных истинах, в которых Будда повторяет работу врача. В первой он диагностирует болезнь — страдание, вторая указывает на причину болезни — жажду жизни (говоря современным языком, «этиология и патогенез»), третья истина (о прекращении страдания) служит  прогнозом, указанием на возможность исцеления и, наконец, четвертая истина (о Пути) представляет собой непосредственно курс лечения, прописанный больному. Вот в чём состояло его лекарство без химии  и лечение без операций. Его четыре благородные истины — это и диагноз врача, и причина болезни, и прогноз на выздоровление, и рецепт исцеления.

Он и первый и величайший ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТ (от латинского existentia  — «существование»), то есть философ, ставящий во главу угла не развитие общества (как Гегель), а нужды и заботы отдельно взятой личности. Философ-экзистенциалист постигает законы существования человека и смысл человеческой  жизни.

Одним из первых  предшественников экзистенциализма на Западе, отказавшимся от груза немецкой классической философии, считается датский философ Серен Кьеркегор, живший и творивший в Копенгагене в первой половине XIX века, то есть спустя 2 300 лет после проповеди Гаутамы Будды.

Сказать, что личность его была противоречивой, — это значит не сказать ничего. Эпатаж и эксцентричность он возвёл в принцип жизни. Многие современники с лёгкой руки одной газетёнки считали его городским сумасшедшим, любой психиатр нашёл бы в его психике кучу отклонений, начиная от шизоидного бреда и нарциссизма и заканчивая латентным гомосексуализмом, зато многие философы ценят его за оригинальный взгляд на личность и её взаимоотношения с толпой, за неподражаемое исследование тончайших струн и движений человеческой души.

Ещё два века назад  он предвидел, что «всё идет к тому, что скоро будут писать лишь для толпы, для невежественной толпы, и лишь те, кто умеет писать для толпы».  Всё — напоказ, всё — для толпы, всё — для дешёвого внешнего успеха — вот лозунг масс-культуры. Толпа навязывает свои идолы, свои нормы поведения, толпа губит индивидуальность, толпа губит в каждом человеке гения:

           «Внешнее, как таковое, не имеет никакого значения для гения, и потому никто не может его понять».   

«Растревоженная экзистенция» в его понимании выражается следующими вопросами:

«Где я? Кто я? Как я пришёл сюда? Что это за вещь, которую называют миром? Что это слово значит? Кто тот, кто заманил меня в бытие и теперь покидает меня? Как я оказался в этом мире? Почему со мной не посоветовались, почему не познакомили с его обычаями, а просто сунули в один ряд с другими, как будто я был куплен у некоего "продавца душ"? Как я обрёл интерес к этому большому предприятию, которое называется реальностью? И почему я вообще должен иметь интерес к нему? Что это, моя добровольная забота? И если я вынужден принять в нём участие, где директор? Я хотел бы сделать ему мои замечания. Никакого директора нет? Но к кому я тогда обращусь с моей жалобой? Существование (экзистенция), безусловно, есть полемика — и могу ли я просить, чтобы и моя точка зрения была принята к рассмотрению? Если нужно принять мир таким, каков он есть, не лучше ли было бы вовсе не узнавать, каков он?».

Этот философ, проживший короткую жизнь (42 года), выделял 3 стадии и 3 уровня  развития человеческой жизни.

Первая — эстетическая — жизнь чувствами и ощущениями, поверхностный выбор целей в жизни,  при котором различные чувственные стремления порой разрывают человека на части подобно легиону бесов. Яркие примеры — Нерон, Дон Жуан, Фауст.

Вторая — этическая — жизнь сообразно разуму и чувству долга, на основе общепринятых представлений о добре и зле. Характеризуется осознанным выбором в пользу добра. Ярчайший пример — Сократ.

Третья — религиозная — согласно иррациональной, экзистенциальной вере, не подвластной ни чувствам, ни разуму, ни общепринятым представлениям о добре и зле. Пример — Авраам, ради веры в Бога готовый пожертвовать единственным сыном Исааком. С точки зрения общепринятой этики, традиций, норм и обычаев сородичей, Авраам готов совершить убийство, он преступник. С точки зрения иррационального, высшего, божественного порядка под названием вера, Авраам есть «рыцарь веры», верующий «силой абсурда». (Как всё в мире относительно.)

Подавляющая часть людей, согласно Кьеркегору, ограничивается первой стадией личностного роста. Но некоторых людей перипетии судьбы, жизненные неурядицы, отчаяние перед лицом суровых жизненных испытаний, ставящих на край пропасти, на лезвие бритвы, на тончайшую грань между жизнью и смертью, заставляют полностью пересмотреть своё жизненное кредо, свою жизненную позицию, свой взгляд на мир и на себя в этом мире. Отчаяние, тревога, «страх и трепет»,  безысходность либо придают силы и дают возможность подняться наверх в своём личностном росте, либо убивают светлое начало в человеке, которому  суждено пасть духом и сдаться на волю обстоятельств. Путь через тернии отчаяния и страха смерти проходит к звёздам разума, чувства долга, добра и веры. Причём ярчайшей путеводной звездой жизненного небосвода является именно ВЕРА. Вера религиозная, вера  иррациональная, вера, в корне отличная  от здравого смысла человека, живущего разумом, чувствами, обычаями и животными инстинктами.

Хотя  экзистенциональная вера Кьеркегора не очень-то походила на догматическую протестантскую веру, которую он называл «лимонадной чепухой».  Иногда он был ещё более категоричен в отношении закостеневшей христианской догматики:

             «Христианский мир убил Христа».

Личностный рост у буддистов, именуемый благородным восьмеричным срединным путём спасения, состоит, как и у Кьеркегора,  в погружении в высшее духовное состояние. Правда, у буддистов это высшее духовное состояние (нирвана)  не связано ни с верой, ни с Откровением, ни с Богом.  По причине их отсутствия.

Виднейшим представителем атеистического экзистенциализма в ХХ веке был Жан-Поль Сартр, тот самый, который отказался в своё время от Нобелевской премии по примеру Николы Теслы. Этот бунтарь, писатель, драматург, философ, поборник свободы выразил своё экзистенциальное кредо очень лаконично:

             «Экзистенциализм — это гуманизм».

В центре этого философского учения находится именно человек, бытие самого человека, а не окружающего его мира, человек, сливающийся с миром в единое целое в понятии «Экзистенция», человек со всеми его иррациональными треволнениями, борьбой за свободу и поисками смысла жизни.

Что такое Экзистенция? Это нерасчленённая целостность субъекта и объекта, микрокосма и макрокосма, человека и Вселенной, недоступная не рациональному, научному мышлению, которое всё подгоняет формулами под одну гребёнку, ни идеалистической метафизике, голому умствованию. Это не объективная реальность философов, а субъективная реальность конкретного человека, его непосредственное, без всяких научных формул и философских категорий представление  о мире, о бытии, о жизни и смерти. Это постижение истины сродни постижению мира первобытным ведуном. Это постижение истины не умом, а интуицией,  подобно достижению Сатори, Просветления в дзэн-буддизме. Это иррациональный и мистический охват вечности и бесконечности, охват, идущий не от логики, не от ума, а от глубочайшего переживания некоего события, ставящего человека на грань жизни и смерти.

В этой  «пограничной ситуации» (термин Ясперса), в период глубочайших потрясений и переживаний, перед лицом смерти, перед чем-то неведомым ограниченному человеческому рассудку человек может скинуть с себя свой социальный кокон, своё локальное «я», свой закостеневший «шифр бытия» (Ясперс), свой повседневный груз забот, свою мелкую, поверхностную суету желаний и стремлений. В этот миг он имеет реальный шанс освободиться от всего вторичного, наносного, косного, от навязанных обществом, верой, наукой,  традицией представлений  о мире и испытать озарение экзистенции, связь с Богом или Целым мира.

Из таких же, «как все», живущих «заброшенной»  жизнью, он может стать самим собой, реализовать лучшие свои качества, скрытые внутри и невостребованные повседневным, профанным существованием. В этот миг он имеет реальный шанс увидеть, прочувствовать, проникнуться  истинно сущим мира, незримым в обычной повседневной суете. Так рождается экзистенциальная вера в Бога, которая не является ни данью религиозной традиции, ни данью моде, которая превыше веры догматической и всех доводов разума, и ближе к истине, чем любая наука. Так же рождается и Пробуждение от грёз и иллюзий сознания.

В любой авраамической  религии  в центре мира находится не человек, а Бог, в лучшем случае — Богочеловек.

В  буддизме же, как и в экзистенциализме, в центре мира находится именно человек, его бытие, его борьба за спасение и освобождение от страдания. Во всяком случае, это следует из атеистического учения Гаутамы Будды — аскета, философа, человека, достигшего Пробуждения и показавшего людям благородный срединный восьмеричный путь к спасению.

В своих поисках истины Сиддхартха  явно рассчитывал только на себя и на свои  силы, а спасение от страдания он искал не в помощи свыше, не от седовласого старца с небес, не от ангелов и не от демонов. Он искал спасение внутри самого себя, он пытался постичь мир таким, каков он есть, без всяких прикрас. (Заметьте: не «принять мир таким, каков он есть», как у экзистенциалиста Кьеркегора, а постичь мир! Таким, каков он есть!)

Он посвятил этому поиску 6  лет своей жизни. Он постился, он питался одним просяным зерном в сутки, по примеру многих аскетов он пробовал истязать свою плоть, чтобы открылись силы Духа. Он погружался в глубокое внутреннее созерцание, чтобы постичь Высшее Знание,  которому единственно доступна глубочайшая, скрытая, незримая подоплёка этого сверкающего, яркого, но иллюзорного мира, обречённого на суету, смерть и страдание. И он всё-таки добился своего, он достиг Пробуждения, он увидел мир таким, каков он есть.

Это была величайшая в мире Победа! Не зря после пробуждения он был удостоен титула Джина (Победитель)! Это было Знание, в котором таилась Суперсила! В одно мгновение человек превратился в сверхчеловека, не будучи ни белокурой бестией, ни агентом 007!  Все силы природы стали подвластны ему, всё Высшее Знание открылось ему. И следующие 45 лет своей жизни он нёс свет этого знания всем жаждущим его.

Хотя это Знание не было и не могло быть ни догмой, ни каноном.


Продолжение следует: http://proza.ru/2024/05/04/610


     29 апреля 2024 года


Рецензии
Добрый день, Сергей.

"Личностный рост у буддистов, именуемый благородным восьмеричным срединным путём спасения, состоит, как и у Кьеркегора, в погружении в высшее духовное состояние. Правда, у буддистов это высшее духовное состояние (нирвана) не связано ни с верой, ни с Откровением, ни с Богом. По причине их отсутствия."

И с верой, и с Откровениями высших существ -- Богов путь к Нираване очень тесно связан и без них НЕВОЗМОЖЕН!

Кстати, что касается заклинаний и молитв, а так-же избавлению от сглаза и порчи, то у будды были вполне себе действенные методы. Как они отличаются от знахарак, следует рассматривать в конкретных случаях, но Будда мог объяснить работу этих методов и успешно применял их. Тому свидетельство в 32 Сутте Дикха Никайа Палийского канона. Я приведу эту сутту в следующем замечании. Надодобавить , что Тхеравадинская Традиция в определённый момент своего становления правела ревизионную чистку в своей школе, убрав из переводимых источников упоминания о сверхъестественных учениях, сделав акцент на обучении только дисциплинарных винай, но 32 сутта, всё-же сохранилась. Однако другие Буддийские течения очень сильно опирались на "мистику" в настоящем смысле, не считая её таковОй в меру очень глубокого проникновения.

Марина Тигра   02.05.2024 14:16     Заявить о нарушении
32. Атанатья Сутта
Введение

"В предрассветные часы гора, на которой пребывал Будда, оказалась залитой светом множества небесных существ. Четыре Великих Царя, господствующие над четырьмя направлениями света, явились к Будде во главе своих армий (о значении собрания божеств см. Махасамайя сутта, Дигха Никая 20).

Царь Севера, Вессавана, сообщил Будде, что есть могучие, средние и слабые духи-якши, которые любят именно то, что запрещается последователям Дхаммы: они любят насилие, опьянение сознания, половую распущенность, захват чужого имущества, лживую речь. Поэтому они враждебны к Дхамме и её последователям. Хотя Четыре Царя, нашедшие Убежище в Будде, являются наиболее почитаемыми и могучими среди небесных воителей, но есть духи, не подчиняющиеся небесной власти, так же, как в земном мире существуют разбойники, не подчиняющиеся земным законам и власти.

Вессавана предложил Будде и Его ученикам защищаться особым видом практики усмирения тонких существ, противящихся Дхарме. Так же, как для усмирения разбойников вызываются стражи порядка, так и в тонком мире, для усмирения злых духов Вессавана предлагает призывать силу Великих Царей и их войск.

Почитание Будды Великими Царями

Четыре Великих Царя почитают семь обликов Будды Шакьямуни: Будду Випасси, великого ясновидящего; Будду Сиккхи, сострадательное воплощение мудрости; Вессабху, аскета, очищенного от всякой скверны; Какусандху, сокрушившего армию Мары; Канугаману, достигшего полноты понимания брахмана; Кассапу, освобождённого своей искусностью в сосредоточении; прославленного сына Сакьев Ангираса, передающего Дхамму, освобождающую от страданий (Ангирас – в данном случае, земная оболочка Будды Шакьямуни, Его самое внешнее проявление). Всех этих будд небесные цари почитают в отшельнике Готаме, несущем благо людям и богам (о связи небесных будд с Буддой Шакьямуни, см. Махападана сутта, Дигха Никая 14).

Небесные дворцы в четырёх направлениях света

На востоке, сияющий диск солнца поднимается из глубокого океана, вОды которого пребывают в непрерывном движении. Солнце озаряет дворец Дхатараттхи, царя гандхарвов – небесных музыкантов (склонных к беспечности).
Поднимаясь в зенит, Солнце озаряет южный дворец царя Вирульхи, владыки кумбхандхов (духов желаний, которые, как сети, улавливают ум).
Спускаясь на западе, Солнце озаряет дворец царя Вирупаккхи, повелителя нагов-асуров (духов сомнения и эгоизма).
Останавливаясь на Севере, Солнце пребывает в небесном дворце Куберы, именуемого также Вессавана, повелителя якш (духов, повелевающих силой и здоровьем человеческих существ).

Все существа в небесных дворцах отвечают доброжелательностью и почтением на доброжелательный взгляд Будды. Эта взаимная доброжелательность и является основой защиты от несчастий, приносимых тонкими существами.

Подробный рассказ Вессаваны о собственном царстве

Вессавана, рассказывая о небесных дворцах, подробно описал собственное царство: существа, способные достичь его владений, серьёзны, не алчны и не эгоистичны (т.е. они уже прошли очищение от пороков в трёх предыдущих дворцах Солнца). В царстве Куберы на ветвях деревьев всегда есть прекрасные плоды, у лотосных прудов павлины распускают хвосты, раздаётся пение небесных птиц. Чудесный, сам собой вызревающий рис (см. Аганья сутта, Дигха Никая 27) готовят на горячих камнях, без разведения огня. Якши, обитающие в этом царстве, избирают тех или иных людей в качестве своей колесницы, и (незримо земному глазу), направляют их в земной жизни. Озеро Дхарани, из которого в земной мир льются дожди, также находится в царстве Куберы.

Призыв защиты

Когда последователь учения находится в той или иной беде, вызванной беспечностью, желаниями, сомнениями и эгоизмом или гордостью, то он должен призвать силу доброжелательности гандхарвов, кумбхандхов, нагов и якшей, обитающих в небесных дворцах (т.е. подвластных благому Закону Царей), чтобы они устранили помеху и страдание.

Заключение

Защита, описанная в сутте, именуется Атанатья, по имени города в царстве Вессаваны. В Атанатье собираются все четыре царя (собрание четырёх царей означает завершение процесса очищения сознания, следующего по пути Солнца).

Сравнив содержание Атанатья сутты с Сигаловада суттой, Дигха Никая 31, можно увидеть, что те же силы, которые предстают в Атанатье как гандхарвы, кумбхандхи, асуры и якши, в Сигаловаде описаны как отношения с родственниками и другими земными существами."

Надо заметить, в кратком пересказе не даны заклинания Якш, но тем ни менее они в ней имеются.

Марина Тигра   02.05.2024 14:19   Заявить о нарушении