М. Певчих в поисках азефов

М.Певчих в поисках азефов




"Какие это "наши"? "Наши" - это ваши. А наши в Бундесвере".
Поговорка арестантов Бутырской тюрьмы. Москва. СССР




Мы давно потеряли всякий интерес к оппозиционному разоблачительству в духе "откуда у них мраморные плитки, золотые унитазы, дворцы, за чей счёт они летают во Францию"? Это просто надоело. Всем ясно откуда. Мария Певчих выбрала совсем другой формат изложения.На наш взгляд - весьма своевременно и удачно. Она принялась ворошить прошлое в поисках "азефов". Мария Певчих в своем варианте сериала "Спрут" выглядит как "революционерка-пацанка",которая решила "вычислить" всех азефов и сорвать с них маски. У нас она вызвала ассоциации с эсэрами в эпоху царизма,только те, так и не смогли сорвать маску предателя и провокатора с реального Азефа. Не хватило ума. Совсем под другое оказались "заточены".

Больше всех почему-то возмутился опальный Ходорковский. Чем он недоволен?

1. М. Певчих - слишком молодая, не жила в 90-е и не чувствут в должной мете то время.

2. Следовало дать не одно, а несколько мнений,например, прислушаться к тому что говорит Сатаров.

3. В фильме нет повествования о расстреле Белого Дома и противостоянии с Ичкерией.

Молодость вкупе с боевым задором Певчих скорее её сильная сторона, а не слабая. Дискриминации по возрасту (слишком молодой или слишком пожилой) нет даже среди профессионального криминалитета. Зачем вообще об этом заикаться, мы же не во Дворец Бракосочетания М. Певчих ведём. Следует обсуждать продукт её журналистского творчества, а не возраст, даже если она в настоящее время, скажем, посещает детсад и играет с куклами.

О Белом Доме и Чеченской войне трудно сказать что-то мимоходом. Следует развернуться и тогда заголовок "Предатели" станет непонятным - кто в данном случае "предатели"? Да и фильм растянется.

На кой чёрт ей сдался Сатаров? Это лишь для Ходорковского он как бы "признанный авторитет", а для неё нет. Она выбрала другой формат. Разные точки зрения по схеме "дадим в эфир три аудио,из которых два позитив, а один негатив" или наоборот- это схема вещания Радио Свобода (РС),а это радио, увы, во-многом само "коллективный Азеф". М. Певчих окунулась в прошлое с целью ярко,с высокой контрастностью указать на детали происходящего сегодня. Она как Маяковский, решивший "чистить себя под Лениным, чтоб плыть в революцию дальше".

Не понравился фильм и русской студии РС, что впрочем было ожидаемым. Сериал "Спрут" от мадам Певчих ей назван "пристрастным".Однако лично мы смотрели в экран не отрываясь, чуь-ли не затаив дыхание. Понравилось буквально всё. И интонация, и акценты и форма подачи. Это такая "эсэрка" с "заточкой", которая полна решимости вычислить всех азефов, пройтись по всем попам гапонам. Поимённо. Она растянула условного Спрута на весь экран, показало как он устроен, чем питается. Как функционируют щупальца и пр. Весь процесс. Всё это было известно и до неё,но она внесла свою лепту, как-бы взглянув на него в прицел оптической винтовки. Посыл М. Певчих понятен - всё началось с Беспалого алкоголика - "борца" против привилегий партноменклатуры.

Естественно, по своему складу, по своему восприятию она чужда тем либералам,к которым мы уже привыкли. У неё свежий взгляд на вещи, по-другому видит детали. Вместо Ходорковского мы бы её поздравили именно за нестандартный взгляд и бойцовской задор, даже если бы ей пришлось пройтись по нам лично. Мы бы восприняли её размашистые движения с "заточкой" с юмором.

Просто либералы привыкли себя считать важными персонами и воспринимать следует лишь их точку зрения, а здесь "пацанка" с "заточкой" ворвалась, ни с кем не советуясь и ни у кого разрешения не спрашивая. Но ведь это прекрасно! Потому что её словам,её интонациям,её бескомпромиссности веришь. Без разницы жила ли она сама в 90-е годы или нет. Не все историки жили в июне 1941 г., чтобы передать трагическую атмосферу той эпохи. Не угораздило попасть под бомбёжки и артобстрел - это даже лучше. Можно сказать - повезло. По Ходорковскому все,которые освещают прошлое должны жить в этом прошлом, а потом ещё советоваться с сатаровыми и им подобными березовскими и прочими явлинскими. Не нужно. Пусть машет "заточкой". Больше пользы. По крайней мере, она делает это от души и так как умеет. Умеет же довольно эффективно, обосновывая всё, на её взгляд, конкретными фактами и документами. Что-то вроде досье Симона Визенталя. М. Певчих словно  боец ИРА или ЭТА, осознавшая гибель товарищей, провал всего того, что ей дорого, а потому решившая выйти на след своих врагов, даже не идеологических, а по  которым плачет советское ОБХСС. И эти враги по большей части "внутренние". 

Она считает ошибкой либералов и демократов, что те дружно кинулись гасить выдвиженца от компартии. Мы тоже так считаем. Не важно- коммунисты, анархисты и кто-то ещё, самым главным тогда являлось обеспечение сменяемости власти. И она абсолютно права. Именно этому и следовало уделить внимание, а не борьбе с коммунизмом. Коммунисты ведь тоже могут быть разными. Либералы и демократы развернули широкую кампанию запугивания населения "ужасами" коммунизма и сделали всё, чтобы компартия не победила на выборах. Просто дурачили страну сказками и приписывали коммунистам то, чего они совершать не планировали. Коммунисты были куда как более предсказуемы, чем те, которых проталкивал в "дамки" Березовский. Бояться коммунистов и приписывать им наручники и концлагеря причин не было.

Мария Певчих дистанцировалась от ельциных и разнокалиберных явлинских. Последнего она даже не посчитала нужным упоминать. Певчих продемонстрировала радикальный подход, сжигая мосты и отказываясь от постсоветского либерально-демократического прошлого. По Певчих,"полунаши" - вообще не "наши". И "скатертью им дорога!"

Гвардейских полк ожидаемо погиб, но знамя сохранил. М. Певчих, повязав его вокруг себя, продолжает путь, время от времени прикладывая глаза к биноклю. Проходят дни и ночи, хрустят сухие ветки, брошенные в костёр. 


Рецензии