Рецензия на рассказ Казнить нельзя...

    Страница автора рецензии находится здесь: http://samlib.ru/k/kibalxchich_f/

    История о том, к чему приводит не на место поставленная запятая. Как хочется ее переставить, и все запустить по-новому. Катализатор сюжета декларация героя: "Вся история пошла неправильно". Вот только возможно ли взять, переместить крошечный значок (по сюжету на полторы тысячи долларов) и полностью изменить шаг и ритм мировой истории?
    Рассказ постмодернистский и в этом его обаяние и игровая недосказанность. Автор явно рассчитывает на эрудированного читателя, когда смешивает эпохи, литературные типажи, играет реминисценциями и сталкивает смыслы. Автору, воплотившемуся в собственном герое, все позволено, и поэтому чужие цитаты встраиваются в текст напрямую, без кавычек, чтобы свободно осмысляться в новой постап действительности.
    И главная здесь реминисценция, своего рода лейтмотив рассказа: "Ибо нет одиночества больше, чем память о чуде". Сложный для понимания, многослойный "Фонтан" Бродского, где тоже переплетаются прошлое, настоящее и будущее, пробуется на вкус возможность возвращения и нового начала.
    Герой (Курбатов) хочет, чтобы фонтан жизни забил снова: "Процесс можно обратить вспять. Механизм нужно запустить в обратную сторону. Где началось, там и закончится". Надежды, планы, казнят или помилуют - вечная точка развилки.
    Повествование не пытается дружить с логикой и здравым смыслом, все в здесь существует одновременно и без всяких объяснений: инквизиторы, банковские махинации, химотходы, события недавней истории, мыслепреступления, слуги господни, ковид, каннибализм и Обама.
    Пространство нарисовано в постапокалиптической стилистике - разруха, гибель мира и сложное выживание человечества. На фоне фантастических и отвратительных пейзажей разгуливают вполне народные персонажи: шушукающиеся старушки, паспортистка Марфа Ивановна, слесари Коля и Боря. Среди руин активно функционирует ЖЭУ. Актуален вечный для русской литературы жилищный вопрос и не пропал интерес жильцов к расправным действиям власти.
    Правда, узнаваемые и даже типические образы имеют двойное дно: паспортистка шпарит тексты как подкованный лидер-политрук, перемежая аналитические выкладки народными словечками с непринужденным использованием культурологического понятия "костер тщеславия". А неприметные мужички-слесари оказываются участниками финансового заговора нового времени. Ох, уж эта смысловая игра, что превыше социальной логики))
    Антагонистом Курбатова автор назначает Фанни Каплан. Образ, пропитанный ненавистью и презрением к людишкам. Она - борец с духовным растлением на Свободной территории, а по сути дела, жертва, потерявшая душу и превратившаяся в куклу Тутти.
    Сам Курбатов густо расцвечен всеми мыслимыми и немыслимыми качествами. Похоже, собрал все подспудные размышления и надежды самого автора. Именно он, тайный финансовый манипулятор, серый кардинал нового мира, заговорщик мирового масштаба, интеллектуал и романтик советского прошлого. в состоянии повернуть вспять реку истории.
    Курбатов непринужденно цитирует Бродского и Ларошфуко, управляет цифрами бумажных купюр, в надежде вернуть Дара Ветра на место Дарта Вейдера. За его плечами героическое прошлое ушедшей эпохи от Райнера Руппа до Сороса. Кто, как не он, выросший на светлых романах Стругацких, изменит мир?
    Герой из светлого прошлого убивает Каплан без ненависти, а почти с любовью и жалостью. Его время пришло! И в конце рассказа он "с трибуны" выкладывает план глобального освобождения.
    Все бы хорошо. Только надежда на светлое будущее смазывается финальной риторикой. Курбатов говорит о беспощадной дезинфекции и необходимостью вырвать заразу с болью из всяких там манагеров. И от этих слов веет почившей Каплан.
    Возникает своеобразный эффект копирования. В воздухе повисает вопрос, а найдет ли советский романтик новый путь? Или в его перестройке лицо Обамы и лысина Горбачева дополнится стальным прищуром... Путина? И история снова забьется в судорожных мучениях, куда же поставить запятую.
    "Ибо нет одиночества больше, чем память о чуде. Так в тюрьму возвращаются в ней побывавшие люди..."
    Казнить нельзя... а можно ли помиловать? И кого? Может, Каплан?
    Внезапно вспомнилось, что уничтожающий мир кризис волей или неволей - тоже дело рук Курбатова...
 
    Ты не будешь любим и забыт не будешь.
    И тебя в поздний час из земли воскресит,
    если чудищем был ты, компания чудищ.
 
    Сильный рассказ.
    Из минусов: не модный нынче стиль повествования, слишком припечатывающий, слишком декларативный и контрастный, сейчас принято более поверхностно и изящно, так чтобы смыслы невозможно было в принципе разгадать))

    (C) 18/06/2020


Рецензии
О хо хо, хотела бы я писать такие рецензии. Я думаю, этому где то учат. Вопрос только где?)

Анастасия Дзали Ани   29.04.2024 12:25     Заявить о нарушении
Филологи. Они могут :)

Сергей Ковешников   29.04.2024 12:21   Заявить о нарушении
Пардон за Т9. С телефона печатаю

Анастасия Дзали Ани   29.04.2024 12:24   Заявить о нарушении