1. Учение о душе. Маздеизм

                Что такое маздеизм? Маздеисты – это современные последователи Зороастра.

«В западной литературе зороастрийцев обычно называют «маздеистами» от слова «Мазда» - «Всезнающий» - одно из зороастрийских имён Божьих.

Древняя религия Зороастра погибла вместе с империей Сассанидов в 651 году нашей эры во время арабского завоевания. Уцелевшие последователи Зороастра были вынуждены или бежать, или уйти в подполье.

Центр маздеизма находится в Персии, в горах около Иезда, где по преданию, Зораоастр самолично зажёг первое пламя на первом алтаре.

Любимым занятием маздеистов являются земледелие, садоводство и виноделие, рекомендуемые Зенд-Авестой. Они занимаются также различными ремёслами, но избегают работ, связанных с применением огня, из боязни осквернить один из четырёх священных элементов.

Маздеисты молятся (вне храма) пять раз в день, повернувшись лицом к солнцу. Во время молитвы все одеты в особый костюм – белую рубашку «Судрех» и панталоны, подпоясанные поясом «Кусти», сплетенным из 72 шерстяных нитей».

                Что такое молитва? Это связь с Богом. Сообщение о себе  Единому. Получение от Бога энергии жизни через канал, создаваемый молитвой.  Современное человечество воспитанно на совершенно другом мировоззрении об окружающем мире, признающем существование только физического мира. Ему невдомёк, что кроме болезней физического тела, есть болезни души, которые способна вылечить молитва.   


«Поза во время молитвы такая: ноги сомкнуты, руки на поясе, рот и нос должны быть прикрыты повязкой из лёгкой материи, скреплённой лентами сзади, как у хирургов во время операции, волосы прикрыты невысоким тюрбаном».

                Зачем? Не осквернить своим дыхание Бога?

«Учение Зороастра, изложенное им в священном писании маздеизма – Зенд- Авесте, - составляющем официальное исповедание этой религии, в настоящее время изучено европейскими учёными во всех деталях.

Но, как и в каждой великой религии, помимо учения, обращённого ко всей массе верующих, а маздеизме тоже имеется эзотерическая традиция, предназначенная для немногих избранных, способных понимать те вопросы духовного порядка, о которых не знают и не могут знать обыкновенные верующие».

                Кем является человек?

«Человек есть безсмертный дух, шаг за шагом продвигающийся по ступеням последовательного развития до тех пор, пока он не достигнет сознания абсолютного бытия и не соединится со Всезнающим, Повсюдуприсутствующим, Безконечным и полным Верховной любви Агурамаздой.

Агурамазда – Дух чистый, Вездеприсутствующий, Всеведущий, Неразрушимый, Вечный (стр. 17).


Упоминание о «Небесном Человеке» - о высшем «Я», о «Фраваши» имеется в Зенд-Авесте. Есть там и учение об Абсолюте и о нисхождении цепей душ в материю, то есть о «перевоплощении».

Высшее Бытие, учит эзотерический маздеизм, есть Абсолют, безконечное, Само-в-Себе утверждённое, «Агу» (Ahu) . Проявляясь, становясь Началом Жизни и Света, это Само-в-Себе существующее Бытие становиться Жизнедателем «Агура» (Ahura) и Верховным Разумом – «Мазда» (Mazda).

«Я» человека (как и всех проявлений и сотворений Агурамаздой сущностей во всех мирах творения), его Фраваши, есть искра Божия, его высшее «Я».

Кто очистит себя путём добрых слов, добрых мыслей и добрых дел, кто путём молитвы и духовных усилий достигнет конца духовного пути, тот реализует в себе  с помощью Божией высшее «Я» и соединится навеки с Верховным Лучом Агурамазды.

Кто приносит в жертву своё низшее «Я» (земную личность?), тот взамен облачается в одежды безсмертия.

Долг маздеиста состоит: 1) в вере в Агурамазду, 2) в верности Зороастру, 3)в активной борьбе со злом, 4) в активном сотрудничестве с силами добра и, наконец, 5) в стремлении достигнуть реализации высшего «Я», а через это – соединения с Верховным Лучом Агурамазды.

                Когда же возникло священное писание зороастризма?

 «Авеста, или Зенд-Авеста (так как она написана на языке Зенд), священное писание зороастризма, как определяют европейские учёные, возникло приблизительно за 1000 лет до Р.Х.  Предполагается, что окончательная редакция книг Авесты сделана около VI века до нашей эры, тогда как первичные тексты «Гата», написанные самым архическим языком, относятся к VII веку до нашей эры. Для определения древности происхождения писаний учёные стараются установить приблизительный возраст рукописи, изучая её с точки зрения языка, однако нужно принять во внимание, что стансы, составившие потом священные книги (в Индии – Веды, в Персии – Авесту), долгое время передавались изустно, заучивались наизусть и лишь в сравнительно позднейшие времена были записаны. Нельзя утверждать также, что до нас дошли самые первые рукописи этих писаний, и поэтому значительно большая древность персидских и индусских священных книг, о которой говорят брамины и маздеисты, представляется вполне возможной» (стр.15).

Источник информации книга Ю. Терапиано «Маздеизм» (стр. 3)


Рецензии