О русском художнике и мыслителе Н. К. Рерихе

Друзья!
Из Сети
"18 марта 2024 года в выставочном зале Центральной городской библиотеки имени Е.И.Аркадьева городского округа Сызрань (директор С.А.Кочергина) состоялось торжественное открытие выставочного проекта, посвященного 150-летию со дня рождения великого, всемирно известного русского художника и мыслителя Н.К.Рериха. Эта юбилейная выставка прибыла в Сызрань после успешной демонстрации в Пензенской областной картинной галерее имени К.А.Савицкого. Проект подготовлен Городской общественной организацией «Общество Рерихов» г. Сызрани (председатель Н.Г.Зоткина) и Культурно-просветительской общественной организацией «Рериховское общество г.Заречного Пензенской области» (председатель О.В.Слепова).
Экспозиция, представленная в Центральной библиотеке имени Е.И.Аркадьева, состоит из нескольких разделов. Первый раздел -это выставка Международного Центра Рерихов (МЦР) «Красота старины - устой настоящего и мост в будущее», посвященная 120-летию путешествия Н.К.Рериха по древнерусским городам, которое Николай Константинович совершил вместе с женой Еленой Ивановной Рерих в 1903-1904 годах. Одним из организаторов этой выставки является Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха.
«Человеку, не умеющему понимать прошлое, нельзя мыслить о будущем», - писал Рерих в одном из очерков, где говорил о необходимости бережного сохранения архитектурных памятников прошлого и других артефактов русской старины. В своих многочисленных публикациях он поднимал вопрос о связи культурных достижений прошлого, настоящего и будущего. Николай Константинович Рерих больше известен как выдающийся художник. Выставка «Красота старины - устой настоящего и мост в будущее» знакомит с такими сторонами его жизни и деятельности, как археология, история и архитектура. Зрители узнают, что на уровне археологической техники того времени его изыскания в археологии являли собой передовое достижение, и Рерих раскрывается как художник-архитектор. Досконально зная основы архитектуры древней Руси, он не однажды участвовал в создании проектов храмов, писал эскизы для фресок и иконостасов. Как историк Рерих, изучая памятники старины, фольклор, записывая предания и легенды народов, искал связующие нити Востока и Запада, влияющие на формирование русской синтетической культуры.
Маршрут историко-археологической экспедиции Н.К. и Е.И.Рерихов пролегал через сорок древних городов, включая Ярославль, Суздаль, Ростов Великий, Изборск, Смоленск, Владимир, Боголюбово, Углич, Звенигород, Юрьев-Польский, Казань и другие. Итогом этих путешествий стала большая серия живописных работ мастера, состоящая из более 80 архитектурных этюдов, которая была показана на выставке в Петербурге, вызвала большой резонанс и привлекла внимание общественности к проблеме сохранения наследия прошлого. Бедственное состояние национального достояния страны сильно удручало художника. Тихие погромы, неудачная реставрация, многочисленные пристройки и надстройки зданий, небрежное поновление старинной иконописи возмущали Н.К.Рериха. В защиту их сохранности он опубликовал множество статей и очерков в газетах и журналах. Призывая государство участвовать в защите памятников истории и культуры, Рерих обращался не только к государственным деятелям, но считал необходимым просвещать и привлекать широкую общественность для участия в этом благородном деле.
Позднее Н.К.Рерих разработал международный договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников - Пакт Рериха, символом которого стало Знамя Мира. Оно представляет собой белое полотнище с изображением в
центре большой окружности трех малых кругов, знаменующих единство прошлого, настоящего и будущего в пространстве вечности. Знамя Мира сегодня демонстрируется в выставочном зале Центральной городской библиотеки.
Второй раздел экспозиции составлен из живописных полотен нашей современницы, известного художника Сызрани, члена Творческого союза художников России М.Ю.Гавриловой и называется «По древним городам вслед за Рерихом».
Мария Гаврилова в своем творчестве отдает предпочтение городскому пейзажу, хотя успешно работает и в других художественных жанрах. Создавая живописные полотна, она много путешествует по России. Так, в 2016-2023 годах М.Ю.Гаврилова целенаправленно совершила поездки по городам, входящим в маршрут экспедиции Рериха, и посетила Ростов Великий, Углич, Переславль-Залесский, Кострому. Вниманию зрителей предлагалось полюбоваться прекрасной архитектурой прошлого, которая не оставила равнодушным взгляд современного художника. На полотнах Марии Гавриловой изображены старинные здания, храмы, церкви, улочки - такие знакомые и родные. У Марии Юрьевны много почитателей ее таланта. Ей удается передать с помощью красок ту радость, теплоту и нежность, которую она, несомненно, испытывает, беря в руки кисть и запечатлевая на полотне дорогую сердцу Россию.
В третьем разделе выставки представлены предметы прикладного народного творчества, выполненные сызранскими мастерами Е.Н.Казаковой и Т.А.Сысуевой. Это - удивительная сызранская лаковая роспись филигранной работы Елены Казаковой; дымковская и филимоновская красочная игрушка, панно-барельефы на темы картин Н.К.Рериха Татьяны Сысуевой; фантастическая самобытная абашевская глиняная игрушка, которая радует и вызывает восхищение зрителей. Лучшие традиции народного декоративно-прикладного искусства, безусловно, относятся к категории «старины», которые необходимо беречь и сохранять.
Н.К.Рерих много лет руководил художественной школой, испытывая особую любовь к декоративно-прикладному искусству. В декоративности мастер видел «единственный путь и начало настоящего искусства».
На презентацию выставочного юбилейного проекта в прекрасном светлом зале библиотеки собрались любители живописи, художники, представители общественности, учащаяся молодежь города. Зал был полон. Образцовый фольклорный ансамбль Детской школы искусств № 1 «Журавушки» (художественный руководитель И.С.Зубова) своими музыкальными номерами задал радостную доминантную ноту.
Ведущая торжественного мероприятия Е.Г.Мочалова, менеджер по связям с общественностью центральной библиотеки, канд. полит. наук, представила гостей, находящихся в зале. На открытие проекта приехали представитель МЦР Л.В.Хоменок, руководитель отдела развития Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов, музеолог, кандидат педагогических наук, и председатель Культурно-просветительской общественной организации «Рериховское общество г. Заречного Пензенской области» О.В.Слепова, поэт, член Российского союза писателей.
Организаторы и участники открытия выставки получили приветствие от Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха (председатель Э.П.Чистякова).
В своих выступлениях Е.Г.Мочалова и Л.В.Хоменок рассказали о жизненном пути и творчестве Н.К.Рериха, об экспозиции выставочного проекта, о его несомненной актуальности в наши дни.
О.В.Слепова поблагодарила Марию Гаврилову и Общество Рерихов г. Сызрани за творческое сотрудничество в проведении юбилейного проекта в Пензе. Она подарила центральной библиотеке свой новый сборник стихов «Зов Старины» и книги своих земляков.
Председатель «Общества Рерихов» Н.Г.Зоткина отметила в своем выступление необходимость жителям Сызрани беречь и хранить старинные здания и сооружения, придающие городу неповторимую индивидуальность. Библиотеки города получили в подарок от Общества Рерихов г. Сызрани книгу Л.В.Шапошниковой «Николай Рерих» из серии ЖЗЛ, изданную Международным Центром Рерихов к юбилейному году великого художника. Она сердечно поблагодарила всех присутствующих гостей за участие в торжественной презентации проекта и вручила памятные буклеты.
С большим интересом зрители встретили видеокомпозицию на стихи Ольги Слеповой «О старинных русских городах». Порадовала их и баллада, виртуозно исполненная на гуслях Виктором Табаковым.
Теплые слова признательности прозвучали в адрес организаторов выставочного проекта и Марии Гавриловой от учредителя частной галереи «Наследие» А.М.Макарова и художника, председателя Творческого союза художников Сызрани В.Г.Евсеевой.
Приятной неожиданностью стал подарок от представителей общественности города Александры Казаковой и Надежды Назаровой. Они преподнесли Обществу Рерихов Сызрани оформленные репродукции картин Святослава Николаевича Рериха, сохраненные ими из советского журнала «Огонек».
В заключение все желающие смогли прослушать очень интересную и познавательную экскурсионную лекцию по маршруту экспедиции Н.К.Рериха, которую провела руководитель отдела развития Музея имени Н.К.Рериха Л.В.Хоменок. Она подробно остановилась на узловых моментах экспедиции, познакомила слушателей со многими неизвестными широкой публике фактами биографии и деятельности Н.К.Рериха и Е.И.Рерих".https://icr.su/
...Други!
В юбилейный год-все  наши  светлые мысли о Рерихах, посланцах Шамбалы!
Вл.Назаров
******
1.К 90-й годовщине академика Л.В.Шапошниковой.

IV Международные научные чтения, посвященные 98-й Годовщине со дня рождения Л.В.Шапошниковой.
Н.К.Рерих и его наследие в трудах А.В.Шапошниковой
Организатор:
Международный Центр Рерихов.
Соорганизаторы:
Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Проблемная группа «Русский космизм» Российского философского общества, Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих
26 июля 2024 года состоятся IV Международные научные чтения, посвященные академику Л.В.Шапошниковой (1926-2015), создателю общественного Музея имени Н.К.Рериха (Москва), его бессменному генеральному директору и исполнителю завещания С.Н.Рериха.
Тема IV чтений: «Н.К.Рерих и его наследие в трудах Л.В.Шапошниковой».
Л.В.Шапошникова - выдающийся ученый, культурный и общественный деятель нашего времени, отдавший более половины своей творческой жизни исследованию художественного, научного, литературного, философского и эпистолярного наследия семьи Рерихов, а также наследия русского космизма. На протяжении последних двадцати шести лет своей жизни она была доверенным лицом С.Н.Рериха по созданию и руководству общественным Музеем имени Н.К.Рериха в Москве.
Труды Л.В.Шапошниковой, посвященные исследованию творческого наследия Н.К.Рериха, дают представление о сложной исторической эпохе, в которой он жил и творил, во всем ее своеобразии и исключительности. Это был Серебряный век русской культуры, несший в себе мощный духовный импульс к движению общественной мысли, развитию разнообразных художественных направлений, философских идей и научных знаний. В своих исследованиях Л.В.Шапошникова раскрыла эволюционные причины духовного ренессанса в российском обществе в начале ХХ века, назвав его Духовной революцией, продолжительно действующей в историческом времени. Культурной и нравственной основой этого процесса стали философские идеи Учения Живой Этики, созданного Е.И.Рерих в сотрудничестве с Учителями Востока. С другой стороны, это было начало эпохи мировых войн и социальных потрясений, внесших глубокий внутренний разлом в социальную жизнь, сознание современников, что стало серьезным препятствием на пути развития Духовной революции в России. В своих трудах Л.В.Шапошникова подробно исследует острую противоречивость того исторического времени, глубоко прочувствованную Н.К.Рерихом как художником, ученым, мыслителем, провидцем. Она показала его уникальную способность всесторонне осмысливать происходящее и в нем находить ту необходимо высокую «точку отсчета», которая позволяет человеку не утратить представление о Культуре, утвердить высокие нравственные идеалы жизни и творчества, способствуя продолжению Духовной революции.
Следует также отметить методологию исследований Л.В.Шапошниковой, которая связана с философскими идеями Живой Этики и лежит в основе системы познания, развиваемой в этом Учении. Это дало автору редкую возможность раскрыть особенности
живописного мастерства Н.К.Рериха, специфику его литературных трудов, по достоинству оценить всю его международную общественную и культурно-просветительскую деятельность, наконец, выявить главное - его влияние на метаисторический процесс. Огромная заслуга Л.В.Шапошниковой в том, что в своих исследованиях творческого наследия Н.К.Рериха она сумела показать необыкновенную цельность его личности, дать представление о нем как выдающемся явлении отечественной и мировой культуры.
На Чтениях предлагается обсудить методологию и методы исследований Л.В.Шапошниковой, актуальность ее трудов, посвященных жизни и деятельности Н.К.Рериха, для развития современного научного познания.
Для участия в Чтениях приглашаются ученые России и зарубежных стран, сотрудники музеев, архивов, библиотек, культурные и общественные деятели.
заявки, не соответствующие установленным требованиям, а также поступившие после указанного срока.
https://icr.su/
**************
2.Международный Центр Рерихов
К 150-летию Н.К.Рериха
15 апреля - этот день вошел в историю человечества как День Культуры. Именно в этот день в 1935 году в торжественной обстановке в Вашингтоне при участии президента США Ф.Д.Рузвельта и официальных представителей 21 страны американского континента был подписан Пакт Рериха - Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников.
Идея подобного соглашения была предложена мировой общественности выдающимся русским художником, мыслителем и общественным деятелем Николаем Константиновичем Рерихом в 1928 году. Впервые он высказал ее еще в 1904 году в ходе его многочисленных поездок по древним русским городам, когда, по признанию Рериха, у него «оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных». Его предложение о защите культурного достояния России накануне Первой мировой войны императору Николаю II встретило сочувствие, но в то время не получило должного развития. После завершения своей беспримерной Центрально-Азиатской экспедиции в 1924-1928 годах Н.К.Рерих подготовил проект Пакта, который был направлен на сохранение культурного наследия всего человечества, и предложил особое знамя - Знамя Мира - для идентификации объектов культурного наследия, как в военное, так и в мирное время. И этот проект был поддержан мировой общественностью разных стран, получив свое достойное завершение в виде правового документа в 1935 году. Тем не менее, европейские страны в преддверии Второй мировой войны не взяли на себя столь высокие обязательства, касающиеся сохранения культурного наследия в театре военных действий, и мир вышел из той последней войны с колоссальным разрушением общего культурного достояния.
Принципы Пакта Рериха в основном вошли в параграфы Гаагской конвенции 1954 года, но проблема сохранения культурных ценностей человечества остается и поныне одной из самых актуальных среди других мировых проблем и тесно связана со всеми ними. Пакт Рериха как международный Договор остается и сегодня открытым для подписания всеми странами мира, в том числе и нашей страной - Россией. Но именно сегодня необходимо более глубокое понимание мысли Н.К.Рериха о важном значении культуры и мирового культурного наследия в эволюционном процессе.
Новый аспект понимания этого поистине планетарного деяния Николая Рериха вносит Людмила Васильевна Шапошникова (19262015), индолог, писатель, общественный деятель, бессменный директор общественного Музея имени Н.К.Рериха, в своем выступлении «Метаисторический смысл Пакта Рериха» на международной конференции «75 лет Пакту Рериха», состоявшей в 2010 году в Международном Центре Рерихов (МЦР). Она рассматривает Пакт Рериха как часть метаисторического процесса, имеющего огромное влияние на земной исторический процесс и судьбы человечества.
Этим проблемам понимания Пакта Рериха на современном этапе посвящен Круглый стол «Значение Пакта Рериха для России», который состоится в МЦР 15 апреля 2024 года (понедельник) в 12:00 в онлайн-формате.
https://icr.su/
*******************
3.Круглый стол, приуроченный к семилетней годовщине захвата

29 апреля 2024 года исполняется 7 лет трагическому событию в пространстве культуры России, которое произошло в ночь с 28 на 29 апреля 2017 года, - захват общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов и наследия Рерихов, преданного С.Н.Рерихом в 1992 году МЦР для создания общественного Музея и обеспечение его деятельности. Захват был осуществлен Государственным музеем Востока при помощи частного охранного подразделения и при поддержке Министерства культуры РФ. Кроме наследия, переданного С.Н.Рерихом, были незаконно изъяты картины и рисунки, переданные МЦР другими дарителями, а также все остальное имущество МЦР и даже личные вещи его сотрудников.
Участники Круглого стола проанализируют и обсудят причины и предпосылки захвата, оценят его последствия, непосредственные очевидцы этих событий поделятся своими воспоминаниями.
https://icr.su/rus/
***************
4.Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Доме
ученых Новосибирского Академгородка

10 апреля 2024 года в Доме ученых Новосибирского Академгородка состоялось торжественное открытие Международного выставочного проекта «Пакт Рериха. История и современность».
Этот проект создан Международным Центром Рерихов (МЦР) совместно с Комитетом по сохранению наследия Рерихов при поддержке ЮНЕСКО и Министерства иностранных дел РФ. В Новосибирской области он проходит при поддержке Министерства культуры Новосибирской области, Департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска.
2024 год является юбилейным годом семьи Рерихов. В этом году исполняется 150 лет со дня рождения великого русского художника, ученого, путешественника Н.К.Рериха (1874-1947). Мировая культурная общественность отмечает также 145-летие Е.И.Рерих (1879-1955), жены Николая Константиновича, единомышленника и философа. Их младшему сыну, С.Н.Рериху (1904-1993), выдающемуся художнику, общественному деятелю, основателю общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве и почетному Президенту Международного Центра Рерихов, в этом году исполняется 120 лет.
Известно, что Дом ученых СО АН СССР является памятником архитектуры и создан по распоряжению Совета министров РСФСР в 1962 году. Это признанный научный и культурно-просветительский центр. Здесь проходили выставки художников, фестивали бардовской песни, различные лекции, гастроли лучших театров, встречи с выдающимися представителями культуры и государственными деятелями многих стран мира.
10 апреля 2024 года в Арт-гостиной Дома ученых собрались почитатели творчества Рерихов. Заведующая выставочным сектором Ирина Викторовна Бич, приветствуя гостей, сказала, что выставка «Пакт Рериха. История и современность» посвящена 150-летнему юбилею Н.К.Рериха, выдающегося деятеля русской и мировой культуры. Цель выставки - напомнить общественности об истоках международного движения в защиту культурного наследия, инициатором которого был Н.К.Рерих. Символом Пакта Рериха стало Знамя Мира.
Заместитель директора Дома ученых по культурно-просветительской работе и молодежной политике Анита Вадимовна Голубева в своем приветствии рассказала о том, что в 1973 году в Доме ученых Новосибирского Академгородка была открыта выставка произведений Н.К.Рериха из музейных коллекций Риги, Третьяковской галереи, Русского музея. А в 1975 году С.Н.Рерих подарил Сибирскому отделению Академии наук картину Н.К.Рериха «Победа» (1942).
Эта интересная история описана кандидатом искусствоведения Е.П.Маточкиным в книге «Рерих и Сибирь». Он пишет, что 3 июня 1975 года в Новосибирском Академгородке, в помещении спорткомплекса Новосибирского государственного университета, открылась выставка картин Н.К.Рериха. Было представлено 112 произведений из коллекции Святослава Николаевича Рериха, привезенных из Индии для экспонирования на юбилейных выставках в Советском Союзе. В экспозицию вошли произведения на темы Древней Руси, легенд Востока, большой цикл горных пейзажей, а также особенно привлекавшая внимание «Богатырская серия», написанная в годы Великой Отечественной войны. Выступая на открытии выставки, академик А.П.Окладников отметил: «Картины, созданные Рерихом в Индии, стали нам близкими и родными. Они - часть нашего Духовного наследия. Художник предвидел расцвет Сибири и завещал нам 60 своих произведений. Мы рады, что такой крупный художник стал во главе культурного строительства Сибири». Сибирские ученые обратились к С.Н.Рериху с желанием приобрести картину Н.К.Рериха «Победа», на которой изображена священная Белуха. В ответ Святослав Николаевич из Индии прислал телеграмму: «С большим удовольствием приношу в дар Сибирскому отделению Академии наук картину Николая Константиновича “Победа”. В этой картине сочетались его непоколебимая вера в Родину и прогноз великого будущего. Прошу передать мой самый сердечный привет коллективу Академии. Святослав Рерих».
Заведующая библиотекой Дома ученых Наталья Леонидовна Трегуб подчеркнула, что 15 апреля, день подписания Пакта Рериха, мировая культурная общественность отмечает как День Культуры. С такой инициативой выступила в 1998 году Международная Лига защиты культуры, учрежденная Международным Центром Рерихов. Николай Константинович Рерих писал: «Будем же утверждать и Всемирный День Культуры, когда во всех храмах, во всех школах и образовательных обществах одновременно, просвещенно напомнят об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни».
Библиотека Дома ученых также принимает участие в юбилейных мероприятиях, посвященных 150-летию Н.К.Рериха, и организовала выставку литературных трудов Николая Константиновича и работ, посвященных его творчеству. Теперь все желающие могут ознакомиться с рериховским фондом библиотеки.
Кроме того, в рамках выставки «Пакт Рериха. История и современность» организована выставка изданий Международного Центра Рерихов, которая вызывает большой интерес присутствующих.
Библиотеке Дома ученых были подарены издания МЦР, а также книга крупнейшего исследователя жизни и творчества семьи Рерихов Л.В.Шапошниковой «Николай Рерих», первая часть «По маршруту Мастера» знаменитой трилогии «Великое путешествие». Книга опубликована к 150-летию Н.К.Рериха издательством «Молодая гвардия» в серии ЖЗЛ.
Ознакомительную экскурсию для посетителей выставки провела Л.Л.Михайлова, сотрудница Бердского Рериховского общества. Для более полного ознакомления всех желающих с миротворческими идеями Н.К.Рериха, с деятельностью Международного Центра Рерихов, а также с творчеством уникальной семьи Рерихов и Л.В.Шапошниковой, доверенной С.Н.Рериха, было принято решение проводить экскурсии ежедневно.
Выставка в Доме ученых будет экспонироваться с 10 апреля по 17 мая 2024 года.
Благодарим всех, кто помогает в работе проекта «Пакт Рериха. История и современность» в Новосибирской области.
Новосибирское Рериховское общество, Бердское Рериховское общество, Группа ученых Новосибирского Академгородка, НОКПРО «Культурное единение»
https://icr.su/
********************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
29 апреля 2024 года


Рецензии