Двухэтажная конка на Васильевском

                Двухэтажная конка на Васильевском.
 
       На Васильевского острова, недалеко от станции метро “Василеостровская”, располагается газетный киоск «Конка». Это копия конного вагона, который работал в нашем городе в период с 1863 по 1907 г. Фактически его создателем является скульптор Ахнафом Зиякаев. Ларёк «Конка» на Васильевском острове поставили в 2004 г.  компания ООО «Глиссада», владелица Зинаида Сандаловская, чтобы использовать в качестве точки продажи авиационных и железнодорожных билетов, как газетный ларёк. В 2005 г. А. Зиякаев дополнил её двумя лошадьми, а в 2009 г. ещё появился и кучер Пентешина. Однако, со временем бизнес стал нерентабельным, компания накопила долги в 4,5 млн. руб. перед городом, а сам павильон превратился в склад мусора. В результате компания обанкротилась и «Конка» была выставлена на торги по цене 10 тыс. руб. В марте 2019 г. на аукционе приобрела за 11 тыс. руб. предпринимательница Екатерина Шабалина, которая решила превратить пришедшую в упадок конку в туристический объект по типу кофейни-трамвая в городе Выборге. Осенью 2021 г. вагон забрали на реставрацию в мастерскую Владимира Гарана, где раньше изготавливали лошадей и кучера. Ремонт обошелся в 2,5 млн. руб. 30 апреля 2022 г. конка возобновила работу как арт-кофейня на старом месте. В 2022 году она даже получила премию Минпромторга в конкурсе «Лучший нестационарный торговый объект в России». Однако, и новым хозяевам она тоже не принесла дохода и была выставлена на продажу.  Её приобрёл частный предприниматель Б. Чернышёв. Еще осенью 2023 г. через суд расторгли с  предпринимателем договор размещения и теперь просят, чтобы этот объект покинул городскую территорию до 14 марта 2024 г. Как следует из материалов арбитражного суда, решение о расторжении договора с 30 ноября 2023 г. по иску комитета имущественных отношений (КИО). Также суд постановил взыскать с предпринимателя 286,9 тыс. руб. В конце февраля 2024 г. обратился к бывшему арендатору с иском еще на 132 тыс. руб. Арбитраж встал на сторону чиновников. В КИО также уточнили, что сейчас есть задолженность по аренде и оплате штрафа на 300 тыс. руб. Конка у станции метро «Василеостровская» это просто киоск, который по документам есть газетным ларьком и недавно после проверки лишился договора за нарушение договорных условий по печатной продукции. Собственник, потративший на ее реставрацию 7,5 млн. руб. ищет покупателя на Avito по объявлению с 15 марта 2024 г. За вагон, отреставрированный в 2022 г., просят 5 млн. руб. Сообщается, что объект можно использовать по назначению и «сохранить народный памятник с историей для себя». «Размещение памятника на своем месте не устраивает город, поэтому продается как экспонат/павильон».


                - 2 -
 
         27 августа 1863 г. Госдума заключила договор с предпринимателями на работу в городе рельсовую пассажирскую Конку для перевоза населения сроком на 35 лет. За  время существования конок в городе было создано 6 конных парков и организовано 26 маршрутов. Первые три маршрута были одноэтажные. Два из них проходили через Васильевский остров. Первый от Николаевского (ныне Московского) вокзала через весь Невский проспект и через Дворцовый мост на Стрелку Васильевского острова. Второй – от Адмиралтейской площади по Конногвардейскому бульвару через Николаевский (ныне Благовещенский) мост по 8-9 линии до 6 линии у Андреевского собора. На Васильевском  острове ходило ещё несколько маршрутов конки. Первая конка была одноэтажной и только с 1864 г. она стало двухэтажной. Оплата производилась по маршрутным участкам, т.е. 3 и 5 коп. верх/низ  за 2-3 остановки, за весь маршрут необходимо было заплатить  15-30 коп. Городская дума  с 1887 г. изменила стоимость проезда на 4 и 6 коп. В вагоне появился кондуктор. Скамейки на втором этаже была двусторонние и располагалась по центру, то есть пассажиры сидели спинами друг к другу. Для подъема на империал была предусмотрена лестница. Общая вместимость двухэтажной конки составляла 46 человек, при этом на первом этаже было предусмотрено 22 места, а на втором этаже - 24 места. Иногда на втором этаже ездили стоя. Ездила конка с максимальной скоростью 8 км./час, а с учётом ожидания на разъездах и того медленней. С 1880 г. на некоторых линиях конки стали устанавливать двойные пути для увеличения скорости передвижения. В 1906 г. конка перевезла 106 млн. пассажиров, но тогда она была уже государственном предприятием.
         Давно пора убрать эту конку, ибо когда за дело берётся бизнес, это в конечном счёте приводит к полному провалу самому задуманного дела. Ника-кой это не памятник. Бизнесу нужны только деньги и больше ничего. Если бы не закрыли, то завтра этот ларёк превратился бы в обычную «наливайку» и мордобой. Вы этого хотите… Кроме того главной проблемой этой зоны у метро «Василеостровская» это большое наличие бомжей и разного типа «люмпенов», т.е. неработающих всегда пьяных, хулиганского поведения людей. Еще добавляются «попрошайки» с гитарами. Полиция давно привыкла к такой обстановке и никого не трогает. Всё это создаёт сложную обстановку для жителей всех соседних домов. Идут бесконечные жалобы, что-то срочно надо делать и убрать этот киоск-конку с этого места. В связи с просьбами и письмами населения, администрация Василеостровского района приняло решение пока оставить конку на прежнем месте.

                Бывший директор трамвайно-троллейбусного музея
                музея ГУП ГЭТ Львов Ю.М.     01.04.2024


Рецензии