Сны из антикварной лавки. Глава 7. Сон наяву

Кира отложила старинную тетрадь с поблекшими чернилами. «Как всё это странно,» - думала  она,  сидя в глубоком кресле  и не замечала, что стрелки часов давно перешли за полночь.

Должно быть, кто-то очень хитрый и очень мудрый там наверху сплетает тончайшие нити людских судеб, иначе как объяснить, что она, случайно войдя в антикварную лавку, находясь за тысячи километров от родных мест и от Петербурга, нашла этот дневник и купила его.

Какой-то сон наяву. Когда-то давно она не понимала, зачем бабка рассказала ей эту историю. Зачем?  Она ведь никогда не видела и не знала эту женщину – Надежду, только слышала, что где-то в Ленинграде, на Васильевском острове живёт "наша Надя" и всё.

Поразительно порой, насколько Судьба играет с людьми, то по-доброму улыбаясь им, то ехидно усмехаясь.

Давным-давно нет на белом свете ни тетки Марии, ни Николая, ни Полины, ни её мужа Павла, и насмешка судьбы состоит в том, что даже могил их не сохранилось.
 
По какой-то злой иронии, та власть, которую они так старательно устанавливали в родном селе, не посчитала нужным сохранить их могилы. Место на старом казачьем погосте, где они нашли вечный покой, было безжалостно расчищено и распахано, как будто у колхоза больше не было другой земли, причём это были не заброшенные могилы - за ними ухаживали, на эти могилы приходили их дети.
 
Такое кощунство происходило тогда повсеместно. На каком этапе материализм превращается в варварство и вандализм чистой воды? Где проходит та граница, которая превращает человека с научным мировоззрением в отпетого циника, для которого не существует ничего святого или сколько-нибудь ценного? У тех, кто способен на подобное, думается, вообще нет никакого мировоззрения.
В любые, самые отравленные идеологией времена, люди остаются людьми, руководствуясь лишь одной идеологией на все времена - здравым смыслом.
 
Однажды, на Радуницу Кира ехала на сельское кладбище, навестить родные могилы, и на том месте, где когда-то были могилы её прабабки Полины и прадеда Павла она увидела две прозрачные фигуры. Что это? Реакция мозга?

Или они ждали, ждали, когда на их могилку придут дети, чтобы привести её в порядок и положить букетик цветов? Кто знает...
 
Как странно всё устроено в жизни, так и лежат эти сильные и достойные люди в родной земле без могилы, без креста, без памятника со звездой.

А где-то, на Васильевском острове в современном Петербурге живут потомки их Надежды, которым они, по сути, подарили вторую жизнь. Знают ли они?  Помнят ли?


Рецензии