Великий четверг 2021. Слово о. Павла Адельгейма
Когда целый год не исповедалась - уже невозможно всё вспомнить, но я попыталась. Первое, о чём вспомнила, что, хотя несколько раз за год выезжала по делам - в Минск и в Гомель, и даже разок выбралась в паломничество, на Голубую крыницу, но ни разу за год не была в монастыре или в другом храме на службе, зато привыкла Елисаветинские стримы смотреть и реже стала в свой храм ходить.
Удобно же, дома можно следить за текстом службы, они и в чате его выкладывают, и в другом месте можно открыть, если хочется. А в храме и невнятно, и ноги со спиной отвлекают.
Получила недавно в рассылке очередной научный сборник со статьей про "советскую исповедь", автор подробно описывает, как за 70 лет советской власти эволюционировало таинство исповеди: в РИ оно раз в год было обязательным и формальным, в СССР же стало уделом сознательного меньшинства, и вокруг харизматичных исповедников возникали "покаяльные семьи" частично похожие на дониконовы-допетровские.
Хотя такой властью, как за триста лет до того, советские духовники не обладали и в силу "отделения церкви от государства", и по причине непохожести их паствы на древнюю: советско-диссидентская интеллигенция, преимущественно собиравшаяся вокруг таких духовников, имела совсем другие силы и образ жизни, нежели, например, боярыня Морозова, которая по благословению своего духовного отца протопопа Аввакума не сдалась и вместе с сестрой в яме померла голодной смертью, но "новин" не приняла.
В новейшее же постсоветское время как раз пример о. Павла показывает, что происходило с такими "покаяльными семьями". По опыту зная, что епископ может разогнать любую общину, переместив духовника, куда Макар телят не гонял, я для себя решила не привязываться ни к священнику, ни к храму.
Сейчас хожу уже 12 лет в один и тот же рядом с домом - и слава Богу.
Второе же, о чём подумала, что был помладше сын - брала за руку и вела в храм, а теперь не возьмёшь и не приведёшь. Вырос, как и дочь в своё время, но тогда я меньше переживала, дочь как-то разумней была и спокойней за неё было.
Первый мобильник она себе купила, когда поступила в архитектурный. А сыну папа в 7 лет, сначала кнопочный, потом смартфон, и сейчас он умудряется параллельно смартфоном и айпадом пользоваться.
Год назад в начале мая вернулся домой после второго года обучения в православной монастырской школе и с тех пор никуда не выезжал, а здесь у нас вся среда такая, мой ещё единственный из мальчиков собирается в десятый класс плюс две девочки, остальные 23 одноклассника не претендуют, поскольку учатся слабо, а в десятый нужен средний балл в аттестате 6 и 7 по профильным предметам.
Вчера было предвыпускное родительское собрание, а сегодня после службы пришёл на карту мой расчет. За те полгода, что проработала в саду, как раз хватало моей зарплаты на корм кошкам и Тишке, и хоть суровая и снежная была зима, в январе и феврале, бывало, еле откапывала из-под снега продухи, но, кроме одной кошечки, все выжили, живы все три стерилизованных мной прошлым летом кошки, а, значит, есть слабая надежда, что в этом сезоне меньше будет проблем с дворовыми кошками/котятами.
Стоило ли оно того? Вставать в 5 утра, тащиться до 7 вечера за 20 километров, злиться там на детей. В среднем 12 детей от двух до шести лет в мои смены бывало, хорошо, если 8, и плохо, если 16, по санпину разновозрастная группа в саду не более 12 детей должна быть, а в нашей было 22 ребёнка, столько собралось со всей деревни, а две группы не смогли организовать, на одну и то трудно найти воспитателей с такими зарплатами.
И 16 детей спокойным голосом уже не получалось у меня организовать. А нервничаю - чаще болею, да и дети добавляли : сопливые, чихают. Четыре раза переболела за зиму ОРВИ, и от последнего доселе не оправилась.
Тяжёлый был год: ковид, революция с контреволюцией, холодная зима. Благодарила Бога, что не в школе, а в саду работаю, не с подростками, а с малышами, они не такие вредные, как у учителей хватает терпения и нервов - не вем. Видимо, помоложе и покрепче нервы, надеюсь на это. А у самой не прибавляется сил год от года, и дальше будет только тяжелей, нужно совсем слепым быть, чтобы не видеть, куда всё движется.
Тем более отец Павел прав и свои дикие побеги нужно отсекать, отсекать и отсекать.
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ
ВОСПОМИНАНИЕ О ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ
Сегодня, братие, день, когда Господь впервые на земле совершил Божественную литургию. Литургия с греческого языка означает общее дело, т.е. то дело, которое связывает христиан в единую церковь. И мы с вами в этот день обращаемся к Богу с молитвой:
«Вечери Твоей тайной днесь, Сыне Божий, причастника мя прими…»
Господь совершил первую литургию втайне. Совершил в Сионской горнице, собрав своих учеников. В чем же смысл этого действия? Действие, которое Господь, совершив, заповедал нам: «Сие творите в Моё воспоминание» (Лк. 23. 19.).
Т.е. память о Христе и осуществляется посредством Божественной литургии. Что произошло в Сионской горнице? Господь собирался принять страдание за человеческий род. За всех людей, которые жили на земле прежде, которые жили в Его время, и за тех, которые будут жить в будущие века., т.е. и за всех нас. Он приносит Свою жизнь за жизнь мира, как говорит евхаристическая молитва. Христос умирает за спасение всего мира. Для того, чтобы исцелить нас от греха, снять с нас то проклятие, которому подвергся человеческий род, отпавший от Бога. И воскресить нас из мертвых, даровав Своё Вечное Царство. Тот хлеб, который Он предлагает ученикам на Тайной вечери, Он называет Телом Своим. И, взяв хлеб, Он помолился над ним, воздев глаза к небу, и, благословив, преломил, и, подавая ученикам, сказал: «Примите, и ешьте, - это Тело Моё за вас преломляемое во оставление грехов» (см. Мф. 26. 26.).
И затем, взяв чашу и подняв глаза к небу, Он помолился над ней, и, давая каждому из учеников, сказал: «Пейте от неё все, это – кровь Моя, за вас изливаемая во оставление грехов» (см. Мф. 26. 27-28.).
И затем дал заповедь: «Делайте это в память обо Мне».
И с тех пор в течение двух тысяч лет ежедневно совершается эта Божественная литургия, связывая нас всех в Единое тело Христово. Телом Христовым мы называем тот хлеб, который Господь претворил в Своё истинное и подлинное Тело. Телом Христовым апостол Павел называет Церковь. Церковь – это человеческое тело, и как человеческое тело состоит из множества отдельных клеточек, связанных между собой единством жизни, так и Церковь состоит из нас, из множества и множества человеческих личностей, и связаны мы все воедино, потому что имеем в себе эту общую жизнь Христову. Организм потому и един, что он живет единой жизнью тела, и Церковь потому едина, что в ней есть Единая Евхаристия. Евхаристия – это и есть единство Христовой жизни. И это то самое Тело, которое было из Пречистых кровей Девы образовано в Её утробе Святым Духом. Это – то самое Тело, в котором Христос жил на земле, которое было и предано и поругано, это Его бичевали и распяли на кресте. Это Тело было положено во гробе, и воскресло силой Божией из мертвых. Это – то самое Тело, которое здесь, на Престоле, преосуществляется из хлеба молитвами всей церкви, силой Духа Святого в подлинно Тело Христа. И мы причащаемся уже не просто хлеба и вина, а мы причащаемся действительного Тела и Крови Христовой под видом хлеба и вина. Т.е. меняется не химический состав, а хлеб меняется мистически, т.е. меняется в Божественной тайне сама Сущность этого вещества. Под видом хлеба и под видом вина мы принимаем Тело и Кровь Христа. И никак иначе мы не можем воспринять Тело и Кровь Христовы, как только под видом хлеба и вина. Это – Таинство Церкви, которое лежит в основе всех Таинств. Ни одно Таинство не совершается отдельно от Таинства Евхаристии. Евхаристия – это и есть Таинство Церкви, или сама Церковь. И мы с вами сегодня причащаемся самого главного Дара, который нам предлагает Бог, - Тела и Крови Христовых. Причащаемся во оставление грехов, причащаемся для того, чтобы соединиться всем воедино в Церкви в Теле Христовом.
Как это происходит? Вот представьте себе. Есть человеческое естественное рождение, мы все рождаемся от своих родителей. А кроме того, есть в природе иное Рождение. Мы рождаемся от своих родителей, воспринимая ветхую природу Адама, а затем, мы принимаем Святое Крещение, рождаясь новым Творением водой и Духом.
Каким же образом происходит это новое рождение? Вот есть, братие, рождение, растение от одного корня, но это рождение не единственная возможность расти. Кроме происхождения от одного корня, от одного зерна, есть еще вегетация, т.е. привитие иной почки к дереву. Если садовник бросает семечко яблони в землю, то из него всегда вырастает яблоня, которую мы называем «дичком». Т.е. это яблоня, плоды которой непригодны для употребления в пищу. Они горькие, кислые и мелкие. И для того, чтобы это дерево стало плодоносным, садовник обсекает все дикие побеги, и прививает почку от плодоносной яблони. Привитая почка начинает расти, и растёт она от того же корня, питаемая теми же соками земли, но из этой почки вырастает ветка, которая принесёт плоды крупные и сладкие, пригодные в пищу. И если садовник будет заботиться об этой ветке, будет обсекать дикие побеги яблони, то эта ветка разрастется и станет деревом, хотя привита она к дичку. А если садовник не будет обсекать дикие побеги, то они разрастутся и эту ветку заглушат, и она умрёт, не сумев принести плодов. Вот здесь сочетается, с одной стороны, таинство Крещения, когда мы прививаемся ко Христу, принимаем эту почку, и эта почка начинает жить новой жизнью. Но новая ветка прививается не взамен новой жизни, прежняя жизнь остаётся. Остаются дикие побеги, которые всегда могут заглушить благородную почку. Нам приходится постоянно, как усердному садовнику, обсекать эти дикие побеги, т.е. укрощать и уничтожать наши страсти и похоти. И если мы будем заботиться о том, чтобы преодолеть, укротить в себе наши страсти, то, привитая в крещении почка, т.е. Жизнь Христова, разрастётся, и станет в нас плодоносной силой, приносящей добрые плоды. Если мы не будем этого делать, то жизнь, привитая нам в крещении, может быть заглушена нашими страстями и умрёт, не принеся плода.
И вот мы с вами, братие, причащаемся Тела и Крови Христовых, той живительной и плодотворной силы, которая дает нам возможность жить с Богом и по-Божьи.
Мы приступаем к Святым Тайнам Тела и Крови Христовых, входя в Божественную жизнь. Преподобный Симеон Новый Богослов, причастившись Тела и Крови Христовых, входит в свою келью, и смотрит на своё тело, и пишет в своём дневнике: «Я вижу свои руки и поражаюсь, что это руки, приобретшие Божественную славу. Я вижу, как эта Божественная слава наполняет всё моё тело, немощное человеческое тело наполняет Божественная слава, источник жизни» (Прп. Симеон Новый Богослов, Гимн 58.)
Вот этого источника жизни мы собираемся с вами, братие, причаститься сейчас. В течение Божественной литургии мы все молились о том, чтобы предлагаемые на престоле хлеб и вино стали действительными Телом и Кровью Иисуса Христа.
А теперь мы с вами собираемся приблизиться к Святой Чаше, чтобы приобщиться Тела и Крови Христовых.
Вот дароносица, как солнце золотое,
Повисла в воздухе – великолепный миг.
Здесь должен прозвучать лишь греческий язык:
Взят в руки целый мир, как яблоко простое.
Богослужения торжественный зенит,
Свет в круглой храмине под куполом в июле,
Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули
О луговине той, где время не бежит.
И Евхаристия, как вечный полдень, длится –
Все причащаются, играют и поют,
И на виду у всех божественный сосуд
Неисчерпаемым веселием струится. (Осип Мандельштам)
Аминь.
21.04.2011.
Свидетельство о публикации №224042900974