Человеком человека сделал не труд

Бытует достаточно устойчивое мнение, что человека таким, какой он есть сейчас, сотворил труд. На самом деле это не так. Человека создал естественный отбор. При определенных условиях он действует в направлении увеличения мозга, повышения интеллектуальности.

Эти условия следующие:
- сложность, разнообразие среды обитания, требующие для выживания предвидения, нестандартного реагирования;
- пища, ее состав (для полноценного развития), за которую необходимо конкурировать с другими, для добывания и укрывания (сохранения) которой нужны сложные манипуляции;
- жизнь в сложно, противоречиво структурированной группе, требующей для выживания и иерархического продвижения определенных качеств;
- необходимость использования развитой, сложной системы взаимной сигнализации для успешной охоты, каких-либо иных совместных действий;
-  несамостоятельность, медленный рост детей, которые нуждаются в получении знаний по всему перечисленному, практических упражнениях для закрепления получаемой информации;
- наличие досуга для игровой, исследовательской деятельности, наблюдений за происходящим, размышлений.

Человека человеком сделал очень долгий, причудливый в своей случайности путь развития, позволивший одной линии человекообразных оставить далеко позади других. Путь трудностей, которые появились с переселением на землю. Необходимость учиться действовать в нестандартных ситуациях, благотворно влияющая на развитие мозговой деятельности, усложнение мозга.

Существенный вклад в выживание внесли развитие и использование интеллекта. В наше время есть два самых убедительных объяснения причин его усложнения (теории превращения человека в человека):
- интеллект развился для повышения статуса в иерархических отношениях (теория Макиавелли);
- интеллект развился для более качественного привлечения половых партнеров (теория полового отбора).

Стоит отметить, что перечисленные гипотезы не противостоят друг другу, а весьма органично дополняют друг друга.

Очеловечиванию в немалой степени способствовала развивающаяся структура семейных отношений. Приблизительно 4,5 млн. лет назад у наших предков стала формироваться, укрепляться и развиваться система моногамии. В основу функционирования брачного союза мужчины и женщины (семейной пары) был заложен принцип:  «секс в обмен за пищу». Мужчина приносил еду, женщина проявляла к нему свою благосклонность. Оба, во имя выживания ребенка, были заинтересованы в том, чтобы не бросать друг друга. Мужчине не хотелось, чтобы женщина ему изменяла, последняя проявляла заинтересованность в том же.

Развитие, усложнение социальных отношений не позволяли самому сильному, применяя физическое насилие к конкурентам, совокупляться со всеми понравившимися ему женщинами.

В условиях ограничения влияния фактора силы, эволюционно поддерживались способности решать задачи с помощью ума, хитрости. Не у самых сильных (физически), а у самых умных, сообразительных, умеющих понимать мотивы других, предвидеть их реакцию, манипулировать сознанием соплеменников, их организовывать, плести интриги, создавать непрочные союзы под конкретные интересы, устанавливать дружеские отношения, появилось больше шансов овладеть самыми лучшими женщинами, способными родить здоровых детей.

Наиболее социально талантливые побеждали. Их гены быстро распространялись. Это приводило к повышению среднего уровня социального интеллекта популяции. 

Размер мозга увеличивался. Поведение усложнялось. Появляется культура, как дополнительный фактор эволюции. Усложнение культуры вело к дальнейшему усложнению мозговой деятельности.  В обществе, обладающем сложной, многогранной культурой (традициями, ритуалами, творчеством, законами), преимущество в выживании и процветании получают те, кто обладают достаточно сложным мозгом, способным неплохо во всем этом ориентироваться.

Успехи в манипулировании привели к увеличению чувствительности ко лжи, разного рода пропагандистским технологиям. Вырабатывалась устойчивость к ним. Общество сохранило и развило способность к борьбе с обманщиками во имя своих корыстных интересов, махровыми эгоистами. Стало выгодным обманывать во имя какой-то объединяющей всех цели, общественного блага. Это направление развития социальных отношений позволило сформировать представления об общем благе, морали, справедливости.   



Литература
Дольник В.Р.  Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей
Дольник В.Р. Интервью Новой газете
Дольник В.Р. Археология человеческих пристрастий
Дольник В.Р. Жизнь - разгадка пола или пол - разгадка жизни?
Марков А.В. «С сексуальным поведением наших предков связаны особенности нашей психики»


Рецензии
Здравствуйте, Слава Васильев!

Человек это вербально мыслящее существо. То есть существо, обладающее функцией производить устную, мысленную и письменную речь в кодировке какого-либо языка. И обладающий функцией строить понятия в цепочки описания и в алгоритмы объяснения причинно-следственных отношений выдумок и реальности.

Устная речь строится из последовательности речевых звуков, некие отдельные речевые звуки и их последовательности передают смысл обозначения, описания и объяснения реальности и выдумок в монологах с собой и беседах с другими людьми. Чтобы речь была качественной, надо использовать в речи физиологически оптимально производимые согласные и гласные звуки речи и в мышлении оперировать мысленными образами этих элементарных согласных и гласных звуков речи.

Так что, человека человеком сделала речь-мышление.

Есть языки, строящиеся на не речевых звуках и даже на не звуковых сигналах. Известны языки жестов глухих людей, и передача смыслов наборами мелких предметов, рисунками, иероглифами, которые не отражают звуковой строй речи, отображаемой иероглифами и т. д.

Но жестами невозможно передать десятки тысяч понятий. Ибо набор жестов крайне ограничен, не предназначен передавать последовательность звуков речи.

Иероглифы крайне сложны в их начертании, иероглифы не предназначены для записи отдельных звуков речи. Зазубривать десятки тысяч иероглифов и сочетаний из 2-3 иероглифов это очень долгий процесс. И всё равно совсем непросто однозначно распознать каждый из всех иероглифов в объёмных иероглифических текстах, отображающих информацию далеко уходящую за пределы обыденных понятий и дел человека.

Так что, только чётко организованная речь и однозначная логичная по-звуковая письменность делают челока человеком и реализуют человека в сообществе с себе подобными.

Англосаксы используют в их речи-мышлении много не элементарных искажённых, вычурных речевых звуков. Их письменность ужасна. Поэтому англосаксы остаются варварами примитивами культа силы и подлости, многие из них остаются недочеловеками!

Литература

1. Патология и норма миропонимания http://proza.ru/2020/05/10/1778

2. Человек такой, какое у него мировоззрение http://proza.ru/2021/03/06/1508

3. Цель и смысл существования человечества http://proza.ru/2022/06/03/1198

4. Речь, мышление, язык, мировоззрение http://proza.ru/2020/12/06/15

5. Знак речи-мышления догадчик-разумник http://proza.ru/2020/03/26/97

6. Что есть язык? http://proza.ru/2019/05/31/1183

7. Алфавит симметрица лучше латиницы и кириллицы http://proza.ru/2017/10/27/921

8. Периодическая таблица звуков речи http://proza.ru/2014/08/06/1703

9. Относительность истины http://proza.ru/2014/02/04/1095

10. Гегемоны и их рабы http://proza.ru/2020/01/21/1890

11. Макеев А.К. Общая классификация согласных и гласных звуков-знаков речи-мышления / А.К. Макеев // Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования: сб. ст. по материалам XXXIV Международной научно-практической конференции– № 3(30). – М., Изд. «Интернаука», 2020. - 108 с. С. 65-75. ISSN 2541-9870 http://internauka.org/archive2/phil/3(30).pdf Скачать сборник статей http://www.internauka.org/conf/philology/xxxiv

Александр Константинович Макеев   01.05.2024 14:22     Заявить о нарушении