3-5. Ашанинки

                Глава V. Ашанинки.       

   В бразильский город Тарауако (штат Акри) Брэйн долетел на вертолёте, по одноимённой реке пришлось сплавляться на катере. Сельва посадки не даёт. До индейской резервации он добирался своим ходом под опекой проводника, мамелюка (метис) Педро, который и провёл гостя во владения племени Ашанинков по тропке, скрывающейся за густыми кронами баньянов и гевей.
   Природа привлекает туриста неповторимостью, зачаровывает путника неподражаемыми видами, заинтересовывает, знакомится. Настрой Дэна был далёк от желаемого восхищения. К таковым пришельцам привет выдаётся соответственный, и комары их едят с особым остервенением. Как тут усомнится в заявленной природной мудрости?
   Педро приметил угрюмость Дэна и пытался увлечь его со всей своей профессиональной ответственностью проводника и неплохим чувством юмора, пугал его пауками и змеями, которые могли повстречаться им в пути, и отгонял комаров страшными выкриками, будто писклявые кровососы могли среагировать на страшные звуки низкочастотной волны.
   На привале Педро достал горький перец с горошинку величиной и протянул эту огненную «сладость» Дэну: «Хочешь стать настоящим индейцем»?
   Что-то знакомое до боли почувствовалось Дэну в предложении Педро, и он вспомнил, как его посвящали в «стаю» маори. Неужто народы на разных континентах имеют общие корни в своих традициях? Как могло такое случиться? То ли Тихий Океан не стоял непреодолимым препятствием для их общения? Насколько был прав Тур Хейердал, когда утверждал общность между полинезийскими народами и инками? Могли их предки преодолевать бескрайний Океан?
   Острота перца не испугала Дэна. Горечи в жизни он испытал сполна, да и вкусы его были привычны к острой пище, к которой он привык с детства, приученный к мужской пище отцом и друзьями. Он благодарно принял угощенье Педро и взял с его руки красную горошину.
   -Бери больше, сколько осилишь, - угощал Педро. – И разжёвывай, разжёвывай! Не глотай, не юли.
   Дэн задышал часто, пытаясь охладить жар во рту воздухом. Педро смеялся над ним, предлагая горячего чая:
   -Пей, не воротись. Малыми глотками. Вот… Лучшего лекарства от огня во рту не придумано. Прав я? Прошло? А ты боялся. Эх ты – индеец с белым задом!

   В резервации ашанинков гостей никто не встречал, индейцы проходили мимо незнакомцев без проявления эмоций, будто в большом городе. Педро знал, привык уже к подобному роду проявления гостеприимства: пришёл – заходи. Здесь не обидит никто, ответят на вопрос, не спрашивая имени, голодного накормят, уставшему не помешают.
   Педро сам провёл Дэна в гостевой дом без приглашения хозяев. Приход гостей оплачен, и к ним никто не приставал с предложениями дополнительных услуг.
   Молодая индианка зашла к гостям вовремя, лишь только они успели разложиться. Вся изукрашенная, девушка молча разложила на столе угощения и поспешила удалиться, избегая благодарностей. Краска на её лице из плодов дерева женипапа скрывала девичьи эмоции и привлекательность. Женственность её угадывалась в движениях, а никак не в улыбке и глазах, чем завлекают мужчин белые женщины.
   -Понравилась? – отметил Педро заинтересованность Дэна зашедшей индианкой. – Это Сэндира. Понравилась – женись. У ашанинков с этим просто.
   -Я женат, - отказался Дэн от рискованного предложения.
   -Тяжело вам, белым, с женщинами, - посочувствовал Педро с усмешкой. – Всю жизнь с одной, в строгости. Пользуйся случаем. Тут главное себя настоящим индейцем показать. Первое испытание ты уже прошёл, перчик съел (усмехнулся). Женись, а мы не скажем. Зато у тебя появится повод чаще бывать в наших замечательных краях.
   -Я подумаю, - вставил Дэн, пытаясь закончить неприятный для себя разговор. Сэндира его нисколько не привлекла. Лицо женщины, скрытое под чадрой иль в макияже, его нисколько не интересовало. Мужчин привлекают женские эмоции, передающиеся отчасти мимикой, и скрывать их от любви довольно глупо.
   Ненужный Дэну разговор прекратился за ужином, но сводничать Педро окончательно не прекратил и хоть раз на дню напоминал потенциальному жениху: «Ашанинкам нужны воины». Уж больно понравилась ему растерянность Дэна по отношению к женскому полу. Дэна же обуревал стыд: докатился, забыл о супружеской верности, о свободных женщинах задумался.

   Дэн скоро сблизился с ашанинками. Не такими они оказались замкнутыми, как показалось это вначале; сами с расспросами не лезли, о себе же рассказывали всё, что интересует гостя. И чем не хороша эта традиция не лезть без спросу в душу чужака?
   Педро водил Дэна по окрестностям, недалеко. Сельва ему нравилась, как может понравиться любая земная жизнь, привлекающая своей неповторимостью. Комары допекали только, да от этой нечисти у Дэна имелось средство, давно придуманное фармацевтами. Средство помогало, и только комариное недовольное жужжание немного докучало заинтересованному туристу. К писку привыкнуть легко, это не гул человеческих машин, вредящий слуху. Комариный писк щадящий и гармонии лесного дыхания этот звук не помехой.
   Нормальными людьми показались Дэну ашанинки, отзывчивыми. Носители традиций всегда остаются людьми, а от непотребных человеку заветов они отказались, приученные пришедшей к ним цивилизацией – не искали себе врагов и не убивали инородцев при первой же встрече, как практиковалось это у них во времена давно ушедшие.
   В индейской резервации, среди людей привольной жизни, Дэн постепенно обретал своё просветление и забывал о грызущих его сомнениях. Смущало его одно – зачем Эльза прислала его сюда? Ашанинки в корректировке характеров не нуждаются, и последствий от воздействия на них волнами «Наоми» ни у кого не наблюдалось. Хотя, своим «Наоми» Дэн не пользовался, не разрешала ему совесть просвечивать душу индейца. Нечего тут было проверять, и следов пребывания сотрудников лаборатории Ниихау здесь не наблюдалось.

   Однажды Дэн с Педро вышли к заводи, в которой индианки ловили рыбу. Никаких подручных средств для лова женщинам не требовалось, они руками шарили под водой и просто выбрасывали свой улов на берег, а девочки-помощницы складывали трепещущую рыбу в корзины. Индианки и на воле редко прикрывали грудь, не желая сдавливать бюстгалтером кормящие соски; в мутной воде им не нужна была никакая одежда, прикрывала их прелести грязь, поднятая со дна заводи – живительная глина, смягчающая кожу. И традиционный индейский макияж тут был не обязателен: рыбацкий азарт проявлялся теми же грязевыми разводами на лицах прелестниц, и не улыбнуться на их блестящие из черноты глаза было невозможно.
   Сэндира вышла к объявившимся мужчинам с приветом и большущей рыбиной в руках: «Это вам». Педро подтолкнул Дэна вперёд: «Иди, она твоя». Дэн принял рыбу и женскую улыбку, и в нём, впервые за долгое время, защемило в груди с женского участия. Не выдержал он и выдал неосознанно:
   -Будешь моею женой?
   Сэндира даже не вздрогнула с самого ожидаемого женщиной предложения от мужчины, взглянула лукаво на повергнутого любовью воздыхателя и мокрыми косами мотнула: «Нет»! Ну чем не русская индианка? Все женщины такие! С наскока их не взять.
   Дэн нисколько не огорчился с отказа от Сэндиры, только ещё больше заразился радостной игрой «в индейцев». Нечего здесь было делать его «Наоми», живут здесь люди добрые и интересно общение с ними. Зачем его сюда послали? Ответить на этот вопрос могла только Эльза, и он поспешил связаться с нею.

   -Ты разговаривал с вождём? – пыталась Эльза развеять сомнения Дэна.
   -Говорил я с Бириги, - оправдывался Дэн. – Ничего сверхъестественного он мне не доводил. Так – поговорили ни о чём, познакомились. Наших здесь никто не замечал, и Бириги ничего не знает о них.
   -Наши с ашанинками не экспериментировали и не контактировали, - немного прояснила ситуацию Эльза. – Этот эксперимент впервые проводился с квадрокоптеров. Я что, на блюдечке тебе всё преподносить должна? Сам ищи результаты воздействия. Ищи и спрашивай.

   Вождь Бириги долго не выдавал Дэну тайны ашанинков, рассказывал ему индейские сказки, известные давно. Дэн был вынужден просканировать вождя «Наоми» и вычислил у него преграду скрытности. Недосказывал Бириги чего-то. Брэйн пытал вождя расспросами, представился учёным, знатоком человечьей души, хранителем тайн. Упорство его помогло…
   Бириги пригласил Дэна к себе в царский вигвам и открыл перед ним заветный сундук с тсантса – высушенными головами врагов.
   -Эти головы собирали наши предки. Убив врага, ты забираешь часть его души и силы – так считали раньше и так было на самом деле. Мой дед убил последнего индейца, носил на поясе до десятка тсантса. Сегодня убийства под запретом, великий Бог Тупаа запретил нам убивать людей, повелел жить в мире. Духи гор, лесов и рек бдительно следят за исполнением завета Тупаа о мире средь людей, и мы неукоснительно исполняем его повеление, живём в мире.
   Да, мы мирные индейцы, и Тупаа нам благоволит, строит нашу жизнь счастливой. А вот Мандуреки отказались жить по-новому, продолжают чтить традиции предков и выискивают себе врагов, чтоб убить. Они отвергли новую жизнь и прячутся по лесам, не желая объединяться с нами.
   Мирных индейцев пропадает в лесах до десятка в год, и вина их исчезновения ложится на мандуреков. По-другому просто быть не может. Каждый индеец, прежде чем войти в лес, постигает тайну направлений и не может заблудиться. Любой индеец способен договориться с хищником и представиться человеком. Звери не едят людей, о том повелел Тупаа. Пропавших индейцев убили мандуреки, больше некому. А нас и без того осталось мало, не зря Тупаа запретил нам убивать друг друга.
   Такое ослушание не могло продолжаться вечно, и Тупаа наказал мандуреков. Наши охотники последнее время всё чаще встречают в сельве зомби. Очумелые люди бродят бесцельно меж деревьев и ног под собой не чуют, не видят ничего вокруг и на голоса не откликаются. Бредут вот так, будто слепые, и не произносят ничего…

   -Мне надо увидеть их, - заявил Дэн.
   -Увидишь, - пообещал Бириги. – Мы скрывали от вас их присутствие, чтоб вы не испугались и не покинули нас загодя. Туристы нам нужны. Белые нас одевают и привозят вкусную пищу. Белые – это хорошо. Без вас мы жили бы плохо. А мандуреки стали безобидные, никого не убивают. Страшные они только, необычного поведения, вот и боятся их. Это точно мандуреки, мы их по раскраске признали.
   -Когда я смогу их увидеть? – настоял Дэн. – Проводишь меня к ним, Бириги?
   -Нет, с этим я тебе помочь не смогу. Мне с племени отлучаться не по рангу. Прикажу Аварэ. Аварэ как никто другой знает сельву и видел уже зомбированных мандуреков. Аварэ проводит.


Рецензии