Улус Джучи

В новоприсоединённых владениях Чингисхан выделил трём своим старшим сыновьям улусы, а престолонаследником назначил Угэдэя, принявшего титул «каан».

Старшему сыну Чингисхана Джучи были выделены земли, которые сын завоевал сам: в восточном Дешт-и-Кипчаке и Хорезме.

А после смерти Джучи его сыновья — Орда-Эджен и Бату заметно расширили подвластную территорию в результате монгольского нашествия на государства Восточной Европы.

Армия Бату-хана выступила в поход весной 1236 года с верховьев Иртыша из Западного Алтая. Собственно монголами была только небольшая часть огромного войска Бату, завещанная ему отцом. В основном же войско состояло из примкнувших к завоевателям покоренных ими народов тюркской группы.

В результате большинство территорий Улуса Джучи стали населять тюркоязычные степные кочевые народы: кипчаки (половцы), булгары, хазары, на Урале – башкиры - тюркоязычный народ, не признавший себя татарами. А на окраинах жили оседлые народы, говорящие на языках других групп. На севере: мари, мордва, удмурты; в Сибири прямыми подданными ханов из потомков Орду - манси и ханты; на крайнем западе – молдаване; в Крыму – кипчаки ( сегодня крымские татары); на Северном Кавказе - народы северокавказской языковой семьи ( адыги, вайнахи, народы горного Дагестана), ираноязычные осетины ( жители Аланского царства).

А так же в вассальной зависимости от Улуса Джучи находилось большинство русских княжеств. Поскольку монголов интересовали только степи, то с лесных территорий Русов они предпочли собирать только дань. Причём, непосредственно русские земли не входили в состав Орды, а князья по-прежнему правили на Руси, но теперь находясь в зависимости от ханов.

Основой хозяйства татар всегда оставалось кочевое скотоводство, а основным жилищем - юрты. Ещё Чингисхан предпочитал жить в высоком и роскошном шатре, под охраной личных гвардейцев – нукеров. По названию ханского походного шатра русские и называли весь Улус Джучи Золотой Ордой.

Несмотря на кочевой уклад улуса, чингизиды стали активно использовать и строить города, без которых держава не могла бы сохранять свое могущество.

Повсеместно стали возникать военно-политические и административно - хозяйственные центры, связанные с концентрацией, переработкой и перераспределением стекавшихся со всех стран продуктов и богатств.

В Золотой Орде их было около 150-ти. Они тянулись вдоль торговых путей на огромном расстоянии от Иртыша до Дуная. В основном города возводились на Великом Волжском торговом пути («из варяг в арабы»), что изначально превращало их в важнейшие центры международной транзитной торговли и места оживленного потребительского торга. Ханы покровительствовали торговле, так как она приносила большие доходы.

Централизованная государственная система управления способствовала созданию ямской системы, включающей почтовые станции «ямы» и караван-сараи, обеспечивала почтовую связь и безопасность дорог. Золотоордынская монета имела хождение во многих странах и в первую очередь на подвластных территориях.

Столицей (главным административным центром) Улуса-Джучи был город Сарай-Бату («Дворец Батыя») в Нижнем Поволжье. В начале XIVв. хан Узбек перенес столицу Улуса (постоянную резиденцию хана) на берег рукава Итиля (Волги) Ахтубы. Город получил название Новый Сарай. Одно время столицей был и золотоардынский Мохши, возведённый на том месте, где сейчас село Наровчат.

Все три этих города были уничтожены во времена «великой замятни»[1]…. Однако ряд городов, построенные в Улусе во времена эпохи развитой государственности стоят и по сей день: Тула, Тюмень, Азов, Астрахань и др.

В городах селились приезжие транзитные купцы с эксклюзивными товарами; пленные специалисты: строители, ремесленники, чиновники – татары.

Именно в этих центрах возникали во всём своём великолепии материальная культура и наука, формировалась новая элита Золотой Орды.

Таким образом, несмотря на то, что монгольское нашествие привело сначала к временному упадку в экономике, резкому уменьшению числа культурных памятников и миграционным процессам, регион продолжал жить. В течение нескольких веков Золотая орда была одним из самых крупных государств Средневековья с безупречной военной машиной, с развитыми культурой и наукой, грандиозным строительством и кипящей торговлей.

Хочется ещё немного остановиться на спорной теме взаимоотношений золотоордынских ханов с русскими князьями. С документами не поспоришь: эти взаимоотношения никогда не были рабством, а русские княжества не должны были подвергаться уничтожительным набегам, при условии, если они подчинялись монголо-татарским законам (были и исключения). Вот, примерно, в чём заключалась их суть:

1.Население вассальной Руси в XIII веке состояло из мирных граждан, управляемых удельными князьями, и регулярного войска, называемого Ордой. Во главе войск великой империи стоял хан (царь)[2], которому принадлежала Верховная власть в стране. Князей же в Орде называли эмирами, а Великий князь приравнивался к главному эмиру.

2. Князья получали ярлыки на свои княжения – в этом выражалось их право заниматься администрированием на местах, быть ставленником, следящим за порядком и платить дань на содержание армии. При этом, русские князья не переставали воевать между собой, что было на руку монголо - татарам (см. принцип Чингисхана «разделяй и властвуй»). А Орда выступала посредником в спорах между княжествами.

3.Была терпимость к исповеданию Православия.

В первоначальном принципе объединения кочевых народов Орды была общность кочевого быта. Поэтому одним из важнейших принципов в Улусе Джучи, диктуемых «Великой Ясой» была веротерпимость. Сами монголы исповедовали шаманистскую религию Бонн; большинство населения степи -кипчаки были анимистами – поклонялись животным; хазары были иудеями; Волжские Булгары с VIII в. исповедовали Ислам. Если кто-то из подданных менял религию, это считалось его личным делом, а духовенство всех конфессий освобождалось от налогов и повинностей.

Первое время не имел свободы вероисповедания только сам хан. Считалось, что потомки Чингисхана должны поклоняться только духу основателя Монгольской империи.

Монголо-татары предпочитали дружить с русским духовенством, т.к. понимали, какой силой обладает религия, и какое влияние православная церковь может оказывать на своих прихожан.

4.Княжества должны были участвовать в завоевательных походах наравне с воинами орды. По сути, русские воины и были частью этого огромного воинства (татары, казаки, орда).

После всего перечисленного не вызывает удивления тот факт, что Великий православный князь Владимирский и Киевский Александр Невский (1221 – 1263) носил шлем[3] с причудливым золотым орнаментом по восточными мотивам – 13-й стих 61 суры из Корана: «Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы».





ПРИМЕЧАНИЯ:


[1] « Великая замятня» - период междоусобной войны в Золотой Орде, продлившийся с 1359 по 1380-й годы

[2] За всю историю Орды в 245 лет в ней правили 64 персоны ханов, которые вступали на престол в общей сложности 79 раз. Из 64 ханов 12 были чисто региональными, сидевшими в своих уделах (юртах), 4 - смешанными (из регионов пришли в Сарай) и только 48 - общеордынскими.

[3] Шлем Александра Невского хранится в Оружейной палате Московского Кремля


ДАЛЕЕ: Узбек-хан и новая столица http://proza.ru/2024/04/30/1244


Рецензии