Первый снег

Пошел первый снег. Почему-то для любого возраста эти минуты часто становятся самыми радостными, и на редкость запоминающимся. Я смотрела в окно с деревянными ставнями. За ними был мрачный темный мир, холод, пустота, и белый-белый снег, будто белыми буквами, падающий на черный асфальт. А в классе было тепло, пахло чаем и книгами. Все уже давно ушли по домам, школа опустела, затихла, как огромный улей с заснувшими пчелами. Оставались только я и мой учитель – Валентина Алексеевна. Она очень часто задерживается: то из-за проверок тетрадей, то из-за контрольных, то из-за составления тестов и учебных планов - вот в этом вся Валентина Алексеевна. Никогда не уйдёт с работы, пока не закончит дело. А дел было много, очень много, что  не удивительно: учитель русского языка и литературы, несколько классов, полностью загружены все дни недели, да и еще классное руководство. Я же трудолюбием похвастаться не могла, часто все сдавала в последний срок, если вообще сдавала, до сих пор осталась той ещё лентяйкой, домой не торопилась, ведь меня там вс; равно никто не ждал.  Я часто сидела с учителем допоздна, пыталась все-таки делать домашнее задание (хотя бы для вида), читала книги - помню, - был огромный дубовый шкаф, уйма книг с приятным древесным запахом (отличительная черта этого класса), но больше всего я любила с ней разговаривать, вести теплые беседы, пока заваривался чай. Говорили о разном: то о бытовом, суетном, то о философии, жизни, иногда даже о религии. Задавала вопросы в основном я, мой любопытный разум никогда не успокаивался, всё жаждал, то ли внимания, то ли чего-то совершенно нового. Валентина Алексеевна всегда спокойно, размеренно отвечала на них один за другим, какого бы содержания вопросы не были, и всегда с той точки зрения, о которой я и не задумывалась. Некоторые вопросы летели сразу с порога, не стесняясь, те что меня сильно терзали, как и многих других особенных подростков, оставшись совсем одни. Я  многое тогда не понимала, поэтому в душевной смуте  ноги сами вели меня к ней.
Правда, в этот раз разговор не шел. Я смотрела как руки учителя уверенно и спокойно проверяли тетрадь одну за другой, каждый день, уже много-много лет. «Как она не устает, такой труд, а дети этого даже не понимают, а вместо благодарности перечат и срывают урок, пытаясь что-то доказать! (я была тогда в классе одной из самых буйных в нашей школе). И родители тоже не лучше, как курицы над своими чадушками. И ради чего?» – думала я. С языка не вольно сорвался вопрос:
– Валентина Алексеевна, почему вы решили стать учителем?
Человек, которого я уважала больше всего, сидел прям передо мной через две парты, поднял голову, снял очки (она всегда так делала, когда над чем то задумывалась), и повернулась к окну. Я смотрела на нее внимательно и с нетерпением ждала ответа. На самом деле у меня в голове уже давно вертелся этот вопрос, но он все боялся покинуть её пределы.
– Ты знаешь..,- начала говорить Валентина Алексеевна, глядя на меня. очень не любила, когда она обращалась ко мне на "Вы" на уроках, как и ко всем моим одноклассникам, но официальное общение никуда не денешь, – я поняла, что это мое место. Мне это нравиться, я люблю это – учить. .....
– То есть как предназначение?
– Да, можно сказать и так...
И это было правдой. Атмосферу,которую я ощущала на её уроках, ни с чем невозможно сравнить. Я меняла много школ, занималась с разными педагогами. Но с Валентиной Алексеевной все было по- другому. Ее уроки были разными: иногда яркими и активными, ее глаза сияли, улыбались, когда видели как у ее учеников получалось выполнить задания, понять тему, получить хорошую оценку, иногда спокойным, она, теплым, мягким голосом надиктовывала тему, диктант, изложения, рассказывала нам наши ошибки, каюсь, я изредка засыпала под этот убаюкивающий голос, не сказала бы что я примерная ученица... а иногда ее взгляд был очень уставшим и грустным, когда проверяла работы и тесты, а там провалы, или когда многие просто не выполняли задания, или одноклассники начинали пререкаться, да, я бывала в их числе, я из тех кто любит поспорить, за что частенько прилетало. Но какими бы они не были, они всегда были живыми, настоящими! Валентина Алексеевна любила свою работу, и ей никогда не было все равно на своих учеников. Вскоре я с Валентиной Алексеевной сблизилась, она стала моим наставником во многих аспектах жизни. Я всегда шла к ней, когда мне было грустно и одиноко, она меня понимала, пускай и не всегда, но успокаивала, как человека в агонии своей панацеей. Она никогда не кричала на меня, но заставить чувствовать вину и стыд могла одним взглядом, это было хуже любых криков и наказаний. Я  задала тот мой долгожданный вопрос, как бы не в значай, не понимая то ли задавая себе или собеседнику:
– Эх...а какое мое предназначение, кем мне быть, кем стать? Это все так сложно. Может как и вс; мое семейство в математики?..
– Я бы тебе посоветовала идти в творческие направления. Они тебе больше подходят.
–Правда? Это ж какие?
– Ты же хорошо пишешь, у тебя подвешен язык, умеешь общаться с людьми, бойкая и любопытная... не хочешь в журналисты?
Тогда впервые у меня появилась это мысль. А правда почему бы и нет? После того вечера я определилась с профессией и курс уже не меняю, это идея стала моей мечтой и целью, моим маяком, и надеюсь скоро станет жизнью. Мой учитель русского языка и литературы показал одну из дорог, которую я выбрала и продолжаю идти, сколько б трудностей не было. Учитель - это некая карта, которая помогает нам вырисовывать маршрут и не заблудиться в буре. Они занимаю большую и важную роль в нашей жизни, особенно когда мы к нашим наставникам привязываемся, восхищаемся их человеческими качествами, ставим в пример, и просто любим. Какими они должны быть и что от них требовать? Я не знаю, наверное просто любить свое дело, свой выбор, и держать свет внутри себя, чтобы вести подрастающие поколение за собой? Так или иначе, это огромная самопожертвенность.  Я не знаю почему появляются эти уважение,  любовь , трепет, но они дали нам новые возможности, дали поддержку, не остались равнодушными в тяжёлой жизненной ситуации, открыли глаза на мир, не отвернулись, и наверное, эти чувства приходят сами собой, не знаю, у каждого по разному.  Жаль, что не все находят таких учителей, которые учат не бояться жизни и помогают с выбором пути. В школах, на уроках, в институтах… педагоги – это название профессии, а учитель – это призвание, которое мы даём человеку, научившему нас чему- то, который дал нам важный и полезный опыт и знания, а может даже и воспитал ту или иную черту характера, и да, чаще всего его даём мы этот статус учась ещё в школе т. к. это часть жизни, когда мы больше всего нуждаемся в наставлении и  помощи, но учителя на самом деле нужны нам на протяжении всей жизни и в разных сферах. Я после повстречало очень много хороших и достойных уважения педагогов, но есть некоторые которые у тебя в сердце остаётся навсегда, пускай, я уже пошла своим путем, но каждый раз, когда выпадает первый снег, хочется вернуться в те минуты , когда ты сидел в том маленьком светлом классе, в пустой школе, и читала книгу пока твой учитель проверяет море...море тетрадей....


Рецензии