Узбек-хан и новая столица
Узбек железной рукой поддерживал внутренний порядок в государстве, требовал повиновения всех закону, независимо от происхождения и положения в обществе.
В борьбе за власть, убив в Укеке брата - наследника ордынского трона Токту, Узбек-хан перебирается в 1313 году в город Мохши, который становится столицей улуса Джучи (Золотой Орды). Город выступает как аминистративно-хозяйственный и финансовый центр Верхнего Примокшанья, который распространяет ремесленные изделия по всему региону, льёт и чеканит свою монету: серебряные дирхемы и медные пулы.
Придя к власти, хан начинает воевать с Хулагуидами за обладание Азербайджаном, а также активно строить города на Волге, внедряя традиции пышной роскоши. Всё это требует, конечно, огромных денег.
В итоге, Узбек, добиваясь подчинения, направляет на Русь карательные отряды, убивая князей, разоряя население и уводя людей на продажу в рабство. Запуганные русские князья сами начинают привозить в ханскую ставку дань.
Во временную столицу Мохши свозятся материальные ценности, рабы и пленные с завоёванных территорий. Таким образом, город становится многонациональным, как, впрочем, и вся Золотая орда. Здесь живут татары, булгары, армяне, русские, евреи – как пленные, так и купцы, служилый люд. Основную же часть населения города, по- прежнему, составляет коренной народ - мордва. Особенно ценятся пленные умельцы и специалисты: каменотёсы, кузнецы, гончары, садовники, строители, кожевники, ювелиры.
Невольники строят дороги, здания, без которых процветание города было бы невозможно. Через город проходит Большая ногайская дорога – часть торгового пути «из варяг в арабы», создаются системы коммуникаций: ямы[1], извозы через реки. Город наводняют товары с Востока (пряности, шелка), Византии, Скандинавии, а в Европу едут: воск, меха. Естественно, купцы за провоз ценных на европейском рынке товаров платят пошлину в ханскую казну. Платят купцы и за постой.
Здесь же, в столице Золотой Орды Мохши Узбек – хан изменяет святому для монгол принципу вероисповедания и принимает ислам.
Всех своих родственников, протестующих против этого решения он казнит, и жизнь государства начинает регулироваться нормами исламского права: «сел царь Азбяк на царство и обасурманился» ( из лицевого летописного свода Ивана Грозного).
В 1313 году митрополит Руси Пётр получает в Мохши ярлык о свободе православного вероисповедания. В «Истории государства российского» Карамзина приводится текст из грамоты, дарованной ханом Узбеком митрополиту Петру, в котором говорится о том, что с митрополита запрещено взимать дань, потому как он вместе с остальными служителями церкви молится за татар, чем и «укрепляет их воинство».
Археологи, которые, начиная со второй половины ХIХ века вели изыскания в Наровчате, обнаружили здесь фундаменты трех белокаменных мечетей, причем белый резной известняк был привезен издалека. «На известковом камне была изображена барельефом птица, не то павлин, не то петух, а может быть и одна из мифических птиц: Алконост или Сирин. Аксессуары, окружавшие изображение, были явно восточного характера» [2]
На искажённое слово «мечеть» указывает в Наровчате и название урочища «Мизгить». Здесь же возвышались жилища местной знати и мусульманские захоронения с мавзолеями.
В цветущем городе с водопроводом, фонтанами, бассейнами и банями, были караван-сарай, торговая площадь и деловой, ремесленный центр. Окраины, по традиции восточных кочевников, «зарастали» юртами.
В Мохши приезжают иностранные послы, русские князья за ярлыками на княжение. С именем хана Узбека связана и история появления на Руси Шапки Мономаха, которой венчались на царство русские монархи от Ивана Грозного до слабоумного царевича Ивана[3] - брата Петра I. Основой шапки стала тюбетейка Кончаки - сестры хана Узбека, которую тот отдал в жёны московскому князю Юрию Даниловичу. Позже Иван Калита- младший брат Юрия, этот женский головной убор распорядился украсить, превратив в торжественную регалию.
Когда венчались на царство братья, для Петра, младшего из них, пришлось изготовить дубликат шапки Мономаха. А уже Пётр 1 переименовал процедуру возложения Шапки Мономаха в коронацию, и с 1762 года в качестве символа верховной власти на голову монарха стали возлагать Большую императорскую корону.
Но тут возникает другой вопрос: как князь московский смог стать зятем хана Золотой Орды?
Чтобы получить ответ на этот вопрос, надо немного углубиться во взаимоотношения Ордынского Узбек-хана, который твёрдо держал власть в своих руках, с Русскими князьями в тот период времени.
Законом Русские княжества были ограничены в правах на заключение внешних договоров, обязаны были платить орде дань и поддерживать её своими вооружёнными отрядами в походах, но, при этом, они сохраняли самостоятельное внутреннее управление.
Были князья, которые поддерживали золотоордынские порядки, за что получали от хана благосклонное отношение. Но были и бунтари, которые призывали свой народ к неподчинению. Такие «несогласные княжества» жестоко наказывались, а трон передавался «князю правильному».
Так вот, правнука Александра Невского московского князя Юрия Даниловича снедала жажда власти. Расширяя границы Московского княжества, он постоянно воевал с соседями, пока под его контролем ни оказалось всё течение Москвы-реки. Воевал он и с самым сильным тогда Тверским и Владимирским княжествами, желая стать первым на Руси.
Часто бывая в Орде, он увидел как-то принцессу рода Чингисхана, сестру хана Узбека Кончаку и понял, что судьба даёт ему хороший шанс осуществить заветную мечту. Кончаке тоже приглянулся сильный русский "алтын-коназ"[4]- князь с рыжими кудрями. Поэтому, когда 36-летний вдовец Юрий Данилович посватался к ней, то девушка уговорила брата согласиться на этот брак. Ей тоже льстило стать единственной любимой женой. Кончака приняла православие, став Агафьей, а новый зять чингизитов приехал в 1317м году на Русь с желанным ярлыком на Великое княжение Владимирское.
Оставалось только смирить силой князя Тверского Михаила Ярославича. Для этой цели на подмогу Московскому войску была отправлена ордынская рать под командованием Кавгадыя. Сражение у деревни Бортенево под Тверью закончилось позорным поражением Юрия Даниловича, который бежал, оставив в тверском плену у Михаила и жену Агафью, и вельможу Кавгадыя.
Чтобы ускорить своё освобождение из плена, хитрый Кавгадый травит Кончаку-Агафью и та умирает. Хитрость удаётся, и Узбек-хан, вызвав Михаила Тверского в орду, по доносу Юрия московского, казнит его.
Есть мнение, что Узбек всё же узнал о роли Кавгадыя, так как вельможа год спустя куда-то исчез. Ведь открыто признать, что Тверской князь был казнен безвинно, хан не мог.
Следующим Тверским князем, по русскому праву наследования, становится сын казненного Михаила Дмитрий Михайлович по прозвищу «Грозные очи». А в 1321 году тот признаёт власть Юрия Даниловича и передаёт ему ордынскую дань со всего Тверского княжества. Но вместо того, чтобы везти дань в Орду, князь Юрий Данилович с братом-князем Новгородским принимают решение «сделать бизнес» через купцов-посредников. Хан Узбек, узнав о таком проступке, снова лишает Юрия ярлыка на Тверское княжество, возвращая его Дмитрию Михайловичу. Но и на этом властолюбивый Юрий не успокаивается. В 1325 году он отправляется к хану Узбеку за новым ярлыком на Великое княжение…Конечно же, Великий князь Дмитрий Михайлович «Грозные очи», потеряв всякое терпение, в порыве гнева зарубил-таки Юрия Даниловича, отомстив ему и за отца, и за Тверской трон. В результате, хан Узбек приказывает казнить и князя "Грозные очи", как раннее казнил его отца.
Следующий Ярлык на великое тверское княжение достаётся сыну и брату казнённых князей Михаила и Дмитрия — Александру Михайловичу. А на великое княжение Московское ярлык получает брат Юрия Даниловича – Иван Калита.
И снова «на колу - мочало, начинай сначала»: Александр Тверской возобновляет борьбу с князем московским и владимирским Иваном Калитой.
А когда в Твери разгорелось восстание, и там убивают ордынского сборщика дани Щелкана со свитой, Иван Калита получает от разгневанного Узбек-хана ярлык и на тверское княжение, а также войско в 50000 человек. Калита с татарским и суздальским отрядами громит тверское войско и жестоко подавляет восстание. В 1327 году, когда Великое Тверское княжество опустело, бывшему князю Александру Михайловичу Тверскому удаётся бежать под крыло Великого княжества Литовского.
Спустя десять лет беглец всё же является к хану за помилованием и тот его…прощает. Но не прощает Иван Калита, по наущению которого Александра с сыном Фёдором всё же в орде казнят.
Вот такие страсти кипели на вассальной Руси. Хан Узбек только и успевал князей то награждать, то судить, да казнить, а бунтующие княжества буквально стирал с лица земли: «А всего убито было царем Азбяком в Орде великих князей и удельных князей — девять человек» » (из лицевого летописного свода Ивана Грозного).
Первое упоминание города Мохши. Серебряный дирхем 709 года хиджры/1309 год от рождества Христова
Но вот, установив, наконец, строгую систему управления, ликвидировав распри в Орде и отрегулировав вассальные взаимоотношения с русскими княжествами, Узбек-хан вдруг останавливает свои кровавые расправы, и в русских княжествах, по летописным воспоминаниям, устанавливается "Тишина великая": "И бысть оттоле тишина велика на сорок лет и престаша погании воевати Русскую землю и заклати христиан, и отдохнуша и починуша христиане от великиа истомы многыа тягости, от насилия татарского, и бысть оттоле тишина велика по всей земли".[5]
Во многом этому способствует великий князь Владимирский и Московский Иван Калита. Он налаживает долгосрочные контакты и взаимовыгодные отношения с Ордой, сосредоточив дань со всех русских земель в своих руках. Тем самым хан Узбек не только стал получать регулярное поступление денег, но и, не распыляя свои войска, сконцентрировать их на иранском направлении. До конца Московский князь и хан Узбек будут жить в мире и согласии.
В эти годы в Мохши, как и в других городах Поволжья, быстро развивается культура персидских стихов, изыскано - тонких орнаментов и каллиграфии. Развивается наука: математика, астрономия. Появляются толкователи Корана.
«Он (Узбек) был человек храбрый и отважный, религиозный и набожный, почитал правоведов, любил учёных, слушался их, доверял им, был милостив к ним, посещал шейхов и оказывал им добро» (географ и историк ХIVвека аль-Айни)
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] Яма ( тюркск.) – почтовая лошадь, почтовая станция. Отсюда «ямщик» ( рус.)
[2] А.А. Кротков, 1939г
[3] Существует несколько версий появления Шапки Маномаха. Здесь приводится одна из них.
[4] алтын-коназ ( тюрк.)- золотой князь
[5] Цитата принадлежит летописцу, который работал во второй половине XIV века.
ДАЛЕЕ: Великая замятня http://proza.ru/2024/04/30/1249
Свидетельство о публикации №224043001244