Скульпторы

Ко второй годовщине Великой Октябрьской социалистической революции на Советской площади Наровчата открывают бюст В.И. Ленина - первый, ещё прижизненный памятник вождю мирового пролетариата в Пензенском крае, и один из первых в стране!

На высокий пьедестал, сделанный по проекту К.А. Вещилова, был установлен бюст, выполненный скульптором Г.Д. Алексееевым. О нём сохранилась следующая запись: «В настоящее время подготовлен скульптором Г. Д. Алексеевым бюст В. И. Ленина. Бюст делался с натуры, размером более натуральной величины. Изготовлен из гипса с имитацией под бронзу».

Авторская копия первого скульптурного портрета вождя, работы Георгия Дмитриевича Алексеева[1], была одной из тех, которые по распоряжению РКП (б) были растиражированы в 29 городов страны.

Летом же 1920 года напротив Народного дома устанавливают ещё один бюст из бетона, на этот раз бюст Карла Маркса.

Скульптора была копией одного из первых в Советской России памятников-бюстов основоположнику научного коммунизма, установленного в 1919 году Д.Г. Алексеевым в подмосковной Балашихе.

Кирпичный постамент к бюсту был выполнен по эскизу ученицы К. Вещилова М.И. Феокритовой.

Позднее, после смерти В.И. Ленина, скульптор Г.Д. Алексеев создаст известнейший в СССР памятник «Призывающий вождь». Правительственной комиссией по увековечению памяти Ленина эта работа была утверждена для широкого воспроизводства, и в сотнях экземплярах разошлась по площадям, вокзалам, музеям и скверам многих городов страны. Однако в Наровчат этот памятник уже не попал, так как в 1926 году древний город официально сменит свой статус на село (2).

Талантливую двадцатилетнюю Марию Феокритову Ф. В. Сычков и К. А. Вещилов заприметили, когда она работала учительницей в Воскресенской Лашме. Друзья пригласили её сначала для участия в организации Первой наровчатской художественной выставки, а потом Мария Ивановна станет помогать художникам в работе.

При поддержке Федота Сычкова Феокритова получит путёвку в искусство: в 1925 году закончит Московские Высшие художественно-технические мастерские и станет скульптором. Она будет работать в области станковой скульптуры; монументально-декоративной пластики, украшая скульптурными композициями фонтанов городские площади.

Участница Всесоюзных выставок Общества московских художников и выставок московских скульпторов, Мария Ивановна Феокритова потом не раз приезжала в Наровчат, вспоминая, как делала первые шаги в искусстве. В конце жизни она захочет передать свои работы в Наровчатский музей, но уже к 80-м годам здесь её забудут и встретят это предложение с сельским равнодушием.

Зато её работами заинтересуются в Государственной Третьяковской галерее, в музее микробиологии Академии наук, Мордовском музее изобразительных искусств им. С. Эрьзи и др. Там можно и сейчас ознакомиться с работами этого скульптора советского времени.

Пензенский край в самые трудные для страны годы военного коммунизма словно втягивался в соревнование по социалистической агитации. Установкой памятника Карлу Марксу Наровчат в какой-то степени компенсировал неудачу, постигшую ПЕРВЫЙ В МИРЕ памятник Карлу Марксу, который был открыт 1 мая 1918 года в Пензе. Памятник этот считался к тому же ещё и самым первым памятником, поставленным Советской властью.

Об этом событии в апреле 1918 года в газете « Правда» в статье «Пензенский памятник» писал выдающийся деятель венгерского и международного рабочего движения Бела Кун: «Далеко от лондонского кладбища, где ютится могила с простою каменной плитой, в глубине первого пролетарского государства вырос первый памятник первому мыслителю и борцу пролетариата, первый общественный памятник Марксу. Если победоносный русский пролетариат воздвигнет на всех площадях памятники своим борцам, это не будет культом личности, а лишь уважением к собственной революции. Первый памятник, воздвигнутый в Пензе, именно так и служит делу революции».

Поясной памятник К. Марксу был установлен на Советской площади Пензы около бывшего губернаторского дома. Шестиметровую скульптуру изготовили из 300 пудов глины и гипса под личным руководством Заведующего Отделом искусств пензенского Губсовета Ефима Владимировича Равделя. Монумент в центре Пензы не нравился многим, тем более он сразу же начал крошиться и его тайно ночью снесли уже месяц спустя.



ПРИМЕЧАНИЯ:


[1] Георгий Дмитриевич Алексеев (1881–1951) – известный советский скульптор, живописец и график. Один из самых страстных и талантливых пропагандистов марксистко-ленинских идей 1920-30-х годов, не только свидетель, но и живой участник русской революции. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ученик И. Репина и С. Коровина. В начале 1920-х сотрудничал с В.В. Маяковским в «Окнах сатиры РОСТА».

(2) С 1926 года уездный город Наровчат становиться волостным селом Беднодемьянского уезда; с 1928 года – село, центр Наровчатского района Мордовского округа Средне-Волжской области; с 1939 года – село, центр Наровчатского района в составе Пензенской области.


ДАЛЕЕ:К. А. Савицкий, В. М. Терёхин
http://proza.ru/2024/04/30/1297


Рецензии