Ефим Равдэль

После внезапной кончины К.А. Савицкого в своём рабочем кабинете в 1905 году, традиции ПХУ на посту директора продолжат художник исторического жанра, передвижник А.Ф. Афанасьев и академик живописи, автор жанровых картин и пейзажей Н.Ф. Петров. На должность преподавателей будут приняты известные художники А. И. Вахромеев, А. И. Штурман, И. С. Горюшкин-Сорокопудов.

Однако, рывок в росте промышленности и революционный дух в Пензе начала ХХ века вскоре стремительно закрутит в свою воронку энергичную, рвущуюся к действию, но не успевшую окрепнуть фундаментальными знаниями и опытом прошлых поколений творческую молодёжь. Пропагандируя модные западные футуристические идеи хаоса и разрушения в культуре, студенты училища призывают отказаться от традиций, этических взглядов и идеологии всех писателей и художников-предшественников: «Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов…Мы аннулируем всё классическое – эстетизм наизнанку! Никаких Елен Прекрасных, никаких хрусталей и ананасов! Мы провозглашаем всякую «пакость» - паклю, помёт цыплячий, гнилую капусту, а если стекло, то толчёное и со щебёнкой» ; «… Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с парохода современности… С высоты небоскрёбов мы взираем на их ничтожество!» - провозглашают вслед за декларацией футуристов учащиеся ПХУ: Владимир Бурлюк[1], Аристарх Лентулов[2], Владимир Татлин[3] и др. Трудно поверить, что это всё ученики известных художников.

В своё время и художники – передвижники, вдохновившись народничеством, были бунтарями. В 1863 году в Академии художеств с её классической школой произошло событие: «Бунт четырнадцати». Четырнадцать одаренных её выпускников, претендовавших на золотую медаль, покинули Академию и создали собственное «Товарищество передвижных выставок». Участники объединения стали писать реалистичные сюжеты, воплощать в своих полотнах самые актуальные жизненные темы, вести активную просветительскую деятельность среди народа. Но это был бунт во имя созидания. В число художников-передвижников входили и первый директор ПХУ К.А. Савицкий, и его друг И.И. Шишкин, и А. К. Саврасов, и В.Д. Поленов, и И.Е. Репин.

Один из преподавателей Пензенского училища П. И. Коровин был учеником А. К. Саврасова, и В.Д. Поленова, а другой, И.С. Горюшкин – Сорокопудов - учеником Ильи Репина, который в своих мемуарах «Мои грустные воспоминания революционного периода в Пензенском художественном училище» с горечью напишет уже о своих учениках:

« …в это время у нас в России было много разных течений в искусстве, или, вернее сказать шарлатанства в искусстве, которое совершенно было непонятно народным массам, т.к. в искусстве всех этих шарлатанствующих групп отсутствовал здравый смысл».

C началом революции творчество художников и поэтов наполняется пафосом революционного романтизма, на передний план выходит новое авангардное, плакатное искусство, поднимающее народ на «трудовые подвиги».

Уполномоченными по созданию Государственных свободных художественных мастерских в провинциальных городах назначаются Левые художники-авангардисты, которые обычно становятся заведующими подотделами изобразительного искусства губернских отделов народного образования и подчиняются Наркомпросу, возглавляемому А.В. Луначарским.

*
«Дураки вообще, а отечественные – в особенности,
очень любят управлять чем-нибудь»
В.О. Ключевский
*

В 1918 году из Москвы в Пензу приезжает 25-летний комиссар по искусству Ефим Равдель. Его потомок, современная жительница Петербурга Нина Цивина, рассказывает: «После революции недоучившийся скульптор приезжает на родину в Пензу и устраивается декоратором театра «Просвещение» при Совете рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Там художник оформил десять спектаклей, но неуемному темпераменту Ефима было тесно на театральных подмостках.

В апреле 1918 года Равдель был назначен заведующим Отделом искусств пензенского губсовета…»

Будучи на этом посту, проучившийся всего год в качестве вольнослушателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, этот новоявленный художник и скульптор начинает активно заниматься реорганизацией Пензенского художественного училища в государственные свободные художественные мастерские и внедрять в массы искусство авангарда.

В мастерских Равдель устанавливает самоуправление, вводит новые приемы изображения. Например, связав хлам в одну кучу, на веревке подвешивает к потолку и раскачивает, в то время как учащиеся должны это зарисовать. Приём называется: «Натюрморт в динамике». Во время Октябрьских праздников эксцентричный комиссар торжественно следует по Пензе на вороном коне в красной тоге, изображая Спартака.

В те годы на старых преподавателей училища - сторонников реалистического искусства начинаются гонения за их «буржуазность». Так уже отставной за приверженность старой школе преподаватель художественного училища И. С. Горюшкин - Сорокопудов в своих мемуарах писал: «…после Октябрьской революции начинается тот развал и ненормальные безобразия, которые носили характер вандализма… В 1918 году из Москвы был назначен комиссаром по искусству некто Ефим Равдель. Это первый период развала в Пензенском художественном училище...».

Вскоре Ефим Равдель из Пензы будет переведен Наркомпросом в Екатеринбург, откуда будет руководить поставками в пензенское училище авангардных работ модных художников. А затем, в 1920 году его отзывают в Москву на должность уполномоченного Отдела изобразительного искусства народного комиссариата просвещения. Там его деятельность по реорганизации Высших государственных художественных училищ была замечена самим Луначарским и он, на базе двух училищ: Московского - живописи, ваяния и зодчества и Строгановского, организовывает Высшие художественно-технические мастерские ВХУТЕМАС и становится их ректором. Мастерские призваны были стать авангардным учреждением по формированию нового фкуса у народа.

Несмотря на горы организационной работы, Ефим Равдель, вспомнив свою пензенскую деятельность, принимает участие в оформлении масштабного мероприятия в помещении цирка на Цветном бульваре, - спектакля «Мистерия-Буфф» по пьесе Маяковского. Спектакль с 350 актёрами был приурочен к III Конгрессу Коминтерна. В числе режиссеров и оформителей, кроме Ефима Равделя были руководитель Еврейского камерного театра Грановский и художник Натан Альтман.

Однако, уже к 1923 году в стране наметились перемены и, левые идеи в искусстве стали сдавать позиции. Лидирующие позиции во ВХУТЕМАСе занимает «чистое искусство»…приближается эпоха соцреализма. В результате всего этого Ефим Равдель уступает своё место ректора известному графику В.А. Фаворскому.

Осип Брик, с которым Ефим был дружен, помогает ему уехать с семьёй в Латвию, а затем его следы теряются. Есть предположение, что семья Равделя эмигрировала в Германию, затем в Варшаву, а затем, разделила судьбу 60 % евреев Европы…



ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Владимир Бурлюк – художник; брат Давида Бурлюка, основателя футуристической группы « Гилея», друга и учителя Владимира Маяковского

[2] Аристарх Лентулов – художник, один из родоначальников « Русского авангарда»

[3] Владимир Татлин – художник, родоначальник конструктивизма

ДАЛЕЕ: Исаак Бродский http://proza.ru/2024/04/30/1311


Рецензии