Крыловы. Часть I. Воины из племени крийвов

Как считает большинство ономастических ресурсов, в основе родового прозвища предков  Крыловых зачастую лежало слово «крыло», исстари обозначавшее одну из сторон церковного хора, либо «крылос» - в старину также употребляемое в просторечье вместо греческого «клирос».

У староверов название «крылос» сохраняется и по сей день, а значит, на Руси именно так и говорили вплоть до XVII столетия.

Такую подмену мы встречаем, например, в письме чеховского Ваньки Жукова своему дедушке: «…детей на крылос петь не пускают».

По-гречески же клиросом именовалось не только место для пения в храме или певчие во время богослужения, но и весь церковный причт – клир, духовенство. Слово само переводится с греческого как «жребий» и существует с тех незапамятных времен, когда священство еще избиралось по жребию (см. Большой толково-фразеологический словарь Михельсона).

Как известно, любая фамилия образована от имени, прозвища, рода занятий или места жительства дальнего предка человека по мужской линии.

По дошедшим до наших дней сведениям, в XVI  веке одним из носителей патронима был некий Крыло Иванов, владимирский крестьянин (1542). Надо полагать, Иванов он был по отцу, которого звали Иваном, но личное прозвище носил «Крыло». Сейчас уже, разумеется, невозможно угадать, по какой причине вышеупомянутого крестьянина прозвали таким образом. Но можно предположить, что дети его унаследовали патроним своего отца так же, как до этого он.

В разное время обладателями фамилии были представители самых разных сословий: лазутчик из Солигалича Трепка Крылов (1609), московский дьяк Меркурий Крылов (1653), стрелецкий сын в Сибири Терешка Иванов сын Крылов, Петр Крылов, «слонимский земянин» (1609) - Тупиков Н.М. Словарь древне-русских личных собственных имен, СПб, 1908 г.

Писец Макарий Крылов Тихвинец из Николаевского Антониева монастыря в 1685 году был составителем второго монастырского  Синодика (поминальника)  – А.Головкин «Помнят стены монастыря», 2016 г.

Вероятнее всего, ударение в те времена приходилось не на окончание «ов», как мы произносим ныне, а на первую гласную патронима, производного от прозвищ «Крыл» или «Крыло».

Считается, что фамилию Крылов часто присваивали выпускникам духовных училищ или семинарий, так же именовавшихся бурсами. Имея в виду, что выходили бурсаки из их стен как бы окрыленными, подобно ангелам, с крылами за спиной. Этим объясняется, в частности, распространенность фамилии Крыловых среди православного духовенства Российской Империи. Особенно много Крыловых было выпущено из стен Вифанской и Московской духовных семинарий, начиная с середины XIX в.

Как отмечают исследователи в области ономастики, начиная с XVI века подавляющее большинство русских фамилий постепенно усвоило застывшие патронимические суффиксы -ов/-ев и -ин. Фамилии на -ов/-ев по происхождению являются краткими прилагательными. С помощью суффикса «-ов» фамилия образуется от производных существительных, оканчивающихся на твердый согласный или -о.

Так, не случайно, что тому же слову «крылос» более созвучна и логически соответствует, например, фамилия Крылосов, нежели Крылов.

Точно так же и русская фамилия «Крылов» таким образом должна иметь в основе своей именно прозвище «крыл» или «крыло». На самом деле вовсе не связанное с упомянутым выше местом для хора певчих в храме в греческом его произношении.

Для исконных же фамилий Смоленской губернии вообще характерно окончание их на «-енков»!

А вот созвучное ему украинское «-енко» представляет старинный суффикс, происходящий от слова «сынко» через преобразование его в результате переписи в «ынко», а позднее в «энко» Например, Агіенко – сын Агія (библейское имя Агий (см. 2 Езд 5:34) в 1Езд 2:57 читается как Хаттил). Такого вида родовые прозвания были распространены на Подолье, встречались в Галиции, Житомирщине, Киевщине.

Следует также иметь в виду, что многие национальные прозвания в Российской Империи насильственно русифицировались и не всегда окончание их на «ов» достоверно свидетельствует о русском происхождении фамилии или национальной принадлежности носителя.

Например, далекий мой предок по материнской линии - крещенный в православии сын мирзы Минчака Косаева, выходца из Большой Орды при дворе Василия III, Увар, имея чисто монгольское происхождение и ведя его от самого Чингисхана,  стал основателем русского дворянского рода Уваровых.

А сын какого-нибудь бежавшего из-под власти Швеции православного карела по имени Макар, сам становился Макаровым...

Согласно теории профессора Е.А.Шмидта, населявшие в древности территорию Смоленщины племена кривичей вообще были балтами, а по мнению советского лингвиста Г.А.Хабургаева, вели свой род от балтского народа, называвшего себя «крийва».

Можно также предположить определенную зависимость этногеографического прозвища человека «из крийвов» - с учетом особенностей произношения и временной языковой трансформации с вероятной звукозаменой - с будущей фамилией Крылов: крийв, крийвич – крийвов, крийлов, крыйлов и т.д. Сына же какого-нибудь кривича в других племенах и землях, куда забрасывала его судьба, могли так и называть - «крийвов сын», из «крийвов»: крыйвов – крыйлов – крылов.

Само понятие криве (лат. Criwe), однако, впервые было упомянуто лишь в 1326 году Петром из Дусбурга в главе «De yodalatria et ritu et moribus Pruthenorum» его «Chronicon Terrae Prussiae», как имя верховного языческого иерарха племени пруссов. В то время, как название племенного союза кривичей издревле известно по восточнославянским летописным источникам и в последний раз упоминается в Ипатьевском списке около 1128 года. На Западе же племенное название кривичей-крийвов встречается вплоть до XVII столетия.

Любопытно, кстати, что такая фамилия, как Кривичев тоже существует! А в Эстонии даже есть старинная деревня с названием Крийва.

Не говоря о том факте, что в латышском языке слово «криевс» значит «русский». Возможно, древние предки латышей, латгалы, просто называли так своих еще более восточных соседей-балтов?

Сам же этноним, по мнению некоторых ученых, связан с языческими балтскими жрецами огня «Криве-кривайто».

Так что, далекий предок Крыловых из кривичей-крийвов-кривов, мог как  обозначать таким образом свою племенную принадлежность, так и быть, например, сыном жреца огня – Крива, где это название не было именем собственным.

Как считает писатель А.В.Козлов, название кривичей, скорее всего, вообще произошло от слова «крив» в значении «кровь», ссылаясь при этом на «Материалы к словарю древнерусского языка» И.И. Срезневского, изданные в 1893–1912 годах под наблюдением академиков А.Ф. Бычкова и А.А. Шахматова, где «кривавый» означает «кровавый».  То есть название кривичей, вероятнее всего, подразумевает понятие «кровные, родные» (Козлов А.В  Древнейшая история Московского края. Мифы и реальность, с.18).

Точка зрения интересная, особенно, если поискать схожие слова в родственных языках. Например, «кровь» по-польски - «krew» (крев), по-чешски «krev», по сербо-хорватски «krv» и т.д.

Пошло ли это название балто-славянского племенного союза от того, что все «крийвы»-кривичи были «братьями по крови» или в основе его лежало нечто другое, например, принесение кровавых жертв богу Велесу, которому кривичи поклонялись в образе Змея, или «кровавичами» они прозваны были своими соседями за беспощадность в сражениях, мы никогда не узнаем, а версии и догадки можем строить, какие угодно.

Гремели мечи о щиты и шеломы,
Катилась волной чужеземная рать.
Сквозь ржанье коней и израненных стоны,
Казалось, спасения нам не видать...

Лишь витязь один среди сечи поднялся
И к солнцу воздел окровавленный меч.
Враг дрогнул и в страхе пред ним заметался,
Теряя рассудок и волю, и речь.

А он так стоял, обагрен вражьей кровью
Над грудой изрубленных вражеских тел.
И молвили воины: будь славен, Кровавич,
И кривичем зваться теперь твой удел!

В 1990 году в свет вышла работа кандидата географических наук В.И. Паранина «Историческая география летописной Руси».
Автор обращает внимание на особую, так называемую «цветовую» систему для обозначения сторон горизонта и ориентации в пространстве, существовавшую в Восточной Европе. Будучи языческой, система была солярной, то есть основывалась на Солнце. Юг в ней обозначался красным цветом, север - чёрным, восток – синим, а запад – белым цветом. Филологический поиск привел учёного к балтско-финским языкам. Оказалось, что в одном из них, а именно - карельском, нашлись очень интересные слова: ruskej (красный) и ряд производных от него: rusko (заря), ruskotaa (краснеть) и другие.

До этого никто не задумывался над подобными любопытными параллелями. Согласно теории Паранина, лингвистическая основа слова «Русь» связана с цветовой символикой, обозначающей южные элементы в территориальной системе древних балто-финнов.

Как тут не вспомнить известные по старинным рисункам красные щиты, стяги и хоругви древних воинов Руси?!

Вряд ли, конечно, предки гжатских Крыловых из д.Алискино жили на этом месте прямо-таки с тех самых незапамятных «кривских» времен. Тем паче, что, согласно Лаврентьевской летописи, в древности верховья реки Протвы, левого притока Оки, на границе между землями вятичей и кривичей были населены племенем днепровских балтов голядь (галиндов), поклонявшихся столбам с медвежьими головами. Не случайно практически все гидронимы в этой части современной России имеют балтскую этимологию: Лама, Яуза, Нидоль, Москва, Химка, Руза, Пахра, Истра и т.д. Например, название Москва, по мнению советского и российского лингвиста и филолога В.Н.Топорова (1928 - 2005), восходит к древне-балтийским формам Mask-(u)va, Mask-ava или Mazg-(u)va, Mazg-ava от корней со значениями либо «топь», либо «извилистая (река)».

Но всякая версия имеет право на сущствование, ведь в конечном итоге галинды были частично ассимилированы своими соседями-кривичами.

Перенесемся, однако, в более позднее время.

В России наследственным именем семьи обычно становился патроним отца. Если у деда, чье имя легло в основу утвердившейся фамилии, было два имени — одно крестильное, а другое обиходное (например, прозвище), то фамилия неизменно образовывалась от второго (см. Б. О. Унбегаун «Русские фамилии»).

Что же за прозвища такие могли быть у далеких русских крыловских предков: «Крыл» и «Крыло»?

Если у слова «крыло» в русском языке еще достаточно много значений, то для первого, кроме глагола «крыть» в прошедшем времени, подобрать подходящее по смыслу уже сложнее. Как ни крути, употребительно к прозвищу получается полная белиберда.

Сложно представить, чтобы первый носитель патронима «Крыл» имел прозвище в форме прошедшего времени мужского рода первого, второго и третьего лица единственного числа изъявительного наклонения от глагола  «крыть».

Сомнительно также, чтобы человека назвали «крылом», как мельничной лопастью, передней частью плуга, левой или правой стороной чего-либо, будь то боковая сторона невода, фланг войска на поле брани или пристройка к усадьбе. Равно, как и левого или правого крыла церковного хора – «крылоса».

Как сообщают авторы одного из ономастических Интернет-ресурсов, существует теория, что фамилия Крылов связана с древним русским именем Крил (Крилл). Имя это имело христианское происхождение и употреблялось в значении «повелитель», «господин», а позже стало употребляться и как светское имя.

А что, если, памятуя происхождение названия кривичи от слова «кровь» - по версии А.В.Козлова, и патронимическое прозвище «крийвов»-Крылов на самом деле в основе имеет никакое не «крыло» или «крыл», а ту же самую «кровь»?!

По моей же собственной теории, в древности или в средневековье  прозвище изначально могло быть двусложным, составным. То есть иметь внутри себя не только существительное, но и прилагательное к нему. Не будем вспоминать каких-то там Быстроногих Оленей, Бешеных Коней или Сидящих Бизонов «из другой оперы», а обратимся навскидку к яркому примеру из истории Древней Руси - Всеволоду «Большое Гнездо».

Точно так же некий носитель и нашего патронима мог изначально зваться, например, «Вороново Крыло», будучи темноволосым или с черным от копоти лицом, если работал в кузне или на смоловарне. С течением времени прилагательное отпадало, оставляя упрощенную коммуникативную основу прозвища в форме «КрылА». Равным образом, человек, звавшийся, возможно, «Чернокрылом», в процессе длительной коммуникации начинал прозываться просто «Крыл».

(Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999)

Еще одно, что могло бы более или менее соответствовать по смыслу – это некая личностная характеристика далекого патронима  пра-Крылова. Происходящая, например, от выражения «взять под свое крыло», то есть под опеку, обеспечить защиту: сироток ли приютил, погорельцев, на многодетной вдове женился… Укрыл, обеспечил укрытие.

Что ж, такая патронимическая версия выглядит гораздо более приятной, нежели ведущая начало от прозвища предка, который покрывал всех бранью или, как жеребец, окрестных девок.

2024


Рецензии