Музыка жизни Грибоедова. Дорогой наук и искусств

Философия воплощения жизни человеческого духа и разума

Сохранение живого произведения театрального искусства

Исследование "О чём говорит музыка и как звучат слова"

Литературный проект чтения первоисточников «Твёрдый знакЪ»


Заметка

Музыка жизни Грибоедова. Дорогой наук и искусств

на основе текстов современников и литературно-исторических источников

        Посвящается родной душе и хранящим историческую память


        «Слагать историю приятней поэтично»
        (К.Мира, "Трагедия совершенного искусства)


В контексте написания пьесы об Александре Сергеевиче Грибоедове, я стала изучать материалы о нём и работать с первоисточниками, не касаясь современных исследований и пересказов. К слову сказать, есть пьеса Архипова в прозе в десяти картинах, и её я буду изучать уже после написания пьесы в стихах. Это исследование с устремлением ближе к началу, к корням Древа жизни этого многообразного Человека, близкого по духу и уму, чья история впечатлила с детства, а произведение "Горе от ума" всегда напоминает жизнь и борьбу ума в настоящее время, потому что человечество, меняясь во времени, не меняется по сути, а хотелось бы видеть настоящих людей, а не только читать о них в книгах. И история действительно тесно переплетена с литературой, и данная заметка основана на литературно-исторических источниках - ещё одна древнейшая веха междисциплинарности.

Писатель, дипломат, драматург, историк, полиглот, музыкант... Многогранность таланта Грибоедова могла не знать границ. И данная заметка о его музыке жизни и её пути с наукой и искусством.

Интерес Грибоедова к истории был пробужден в университетские годы, притом в университет Александр Сергеевич поступил в 15 лет - не устану повторять, что если есть возможности, нужно идти на опережение и осваивать курс экстерном - тогда можно многое успеть в жизни. И история навсегда стала наукой, которой Грибоедов жил как и музыкой и поэзией, самой жизнью. Он понимал значение истории, когда и сам его ум имел значение для неё, истории того времени, став частью целой сети умов. «Тысячи нитей связывают Грибоедова с этим движением» (2, с. 248), движением общественной мысли в Александровское время.

В становлении личности играют роль не только природные и развитые способности, но и доступ к источникам знаний, и учителя. Наставник А.С.Грибоедова – Богдан Иванович Ион, доктор права, "знаток классиков" (1), был не только учителем, но и другом, и в университете сопровождал юного Грибоедова, как это было принято по тем временам.

Итак, когда в занятиях науками и искусствами минуло пятнадцать лет, А.С.Грибоедов поступает в университет на этико-политическое отделение, слушает лучших профессоров литературы и философии, и тогда же увлекается русской историей, чему способствовал в том числе профессор Буле (с. 6). Вместе они часто рассуждали о драме - тогда дома профессоров были открыты для их учеников. И профессор Буле, увлекаясь трудами Аристотеля, с Грибоедовым изучал основы драмы. Возможно, именно тогда Грибоедов полюбил театр. А "университет давал пищу уму и чувству" (1). Из статьи Веселовского (2) можно узнать о том, что в университете под руководством профессора Страхова ставились спектакли, и вновь высказывается предположение, что здесь у Грибоедова могла зародиться любовь к театру.

Грибоедов окончил университет, сдав экзамен со степенью кандидата, и пошёл на службу – была Отечественная война. В 16 лет Грибоедов поступил на военную службу для защиты Отечества (2). После службы – литературная деятельность, в которой он более всего любил реализм. «Бог с ними, с мечтаниями. Ныне в какую книжку ни заглянешь, что ни прочтёшь, песнь или послание, везде мечтания, а натуры ни на волос» (с. 9). В Петербурге Грибоедов входит в литературный круг Н.И. Хмельницкого, А.А. Жандра, Н.И.Греча, в общество Чаадаева, Пестеля, и вступает в масонскую ложу. В 1817 году Грибоедов поступил на службу в Коллегию иностранных дел (1). В 1818 году был назначен секретарём персидской миссии (2). В Персии он развил план «Горя от ума»... Как узнаётся этот жизненный путь! Как знакома эта дорога наук и искусств. Как много в жизни пересечений, и, когда видишь родство душ и умов, это не может не восхищать. Помню своё детское увлечение масонами, перешедшее во взрослое исследование науки о символах и семантики, информатики слова, эту тягу к истинному знанию, а затем и государственная служба и занятия литературоведением.

Грибоедов писал театральные статьи и вместе с А.А.Жандром переводил «Семелу» Шиллера. "Уезжая из Петербурга, он просил Бегичева: «… Подпишись на афишки, присылай мне их и, когда уедешь из Петербурга, поручи кому-нибудь другому, Катенину или Жандру»… Вообще интересы театра были его интересами, он ими жил" (1, с. 10). Это было творчество в спешке, и после пяти сцен комедии «Своя семья», перевода пьесы «Притворная неверность», комедии «Студенты», написанной с Катениным, дивертисмента «Проба интермедии», комедии «Молодые супруги», Грибоедов пишет «Лубочный театр» тем языком, в котором чувствуется лёгкость, оригинальность и едкость «Горя от ума».

Грибоедов изучал иностранные языки, был склонен к научному труду и искусствам, фортепьяно было для него необходимостью, наслаждением и поэтическим выражением (1, с. 4). Он жил музыкой. В Грузии он вздыхает о фортепьяно и в одном доме бросается к клавишам и играет девять часов. «Увлекаясь в бесконечные импровизации, прелести которых удивлялись все, слышавшие их, он забывал весь мир и способен был не отрываться от инструмента по целым дням. Сойдясь с кружком русских музыкантов – Алябьева, Верстовскаго и др., Грибоедов усвоил себе вполне теорию музыки. Доказательством музыкальной деятельности служат дошедшие до нас вальсы писателя. Что Грибоедов был настолько же талантливым музыкантом, как и писателем, доказывает благосклонный отзыв М.И.Глинки, далеко не щедраго на одобрения» (1, с. 4-5). И вальсы могут стать неотъемлемой частью пьесы - знали ли вы Грибоедова как музыкальную душу и ум, а он действительно жил музыкой! И на дуэли его противник специально целился в руку, которую прострелил, так пытаясь лишить этого гения звука одновременно и литературных, и музыкальных занятий. Но Грибоедов, сильнейший человек, продолжил и дело жизни, и сердца, которое сохранилось в этой дуэли, чтобы столкнуться с более страшным неравным боем - неуправляемой темной и слепой силой толпы-Левиафана.

Любовь к родному русскому слову и музыке всегда жила в Грибоедове и вместе с ним. В тяжкие минуты жизни душа тянулась к старинным песням. Путешествуя в Персии, Грибоедов мыслями витал в России (1, с. 15). Он мысленно перенёсся в старину, и персиянин представлялся ему в роли «добродушнаго москвитянина, угощающего приезжих из немцев. Крепкие напитки, сырые овощи и блюда с сахарными брашнами, всё это способствовало к переселению моих мыслей в нашу седую старину» (1). 6 сентября 1819 года, из дневника А.С.Грибоедова сохранилась запись: «камнями в нас швыряют, трёх человек зашибли» (1). После этой записи следующее воспоминание с тоской о песнях - "Как за реченькой слободушка", "В поле дороженька", а заслышав песни хоровода "Вниз по матушке, по Волге" и другие песни и увидев танец славянского народа на чужбине, Грибоедов сохранил память так: "Прислонившись к дереву, я с голосистых певцов невольно свёл глаза на самих слушателей-наблюдателей, тот повреждённый класс полу-европейцев, к которому и я принадлежу. Им казалось дико всё, что слышали, что видели: их сердцам эти звуки невнятны, эти наряды для них странны... Народ единокровный, наш народ разрознен с нами, и навеки!". Сколько истины в этих словах для современности! "Каким чёрным волшебством сделались мы чужие между своими!" (3).

И в заключение заметки приведу практически полный текст мастера слова, великого поэта о поэте великого ума. А.С.Пушкин о Грибоедове и его пьесе (3):
I. Из «Путешествия в Эрзерум»:
«Три потока с шумом и пеной низвергались с высокаго берега. Я переехал через реку. Два вола, впряжённые в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. «Откуда вы?» спросил я их. – Из Тегерана. – «Что вы везёте?» - Грибоеда. – Это было тело убитаго Грибоедова, которое препровождали в Тифлис. Не думал я встретить уже когда-нибудь нашего Грибоедова! Я разстался с ним в прошлом году в Петербурге, перед отъездом его в Персию. Он был печален и имел странные предчувствия. Я было хотел его успокоить, он мне сказал: Вы этого народа не знаете: вот увидите, что дело дойдёт до ножей». … Он погиб под кинжалами персиян, жертвой невежества и вероломства (3)».
«Я познакомился с Грибоедовым в 1817 году. Его меланхолический характер, его озлобленный ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, - всё в нём было необыкновенно привлекательно. Рождённый с честолюбием, равным его дарованиям, долго был он опутан сетями мелочных нужд и неизвестности. Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан… Люди верят только славе и не понимают, что между ними может находиться какой-нибудь Наполеон, не предводительствовавший ни одною егерскою ротой, или другой Декарт, не печатавший ни одной строчки в «Московском Телеграфе» (3).
"Жизнь Грибоедова была затемнена несколькими облаками: следствие пылких страстей и могучих обстоятельств" (3). И светлым лучом неземного счастья в конце трагедии жизни было то, что Грибоедова "женился на той, которую любил (3)", но на этом жизнь обрывается, как смерть "мгновенна и прекрасна".
«Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его на ряду с первыми нашими поэтами (3)…». От себя добавлю, что информационная насыщенность речи Чацкого в "Горе от ума" заключает огромный смысловой объём: только в одной стихотворной строке можно встретить переход в три фразы сквозь разные темы - так стремителен ум Грибоедова. И так в одной фразе в речи Чацкий трижды умом и семидумьем превосходит всех.

«Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя следов. Мы ленивы и нелюбопытны (3)»… И где тогда люди и братья, когда те, кто окружают человека, закрывают глаза на его гибель, гибель неповторимого ума, который мог творить и создать так много для самих людей.

И жизнь светлейшего ума должна быть примером, не только устремлений, и того, что нужно исправлять людям и обществу, а что беречь и сохранять и преумножать.

2024, Ксения Мира, литературный проект "Твёрдый знакЪ"

Литературно-исторические источники

(1) Вл. Боцяновский. Александр Сергеевич Грибоедов. По поводу 10-летия со дня его рождения. Отдельный оттиск из «Ежегодника императорских театров» сезона 1893-1894 гг. Санкт-Петербург, Типография императорских Спб. Театров, 1895. 43 с.
(2) В. Покровский. Александр Сергеевич Грибоедов. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных статей. Составил В.Покровский. Издание 3-е, дополненное. Москва, Склад в книжном магазине В.Спиридонова и А.Михайлова, 1911. 248 с.
(3) А.С. Грибоедов. Составил А.Д. Алфёров. Историко-литературная библиотека. Под редакцией А.Е. Грузинскаго. Типография т-ва И.Д. Сытина. Москва, 1910. 231 с.


Рецензии